Факторы развития психики в онтогенезе
Фактор – причины или движущие силы развития психики: включают и выделяют биологические, социальные факторы и активность гомосапиенс:
Биологические факторы – свойства организма, его функционирования, процессы роста, созревания и старения:
1) Генотип гомосапиенс. Он определяет как типичные свойства гомосапиенс, так и индивидуальные, наследуемые особенности.
2) Индивидуальные особенности, которые появились до рождения, в период рождения и после рождения под влиянием окружающей среды.
3) физиологические потребности и безусловные рефлексы, направленные на их удовлетворение (процессы роста, созревания, старения).
Рост – увеличение массы и длины органов, тела, организма в целом.
Созревание – качественное изменение в строении тела (половое созревание).
Старение – анатомические и физиологические изменения, после прохождения точки оптимальной зрелости.
Социальные факторы – социальная среда и ее взаимодействие. Различают:
1) Макрофакторы – экологическая обстановка в целом, демографическая ситуация, экономические и социальные явления в стране.
2) Мезофакторы – национальная принадлежность, тип населения (город, сельская местность, центральный или отдаленный район).
3) Микрофакторы – семья, общество сверстников, особенности образования, религия.
Психологическая активность гомосапиенс – поведение и деятельность ребенка;
биологические факторы – природные предпосылки, без которых развитие происходить не может (какие качества будут сформированы у ребенка зависит от социального воздействия и его активности);
Источник психического развития – это общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Развитие происходит в форме усвоения этого общественного опыта или социального наследования.
Механизмы развития:1) индентификация – отождествление себя с взрослым и подражание;2) обособление – отделение от взрослого, преобретение автономности и независимости.
Основной процесс развития – это интериоризация – это переход ведущей деятельности с материальными предметами в ведущую деятельность, протекающую в умственном плане (по Леонтьеву).
Закономерности развития.
1. Стадиальность – существуют стадии психического развития, именуемые возрастом.
2. Преемственность – использование достижений предшествующих стадий развития в ходе дальнейшего психического развития.
3. Цикличность (спираливидность) – любое психическое явление (память, мышление и др.), развивается в каждом возрасте, но приобретает новые качественные особенности.
4. Неравномерность – различные виды и свойства познавательных процессов, личностные качества развиваются в разное время. Неравномерность развития приводит к зоне актуального развития и к зоне ближайшего развития. Зона актуального развития – те психические явления, которые закончили свое развитие. Зона ближайшего развития – те психические явления, которые в данном возрасте еще развиваются.
Сензитивный период развития – период повышенной чувствительности психических явлений внешним воздействиям. Повышенно чувствительны те психические явления, которые только развиваются.
5. Индивидуальные особенности развития – вариации типичного хода развития, обусловленные индивидуальными особенностями конкретного ребенка.
6. с-лизация- процесс усвоения (в отличии от животных, к-ые приспосабливаются и активного воспроизводства с-льного опыта.
7. интериоризация –переход общественных представлений в соз-е отдельного ч-а (перевод внешнего во внутреннее), экстериоризация – перевод из внутреннего во внешний план.
8. активность ребенка =д-сть (одна из форм активности – развивающиеся задатки.
9. потребности и ведущая д-сть –источник развития. Ведущая д-сть обуславливает псих-ое развитие ребенка, ведет к новообразованиям. Новообразование –образование новых свойств, качеств л-ти; система мотивов; другие виды д-сти.
10. необратимость развития- чел-к не может вернуться на предыдущую стадию.
11. скачкообразность – скачки в развитии ребенка. Основные противоречия: -между внутренними и внешними факторами с-льной ситуации; -между потребностью и д-стью; - между старым образом жизни, возможностями, потребностями и требованиями, предъявляемыми к чел-ку.
12 акселерация – ускорение темпов развития.
4. Психологический возраст – это конкретное относительно ограниченное во времени развитие индивида как личности, характеризуемое закономерным характером физиологического и психологического изменения, происходящего на данном этапе развития и не связано с индивидуальным различием.
Характеристики развития.
Социальная ситуация развития (ССР) – совокупность внутренних и внешних условий, которые определяют развитие в определенном возрасте.
Внутренние условия: 1) потребности возраста; 2) аффективные переживания (обусловлены тем, в какой степени удовлетворяются потребности возраста).
Внешние условия – сюда относятся положение ребенка в системе общих отношений.
Ведущая деятельность – вид деятельности, который определяет возникновение изменений познавательных процессов и личности в данном возрасте.
В процессе развития ребенка выделяют 2 типа ведущих видов деятельности.
1 тип – деятельности, развивающие мотивационную сферу (общение в младенческом возрасте, игра, интимно-личностное общение подростков).
2 тип – деятельности, развивающие операционно-технические деятельности (знания, умения, навыки). Это предметная деятельность младшего школьника, учебно-профессиональная деятельность юношеского возраста.
Психические новообразования – качественные изменения психики, которые возникают к концу возраста: 1) новообразования познавательных процессов; 2) новообразования личности; 3) предпосылки формирования новых видов деятельности.
6. Наличие критических периодов (по Л.С.Выгодскому). Он ввел 2 понятия.
1) Стабильный возраст. Развитие происходит на протяжении длительного времени, изменения накапливаются медленно, внешне не выражены.
2) Критический возраст. Развитие происходит в короткие сроки, характеризуются бурными изменениями, ярко выражены внешне. Основной смысл кризиса – изменение отношений с окружающими людьми: требования взрослых начинают не соответствовать уровню психологического развития ребенка, следовательно, необходимо их изменение.
Кризисы детского возраста (основные критические периоды).
1) кризис первого года жизни; 2) кризис трех лет; 3) кризис семи лет; 4) кризис подросткового возраста; 5) кризис юношеского возраста.
Кризисы взрослого возраста (основные критические периоды).
1) кризис, обусловленный окончанием учебного заведения и началом трудовой деятельности; 2) кризис середины жизни (40-50 лет); 3) кризис пенсионного возраста; 4) кризис смерти.