Система уголовного права
Ключевые вопросы: понятие системы уголовного права, ее наиболее отличительные черты; характеристика содержания системы уголовного права; место уголовного права в общей системе права.
1. Система - это целое, составленное из частей, образующих определенную целостность, единство. Современному этапу законотворчества, а равно законодательной технике характерен системный подход, который позволяет обеспечить наиболее полное регулирование соответствующих общественных отношений. Систему уголовного права России на современном этапе характеризуют две важнейшие отличительные черты. Во-первых, она основана на общих принципах и нормах международного права (ч. 2 ст. 1 УК), во-вторых, построена от начала до конца в соответствии с принципами и системой социальных ценностей, провозглашенных Конституцией РФ.
2. Российское уголовное право как отрасль права и как учебная дисциплина подразделена на Общую и Особенную части (аналогично строению УК РФ). Общая и Особенная части изучаются последовательно, раздельно, но, тем не менее, они существуют в неразрывном единстве.
Правильно понять и оценить положения Особенной части, применить ее нормы невозможно, не обратившись к положениям Общей части уголовного права.
Общая часть российского уголовного права изучает понятие, задачи, принципы уголовного права, его место в системе права и соотношение с иными отраслями российского права. Специально в ней выделяются вопросы, связанные с понятием науки уголовного права и ее основных категорий, задач и путей развития, а также уголовной политики и ее главных направлений. Немаловажное значение имеет характеристика уголовного закона, анализ вопросов, связанных с его понятием, ролью в борьбе с преступностью, действием закона во времени и пространстве, строением уголовно-правовых норм, толкованием закона.
Особое место при изучении Общей части занимает рассмотрение проблем уголовной ответственности и ее оснований, наиболее важных и сложных положений, категорий, относящихся к преступлению. Особое социально-политическое и юридическое значение придается понятию и признакам преступления; составу преступления, его структуре и роли для определения основания уголовной ответственности и правильной квалификации преступлений; вине; субъекту преступления. Важное место занимает изучение обстоятельств, исключающих преступность деяния (необходимая оборона; причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайняя необходимость; физическое и психическое принуждение; обоснованный риск; исполнение приказа); понятия неоконченного преступления, соучастия, неоднократности, совокупности и рецидива преступлений.
Общая часть уголовного права изучает также понятие и цели уголовного наказания (восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение новых преступлений); место и роль общих начал назначения наказания, институт условного осуждения; вопросы освобождения от уголовной ответственности и от наказания в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим; изменением обстановки; с истечением сроков давности; амнистией, помилованием и др.; особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: виды наказания и назначение его несовершеннолетнему; применение принудительных мер воспитательного воздействия; условно-досрочное освобождение; сроки давности и т.д.; принудительные меры медицинского характера: основания, цели и порядок их применения к лицам, страдающим психическим расстройством, помещения в психиатрический стационар, зачет времени применения принудительных мер медицинского характера.
Кроме того, в Общей части уголовного права рассматриваются история и состояние, принципы, а также важнейшие институты уголовного права зарубежных стран.
Особенная часть уголовного права изучает конкретные преступления по их родам и видам: преступления против жизни, здоровья личности; против свободы, чести и достоинства личности; против половой неприкосновенности и половой свободы личности; против конституционных прав и свобод человека и гражданина; против семьи и несовершеннолетних; против собственности; преступления в сфере экономической деятельности; против интересов службы в коммерческих и иных организациях; против общественной безопасности; против здоровья населения и общественной нравственности; экологические преступления; против безопасности движения и эксплуатации транспорта; преступления в сфере компьютерной информации; против основ конституционного строя и безопасности государства; против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; против правосудия; против порядка управления; против военной службы; против мира и безопасности человечества.
Общая и Особенная части уголовного права органически взаимосвязаны, представляя уголовное право как единую систему. Не обращаясь к Общей части, нельзя определить конкретный вид преступления, предусмотренный Особенной частью, правильно осуществить квалификацию. Без знания сущности, целей уголовного наказания, принципов и общих начал его назначения невозможно применение отдельных видов наказания за совершение конкретных общественно опасных посягательств.
3. Уголовное право по своей природе, сфере действия, целям близко соприкасается с другими отраслями права. Вместе с тем оно отличается от них по предмету, методу и задачам. Материальным критерием этого отличия является характер и степень общественной опасности деяния, попадающего в сферу воздействия норм той или иной отрасли права. При незначительной опасности проступка государство считает достаточным принять меры для восстановления нарушенного права. Когда же опасность посягательств на охраняемые общественные отношения настолько велика, что они причиняют или создают угрозу причинения существенного вреда личности, ее правам и свободам, другим охраняемым общественным интересам, государство применяет уголовное наказание.
Административное право предусматривает возможность применения мер принуждения при совершении административного правонарушения. Эти меры также обладают превентивным характером. Однако они отличаются от уголовно-правовых мер принуждения тем, что применяются за менее опасные для общества нарушения. Они также отличаются правовыми последствиями их применения. В отличие от административных мер уголовное наказание порождает судимость.
Наиболее близко к уголовному праву примыкает уголовно-исполнительное право, которое представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе исполнения наказания. Их объединяет общая задача - борьба с преступностью при помощи уголовного наказания, так как эффективность последнего зависит не только от неукоснительного соблюдения общих начал назначения наказания, но и от того, как будет организовано его исполнение. Нормы уголовно-исполнительного права призваны реализовать цели уголовного наказания: восстановить социальную справедливость, исправить осужденного, предупредить совершение новых преступлений. В уголовном законе закреплены положения, имеющие прямое отношение к исполнению наказаний (например, ст. 56, 57, 58, регламентирующие порядок определения вида исправительного учреждения).
Однако отмеченное сходство не лишает самостоятельности эти отрасли права, каждая из которых имеет свой предмет и метод регулирования. Предметом уголовного права выступают отношения, порожденные фактом совершения преступления. Предметом уголовно-исполнительного права являются отношения, возникающие в связи со вступлением обвинительного приговора в законную силу. Если уголовное право определяет виды наказания, порядок назначения его, то уголовно-исполнительное право регламентирует деятельность по исполнению наказания.
Быстрое и полное расследование и судебное разрешение уголовных дел, осуществляемые с целью установления виновных лиц и назначения им соразмерного наказания, регламентируются нормами уголовно-процессуального права. Эти нормы регулируют деятельность органов суда, прокуратуры, дознания и предварительного следствия, их отношения друг с другом и гражданами. В зависимости от того, насколько объективно и всесторонне будут выяснены все обстоятельства расследуемого преступления и с их учетом определена мера наказания, будет восприниматься справедливость обвинительного приговора самим осужденным и другими лицами. Данное обстоятельство оказывает существенное влияние и на достижение целей наказания, и на эффективность предстоящего исправительного воздействия. Следовательно, уголовное и уголовно-процессуальное право соотносятся как философские категории «форма» и «содержание».
Конституционное (государственное), гражданское, трудовое, семейное и другие отрасли права, регулируя конкретные области общественных отношений, охраняют их от действий, не обладающих высокой степенью общественной опасности. Это, в свою очередь, определяет характер применяемых мер к лицам, нарушившим нормы соответствующих отраслей права, например принудительное изъятие имущества. Однако в числе общественных отношений, урегулированных этими отраслями права, есть такие, которые взяты под охрану уголовным правом. Так, конституционное право устанавливает порядок избрания высших и местных органов власти. За нарушение этого порядка (заведомо неправильный подсчет голосов, воспрепятствование реализации избирательного права, подлог избирательных документов) уголовное право предусматривает уголовную ответственность. Таким образом, оно защищает общественные отношения, урегулированные нормами конституционного (государственного) права. Аналогичным образом можно проследить аспекты взаимоотношения уголовного права и с другими отраслями права.
ЛИТЕРАТУРА
Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г.
Курс советского уголовного права. М., 1970. Т. 1-3.
Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Саратов, 1997.
Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Отв. ред.
Б.В. Здравомыслов. М., 1996.
Дагель П.С. Проблемы советской уголовной политики. Владивосток,
1982.
Кораблев А.И., Усс А.В., Голик Ю.В. Уголовно-правовая политика.
Красноярск, 1990.
Кудрявцев В.Н., Келина С.Г. Принципы советского уголовного права. М., 1988.
Наумов А.В. Введение в уголовное право // Государство и право. 1993.
№11. С. 71-80.
Разгильдиев Б.Т. Задачи уголовного права Российской Федерации и их реализация. Саратов, 1993.