Структура поведенческого акта
В.В. Гриценко
Теоретические основания дрессировки
ДРЕССИРОВКА
Дрессировкой обычно называют деятельность человека по формированию у животных каких либо форм поведения, необходимых для управления ими в хозяйственных или иных целях. Содержим ли мы собаку в большом городе, имеем ли козу и лошадь или готовим со своими животными номер для выступления в цирке, во всех этих случаях нам необходимо научить животных понимать наши требования и выполнять необходимые нам действия в нужное для нас время и в определенном месте.
В процессе дрессировки животное осваивает новое поведение. Но научиться чему-нибудь, то есть приобрести опыт и изменить свое поведение, любое животное может и без человека. И только участие человека в процессе научения дает право назвать этот процесс дрессировкой. Человек, как дрессировщик, определяет цель, формулирует задачи и в соответствии с этим организует процесс их осуществления, выбирая соответствующие методы и способы воздействия на животное.
Научение у животных — приобретение и накопление в течение их жизни определенного опыта, совершенствование и видоизменение врожденной (инстинктивной) основы психической деятельности в соответствии с конкретными условиями подчиняется определенным биологическим законам, знание о которых составляет теоретические основания дрессировки.
Теория дрессировки основывается на данных таких наук как зоопсихология, генетика и эволюция поведения, этология, физиология высшей нервной деятельности и нейрофизиология. Предметом теории дрессировки является поведение и научение животных: закономерности поведения и его формирования, формы и условиях научения, психофизиологические свойства нервной системы, закономерности условно-рефлекторной деятельности и механизмы образования условных рефлексов, процессы становления навыков и особенности памяти. Теория дрессировки реализуется через свои методы.
Метод дрессировки можно определить как совокупность специфических теоретических и практических положений, определяющих действия дрессировщика в процессе формирования поведения животных. Так как, оказывается, животные могут научаться чему-нибудь совершенно различными способами со своими особенностями и закономерностями, то их нельзя не учитывать в процессе обучения, иначе формирование поведения будет неэффективным, а то и невозможным — это и находит свое отражение в методе. То есть конкретный метод дрессировки должен отражать специфику определенной формы научения и заключаться в воспроизведении ее закономерностей и особенностей в условиях дрессировочного процесса.
В настоящее время различают следующие формы научения: негативное научение (привыкание), имитационное научение (подражание), латентное научение, импринтинг (запечатление), образование классических условных рефлексов, образование инструментальных условных рефлексов, научение по типу доминанты и когнитивные формы научения, основанные на мыслительных возможностях животных. В нашей стране, в силу исторических особенностей, наиболее широко известен метод дрессировки основанный на закономерностях образования классических условных рефлексов, и все чаще появляется информация об оперантном (инструментальном) методе дрессировки, базирующемся на инструментальных условных рефлексах.
Практические основания дрессировки составляет техника дрессировки, то есть способы и приемы воздействия на животных с целью воспроизведения и закрепления той или иной реакции. В дрессировке известны способы наталкивания, наведения, альтернативного поведения, пассивной флексии, отбора поведения, оборонительного поведения, подражания, агрессивного и игрового поведения.
Дрессировка как научение происходит во времени и может характеризоваться сменой методов и способов. Организацией и регламентацией процесса дрессировки вообще и в каждом конкретном случае, занимается методика дрессировки, которая определяет выбор потребности и мотивации, приемы их формирования, вид и режим подкрепления, продолжительность и периодичность занятий, этапность отработки навыка, организацию тренировочного процесса и так далее.
Принято различать общую, спортивную и прикладную дрессировку. Общая, включая в себя воспитательную дрессировку, служит для организации общежития человека и животных. Задачами спортивной дрессировки являются оценка возможностей и особенностей собаки, развитие ее задатков и освоение навыков имеющих определенное практическое значение. О прикладной дрессировке говорят в тех случаях, когда животных готовят для применения в хозяйственной, военной или других видах деятельности.
НАВЫК
Обычно целью дрессировки является выработка у животных различных навыков. Навыком может быть любое действие, в том числе и невидимое (недоступное для непосредственного наблюдения), сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэтапной сознательной регуляции и контроля. То есть навык, это такое действие которые воспроизводится безотказно, быстро и однообразно независимо от внешнего влияния.
Мы привыкли называть навыком какое-либо привычное действие или движение, но принято различать навыки перцептивные, обеспечивающие узнавание объекта, интеллектуальные, автоматизирующие применение способа или приема решения задач и двигательные. В процессе дрессировки обязательно формируются практически все виды навыков, и даже тогда, когда вы отрабатываете у собаки казалось бы только двигательный навык. Перцептивные навыки осваиваются как бы сами собой и необходимы, например, для узнавания и различения команд. Вы вероятно замечали в поведении своего щенка, что в самом начале дрессировки он может путать выполнение приемов и садиться по команде «Лежать!», но со временем это проходит. Собака научается быстро и правильно распознавать сигнал-команду.
Навык несводим к условному рефлексу и его нельзя сравнивать с цепью или совокупностью условных рефлексов. Любое завершенное поведение животного (поведенческий акт) гораздо сложнее и представляет собой совокупность наследуемых и приобретенных элементов поведения, взаимодействие которых происходит под управлением и контролем интеллектуального аппарата животного.
На скорость формирования навыка влияют мотивация, или лежащая в ее основе потребность, способность к научению вообще, особенности подкрепления, режим тренировки, методика формирования и опыт животного по освоению других реакций и навыков.
Под методикой формирования навыка понимают способ отработки его в целом или же по частям, переход от одного уровня освоения к другому по показателям автоматизированности, скорости, устойчивости к различного вида торможению и тому подобному.
Основную роль в становлении навыка играет упражнение или тренировка, то есть повторное выполнение действия с целью его усвоения (овладением). При этом происходит лучшее уяснение задачи, закрепление действия и его автоматизация.
Существенным условием успешности упражнений является медленный темп действий на начальном этапе овладения ими. Преждевременное ускорение уменьшает возможность освоения правильности выполнения. Однако длительная задержка на медленном темпе, задерживает объединение отдельных действий в системы.
Так же важное значение для успешности упражнений имеет правильное распределение упражнений во времени. Если одни и теже упражнения продолжаются непрерывно в течение длительного отрезка времени, результаты их, вследствие утомления, не только не улучшаются, а наоборот, ухудшаются. Отдельные упражнения не должны быть слишком длительными. Один вид упражнений должен чередоваться с другими.
Большое влияние на эффективность упражнений оказывает длительность перерывов между ними. При одном и том же количестве времени, затраченном на упражнение, слишком длительные промежутки дают худшие результаты. Наиболее эффективно такое распределение упражнений: более частое повторение их в начале обучения и постепенное удлинение промежутков между ними по мере овладения навыком.
В общем виде формирование навыка имеет несколько этапов:
— конструирование навыка;
— первичная автоматизация, когда действие выполняется с ошибками, медленно и не всегда вызывается командой (умение);
— дезавтоматизация (отмечается не всегда) — ухудшение выполнения действия;
— вторичная автоматизация, когда навык по своим признакам соответствует тому, что мы хотели сформировать.
Известный психолог А.В. Запорожец, долгое время занимающийся становлением произвольных движений, предлагает несколько иную схему становления навыка:
1. Этап предварительного ознакомления с элементами навыка;
2. Этап практического овладения элементами в их совокупности;
3. Этап совершенствования усвоенного действия.
Показателем формирования навыка являются прежде всего скорость выполнения действия и качество его выполнения.
От навыка следует отличать умение, под которым понимают выполнение действий,
не достигающих устойчивого и высокого уровня воспроизведения. Например, собака уже знакомая с выполнением подхода по команде не всегда правильно осуществляет его или отвлекается во время выполнения приемов на посторонние раздражители, а то и отказывается выполнить знакомую команду, помчавшись за кошкой. То есть умение, в отличие от навыка, воспроизводится необязательно, а может и не произойти вовсе и от случая к случаю выполняется неодинаково. Умение также отличается от навыка тем, что в его основе лежит гораздо меньше повторений (меньшее количество упражнений).
Но и это еще не все. Говоря о научении мы не можем не упомянуть о знании. Для того, чтобы понять и эту категорию давайте воспользуемся собственным опытом. Например, мы с вами можем представлять, то есть знать, как шьют брюки или готовят жюльен, но сшить или приготовить не можем, потому что не обладаем не только соответствующими навыками, но и умениями. То есть, если собака не подчиняется вам, подчиняется не всегда или не всегда выполняет правильно необходимое действие, скорее всего это вызвано тем, что действие не отработано до навыка. Таким образом становление навыка можно описать и такой схемой:
— от знания до умения;
— от умения до навыка.
Могут ли собаки знать, что мы хотим от них? Вопрос дискуссионный, но, так или иначе, мы часто повторяем: Вот ведь все знает, а делать не хочет!
Положительное влияние усвоенных навыков на овладение другим действием называется переносом навыков. Перенос навыков наблюдается прежде всего тогда, когда новые действия имеют много общего с уже усвоенными. Больший опыт и большее количество умений способствуют более быстрому овладению новыми навыками.
Но существует и отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых. Такое взаимодействие навыков называется их интерференцией.
Различают два случая интерференции навыков. Первый случай интерференции при перестройке навыков, когда при выполнении какого-либо действия требуется заменить ранее усвоенный способ его выполнения новым. Такую интерференцию навыков называют ассоциативным торможением.
Однако старый навык может оказывать отрицательное влияние и после овладения новым навыком. В этих случаях уже после усвоения нового способа возникают или задержки в применении нового способа действия, или повторение старых приемов. Такое случается, например, когда подготовленную собаку по общему курсу дрессировки (ОКД) пытаются переучить по курсу послушания IPO-1.
Важнейшим средством устранения и предупреждения интерференции навыков является четкое различение и противопоставление старого и нового способа действия (перемежающееся противопоставление).
Навык, не обеспечивающий получения подкрепления, затормаживается или может забываться (дезавтоматизироваться) в результате длительного невостребования. То есть, если животное в течение продолжительного времени при воспроизведении навыка не получает того, ради чего оно освоило его, навык затухает, точно также, ели он долгое время не воспроизводится по нашей команде, то есть не тренируется.
ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВАЦИИ
Организм животных и человека время от времени испытывает необходимость в каких-либо веществах, продуктах, а также ситуациях или информации, нужных ему для организации текущего или будущего поведения, что, в конечном итоге, обеспечивает сохранение его жизни и возможность оставить потомство. Такая необходимость в чем-либо называется потребностью. Например, если мы с вами или наши собаки начинаем испытывать голод, то для его удовлетворения совершаем соответствующее пищедобывающее поведение — кто-то идет в магазин, кто-то открывает холодильник, а кто-то и стягивает со стола оставленный без присмотра батон колбасы. Или в другом случае, чтобы собаку заставить сесть, мы довольно сильно нажимаем ей на круп в области крестца, вызывая тем самым неприятные ощущения от давления и, естественно, потребность избавиться от него — в итоге собака садиться. Считается, что потребность является причиной поведения и беспричинного поведения не бывает.
Однако, возникающая потребность вызывает изменение поведения только достигая определенного уровня. Например, при начинающемся недостатке питательных веществ, понижается содержание глюкозы в крови, что регистрируется специальными рецепторами. Незначительный — быстро восстанавливается за счет оперативных резервов организма, то есть гомеостатически, и внешне никак не проявляется. По мере истощения резервов, организм начинает испытывать специфическое чувство голода, которое заставляет его изменить поведение в сторону удовлетворения аппетита. При этом в центральной нервной системе развиваются такое состояние и такие процессы, которые организуют и поддерживают нужное поведение. Это состояние и соответствующая ему деятельность нервной системы называются мотивацией.
Состояние мотивации отражает выраженность и качество потребности и является психическим ее эквивалентом. Можно определить мотивацию и как осознанное желание.
Выступая причиной поведения, потребность одновременно является и причиной научения ведь стремясь удовлетворить имеющуюся потребность, животное осваивает навыки, необходимые для этого, обучается им и тренирует их с точки зрения наибольшей эффективности. А само научение, как и процесс поведения, становится целесообразным и биологически важным, необходимым организму, так как приводит к удовлетворению насущной потребности, способствует сохранению и поддержанию жизни. Без такой цели и поведение и научение становятся бессмысленными и ненужным, а бессмысленного и ненужного избегаем и мы и наши собаки.
Потребностей существует столько же много, сколько и попыток их классифицировать. Наиболее удачной считается классификация известного Российского ученого П.В. Симонова, который разделил потребности на 3 основные группы:
1. Потребности жизнеобеспечения (витальные потребности) направлены на сохранение организма. К ним относят пищевую, питьевую, оборонительную потребности, потребность в сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях и тому подобное. Неудовлетворение какой-либо витальной потребности ведет к гибели животного.
2. Зоосоциальные потребности обеспечивают сосуществование животного с другими животными и способствуют не только сохранению индивидуума, но и сохранению вида. Различают половые, родительские, территориальные потребности, а также потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений. Зоосоциальные потребности для своей реализации требуют участия социальных партнеров своего или другого вида.
3. Потребности саморазвития ориентированы на будущее и их значение заключается в подготовке организма к возможным условиям существования. К потребностям саморазвития относят потребность в свободе, имитационную (подражательную) потребность, потребность в игре, потребность в новой информации и др.
Круг потребностей, а также некоторые способы их удовлетворения заложены в генетической программе животного. Иногда отмечается преобладание какой-либо потребности над другими в силу наследственных причин или в результате соответствующего воспитания.
Как уже видно из приведенной классификации, наиболее важными являются витальные потребности, а среди них главенствующей — оборонительная. И на самом деле, если ты не спасешь свою жизнь, то уже никогда не поешь и не поиграешь. Но другие потребности находятся в достаточно сложных взаимоотношениях между собой. Например, при дрессировке мы как правило используем пищевую потребность нашей собаки, как универсальную причину поведения, а лабораторные исследования показали, что потребность в положительных ощущениях гораздо более важна. Например, в опытах на собаках одно и то же животное использовали для выработки инструментального пищедобывательного рефлекса и реакции самостимуляции зоны мозга положительных ощущений. Выработка инструментального пищевого рефлекса производилась на фоне повышенной пищевой возбудимости, вызванной соответствующей депривацией. Выработка пищедобывательного рефлекса происходила значительно медленнее по сравнению со становлением реакции самостимуляции. Если собаке предлагали выбирать, она выбирала самостимуляцию, а не удовлетворение пищевой потребности.
В другом случае было изучено влияние различных видов подкрепления на осуществление реакции экстраполяции направления движения при его равномерном прямолинейном движении. Было показано, что наибольшее число правильных решений сделали крысы, подкреплением которым служила возможность продолжить положительное самораздражение. При подкреплении самостимуляцией крысы оказались способными не только к многократному решению описанного варианта задачи, но и усложненного ее варианта.
Таким образом оказывается, что при подкреплении поведенческой реакции раздражением положительных зон мозга образование условных рефлексов облегчается по сравнению с образованием тех же рефлексов при пищевом подкреплении.
Важность для дрессировочного процесса и целесообразность использования соответствующих потребностей и мотиваций заключается в их биологически значимых свойствах. А именно в том, что различные мотивации:
1. Увеличивают двигательную активность животного в ответ на различные раздражители стимулы, в том числе и на индифферентные, то есть пока безразличные для животного. Возрастание моторной активности, например, особенно важно при использовании оперантного метода дрессировки и способов, связанных с отбором поведения.
2. Повышают активность вегетативной нервной системы и увеличивают активность обмена веществ, что делает более эффективными двигательные реакции животных.
3. Приводят к росту чувствительности анализаторов, что выражается в усилении ориентировочной реакции. При этом мотивация так активизирует или тормозит, например, глаза и уши, что порог чувствительности понижается для значимых сигналов и повышается для незначащих. В результате этого животное с легкостью воспринимает информацию, нужную с точки зрения удовлетворения наличной потребности, и хуже воспринимает сигналы, не имеющие к этому отношения. То есть если у вашей собаки сейчас выражена (присутствует) игровая мотивация, а вы предлагаете ей кусочки пищи, то вряд ли она вас услышит.
4. Увеличивают поисковую активность животного, его исследовательское поведение — животные начинают искать возможность удовлетворения существующей потребности.
5. Вызывают активацию памяти, что обеспечивает реализацию поискового целенаправленного поведения на основе образов цели и возможных способов их достижения, которые хранятся в памяти.
6. Способствуют возникновению выраженных эмоциональных состояний.
В общем виде, биологическое значение мотиваций заключается в том, что они подготавливают организм к определенному, целенаправленному виду деятельности и поддерживают необходимо долгое время эту деятельность до удовлетворения вызвавшей ее потребности.
С точки зрения использования потребности и мотивации в дрессировочном процессе, его можно представить в следующем виде:
1. Стадия создания целесообразных потребности и мотивации, то есть когда мы создаем причины, вызывающие нужное нам поведение собаки.
2. Стадия удовлетворения данной потребности: поданная команда разрешает совершить конкретное действие, в результате которого потребность удовлетворяется. Благодаря этой стадии каждая команда приобретает прямую связь с какой-либо потребностью, а удовлетворение потребности становится подкреплением этому действию.
3. Стадия снижения значимости начальной потребности. Со временем команда будет легко вызывать определенное действие, если создана связанная с ней потребность. Однако, по мере тренированности (многократного повторения), команда приобретает свойство сама вызывать данную потребность. Так что необходимость в специальном создании соответствующей потребности со временем отпадает. Точно так же команда становится связанной со следующим за ней движением и после достаточно длительного повторения двигательная реакция может приобретать некоторую автономность по отношению к вызывавшей ее ранее потребности.
Часто мотивации, первоначально используемые для освоения действий, впоследствии заменяются на оборонительную, что гарантирует более стабильное воспроизведение необходимого действия. Дело заключается в том, что первично вызванные потребности (такие как пищевая, игровая, социальная) могут в результате конкуренции мотиваций проигрывать возникающим у животных спонтанным или навязанным окружающей средой мотивациям. Например, появление невдалеке бегущей кошки многих собак заставляет забыть на время о голоде. Тогда как оборонительная потребность, как наиболее важная для самосохранения, легко конкурирует с другими.
4. Стадия автоматизации действия до навыка. При многократном повторении (в результате тренировки) действие приобретает свойства подкрепления: правильно выполненное оно вызывает положительные эмоциональные ощущения. При этом первоначальная потребность перестает играть ведущую роль в воспроизведении данного поведенческого акта.
В обычных условиях организм испытывает не одну потребность, но, как правило, реализуется только одна. Редко удается решать одновременно две задачи, тем более если для удовлетворения различных потребностей используются одни и те же исполнительные системы.
Потребность и мотивация, которые реализовались через поведение, называются доминирующими, а становятся они таковыми в результате конкуренции мотиваций. Во время процесса конкуренции, организм производит оценку наличных мотиваций с точки зрения их важности, а также вероятности удовлетворения в данных условиях и энергетическую «стоимость» этого удовлетворения. Поэтому потребность, которую вызывает дрессировщик, должна быть такой выраженности, чтобы выдержать борьбу с другими потребностями постоянно возникающими у собаки. Только тогда собака длительное время сохранит работоспособность и заинтересованность в работе и не будет отвлекаться на посторонние раздражители.
Наиболее частыми ошибками дрессировщика является недооценка величины потребности и конкуренции мотиваций. Например, вы знаете, что для того чтобы научить собаку не тянуть на поводке, необходимо подать команду «Тише!» и произвести тормозящий рывок поводком. Очень часто ваш рывок не достигает достаточной силы, чтобы вызвать соответствующую оборонительную потребность и собака продолжает тянуть не обращая на него внимания.
Примером для второй ошибки может служить вот такая ситуация: вы решили отработать навык подхода собаки к дрессировщику, отстегнули поводок и отпустили собаку на прогулку. После небольшой паузы вы подаете команду «Ко мне!» и показываете собаке кусочек пищи на ладони, предполагая, что она сейчас все бросит и прибежит к вам. Но ваша любимая собака оказывается достаточно сытой для того чтобы променять обследование поляны (удовлетворение потребности в новой информации) или игру с приятелем (удовлетворение игровой потребности), или просто побегать и порезвиться (удовлетворение потребности в физической нагрузке) на ваш кусочек.
Чаще всего потребность создается лишением животного чего-либо. Например, чтобы создать пищевую потребность нужно какое-то время не кормить собаку или не давать ей долго бегать и гулять для того, чтобы создать потребность в физической нагрузке. Иногда потребность можно вызвать непосредственным воздействием на животное, например игровую или оборонительную потребности. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности своей собаки. Для одних собак достаточно пропустить одно кормление, чтобы создать достаточную пищевую потребность, других необходимо не покормить целые сутки. Для того, чтобы вызвать оборонительную потребность у ротвейлера необходимо приложить достаточно большие усилия, а для малого пуделя хватит шлепка свернутой газетой.
СТРУКТУРА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АКТА
В процессе научения в дикой природе и в результате дрессировки, животные осваивают новые формы поведения — поведенческие акты, которые представляют собой и разграничивают элементы поведения животных от момента возникновения потребности в чем-либо до сигнала о ее удовлетворении. Поведенческий акт может быть различной степени сложности и состоять как из врожденных, так и приобретенных реакций животного. К тому же формируясь и осуществляясь в конкретных условиях он не может не зависеть от них.
С точки зрения известного физиолога П.К. Анохина, создателя теории функциональных систем, и его школы, структура поведенческого акта представляет собой последовательную смену следующих этапов или стадий: афферентного синтеза, принятия решения, акцептора результата действия, эфферентного синтеза, формирования самого действия и оценки достигнутого результата.
Стадия афферентного синтеза представляет собой анализ совокупности информационных сигналов, поступающих в центральную нервную систему и дающих основание животному принять решение о возможном поведении. Другими словами, прежде чем начать что-нибудь делать или выполнить команду дрессировщика, собака оглянется по сторонам и подумает о том, что можно сделать в данной ситуации и каким образом.
Во время стадии афферентного синтеза, учитывается наличие потребности организма в чем-либо, возможных путей удовлетворения этой потребности, имеющихся во врожденной и приобретенной памяти, воздействие разнообразных факторов внешней среды (обстановочная афферентация) и сигналов, запускающих поведение (пусковая афферентация).
Потребность
Поведение живых организмов всегда направлено на удовлетворение какой-либо потребности. Влияние доминирующей (главной, наиболее важной, наиболее сильной) на данный момент потребности в построении поведения велико, так как любая информация, в том числе и команда дрессировщика, соотносится с существующей потребностью. Не имеющая отношение к ее удовлетворению информация не принимается во внимание. То есть потребность служит как бы фильтром, пропуская только необходимые сигналы. Потребность также активирует память, именно те отделы памяти, в которых хранится информация о возможных путях ее удовлетворения и как бы делает их доступными. Кроме того потребность подготавливает к работе (активизирует) двигательные системы организма, которые могут быть задействованы в выполнении действий, необходимых для удовлетворения данной потребности.