Типы когнитивных схем и их особенности
Организуют репрезентации людей по отнош конкретных аспектов их окружения, создают основания для ориентации и избрания оптимальн.стратегии обращения.
Схемы личности - структуры знаний о личностных чертах и связях между ними. Знания о типах людей и их особенностях и целях (наиболее характерных черт, котор входят в имплицитную теорию личн-ти.) Это позвол нам, получ инфо о типе чел-ка и предугад перспективы пвзаимодействия. (черты как прототипы)
Ролевые схемы - о требованиях к определен соц ролям. (о том, что должен делать, каким должен быть чел, выполняющий соответствующую соц роль).
Скрипты (схемы ситуаций) - об определ событиях (чего можно ожидать от определенного рода сит-ции, как вести себя) –ориентировоч. шаблон и предст-я о целях людей.
Схемы свободного содержания - правила обработки инфо, для ориентирован-я и принят-я решения в сит, не им аналогов в жизненном опыте. (правила формальной логики). Набор универсаль правил поведения.
Схемы самости - представлений людей о самих себе, часто выражающие противопоставление себя другим. У каждого чела может быть большое кол-во схем самости, включаемых в соотв. сит-ях и определ-х. как самоотнош-е, так и поведение в них. Схема, отражает наиболее характерную черту или особенность Я-концепции (закомплекс-сть из-за внешности). Ее отличит. признак - статичность и трудная изменяемость.
10.Формирование,развитие и изменение когнитивных схем
Приобретение схем осущ-ся из прямого или опосредованного опыта взаимодей-вия с соц. окружением.Процесс формир-я схем.
(по Румелхарт):
1. Наращивание - тип научения фактов, прослеживание кот-х приводит к их фиксации в памяти для последующего воспроизведения( их фиксации в памяти для послед. воспроизвед-я).
2. Настройка - сформировавшаяся схема переопределяется адаптир. для более тесного увязывания с жизнен опытом.
3. Реструктурирование - процесс создания новых схем через их обобщение.
(По Росбарт):
1. Бухгалтерия - медленный процесс изменения как реакция на новую очевидность.
2. Конверсия - изменение в случае достижения противоречиями старой схемы, сопровожд. радикальной трансформацией.
3. Субтипизация – . изм-е конфигурации схем, как реак-я опровержения посредством выделение субкатегорий.
Процесс изменения схем
1. Схемы становятся более абстрактными и менее связ с конкрет примерами по мере их накопл-я.
2. становятся богаче и комплекснее
3. станов-ся более строго организован-ми, приобретая все более сложные связи между элементами
4. увеличение организованности приводит к большей компактность схем
5. стан-ся более устойчивыми, отфильтровывая элементы, сниж-е валидность
6. процесс развития схем направлен на повыш-е их точности.
Фиске и Диер показали, что развитие схем происходит из научения ряду независимых коипонентов к отдельным схематич-м единицам со строгими ассоц-ми связями между компонентами. Ассоциат. связи укрепляются в условиях реальной жизни (при включении одного из компонентов активизир-ся вся схемат. стр-ра).
11. ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.Это не вполне осознаваемая концепция личности, которая хранится в опыте практически у каждого человека в виде прежде всего системы связей между чертами. ИТЛ позволяет человеку на основе информации о наличии определенных черт у партнера по общению быстро выдвигать гипотезы о наличии у него других черт. Феномен ИТЛ в терминах психологии мышления должен быть квалифицирован как проявление обыденной (житейской, наивной) концепции личности, возникающей на доконцептуальном уровне обобщения субъективного опыта (на уровне т.н. "комплексов" по Л.С.Выготскому). Одним из способов моделирования ИТЛ в психосемантике является построение "личностных семантических пространств". Имплицитные теории личности можно найти в любом этносе. Есть общие представления и понятия, несущие в себе ответы на такие вопросы: каковы природа и возможности человека, чем он является, может и должен быть, и др. Ответы на эти вопросы образуют имплицитную концепцию личности (И. С. Кон). Менталитет влияет и в связи с тем, что у этноса как естественное следствие наличия имплицитных концепций личности имеются имплицитные концепции воспитания. Только они способны определять, чего взрослые могут добиться и получить от детей и как они это делают, т. е. включают в свое содержание взаимодействие старших и подрастающих поколений, его стиль и средства. Имплицитную концепцию воспитания этноса можно рассматривать как центральную неосознаваемую ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям. От имплицитных концепций личности и воспитания во многом зависит возможность сбалансированности адаптации и обособления человека в национальной общности, т. е. то, насколько он может стать жертвой социализации. В соответствии с имплицитными концепциями личности и воспитания этническое сообщество признает или не признает те или иные типы людей жертвами неблагоприятных условий социализации, а также определяет отношение к ним окружающих. Содержание этих концепций во многом определяет позицию человека как объекта социализации, а также ожидаемые и допускаемые в конкретном этносе меру и характер его субъектности и субъективности в процессе социализации.