Эффекты оценки вероятностей событий
Л. Сэвидж не зря обратил внимание теоретиков принятия решений на то обстоятельство, что человек руководствуется при выборе не объективными, а субъективными значениями вероятностей событий. Это общее положение нашло ряд экспериментальных подтверждений в психологических исследованиях.
Иллюзия контроля и оценка вероятностей событий.Вера в контролируемость события, в то, что мы определенным образом можем повлиять на его исход, связана с субъективной вероятностью этого события. Если исход события имеет для нас позитивное значение (например, успешное окончание университета, защита диссертации и т. п.), субъективная его вероятность растет с увеличением веры в контролируемость: чем более мы верим в то, что можем повлиять на исход события, тем выше оцениваем его вероятность [Langer, 1975]. Если же исход события носит отрицательный характер (как, на-
пример, заболевание, увольнение с работы и т. п.), то субъективная его вероятность уменьшается с увеличением веры в контролируемость. По отношению к ряду ситуаций эта тенденция вполне обоснованна, поскольку человек, стремящийся к позитивному исходу (или избегающий негативного исхода) и способный повлиять на то, что с ним происходит, действительно делает позитивный исход более вероятным, а негативный — менее вероятным. Однако зачастую вера в контролируемость ситуации оказывается иллюзорной, и в таких случаях оценка вероятностей событий оказывается ошибочной — завышенной или заниженной. В остроумных экспериментах Э. Ланге показано, что у людей иногда возникает иллюзорная вера в контроль даже по отношению к случайным событиям. Для иллюстрации иллюзии контроля (illusion of control) Ланге предоставил каждому из своих испытуемых возможность купить лотерейный билет стоимостью в 1 доллар, на который можно было выиграть 50 долларов. Одной группе экспериментатор позволил выбрать билет самостоятельно. Другая группа получила случайным образом выбранный билет от экспериментатора. До розыгрыша экспериментатор спросил каждого испытуемого из обеих групп, за какую цену они готовы были бы продать свой билет, если бы им готовы были заплатить за него больше исходной цены, т. е. больше чем 1 доллар. В то время как испытуемые второй группы в среднем назвали цену в 1,96 доллара, испытуемые первой группы (те, которые выбирали билет самостоятельно) запрашивали в среднем 8,67 доллара. Логично допустить, что «самостоятельные» испытуемые запрашивали большую цену потому, что вероятность выигрыша им казалась большей, чем испытуемым другой группы. Таким образом, результаты этого эксперимента обосновывают тот факт, что вера в контролируемость ситуации влияет на оценку вероятности события.
В целом же можно сказать, что чем больше случайная по своей природе ситуация напоминает задачу «навыковую», тем больше иллюзия контроля и ошибка в оценке вероятностей событий. Например, ситуация соревнования, конкуренции, как
4.3. Принятие решения |
было показано [Langer, 1975], повышает веру в контролируемость, а поэтому люди переоценивают успех, будучи поставленными в ситуацию конкуренции, даже если результат носит случайный характер (как, например, в ситуации игры в рулетку).
Эвристика доступности.Другим хорошо изученным эффектом оценки вероятности событий является так называемая эвристика доступности (availability heuris-tic) (см., например: [Hogarth, 1987]). Суть этого эффекта состоит в том, что человек оценивает вероятность событий в зависимости от того, насколько легко примеры этих или подобных событий приходят на ум, всплывают в памяти. Обычно эта эвристика работает достаточно хорошо, так как при прочих равных условиях часто происходящие события легче вспомнить или представить, нежели редко встречающиеся. Но в некоторых случаях эвристика доступности приводит к систематическим ошибкам. Некоторые события легче приходят на ум не потому, что они более вероятны, а в силу других факторов. Мы лучше помним событие, если оно случилось недавно, имело сильное эмоциональное воздействие, часто освещается в прессе и т. д. Все эти факторы приводят к тому, что мы оцениваем событие как более вероятное, зачастую не имея на это никаких реальных оснований.
В одном эксперименте американских студентов спрашивали, что является более вероятной причиной смерти в США: погибнуть под обломками падающего самолета или быть съеденным акулой. Большинство оценивали нападение акулы как более вероятное событие. Однако статистика показывает, что реальные шансы погибнуть под обломками самолета в 30(!) раз больше, чем вероятность быть съеденным акулой [Pious, 1993]. По-видимому, фильм «Челюсти» и другая подобного рода информация сыграли здесь свою роль.
Эффект наглядности (vividness) — близкий к эвристике доступности эффект, связанный с восприятием и оценкой вероятности. Исследования показывают, что на наши оценки и суждения оказывает влияние яркость и живость информации [Nisbett, Ross, 1980]. Один из наиболее удачных экспериментов, демонстрирую-
щих этот эффект был проведен группой американских психологов в 1980 г. (см., например: [Deaux et al., 1993]). Испытуемые участвовали в качестве присяжных в имитации судебного разбирательства по поводу обвинения некоторого лица, находившегося за рулем автомобиля в состоянии алкогольного опьянения. Половина испытуемых читала «бледное» заключение обвинителя и яркое заключение защитника, другая половина, наоборот, яркое, наглядное заключение обвинителя и «бледное» заключение защитника. Например, «бледное» описание защиты выглядело так: «Обвиняемый не был пьян, поскольку он был достаточно внимателен, чтобы избежать столкновения со встречным автомобилем». А наглядное описание того же эпизода выглядело так: «Обвиняемый не был пьян, поскольку он сумел избежать столкновения с ярко оранжевым "фольксвагеном"». Результаты эксперимента показали, что наглядность заключения не повлияла на оценку испытуемыми вины обвиняемого непосредственно после зачтения заключений. Однако на следующий день, когда их попросили вновь дать оценку виновности обвиняемого, те, кто читал наглядное заключение обвинителя, сместили свои оценки в сторону признания виновности(процент вердиктов «виновен» относительно возрос), а испытуемые, читавшие наглядное заключение защитника, сместили оценки в сторону признания невиновности.
По всей видимости, степень наглядности можно объяснить более эффективным хранением в памяти яркой, живой информации по сравнению с информацией, лишенной черт наглядности (см. [Deaux et al., 1993]). Таким образом, наглядная информация при прочих равных условиях легче приходит на ум, а поэтому связанные с ней события оцениваются как более вероятные. Практическими рекомендациями, непосредственно основанными на данном эффекте, могут быть, например, следующие. Во-первых, оценивая вероятность альтернативных событий, необходимо уравнять их в смысле статуса наглядности, т. е., например, скорректировать описание событий таким образом, чтобы эти описания не отличались по степени наглядности.
4. ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Во-вторых, можно влиять на восприятие другими людьми вероятностей тех или иных событий с помощью уменьшения или увеличения степени наглядности соответствующих описаний.
Субъективная оценка малых, средних и больших вероятностей.Продолжая рассмотрение эффектов оценки человеком вероятностей событий, необходимо отметить, что ошибки в восприятии вероятностей зависят не только от субъективных факторов (типа веры в контролируемость событий) или особенностей презентации информации. Оказывается, что человек склонен переоценивать малые вероятности и недооценивать средние и большие [Kahneman, Tversky, 1979].
Проиллюстрировать данный эффект можно, например, следующим экспериментом. Группе испытуемых предлагали выбрать один из двух вариантов:
Вариант А: один шанс из 1000 выиграть $5000.
Вариант Б: получить (со 100%-ной вероятностью) $5.
Результаты эксперимента показали, что около 3/4 из 72 испытуемых выбрали вариант с риском, т. е. А.
Испытуемым было также предложено выбрать один из двух следующих вариантов:
Вариант А: один шанс из 1000 проиграть $5000.
Вариант Б: проиграть (отдать) $5.
Более чем 4/5 испытуемых выбрали вариант Б.
Можно видеть, что ожидаемые ценности вариантов А и Б равны между собой как в первом, так и во втором случае. Действительно, для первого случая: $5000, умноженные на вероятность 0,001, дают $5, что эквивалентно варианту без риска. Аналогично для второго случая: —$5000, умноженные на 0,001, дают —$5. Таким образом, теоретически половина испытуемых должна была бы выбрать как в первом, так и во втором случае вариант А, а другая половина — вариант Б. Однако результаты экспериментов показывают, что люди проявляют явное предпочтение варианта А в первом случае и варианта Б — во втором. Почему? По мнению авторов эксперимента Д. Канемана и А. Тверски, этот эффект
можно объяснить тем, что люди переоценивают малые вероятности (0,001, например), поэтому субъективно ожидаемая ценность варианта А оказывается большей для первого случая и меньшей для второго по сравнению с альтернативным вариантом Б: в первом случае выигрыш при А кажется большим, а во втором проигрыш при А кажется большим.
Несмотря на то что обсуждаемый эффект переоценки малых и недооценки средних и больших вероятностей далек от непротиворечивой экспериментальной обоснованности, его постулирование представляется довольно резонным. Весьма возможно, что этот эффект является следствием (или даже эпифеноменом) недостаточной адаптации к среде (сходным с «якорным эффектом», который будет рассмотрен ниже). Когда среда неизвестна субъекту, он полагает, что вероятности альтернативных событий в ней равны между собой (см., например: [Козелецкий, 1979]). По мере же поступления диагностической информации субъект постепенно пересматривает свои представления о параметрах этой среды, в том числе о вероятностях событий. Таким образом, если альтернативных события всего два, то первоначально субъект полагает их вероятности равными 0,5, постепенно приближая свои оценки к истинным значениям. Истинные значения играют роль предела в математическом смысле этого слова: к ним можно приближаться, но нельзя их достичь. Видимо, именно поэтому малые вероятности оцениваются не совсем такими малыми, какими они являются, а большие не совсем такими большими, как на самом деле. Непонятным остается только тот факт, что средние вероятности (в районе 0,5) тоже подвергаются искажению — недооценке, хотя они должны были бы, оцениваться адекватно.
Как бы то ни было, в задачах оценки малых вероятностей нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы не переоценить, а в задачах оценки больших вероятностей — чтобы не недооценить.
Якорный эффект.Данный эффект имеет непосредственное отношение к народному выражению «плясать от печки». Наши
4.3. Принятие решения |
Указанная цена («якорь») | Оценка стоимости | Рекомендуемая продажная цена | Приемлемая цена приобретения | Минимальное предложение |
119.900 | 114.204 | 117.745 | 1 1 1 .454 | 111.136 |
129.900 | 126.772 | 127.836 | 123.209 | 122.254 |
139.900 | 125.041 | 128.530 | 124.653 | 121.884 |
149.900 | 128.754 | 130.981 | 127.318 | 123.818 |
оценочные суждения зависимы от точки отсчета, от исходного пункта. Представим себе такой странный, но вполне реальный эксперимент [Tversky, Kahneman, 1974]. Перед вами нечто подобное колесу рулетки. По периметру нанесены цифры. Экспериментатор запускает рулетку. В одной из двух групп испытуемых рулетка останавливается на цифре 65. Испытуемых спрашивают: «Скажите, пожалуйста, больше или меньше 65% африканских стран в Организации Объединенных Наций?». Следующий вопрос: «Каков, на Ваш взгляд, этот процент?». В другой группе испытуемых ситуация не отличается ничем, кроме того, что рулетка остановилась на цифре 10, и соответственно в первом вопросе цифра 65 была заменена на 10.
Посмотрим теперь, как отвечали испытуемые этих двух групп на вопрос о проценте африканских стран в ООН. Самое интересное заключается в том, что средние значения их ответов-статистически значимо отличались. Испытуемые первой группы (той, в которой рулетка остановилась на 65) в среднем давали ответ 45%, в то же время у испытуемых второй группы (той, в которой рулетка остановилась на 10)средняя оценка была равна 25%. Испытуемые были случайным образом выбраны из одной и той же популяции. Почему же тогда они дали такие сильно различающиеся между собой ответы? Единственная возможная причина (и различие в условиях) состоит в том, что испытуемые экспериментальных групп получили разные точки отсчета: первая — 65, вторая — 10. Эти «якоря» и повлияли на последующие оценки, хотя назначение «якоря» было случайным (рулетку вращали на глазах у испытуемых); кроме того, сам «якорь» не имел тематически никакого отношения к решаемой проблеме.
Приведенные данные могут вызвать недоумение, а затем и сомнение в том, что все это имеет хоть какое-нибудь отношение к реальной жизни и оценкам, которые человек делает в естественных условиях. Однако эти сомнения будут безосновательными.
Рассмотрим данные другого эксперимента (см. [Deaux et al., 1993]), имеющего самое непосредственное отношение к так называемой реальной жизни. Агентам по недвижимости (риэлторам) была предоставлена возможность посетить дом, предназначавшийся для продажи. Этот дом был официально оценен экспертами в $135.000. Перед посещением дома риэлторы получили стандартный 10-страничный пакет информации, который обычно используется для оценки стоимости недвижимости. Все агенты получили одинаковую информацию, за одним исключением: в пакетах агентов группы 1 была указана цена на 11— 12% ниже реальной, группы 2 — на 4% ниже реальной, группы 3 — на 4% выше реальной, группы 4 — на 11—12% выше реальной. Риэлторы за 20 мин должны были осмотреть дом и после этого дать свои оценки его стоимости (всего четыре типа стандартных оценок). Результаты эксперимента приведены в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Средние оценки, данные риэлторами [Northcraft, Neale, 1987]
Почему наблюдается такой разброс в суждениях опытных, бывалых риэлторов? Потому что каждой из перечисленных групп был задан свой «якорь», который как бы «притягивает» оценки. На них действует не только реальность, притягивая к себе, но и «якорь», который не дает полностью покориться реальности. Чем больше «якорь», тем в целом больше каждый из четырех типов оценок.
Таким образом, «якорный эффект» имеет место не только в искусственно созданных экспериментальных ситуациях, но и в реальной жизни; по отношению к оценке не только вероятностей (точнее — частот, как в эксперименте с оценкой частоты встречаемости африканских стран в ООН), но и ценностей в прямом и переносном значении этого слова.