Изменённое состояние сознания
Георгий Лозанов был сильным гипнотизёром, и на тренингах по английскому языку активно применял умение погружать людей в изменённые состояния сознания. К тому времени, когда он проводил обучение английскому языку жителей Москвы, у него уже была степень доктора медицины. А достаточно большой и весьма серьёзный опыт исследований индийских йогов, и работа над разгадкой феномена Ванги позволяли ему смотреть на очень многое в психологии гораздо шире, по сравнению с другими представителями официальной науки. Вполне возможно, что общаясь со многими действительно уникальными людьми, он постиг нечто, совершенно иным образом позволяющее взглянуть на работу памяти и возможности быстрого обучения. Ведь как мы знаем, всегда есть несколько путей решения одной и той же задачи, и далеко не всегда самые простые пути лежат на поверхности.
Точно так же и с работой памяти. Индийские йоги, умственные способности которых исследовал этот учёный, утверждали, что память находится не в голове, а «в пространстве вообще». И задача человека, который хочет что-то вспомнить, заключается не в напряжении ума, а скорее, наоборот, во вхождении в особое состояние, в котором возможен свободный доступ к этой информации. Сегодня, по прошествии почти полувека со времени исследований этого удивительного учёного, когда люди начинают осваивать возможности голографической памяти, они сталкиваются с тем же самым феноменом: память, а точнее воспринимаемые человеком воспоминания о тех или иных событиях локализуются не в голове, а в пространстве рядом с человеком, в так называемом личном информационном пространстве, в голограмме их памяти…
Неудивительно, что прорыв в результатах в отношении освоения английского языка мы получили именно после того, как стали активно применять в этом курсе голографическую память, точнее целый комплекс возможностей этого подхода к работе памяти и мышления в целом.
Но, однако тема этой главы – изменённое состояние сознания.
Что это такое?
Как известно, с рождения и до пяти лет дети осваивают больше, чем за всю последующую жизнь. Их обучаемость просто фантастическая. Они могут свободно начать говорить на незнакомом языке уже через неделю пребывания в новой стране. Их мозг способен как губка впитывать все, что они видят, слышат, чувствуют. Но с возрастом такая сверхобучаемость проходит, поскольку кроме всего прочего, они перенимают от родителей и других окружающих их взрослых так называемую «полярную модель работы разума».
Если у детей сознание и подсознание работают одновременно, помогая им в столь стремительном раннем развитии, то у взрослых в силу ряда причин между сознанием и подсознанием пропасть. И у них в основном в одно и то же время максимально сильно может работать только одна структура разума: либо сознание (например, когда мы бодрствуем), либо подсознание (во сне, в состоянии глубокого гипнотического транса).
Вы в состоянии бодрствования прекрасно осознаёте своё сознание, в то же время обычно не наблюдаете никаких проявлений деятельности подсознания. Ну, разве что интуиция иногда пытается достучаться до вашего сознательного мышления. Но у большинства людей это довольно редкое явление…
В то же время в состоянии глубокого гипнотического транса сознание человека практически спит, а подсознательная составляющая психики весьма активна и достаточно ярко может себя проявлять: человек может вспомнить любой день и час своей жизни, у него по команде гипнотизёра могут меняться уровень и свойства мышления, проявляться ранее незамеченные способности к тем или иным видам деятельности, и может в разы возрастать обучаемость.
К изменённым состояниям сознания можно отнести не только гипнотический транс, но и глубокие формы медитации, и третью ступень аутотренинга, просоночное состояние, когда человек наполовину спит, а наполовину ещё (или уже) что-то осознаёт, состояние влюблённости, алкогольное и наркотическое опьянение, а также состояние вдохновения и т.п.
Лозанов серьёзно изучал практики различных ветвей йоги и в совершенстве владел техниками гипноза, что позволяло ему свободно вводить людей, в частности участников его курсов, в изменённое состояние сознания, в котором их обучаемость и возможности работы памяти возрастали многократно. Я же не мог работать с гипнозом, поскольку для этого требовалось медицинское образование. Как быть?
Одним из двух главных базовых курсов, которые я веду, является «Активный разум – технологии успеха», и именно этот курс позволил мне и тем, кто приходил на занятия, выйти на весьма высокий уровень обучаемости, при этом обходясь без гипноза.
Суть метода в том, что люди осваивают умение самостоятельно повышать активность своего подсознания, сохраняя нормально работающим сознательное мышление. То есть множество феноменальных проявлений психики, которые возможны только в состоянии гипнотического транса, люди могли сами у себя получать, но уже без гипноза и гипнотизёра, самостоятельно, в любом месте, в любое время и в любой ситуации. Единственно, эти проявления у большинства участников всё-таки включаются не настолько сильно, как в гипнотическом трансе. Но даже тот уровень работы взаимодействия с мышлением и телом, который они получают, разительно отличается от обычного уровня работы психики. По-другому состояние активного разума многие называют вдохновением по заказу. Здесь и далее это состояние так и будет называться: активный разум.
Название достаточно точно отражает суть: если в обычном состоянии у среднестатистического человека активны в среднем около трёх процентов клеток коры головного мозга, то у гениальных людей, как известно, в состоянии вдохновения уровень активности клеток коры может достигать пяти и даже десяти процентов.
Когда после презентации в одном из институтов РАН мне задали вопрос о том, какие именно волны отображают повышение активности коры головного мозга в состоянии, которому я обучаю людей, мы провели обследование на современном оборудовании и получили следующий результат у целой группы добровольцев:
В состоянии активного разума у испытуемых по всем зонам (лобным, затылочным, височным, теменным) наблюдается устойчивое повышение активности коры головного мозга в диапазонах альфа, бета, гамма и дельта волн.
В рамках этого издания вы ознакомитесь, а если приложите некоторые усилия, то и освоите это уникальное умение – повышение активности внутреннего разума (подсознания) или вдохновение по заказу. Правда, только в рамках применения для освоения английского языка, поскольку описание всего курса занимает достаточно много времени и места и приводится в других книгах. На сегодня самое новое пошаговое руководство по освоению и применению навыка активизации разума изложено в книге серии «Реальная психология: Технологии успеха или азбука работы с подсознанием».
Существует несколько достаточно простых алгоритмов повышения активности внутреннего разума, и на страницах этого издания мы рассмотрим один из самых простых и достаточно широко применяемых в последнее время на базовых курсах.