Раздел 4. Проблемы личности в социальной психологии
Тема 8. Семинар «Проблема личности в социальной психологии»
Цель занятия: Познакомить студентов с социально-психологическими подходами к проблеме личности, теориями личности, проблемами социализации личности.
Указания для студентовпо выполнению самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию – схема распределения часов самостоятельной работы студентов в связи с ее видами и содержанием.
Содержание самостоятельной работы | Вид С.Р. | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
Подготовка докладов и рефератов | Доклад, реферат | ||
Эссе | Проверка эссе | ||
Трудоёмкость в часах по видам СРС | |||
Общая трудоёмкость в часах |
Ключевые понятия: теории личности, социализация личности.
¥План:
1. Социально-психологические теории личности в зарубежной психологии.
2. Личность как феномен социально-психологического исследования в отечественной психологии.
&Список литературы:
Основной – рекомендуемые учебники:
1) Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 259-267
2) Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник-М.: ООО «ТК Велби», 2003, с.67-95.
Дополнительный:
1) Андриенко Е.В. Социальная психология. Учебное пособие. /М.: Академия, 2000. С. 59-85.
2) Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. /Изд-во Прайм Еврознак СПб, 2002. С. 39-40.
3) Свенцицкий А.Л. Социальная психология. Хрестоматия. /Изд. Дом «Питер», 2000. С. 70-75.
4) Социальная психология. /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. Учебное пособие. М.: Академия, 2001. С. 24-39.
Тема 9. Семинар «Социализация личности»
Цель занятия: Сформировать у студентов представление о механизмах социализации, социальных институтах, культурных феноменах социализации личности.
Указания для студентовпо выполнению самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию – схема распределения часов самостоятельной работы студентов в связи с ее видами и содержанием.
Содержание самостоятельной работы | Вид С.Р. | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
Эссе | Проверка эссе | ||
Конспект в рабочей тетради | Проверка конспекта | ||
Выполнение тестов для самопроверки | Тестирование | ||
Работа с основными понятиями темы, составление глоссария | Проверка записей в словаре, терминологический диктант | ||
Трудоёмкость в часах по видам СРС | |||
Общая трудоёмкость в часах |
Ключевые понятия: социализация личности, стадии и институты социализации, механизмы социализации.
¥План:
1. Социализация личности. Этапы социализации.
2. Институты социализации. Факторы социализации.
3. Особенности социализации в различных культурах и этносах.
&Список литературы:
Основной – рекомендуемые учебники:
1) Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 268-280.
2) Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник-М.: ООО «ТК Велби», 200, с.96-116.
Дополнительный:
1) Андриенко Е.В. Социальная психология. Учебное пособие. /М.: Академия, 2000. С. 40-58.
2) Социальная психология. /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. Учебное пособие. М.: Академия, 2001. С. 40-55.
Тема 10. Семинар «Социальная установка и Я-концепция личности»
Цель занятия: Сформировать представление о понятии социальной установки в отечественных и зарубежных школах социальной психологии, раскрыть структуру аттитюдов, представление о Я-концепции как установке личности на себя.
Указания для студентовпо выполнению самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию – схема распределения часов самостоятельной работы студентов в связи с ее видами и содержанием.
Содержание самостоятельной работы | Вид С.Р. | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
Подготовка докладов и рефератов | Доклад, реферат | ||
Конспект в рабочей тетради | Проверка конспекта | ||
Работа с основными понятиями темы, составление глоссария | Проверка записей в словаре, терминологический диктант | ||
Трудоёмкость в часах по видам СРС | |||
Общая трудоёмкость в часах |
Ключевые понятия: социальная установка, аттитюд, структура установок. Я-концепция как установка.
¥План:
1. Понятие социальной установки в отечественной психологии.
2. Исследование аттитюдов в зарубежной психологии.
3. Структура аттитюда.
4. Я-концепция как социальная установка личности на себя.
&Список литературы:
Основной – рекомендуемые учебники:
1) Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 281-295
2) Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник-М.: ООО «ТК Велби», 2003, 118-137.
Дополнительный:
1) Андриенко Е.В. Социальная психология. Учебное пособие. /М.: Академия, 2000. С. 212-213.
2) Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. /Изд-во Прайм Еврознак СПб, 2002. С. 213-245.
3) Свенцицкий А.Л. Социальная психология. Хрестоматия. /Изд. Дом «Питер», 2000. С. 76-93.
5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
Лабораторные занятия призваны помочь студенту выявить те или иные психические явления, особенности психологических механизмов отношений людей и т.п. Основное предназначение лабораторных занятий – обучение студентов исследовательскому подходу к изучению социальной психологии как науки.
Лабораторные занятия предполагают предварительную теоретическую подготовку студента по проблеме исследования, так как ему предоставляется возможность самостоятельно провести эксперимент и побывать в роли испытуемого. Главными задачами такого занятия является практическое апробирование методологических и теоретических положений лекционного курса, приобретения умения применять психологические методы к диагностике социально-психологических явлений и правильно обрабатывать, интерпретировать полученные результаты в исследовательских целях.
Лабораторная работа 1. Зависимость эффективности деятельности малой группы от уровня развития группы
Тема лабораторной работы | Цель и содержание лабораторной работы | Результаты лабораторной работы |
Группа как социально-психологический феномен (Малая группа как объект социально-психологического исследования) | Познакомить студентов с методом социометрии | Сформировать умение вычислять социометрические индексы, выявлять структуру межличностных отношений в группе). |
Вопрос 1. Понятие социометрии.
Вопрос 2. Вычисление социометрических индексов.
Терминологический тезаурус:социометрия, социальный статус, совместимость, сработанность, сплоченность.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение социометрии.
2. Перечислите цели использования социометрического метода.
3. Как вычисляются индексы эмоциональной взаимности и социометрического статуса?