Психология личности юного спортсмена
Предмет, задачи и история психологии ФВиС
ПФВиС-область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека с специфических условиях ФВиС под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, это наука о человеке в сфере спорта.Это молодая отрасль научного знания, но имеет свою историю.
1 этап - сначала ПФВиС выступала как познавательно-описательная дисциплина, необходимая для психологического описания спортдеятельности (значение уделялось характеристике спортдвижений, особенностям познавательных, эмоциональных и волевых процессов, исследованиям предстартовых и стартовых состояний).
2 этап – ПФВиС приобретает профессиональную направленность( растет роль теоретических аспектов и методической основы в спорте)
3 этап- сохранение ПФВиС как познавательно-практической дисциплины (отличается тем, чтов ходе исследовательской деятельности учитываются проблемы, связанные с перспективами развития спорта.
Задачи ПФВиС:
1. Специфические:а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая его физические качества, сохранение здоровья, б) ставить образовательные задачи, предусматривающие формирование необходимого в жизни фонда двигательных умений, знаний.
2. Общепедагогические; а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание б) воспитывать волю, позитивные качества характера, положительные эмоции и эстетические потребности личности.
Достижение целей ПФВиС предполагает решение следующих задач:
1. изучение влияния спортивной деятельности психику спортсмена (анализ соревнований, определение моральных, волевых качеств необходимых спортсмену для успешного выступления, анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта)
2. разработка психологических условий для повышения эффективности тренировки (обосновываются существующие методы средства спортивной тренировки и искать новые, определить пути максимального использования возможности организма спортсмена путем развития психических функций, создавая специальные методы тренировки)
3. разработка психологических основ для подготовки спортсмена к соревнованиям;
4. разработка психологических условий гуманизации спортивной деятельности (решение содержания спортивной тренировки, профилактика травматизма, переутомления, предупреждение заболеваний, деформации личности спортсмена).
5. изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе (изучение особенностей жизни и деятельности спортивных коллективов).
Психология личности юного спортсмена.
Личность -это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связанных в связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Способности – индивидуальные устойчивые качества человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Характер - качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.
Волевые качества – специальные личностные качества, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.
Эмоции и мотивация - переживания и побуждения к деятельности. Социальные установки-убеждения и отношения людей. Личность – продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определенные функции в обществе. В спорте имеет значение индивидуальность. Достижение успеха возможно при правильном учете индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности.
Стороны личности спортсмена разделены на 4 группы: социально-обусловленные особенности, биологически обусловленные особенности, опыт, индивидуальные особенности различных психических процессов. Средства и методов ФВ способствуют решению нравственных, интеллектуальных, волевых, эстетических задач в формировании личности спортсмена.
Выделяют личностные характеристики спортсмена:
1 - активизация - своеобразный синдром, физиология поведенческих признаков, характеризующих степень готовности спортсмена действовать;
2-агрессия (виды - поощрение непосредственной агрессивности, ограничение агрессивности, косвенная агрессивность к сопернику, агрессивность направлена только на объекты, отсутствие непосредственной или косвенной агрессивности);
3-тревожность (спортсмен боится выиграть, обеспокоен состоянием своего здоровья, страх испытать боль). Спортсмен испытывает боль в 2- случаях (при занятиях видами спорта, требующими физический контакт, при деятельности, которая требует проявления выносливости).