Утомление и работоспособность, методы контроля. Инженерно-психологическое проектирование рабочего места водителя

Обеспечение надежности и безопасности функционирования сложных человеко-машинных систем. Человеческий фактор в человеко-машинных системах.

1. Что есть психология?

а). Наука о том, как человек воспринимает и перерабатывает информацию об окружающей среде;

б). Наука о том, как человек воспринимает, перерабатывает информацию и действует на её основе;

в). Наука о закономерностях поведения человека.

2.Что есть психотехника?

а). Научное направление, изучающее применение психологии к решению технических задач;

б). Научное направление, изучающее технические устройства, используемые в психологических исследованиях.

3.Какие направления включает в себя современная психотехника?

а). Инженерную и военную психологию;

б). Инженерную и военную психологию, эргономику, психологию труда и антропологию;

в). Инженерную и военную психологию, эргономику и психологию труда.

4. В какой области применяются закономерности, установленные инженерной психологией?

а). В области проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина»;

б). В области управления техническими устройствами.

5. В какой системе машина функционирует как элемент, полностью подчинённый человеку?

а). В инженерно-физиологической;

б). В эргатической.

6. В какой системе человек выполняет свои функции в качестве одного из элементов машины?

а). В инженерно-физиологической;

б). В эргатической.

7.Система ВАД есть частный случай:

а). Технической системы;

б). Эргатической системы;

в). Инженерно-физиологической системы.

8. Какое из перечисленных направлений не является предметом изучения инженерной (автотранспортной) психологии?

а). Анатомия и физиология водителя;

б). Исследование процессов приёма, обработки и реализации информации водителем

в). Инженерно-психологическое проектирование рабочего места водителя.

9. Структура оператора может быть представлена:

а). В виде совокупности психологической и физиологической частей ;

б). В виде совокупности информационно-кибернетической и метаболической частей.

10. Сигналы, поступающие в ЦНС, воспринимаются:

а). Эффекторами;

б). Рецепторами .

11. Поведенческие акты человека реализуются:

а). Через эффекторы;

б). Через рецепторы.

12. Сенсорные органы являются:

а). Чувствительными элементами организма ;

б). Исполнительными элементами организма .

13. В перечисленной последовательности этапов деятельности водителя какой является лишним: приём информации, переработка информации, принятие решения, выполнение решения, контроль за выполненным действием, коррекция выполненного действия?

а). Контроль за выполненным действием ;

б). Коррекция выполненного действия;

в).. Принятие решения.

14. Каким основным фактором затруднён безошибочный приём информации водителем?

а). Скоростью поступления;

б). Её избыточностью.

15. Какой из перечисленных факторов является важнейшим в сокращении времени переработки информации водителем?

а). Избирательность приёма информации;

б). Предвидение изменения дорожной обстановки;

в). Состояние водителя.

Психофизиологические особенности управления транспортными средствами и системами; требования,предъявляемые к физическим и психическим качествам операторов,методы их исследования и тренировки. Понятия об ощущениях, восприятии, внимании, мышлении, памяти и их оперативных качествах, психомоторике и реакции, эмоции и воле.

1. Какой аспект в деятельности водителя определяют физиологические процессы?

а). Энергетический (силовой);

б). Информационный .

2. В чём состоит интенциональный аспект психофизиологической деятельности водителя

а). В преобразовании и направлении информационных и энергетических потоков на предмет деятельности водителя ;

б).В формировании цели деятельности водителя;

в). В управлении процессами, обеспечивающими формирование цели деятельности и преобразование информационных и энергетических потоков .

3. В чём состоит операциональный аспект психофизиологической деятельности водителя?

а). В формировании цели деятельности водителя;

б). В управлении процессами, обеспечивающими формирование цели деятельности и преобразование информационных и энергетических потоков; в). В преобразовании и направлении информационных и энергетических потоков на предмет деятельности водителя

4. В чём состоит активационно-регуляторный аспект психофизиологической деятельности водителя?

а). В управлении процессами, обеспечивающими формирование цели деятельности и преобразование информационных и энергетических потоков ;

б). В преобразовании и направлении информационных и энергетических потоков на предмет деятельности водителя ;

в).В формировании цели деятельности водителя .

5. В чём состоит базовый аспект психофизиологической деятельности водителя?

а). В обеспечении жизнедеятельности организма и регуляции его функций в соответствии с характером деятельности водителя ;

б). В формировании цели деятельности водителя ;

в)В управлении процессами, обеспечивающими формирование цели деятельности и преобразование информационных и энергетических потоков .

6. Какой аспект психофизиологической деятельности водителя является важнейшим?

а). Интенциональный ;

б). Операциональный ;

в) Активационно-регуляторный ;

г). Базовый .

7. Что есть ощущение?

а). Отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их различных свойств ;

б). Отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств .

8. Что есть восприятие?

а). Отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств ;

б). Отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их различных свойств .

9. Память, мышление, воображение, догадки, предположения есть составляющие процесса:

а). Восприятия ;

б).Ощущения .

10. Усилие на рычагах управления воспринимается водителем через:

а).Болевой анализатор ;

б). Кинестетический анализатор ;

в). Вестибулярный анализатор.

11Чем является рецептор для анализатора?

а). Своеобразным чувствительным элементом ;

б) Своеобразным исполнительным элементом.

12. Какая из перечисленных характеристик зрительного восприятия не относится к пространственным?

а). Зрительное поле ;

б). Острота зрения ;

в). Яркость .

13.Зрительное поле определяется как пространство, видимое:

а). При неподвижном глазном яблоке ;

б). При максимально возможном изменении положения глазного яблока .

14. Сколько зон в соответствии с чёткостью и временем восприятия выделяют в пределах зрительного поля?

а). Две ;

б). Три ;

в).Четыре .

15. Зависит ли острота зрения от положения рассматриваемого предмета относительно наблюдателя?

а). Не зависит ;

б).Зависит .

16.Что определяет моторику зрения?

а). Время перевода взгляда водителя в зоны периферического зрения ;

б). Время фиксации взгляда на рассматриваемом предмете .

17. На чём основывается глубинное зрение?

а). На ощущении, возникающем при изменении взаимного расположения осей обоих глаз ;

б). На ощущении, возникающем при изменении положения оси одного глаза .

18. Какими факторами из перечисленных определяется психофизиологическая картина восприятия водителем препятствия?

а). Размерами препятствия и скоростью движения автомобиля ;

б). Остротой зрения, расстоянием видимости препятствия, исключающим эффект неожиданности .

19. Назовите важнейшую характеристику восприятия встречного автомобиля:

а). Острота зрения ;

б). Глубинное зрение.

20. Длительность зрительного восприятия определена продолжительностью:

а). Латентного периода восприятия, перевода луча зрения в сторону опасности, преодоления различных помех (мигание, слезинка и т.п.) ;

б). Перевода луча зрения в сторону опасности, преодоления различных помех .

21. От чего зависит расстояние видимости до предмета?

а). От скорости движения автомобиля и размеров предмета ;

б).От размеров предмета и его положения относительно автомобиля .

22. В каких единицах измеряется сила света?

а). В люменах ;

б).В люксах ;

в). В канделах ;

г). В нитах .

23. В каких единицах измеряется яркость света?

а).В канделах ;

б). В нитах ;

в). В люменах .

24. Поверхность какого цвета имеет больший коэффициент отражения?

а). Зелёного ;

б). Синего ;

в). Белого .

25. Какой диапазон яркости является наилучшим для зрительного анализатора?

а). 10-15 нит ;

б). 500-700 нит ;

в). 20-500 нит .

26. Как влияет скорость движения автомобиля на высоту цифр дорожного знака, обеспечивающую хорошее восприятие указателя?

а). Обратно пропорционально ;

б). Прямо пропорционально ;

в). Не влияет вообще .

27. Каким количеством сигналов ограничен объём зрительного восприятия?

а). 7+2 ;

б). 5+2 ;

в). 9+2 .

28 Как следует ориентировать надпись на дорожном указателе с целью быстрого восприятия?

а). Горизонтально ;

б). Вертикально ;

в). Значения не имеет .

29. Если предмет темнее фона, то имеет место:

а). Обратный контраст ;

б). Прямой контраст .

30. Если предмет светлее фона, то имеет место:

а). Обратный контраст ;

б). Прямой контраст .

31. Работа при каком контрасте является более благоприятной для глаз?

а). При обратном ;

б). Безразлично ;

в). При прямом .

32. Каков порядок времени наступления порога появления при зрительном распознавании предмета?

а). Единицы секунд ;

б). Десятые доли секунд ;

в). Сотые доли секунд .

33. Каким должен быть контраст между органами управления и фоном панели управления?

а). Мало заметный (Кпр=20-30%) ;

б). Повышенный (Кпр=60-70%) ;

в). Хорошо заметный (Кпр=40-50%) .

34. Каким должен быть контраст между цифрой и шкалой прибора управления?

а). Повышенный (Кпр=60-70%) ;

б). Хорошо заметный (Кпр=40-50%) ;

в).Мало заметный (Кпр=20-30%) .

35.Укажите наиболее контрастное соотношение «предмет-фон» из перечисленных:

а). Синий на белом ;

б). Красный на белом ;

в). Чёрный на жёлтом

.

36. Какому цвету соответствует излучение с наибольшей длинной волны?

а). Зелёному ;

б). Синему ;

в). Красному .

37. Какому цвету соответствует излучение с наименьшей длинной волны?

а). Жёлтому ;

б). Синему ;

в). Фиолетовому .

38. Если чистота цвета р=30%, то это значит, что:

а). Цвет состоит из 30% соответствующего спектрального и 70% белого;

б). Цвет состоит из 70% соответствующего спектрального и 30% белого .

38. Понятие цветности определяется:

а). Значением цветового тона ;

б). Совокупностью значений цветового тона и чистоты цвета ;

в). Значением чистоты цвета .

39. Цвета какой группы возбуждают нервную систему и стимулируют производительность труда, но на непродолжительное время?

а). Цвета длинноволновой части спектра («теплые») ;

б). Цвета коротковолновой части спектра («холодные») ;

в). Цвета средневолновой части спектра («оптимальные») .

Утомление и работоспособность, методы контроля. Инженерно-психологическое проектирование рабочего места водителя.

1. Во сколько раз увеличивается число пострадавших в авариях при возрастании скорости движения автомобиля с 60 до 120км/час?

а). В 1,5 раза;

б). В 2,5 раза;

в). В 4 раза.

2. Какое влияние оказывает темп работы водителя на величину порога скорости безопасного движения?

а). Существенное;

б). Не существенное;

в). Не оказывает вообще.

3. Назовите количество операций, выполняемых водителем в условиях интенсивного движения на 1км. пути:

а). 40 – 50;

б). 10 – 20;

в). 60 – 80.

4. Какой темп работы доступен практически всем водителям?

а). 1,0 – 1,5с. на операцию;

б). 1,7 – 2,0с. на операцию;

в). 3,5 – 4,0с. на операцию.

5. Во сколько раз сужается поле зрения в горизонтальной плоскости при изменении скорости с 20км/час до 160км/час?

а). В 8 раз;

б). В 10 раз;

в). В 16 раз.

6. На сколько необходимо увеличить дальность сосредоточения взгляда на дороге при возрастании скорости движения с 60км/час до 160км/час?

а). На 100м.;

б). На 200м.;

в). На 500м.

7. Резервом для уменьшения времени экстренного торможения является:

а). Латентный период операции;

б). Моторный период операции.

8. Для предотвращения наезда менее опытные водители прибегают:

а). К маневру и торможению, причем одинаково часто;

б). Чаще к маневру, чем торможению;

в). Чаще к торможению, чем к маневру.

9. Для предотвращения наезда более опытные водители прибегают:

а). К маневру и торможению, причем одинаково часто;

б). Чаще к маневру, чем торможению;

в). Чаще к торможению, чем к маневру.

10. Как соотносятся у водителя время реакции на маневр и время реакции на торможение?

а). Время реакции на маневр и торможение равны;

б). Время реакции на маневр больше;

в). Время реакции на маневр меньше.

11. Длина тормозного пути увеличивается:

а). Пропорционально квадрату частного от деления скорости движения автомобиля в км/час на 100;

б). Пропорционально квадрату частного от деления скорости движения автомобиля в км/час на 50;

в). Пропорционально скорости движения автомобиля.

12. Большая скорость движения оказывает на организм в основном:

а). Психологическое воздействие;

б). Физиологическое воздействие.

13. Как воспринимается скорость движения по дорогам, где нет объектов на обочине(на широких городских проспектах)?

а). Адекватно;

б). Недооценивается;

в). Переоценивается.

14. Как воспринимается скорость движения по узким улицам и дорогам с большим числом объектов на обочине(лес, горы)?

а). Адекватно;

б). Недооценивается;

в). Переоценивается.

15. При езде на легковом автомобиле скорость кажется большей, чем при езде на грузовом, что связано:

а). С качеством подвески;

б). С расстоянием от глаз водителя до дорожного покрытия.

16. Назовите основной фактор, требующий снижения скорости движения в дождливую погоду:

а). Увеличение тормозного пути;

б). Эффект аквапланирования.

17. Назовите основной фактор, определяющий значение скорости, при которой происходит эффект аквапланирования:

а). Нагрузка на ось;

б). Давление в шинах.

18. Какой из перечисленных факторов не оказывает влияния на ухудшение зрительного восприятия в темное время суток?

а). Фазы луны;

б). Плотность облаков:

в). Температура и давление воздуха.

19. Укажите основные причины ДТП в темное время суток:

а). Снижение видимости, ослепление водителя, неисправность приборов освещения и неправильное пользование ими;

б). Снижение видимости, ослепление водителя, неисправность приборов освещения и неправильное пользование ими, усталость;

в). Снижение видимости, ослепление водителя, неисправность приборов освещения и неправильное пользование ими, увеличение времени моторных реакций.

20. Укажите возрастной порог, с которого начинает существенно ухудшаться ночное зрение:

а). 60 лет;

б). 50 лет;

в). 40 лет.

21. Оказывает ли влияние цвет дорожных знаков на их восприятие в ночное время?

а). Не оказывает;

б). Оказывает, при этом лучше воспринимаются объекты, окрашенные в белый цвет;

в). Оказывает, при этом лучше воспринимаются объекты, окрашенные в красный цвет.

22. Темновая адаптация – это:

а). Процесс приспособления зрения к темноте после восприятия света;

б). Процесс приспособления зрения к свету после пребывания в темноте.

23. Световая адаптация – это:

а). Процесс приспособления зрения к темноте после восприятия света;

б). Процесс приспособления зрения к свету после пребывания в темноте.

24. Какая адаптация имеет большее значение в деятельности водителя?

а). Темновая;

б). Световая.

25. Что является основной причиной нервно – психологического напряжения водителя в ночное время суток?

а). Темновая адаптация;

б). Недостаток информации о дорожной обстановке.

26. Что вызывает существенное снижение физиологических возможностей организма водителя ночью?

а). Нарушение суточного биоритма;

б). Темновая адаптация.

27. Какой режим работы в ночную смену менее вреден?

а). Периодическая работа в ночную смену;

б). Постоянная работа в ночную смену.

28. Скорость автомобиля при движении ночью должна быть такой, чтобы:

а). Остановочный путь был больше расстояния видимости;

б). Остановочный путь был меньше расстояния видимости;

в). Остановочный путь был бы равен расстоянию видимости.

29. Для того, чтобы отраженный от дорожного знака свет не слепил водителя, знак устанавливают:

а). С отклонением на 5градусов в сторону от дороги;

б). Строго перпендикулярно;

в). С отклонением на 5градусов в сторону к дороге.

30. Ослепляющий источник опаснее, если он находится:

а). Прямо по центральной оси зрения;

б). Выше центральной оси зрения;

в). Сбоку или снизу от центральной оси зрения.

31. Из-за физиологических особенностей зрения в тумане дорожные объекты кажутся:

а). Более удаленными от своего действительного положения;

б). Более приближенными в сравнении с действительностью;

в). Более удаленными и смещенными ( в ту или иную стороны ) от своего действительного положения.

32. Что является основной причиной столкновения автомобилей в тумане?

а). Искаженное восприятие расстояний между предметами;

б). Искаженное восприятие скорости движения;

в). Плохая видимость.

33. Улучшает ли включение противотуманных фар видимость в тумане?

а). Не улучшает;

б). Улучшает.

34.Антропологическое соответствие прежде всего учитывает:

а). Психические особенности человека;

б). Анатомические особенности человека.

35. Какое количество антропологических точек учитывают при конструировании машины?

а). Четыре;

б). Шесть;

в). Восемь.

36. Что есть верхушечная антропологическая точка?

а). Верхняя точка головки лучевой кости;

б). Верхняя точка темени;

в). Наивысшая точка большой берцовой кости.

37. Какому закону подчинено распределение антропологических признаков?

а). Нормальному;

б). Показательному;

в). Логарифмически нормальному.

38. Чему равен доверительный интервал для антрометрического признака при доверительной вероятности 95%?

а). +/- 2см.;

б). +/- 6см.;

в). +/- 9см.

39. Какие из перечисленных факторов оказывают существенное влияние на антропометрические признаки?

а).Этнический, половой;

б). Этнический, половой, возрастной;

в). Половой, возрастной, прфессиональный.

40. Что такое моторное поле?

а). Пространство, ограниченное зоной видимости;

б). Пространство, в котором водитель совершает основные и вспомогательные управляющие движения;

в). Пространство, занимаемое двигателем автомобиля.

Наши рекомендации