Утомление и работоспособность, методы контроля. Инженерно-психологическое проектирование рабочего места водителя
Обеспечение надежности и безопасности функционирования сложных человеко-машинных систем. Человеческий фактор в человеко-машинных системах.
1. Что есть психология?
а). Наука о том, как человек воспринимает и перерабатывает информацию об окружающей среде;
б). Наука о том, как человек воспринимает, перерабатывает информацию и действует на её основе;
в). Наука о закономерностях поведения человека.
2.Что есть психотехника?
а). Научное направление, изучающее применение психологии к решению технических задач;
б). Научное направление, изучающее технические устройства, используемые в психологических исследованиях.
3.Какие направления включает в себя современная психотехника?
а). Инженерную и военную психологию;
б). Инженерную и военную психологию, эргономику, психологию труда и антропологию;
в). Инженерную и военную психологию, эргономику и психологию труда.
4. В какой области применяются закономерности, установленные инженерной психологией?
а). В области проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина»;
б). В области управления техническими устройствами.
5. В какой системе машина функционирует как элемент, полностью подчинённый человеку?
а). В инженерно-физиологической;
б). В эргатической.
6. В какой системе человек выполняет свои функции в качестве одного из элементов машины?
а). В инженерно-физиологической;
б). В эргатической.
7.Система ВАД есть частный случай:
а). Технической системы;
б). Эргатической системы;
в). Инженерно-физиологической системы.
8. Какое из перечисленных направлений не является предметом изучения инженерной (автотранспортной) психологии?
а). Анатомия и физиология водителя;
б). Исследование процессов приёма, обработки и реализации информации водителем
в). Инженерно-психологическое проектирование рабочего места водителя.
9. Структура оператора может быть представлена:
а). В виде совокупности психологической и физиологической частей ;
б). В виде совокупности информационно-кибернетической и метаболической частей.
10. Сигналы, поступающие в ЦНС, воспринимаются:
а). Эффекторами;
б). Рецепторами .
11. Поведенческие акты человека реализуются:
а). Через эффекторы;
б). Через рецепторы.
12. Сенсорные органы являются:
а). Чувствительными элементами организма ;
б). Исполнительными элементами организма .
13. В перечисленной последовательности этапов деятельности водителя какой является лишним: приём информации, переработка информации, принятие решения, выполнение решения, контроль за выполненным действием, коррекция выполненного действия?
а). Контроль за выполненным действием ;
б). Коррекция выполненного действия;
в).. Принятие решения.
14. Каким основным фактором затруднён безошибочный приём информации водителем?
а). Скоростью поступления;
б). Её избыточностью.
15. Какой из перечисленных факторов является важнейшим в сокращении времени переработки информации водителем?
а). Избирательность приёма информации;
б). Предвидение изменения дорожной обстановки;
в). Состояние водителя.
Психофизиологические особенности управления транспортными средствами и системами; требования,предъявляемые к физическим и психическим качествам операторов,методы их исследования и тренировки. Понятия об ощущениях, восприятии, внимании, мышлении, памяти и их оперативных качествах, психомоторике и реакции, эмоции и воле.
1. Какой аспект в деятельности водителя определяют физиологические процессы?
а). Энергетический (силовой);
б). Информационный .
2. В чём состоит интенциональный аспект психофизиологической деятельности водителя
а). В преобразовании и направлении информационных и энергетических потоков на предмет деятельности водителя ;
б).В формировании цели деятельности водителя;
в). В управлении процессами, обеспечивающими формирование цели деятельности и преобразование информационных и энергетических потоков .
3. В чём состоит операциональный аспект психофизиологической деятельности водителя?
а). В формировании цели деятельности водителя;
б). В управлении процессами, обеспечивающими формирование цели деятельности и преобразование информационных и энергетических потоков; в). В преобразовании и направлении информационных и энергетических потоков на предмет деятельности водителя
4. В чём состоит активационно-регуляторный аспект психофизиологической деятельности водителя?
а). В управлении процессами, обеспечивающими формирование цели деятельности и преобразование информационных и энергетических потоков ;
б). В преобразовании и направлении информационных и энергетических потоков на предмет деятельности водителя ;
в).В формировании цели деятельности водителя .
5. В чём состоит базовый аспект психофизиологической деятельности водителя?
а). В обеспечении жизнедеятельности организма и регуляции его функций в соответствии с характером деятельности водителя ;
б). В формировании цели деятельности водителя ;
в)В управлении процессами, обеспечивающими формирование цели деятельности и преобразование информационных и энергетических потоков .
6. Какой аспект психофизиологической деятельности водителя является важнейшим?
а). Интенциональный ;
б). Операциональный ;
в) Активационно-регуляторный ;
г). Базовый .
7. Что есть ощущение?
а). Отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их различных свойств ;
б). Отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств .
8. Что есть восприятие?
а). Отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств ;
б). Отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их различных свойств .
9. Память, мышление, воображение, догадки, предположения есть составляющие процесса:
а). Восприятия ;
б).Ощущения .
10. Усилие на рычагах управления воспринимается водителем через:
а).Болевой анализатор ;
б). Кинестетический анализатор ;
в). Вестибулярный анализатор.
11Чем является рецептор для анализатора?
а). Своеобразным чувствительным элементом ;
б) Своеобразным исполнительным элементом.
12. Какая из перечисленных характеристик зрительного восприятия не относится к пространственным?
а). Зрительное поле ;
б). Острота зрения ;
в). Яркость .
13.Зрительное поле определяется как пространство, видимое:
а). При неподвижном глазном яблоке ;
б). При максимально возможном изменении положения глазного яблока .
14. Сколько зон в соответствии с чёткостью и временем восприятия выделяют в пределах зрительного поля?
а). Две ;
б). Три ;
в).Четыре .
15. Зависит ли острота зрения от положения рассматриваемого предмета относительно наблюдателя?
а). Не зависит ;
б).Зависит .
16.Что определяет моторику зрения?
а). Время перевода взгляда водителя в зоны периферического зрения ;
б). Время фиксации взгляда на рассматриваемом предмете .
17. На чём основывается глубинное зрение?
а). На ощущении, возникающем при изменении взаимного расположения осей обоих глаз ;
б). На ощущении, возникающем при изменении положения оси одного глаза .
18. Какими факторами из перечисленных определяется психофизиологическая картина восприятия водителем препятствия?
а). Размерами препятствия и скоростью движения автомобиля ;
б). Остротой зрения, расстоянием видимости препятствия, исключающим эффект неожиданности .
19. Назовите важнейшую характеристику восприятия встречного автомобиля:
а). Острота зрения ;
б). Глубинное зрение.
20. Длительность зрительного восприятия определена продолжительностью:
а). Латентного периода восприятия, перевода луча зрения в сторону опасности, преодоления различных помех (мигание, слезинка и т.п.) ;
б). Перевода луча зрения в сторону опасности, преодоления различных помех .
21. От чего зависит расстояние видимости до предмета?
а). От скорости движения автомобиля и размеров предмета ;
б).От размеров предмета и его положения относительно автомобиля .
22. В каких единицах измеряется сила света?
а). В люменах ;
б).В люксах ;
в). В канделах ;
г). В нитах .
23. В каких единицах измеряется яркость света?
а).В канделах ;
б). В нитах ;
в). В люменах .
24. Поверхность какого цвета имеет больший коэффициент отражения?
а). Зелёного ;
б). Синего ;
в). Белого .
25. Какой диапазон яркости является наилучшим для зрительного анализатора?
а). 10-15 нит ;
б). 500-700 нит ;
в). 20-500 нит .
26. Как влияет скорость движения автомобиля на высоту цифр дорожного знака, обеспечивающую хорошее восприятие указателя?
а). Обратно пропорционально ;
б). Прямо пропорционально ;
в). Не влияет вообще .
27. Каким количеством сигналов ограничен объём зрительного восприятия?
а). 7+2 ;
б). 5+2 ;
в). 9+2 .
28 Как следует ориентировать надпись на дорожном указателе с целью быстрого восприятия?
а). Горизонтально ;
б). Вертикально ;
в). Значения не имеет .
29. Если предмет темнее фона, то имеет место:
а). Обратный контраст ;
б). Прямой контраст .
30. Если предмет светлее фона, то имеет место:
а). Обратный контраст ;
б). Прямой контраст .
31. Работа при каком контрасте является более благоприятной для глаз?
а). При обратном ;
б). Безразлично ;
в). При прямом .
32. Каков порядок времени наступления порога появления при зрительном распознавании предмета?
а). Единицы секунд ;
б). Десятые доли секунд ;
в). Сотые доли секунд .
33. Каким должен быть контраст между органами управления и фоном панели управления?
а). Мало заметный (Кпр=20-30%) ;
б). Повышенный (Кпр=60-70%) ;
в). Хорошо заметный (Кпр=40-50%) .
34. Каким должен быть контраст между цифрой и шкалой прибора управления?
а). Повышенный (Кпр=60-70%) ;
б). Хорошо заметный (Кпр=40-50%) ;
в).Мало заметный (Кпр=20-30%) .
35.Укажите наиболее контрастное соотношение «предмет-фон» из перечисленных:
а). Синий на белом ;
б). Красный на белом ;
в). Чёрный на жёлтом
.
36. Какому цвету соответствует излучение с наибольшей длинной волны?
а). Зелёному ;
б). Синему ;
в). Красному .
37. Какому цвету соответствует излучение с наименьшей длинной волны?
а). Жёлтому ;
б). Синему ;
в). Фиолетовому .
38. Если чистота цвета р=30%, то это значит, что:
а). Цвет состоит из 30% соответствующего спектрального и 70% белого;
б). Цвет состоит из 70% соответствующего спектрального и 30% белого .
38. Понятие цветности определяется:
а). Значением цветового тона ;
б). Совокупностью значений цветового тона и чистоты цвета ;
в). Значением чистоты цвета .
39. Цвета какой группы возбуждают нервную систему и стимулируют производительность труда, но на непродолжительное время?
а). Цвета длинноволновой части спектра («теплые») ;
б). Цвета коротковолновой части спектра («холодные») ;
в). Цвета средневолновой части спектра («оптимальные») .
Утомление и работоспособность, методы контроля. Инженерно-психологическое проектирование рабочего места водителя.
1. Во сколько раз увеличивается число пострадавших в авариях при возрастании скорости движения автомобиля с 60 до 120км/час?
а). В 1,5 раза;
б). В 2,5 раза;
в). В 4 раза.
2. Какое влияние оказывает темп работы водителя на величину порога скорости безопасного движения?
а). Существенное;
б). Не существенное;
в). Не оказывает вообще.
3. Назовите количество операций, выполняемых водителем в условиях интенсивного движения на 1км. пути:
а). 40 – 50;
б). 10 – 20;
в). 60 – 80.
4. Какой темп работы доступен практически всем водителям?
а). 1,0 – 1,5с. на операцию;
б). 1,7 – 2,0с. на операцию;
в). 3,5 – 4,0с. на операцию.
5. Во сколько раз сужается поле зрения в горизонтальной плоскости при изменении скорости с 20км/час до 160км/час?
а). В 8 раз;
б). В 10 раз;
в). В 16 раз.
6. На сколько необходимо увеличить дальность сосредоточения взгляда на дороге при возрастании скорости движения с 60км/час до 160км/час?
а). На 100м.;
б). На 200м.;
в). На 500м.
7. Резервом для уменьшения времени экстренного торможения является:
а). Латентный период операции;
б). Моторный период операции.
8. Для предотвращения наезда менее опытные водители прибегают:
а). К маневру и торможению, причем одинаково часто;
б). Чаще к маневру, чем торможению;
в). Чаще к торможению, чем к маневру.
9. Для предотвращения наезда более опытные водители прибегают:
а). К маневру и торможению, причем одинаково часто;
б). Чаще к маневру, чем торможению;
в). Чаще к торможению, чем к маневру.
10. Как соотносятся у водителя время реакции на маневр и время реакции на торможение?
а). Время реакции на маневр и торможение равны;
б). Время реакции на маневр больше;
в). Время реакции на маневр меньше.
11. Длина тормозного пути увеличивается:
а). Пропорционально квадрату частного от деления скорости движения автомобиля в км/час на 100;
б). Пропорционально квадрату частного от деления скорости движения автомобиля в км/час на 50;
в). Пропорционально скорости движения автомобиля.
12. Большая скорость движения оказывает на организм в основном:
а). Психологическое воздействие;
б). Физиологическое воздействие.
13. Как воспринимается скорость движения по дорогам, где нет объектов на обочине(на широких городских проспектах)?
а). Адекватно;
б). Недооценивается;
в). Переоценивается.
14. Как воспринимается скорость движения по узким улицам и дорогам с большим числом объектов на обочине(лес, горы)?
а). Адекватно;
б). Недооценивается;
в). Переоценивается.
15. При езде на легковом автомобиле скорость кажется большей, чем при езде на грузовом, что связано:
а). С качеством подвески;
б). С расстоянием от глаз водителя до дорожного покрытия.
16. Назовите основной фактор, требующий снижения скорости движения в дождливую погоду:
а). Увеличение тормозного пути;
б). Эффект аквапланирования.
17. Назовите основной фактор, определяющий значение скорости, при которой происходит эффект аквапланирования:
а). Нагрузка на ось;
б). Давление в шинах.
18. Какой из перечисленных факторов не оказывает влияния на ухудшение зрительного восприятия в темное время суток?
а). Фазы луны;
б). Плотность облаков:
в). Температура и давление воздуха.
19. Укажите основные причины ДТП в темное время суток:
а). Снижение видимости, ослепление водителя, неисправность приборов освещения и неправильное пользование ими;
б). Снижение видимости, ослепление водителя, неисправность приборов освещения и неправильное пользование ими, усталость;
в). Снижение видимости, ослепление водителя, неисправность приборов освещения и неправильное пользование ими, увеличение времени моторных реакций.
20. Укажите возрастной порог, с которого начинает существенно ухудшаться ночное зрение:
а). 60 лет;
б). 50 лет;
в). 40 лет.
21. Оказывает ли влияние цвет дорожных знаков на их восприятие в ночное время?
а). Не оказывает;
б). Оказывает, при этом лучше воспринимаются объекты, окрашенные в белый цвет;
в). Оказывает, при этом лучше воспринимаются объекты, окрашенные в красный цвет.
22. Темновая адаптация – это:
а). Процесс приспособления зрения к темноте после восприятия света;
б). Процесс приспособления зрения к свету после пребывания в темноте.
23. Световая адаптация – это:
а). Процесс приспособления зрения к темноте после восприятия света;
б). Процесс приспособления зрения к свету после пребывания в темноте.
24. Какая адаптация имеет большее значение в деятельности водителя?
а). Темновая;
б). Световая.
25. Что является основной причиной нервно – психологического напряжения водителя в ночное время суток?
а). Темновая адаптация;
б). Недостаток информации о дорожной обстановке.
26. Что вызывает существенное снижение физиологических возможностей организма водителя ночью?
а). Нарушение суточного биоритма;
б). Темновая адаптация.
27. Какой режим работы в ночную смену менее вреден?
а). Периодическая работа в ночную смену;
б). Постоянная работа в ночную смену.
28. Скорость автомобиля при движении ночью должна быть такой, чтобы:
а). Остановочный путь был больше расстояния видимости;
б). Остановочный путь был меньше расстояния видимости;
в). Остановочный путь был бы равен расстоянию видимости.
29. Для того, чтобы отраженный от дорожного знака свет не слепил водителя, знак устанавливают:
а). С отклонением на 5градусов в сторону от дороги;
б). Строго перпендикулярно;
в). С отклонением на 5градусов в сторону к дороге.
30. Ослепляющий источник опаснее, если он находится:
а). Прямо по центральной оси зрения;
б). Выше центральной оси зрения;
в). Сбоку или снизу от центральной оси зрения.
31. Из-за физиологических особенностей зрения в тумане дорожные объекты кажутся:
а). Более удаленными от своего действительного положения;
б). Более приближенными в сравнении с действительностью;
в). Более удаленными и смещенными ( в ту или иную стороны ) от своего действительного положения.
32. Что является основной причиной столкновения автомобилей в тумане?
а). Искаженное восприятие расстояний между предметами;
б). Искаженное восприятие скорости движения;
в). Плохая видимость.
33. Улучшает ли включение противотуманных фар видимость в тумане?
а). Не улучшает;
б). Улучшает.
34.Антропологическое соответствие прежде всего учитывает:
а). Психические особенности человека;
б). Анатомические особенности человека.
35. Какое количество антропологических точек учитывают при конструировании машины?
а). Четыре;
б). Шесть;
в). Восемь.
36. Что есть верхушечная антропологическая точка?
а). Верхняя точка головки лучевой кости;
б). Верхняя точка темени;
в). Наивысшая точка большой берцовой кости.
37. Какому закону подчинено распределение антропологических признаков?
а). Нормальному;
б). Показательному;
в). Логарифмически нормальному.
38. Чему равен доверительный интервал для антрометрического признака при доверительной вероятности 95%?
а). +/- 2см.;
б). +/- 6см.;
в). +/- 9см.
39. Какие из перечисленных факторов оказывают существенное влияние на антропометрические признаки?
а).Этнический, половой;
б). Этнический, половой, возрастной;
в). Половой, возрастной, прфессиональный.
40. Что такое моторное поле?
а). Пространство, ограниченное зоной видимости;
б). Пространство, в котором водитель совершает основные и вспомогательные управляющие движения;
в). Пространство, занимаемое двигателем автомобиля.