Классификация коммуникаций
1.Внешние – обмен информацией с внешней средой (посредники, конкуренты, потребители, государственные органы, общество.)
2.Внутренние – организационные коммуникации (вербальные, невербальные).
2.1. Формальные – определяются политикой, правилами, должностными инструкциями данной организации, осуществляются по формальным каналам.
2.1.1. Вертикальные – информация перемещается с одного уровня иерархии на другой (восходящие,нисходящие)
2.1.2. Горизонтальные - между различными подразделениями для координации деятельности различных подразделений;
2.2. Неформальные – установленная система личных отношений между работниками организации (доступ к дополнительной информации), сокращения, изменения в структуре организации, перемещения и повышения, утечка информации.
3. Вербальные (устные, письменные)
4. Невербальные (язык телодвижений, параметры речи)
С точки зрения передачи информации коммуникации оказываются тем более эффективными, чем ближе по смыслу посланное и принятое сообщения.
Информация – это сведения о предметах, процессах и явлениях окружающего мира, передаваемые людьми устно, письменно или иным способом (например, с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.).
Значение информации для управления организацией определяется, во-первых, тем, что она является важнейшим особого рода ресурсом менеджера.
Во-вторых, информация выступает как основа процесса управления. Посредством различных операций с информацией осуществляются циклически повторяющиеся стадии процесса управления. С ее помощью осуществляются взаимосвязи между субъектом и объектом управления, а также внутри субъекта управления. Информация передается по каналам прямой и обратной связи, соединяя тем самым субъект и объект управления.
В-третьих, информация выступает как основа коммуникаций в системе управления. С помощью информации осуществляются коммуникации предприятия с внешней средой: потребителями, поставщиками, конкурентами, профсоюзами, государственными органами.
В-четвертых, информация является предметом управленческого труда. На основе исходной информации путем циклически повторяющихся стадий управленческого процесса органы управления принимают управленческие решения, организуют и контролируют их исполнение. Последние также имеют информационную природу и с этой точки зрения представляют собой производственную информацию.
Информация управленческая– определенные новые сведения, совокупность некоторых данных, знания о фактах, событиях или состоянии управляемого объекта, которые используются в процессе управления или побуждают к некоторым действиям для достижения поставленных целей.
Для управленческого персонала предприятия информация является предметом, средством и результатом труда.
Управленческая информация обладает следующими основными свойствами:
1.Всегда передается посредством сигнала – носителя информации.
2.Всегда имеет количественные и качественные параметры.
3.Не исчезает в процессе ее использования, но может использоваться многократно.
4.Способна накапливаться беспредельно.
5.Имеет ценность и полезность, что определяется своевременностью, затратами на ее получение, степенью использования и результативностью.
Классификация информации представлена в таблице 7.
Таблица 7.
Классификация информации
Признак классификации | Информация управления |
Способ представления | устный, визуальный, текстовый, графический, электронный |
Способы формирования | первичная, промежуточная, результирующая, постоянная, переменная, эпизодическая |
Источник получения | входящая, исходящая, внутренняя, внешняя |
Ресурс управления | трудовой, материальный, технический, финансовый, энергетический, информационный |
Ценность информации | полная, неполная, достоверная, ложная, своевременная, несвоевременная |
По видам служебных документов | организационные, распорядительные, правовые, кадровые, финансово-экономические, справочно – информационные. |