Развитие эмоциональной сферы. Эмоциональные контакты с детьми младенческого возраста показывают какой эмоциональный восторг вызывает у ребенка общение со взрослым
Эмоциональные контакты с детьми младенческого возраста показывают какой эмоциональный восторг вызывает у ребенка общение со взрослым. Появление комплекса оживления свидетельствует о завершении кризиса новорожденности и начале развития социальных эмоций.
Социальные эмоции – это переживание человеком своего отношения к окружающим людям; они возникают, формируются и проявляются в системе межличностных отношений.
В процессе общения со взрослыми ребенок пытается выразить свои эмоции, создавая имитацию взрослой речи и используя, практически, те же интонации. Так у малыша происходит формирование различных голосовых реакций. Примерно с 5-6 месяцев голос и зрительный образ матери несут такой же положительный эмоциональный импульс, как ранее физический контакт. Если такая забота со стороны родителей не осуществляется, то это может привести к различным нарушениям в эмоциональной сфере ребенка, в частности к психической депривации.
Психическая депривация – это определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не представляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени.
Для полноценного развития у ребенка должна быть удовлетворена потребность в любви и признании.
Кризис одного года.
Между младенческим возрастом и ранним детством существует переходный период, который называется «кризис одного года».
Внешние проявления кризиса: у ребенка появляются аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или запрещает что-либо делать. Ребенок становится беспокойным, появляются проявления самостоятельности.
Внутренние противоречия: нарастание противоречий между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. Возможности пока являются недостаточными для удовлетворения потребностей.
Социальная ситуация развития полной слитности ребенка со взрослым меняется. В ней появляются двое – ребенок и взрослый. В этом суть кризиса одного года. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако возможности ребенка этого возраста очень ограничены.
12. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
Социальная ситуация развития, основные новообразования возраста.
Ранний возраст – это возраст от 1 года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируются мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действии с предметами.
Новообразования возникающие к концу первого года жизни вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослыми. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов.
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего детства.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Она возникает постепенно из манипулятивной деятельности младенцев. В связи с овладением предметной деятельностью изменяется характер ориентировки ребенка в новых для него ситуациях, при встрече с новыми предметами. Усваивая действия по употреблению предметов обихода, ребенок вместе с тем усваивает и правила поведения в обществе, связанные с этими предметами.