Теория социального научения Дж. Роттера
Теория «атрибуции», так же как и изложенные выше теории «экстравертированности», «полезависимости» и «мотивационной направленности», позволяет описать довольно широкий круг закономерностей личностной регуляции поведения индивида. Каждая из этих теорий вскрывает определенные закономерности, относящиеся к тому или иному конкретному аспекту психологической структуры личности. Правда, в этом отношении несколько отличается «атрибутивная» теория, которая, как мы видели, пытается выявить общие закономерности личностной регуляции, выводя их из субъективного жизненного опыта индивида. Но узость такой концептуальной модели вполне очевидна, поэтому рядом исследователей были предприняты попытки создать глобальную, «обобщенную» теорию личностной регуляции социального поведения. В частности, теория F. Heider явилась основой для разработки весьма популярной в зарубежной психологии теории «социального научения», или, как ее часто называют, теории «Локуса контроля».
Рассмотрим ее более подробно, поскольку она наиболее «созвучна» исследуемому нами ниже феномену «автономности-зависимости». Теория «социального научения» была развита Дж. Роттером (Rotter, 1954, 1960, 1966) и получила широкое практическое применение после опубликования им в 1966 году работы под названием «Обобщенные ожидания для внутреннего, по сравнению с внешним, управления подкреплением» (1966). О возросшем интересе к практическому применению этой теории говорит тот факт, что только за один 1981 год количество публикаций, касающихся применения теории во всех сферах человеческого поведения, составило около 300 (в то время как за период с 1954 по 1969 год было опубликовано почти такое же количество работ).
Основными понятиями в теории «социального научения» являются: потребность, «потребностный потенциал» и «обобщенное субъективное ожидание». Согласно J.B. Rotter, потребность есть абстракция от научающего поведения, которая имеет обобщенную направленность. Было предположено, что различные типы индивидуального поведения становятся функционально взаимосвязанными (приводят к некоторым эквивалентным целям) через процесс научения и обобщения.
Цели, достигаемые индивидом, считаются функционально связанными, если они вызывают одинаковые или подобные виды поведения, и наоборот – виды поведения, которые приводят к одинаковым или подобным целям, также считаются принадлежащими к одному функциональному классу. Эта точка зрения J.B. Rotter возникла в результате разделения им «научающих» видов поведения (то есть всех видов поведения, в которых происходит социальное научение) в зависимости от шести основных потребностей: признания (одобрения общественного положения), защиты (зависимости), доминирования (господства), независимости, любви (и привязанности), физического комфорта.
Каждая из этих потребностных категорий представляет собой то, что
H. Peak (1953) называет функциональным единством. Говорят, что виды поведения функционально связаны или организованы определенным образом в том случае, если они изменяются сопутственно, то есть релевантно общим условиям. Другими словами, виды поведения в пределах функционального класса потребностей коррелированны. Понятие сопутственного изменения основано на функциональной взаимосвязи, которая допускает предсказание совершения поведения Х, как результат измерения или наблюдения класса функционально связанных поведений, к которым Х относится.
Конструкт «потребность» описывает личностные тенденции проявлять поведение данного стиля в определенной ситуации. Среднее число потенциальных возможностей для проявления того или иного поведения в какой-либо ситуации есть то, что подразумевается под силой потребности, или «потребностным потенциалом». Сила потребности зависит от взаимосвязи переменных, дающих возможность совершать определенные действия, и от ценности потребности. Среднее субъективное ожидание (субъективная вероятность) – это та степень свободы в удовлетворении определенной потребности, которая достигается в результате осуществления индивидом определенного класса функционально связанных поведений.
Осуществляя наиболее общий подход к исследованию процессов регуляции социального поведения, J.B. Rotter выдвинул гипотезу, согласно которой воспринимаемые разными людьми одинаковые подкрепления и награды по-разному влияют на их последующее поведение. При этом одним из решающих факторов, оказывающих влияние на последующее поведение, является та степень ожидания, с которой субъектом воспринимается награда, следующая после его собственных действий, по сравнению с той степенью ожидания, с которой он воспринимает ту же награду, но полученную после действий, не зависящих от него самого.
Другими словами, влияние подкрепления (награды) зависит от того, как субъект воспринимает причинные взаимосвязи между его собственным поведением и подкреплением. «Когда подкрепление некоторого действия воспринимается субъектом как независящее от него самого, то это обычно воспринимается как результат удачи, случая, судьбы, то есть как нечто не поддающееся прогнозированию. Такое поведение мы относим к внешнеуправляемому. Если же субъект воспринимает подкрепление как зависящее только от его собственных действий или его собственных, относительно постоянных характеристик, такое поведение мы относим к внутреннеуправляемому» [Rotter, 1966, p. 1].
Формирование того или иного типа личностной регуляции поведения происходит на основе жизненного опыта субъекта, который находит свое выражение в индивидуальных ожиданиях, обобщающихся и переносимых от одной специфической ситуации к сериям подобных ситуаций. Согласно теории J.B. Rotter, такое «обобщенное ожидание» имеет определенные стабильные характерные свойства и представляет собой важнейший фактор личностной регуляции поведения.
Первая попытка измерить индивидуальные различия в обобщенном ожидании подкрепления в контексте гипотезы о внутреннем или внешнем управлении была предпринята E.J. Phares (1957) в работе по изучению влияния случая или умения на величину обобщенного ожидания. E.J. Phares разработал шкалу «лайкертского» типа с 13 утверждениями, отражающими внешние установки, и 13 утверждениями, отражающими внутренние установки, в гипотезе об источнике управления. Позднее S. Liverant в соавторстве с J.B. Rotter (Rotter, Liverant, Growne, 1961) поставил задачу расширить этот тест – разработать субшкалы для различных областей, таких, как достижение, привязанности, общие социальные и политические установки и т.д.
Однако утверждения, относящиеся, например, к достижению, высоко коррелировали со шкалой социальной желательности и с некоторыми другими субшкалами и не обладали достаточной дифференцирующей силой. В связи с этим были оставлены дальнейшие попытки измерить более специфические «субобласти» внешнего-внутреннего управления.
Результатом ряда последующих работ, выполненных S. Liverant,
A. Scodel (1960), M. Seeman, J.W. Evans (1962) и J.B. Rotter (1966), явилось создание опросника, или так называемой «I-Е» шкалы. Название шкалы происходит от первых букв английских слов «internal» – внутренний и «external» – внешний. Отсюда в зарубежной психологической литературе субъектов с уверенностью во внутреннем управлении стали называть «интерналами», а субъектов с уверенностью во внешнем управлении – «экстерналами». В связи с этим приобрела свое новое название и теория «социального научения», которая в своем последующем развитии получила название «локуса контроля», то есть теории о «месте расположения источника субъективного управления» – вне или внутри индивида.
«I-Е» шкала нашла широкое применение в практических исследованиях. В окончательной редакции она состоит из 29 пунктов, каждый из которых содержит два взаимоисключающих утверждения, характерных для лиц с внутренним и внешним управлением. Задача опрашиваемого состоит в том, чтобы выбрать то из утверждений, которое в наибольшей степени согласуется с его собственным мнением. Как указывает J.B. Rotter (1966), данный опросник выявляет исключительно только представления субъектов о «природе мира, о степени случайности происходящих в мире событий».
Такова в общем суть основных положений теории «социального научения». Эта теория получила большое распространение во всех сферах исследования жизнедеятельности человека. Многочисленные исследования, проведенные в рамках «локуса контроля» (в дальнейшем для краткости обозначим как ЛК), обнаружили много интересных эмпирических данных; однако определенное их количество подлежит дальнейшей проверке, так как найденные показатели оказались явно противоречивыми.
Как отмечалось, в своей основной работе (1966) J.B. Rotter сообщил о хорошей дискриминативной валидности I-Е шкалы, которая давала низкую корреляцию с тестами, измеряющими умственные способности, социальную желательность, политические установки. Однако результаты последующих исследований взаимосвязи между I-Е шкалой и шкалой социальной желательности оказались неоднозначными. В работах B.R. Strickland (1970),
A. Solor (1967), A. Tolor, J.E. Jalowiec (1968) не было обнаружено значимой корреляционной связи между I-Е шкалой и шкалой Marlowe-Crowne (шкала социальной желательности), в то время как результаты работ J. Altrocchi (1968) и N.T. Feather (1967, Vol. 19) показали наличие значимой корреляции между ними. Обнаружилась значимая взаимосвязь между I-Е шкалой и другими тестами, измеряющими социальную желательность, например, шкалой Эдвардса (Berrins, Ross, Cohen, 1970).
Эти результаты позволяют предположить, что I-Е шкала не свободна от влияния такой переменной, как «социальная желательность», как это утверждал Дж. Роттер. В той же его работе было показано отсутствие значимых различий по I-Е шкале между мужчинами и женщинами, но N.T. Feather (1967, Vol. 7, 1968) выявил, что существуют значимые различия по ЛК между мужчинами и женщинами. Другие исследователи также отмечают ограничения, присущие I-Е шкале. Как отмечает Joe Victor Clark, было показано, что утверждения, выбираемые испытуемыми по шкале I-Е, имеющие дело с социальными и политическими событиями, противоречивы утверждениям, относящимся к личностным привычкам, чертам или другим внутриличностным или межличностным определениям.
Отсюда, на наш взгляд, делается совершенно справедливый вывод, что утверждения, составляющие I-Е шкалу, не могут выявить всех главных аспектов личностного контроля (управления). Далее, L.E. Thomas показал, что «интернальные» утверждения I-Е шкалы более родственны индивидуальностям, придерживающимся консервативных (политических) взглядов, нежели тем, кто придерживается либеральных установок. В связи с этим он ставит вопрос о валидности этой шкалы как меры стабильности данной личностной черты.
Много сомнений возникает и при обсуждении вопроса о структуре меры ЛК. До сих пор не ясно, гомогенна эта мера или гетерогенна. Исследованиями P. Gurin, G. Gurin, M. Beattie, R.C. Lao (1969), R.C. Lao (1970) было выявлено четыре фактора, составляющих структуру ЛК: управление идеологией, личностное управление, система «модифиабельности» (System Modifiability), расовая идеология. Другое исследование, в котором была сделана попытка классифицировать факторную структуру I-Е шкалы, было выполнено H.L. Mirels, который с помощью факторного анализа обнаружил только два фактора: общее и политическое управление.
В кросс-культурных исследованиях, проведенных A. Furnham, Henry John (1980) по ЛК, указывается, что его структура существенно различна в зависимости от принадлежности индивидов к той или иной этнической группе. Например, для людей европейского происхождения было выделено три фактора: академический, «благоприятные» возможности (приличия), внутренний ЛК; для африканской группы выделено четыре фактора, для индусской группы – также четыре, но уже других фактора.
Все это наводит на мысль, что ЛК скорее многомерное понятие, хотя результаты работы Hofman Richard J. et al. (1980) позволяют утверждать, что ЛК имеет одномерную структуру. Если признать, что понятие «интернальности-экстернальности» многомерно, в отличие от утверждения J.B. Rotter, то в таком случае необходимо признать, что и другие психические феномены также могут быть многомерными и, следовательно, использование субшкал или факторов может оказаться более полезным, чем общей (гомогенной) I-Е шкалы. Это предполагает, что использование субшкал или факторных множеств, в дополнение к использованию общей шкалы, наиболее существенно в исследованиях личностной сферы.
Рассмотрим теперь, как обстоят дела с личностными качествами, приписываемыми интерналам и экстерналам. P.D. Hersch и K.E. Scheibe (1967), исследовали взаимосвязь между I-Е шкалой и калифорнийским психологическим опросником (CPI). На основании полученных данных они пришли к заключению, что интернально ориентированные субъекты больше, чем экстернально ориентированные, направлены на: достижение, доминирование, толерантность, создание «хорошего впечатления», социабельность (общительность), интеллектуальную достаточность и благополучие. По данным этих авторов, интерналы более точно описывают себя как настойчивых, направленных на достижение, сильных (могущественных), независимых, эффективных и трудолюбивых. В других работах R.A. Baron (1968) и A. Tolor,
M. Reznikoff (1967), соответственно, отмечается, что интерналам в большей степени присуща социальная активность, инсайт и меньшая тревожность.
В свою очередь, имеются данные H.L. Minion, A.G. Miller (1970) и
R.A. Clouser, L.A. Hjielle (1970), а также V.C. Joe, что экстерналы имеют тенденцию к большей подозрительности и лжи в межличностных отношениях, они более догматичны, относительно более тревожны, агрессивны, недостаточно самоуверенны, менее творческие; экстерналы имеют, как правило, низкую потребность в социальном одобрении и большую тенденцию использовать чувственные (обидчивые) способы защиты (Joe Victor Clark, 1971).
Несмотря на то, что большинство исследователей придерживаются таких обобщенных характеристик интерналов и экстерналов, по многим личностным характеристикам возникают существенные разногласия. Наиболее значимые различия были выявлены при попытках обнаружить связь между той или иной мерой ЛК и такими личностными характеристиками, как умственные способности, мотивация достижения, уровень притязаний и личностная самооценка, а также в попытке связать интернальную ориентацию ЛК с академическими успехами.
Как логическое продолжение концепции I-Е контроля, J.B. Rotter выдвинул гипотезу (1966), что интерналы будут более явно прилагать усилия, направленные на достижение поставленной цели, чем экстерналы, которые чувствуют, что они имеют малый контроль над их наградами и наказаниями. Предварительные исследования также показали, что интерналы тратили больше времени на интеллектуальную активность, проявляли более интенсивный интерес к академическим занятиям и набирали большее количество баллов по академическим тестам, чем экстерналы (Crandall, Katkovsky, 1962, 1965).
На наличие связи между интернальной ориентацией и поведением, направленным на достижение, указывают результаты работ S. Nowicki (1971, 1973) и W. Sherman Lawrence et al. (1980). Однако исследование, которое включало испытуемых женского пола, показало, что нет значимой связи между осознанием управления (контроля) и поведением, направленным на достижение (Crandall, Katkovsky, Preston, 1962). Также не было обнаружено доказательств существования связи между академическим достижением и интернальностью (Booth Steven, 1980; Eisenman, 1968; Hjelle, 1970; Little, Kendall, 1978).
В вопросе о взаимосвязи личностной самооценки с той или иной ориентацией ЛК тоже нет полной ясности. Измерение самооценки по шкалам Bergera и Coopersmita, проведенное Lloyd Camille, не показало наличия сколько-нибудь согласованной связи самооценки и ориентации ЛК. Одни исследователи, в частности, R. Epstein, S.S. Komarita (1970) и В. Fish, S.A. Karabenick (1971), полагают, что высокая самооценка ассоциируется с внутренней ориентацией ЛК, другие (Platt, Eisenmann, Darbers, 1970) считают, что между ними значимой связи нет.
Следующий вопрос, который следует обсудить, – взаимоотношение между величиной управления (контроля) и умственными способностями. Как показали исследования Blaler J. (1961) и Crandall V.J., Katkovsky W., Preston A. (1962), умственные способности положительно связаны с осознанием интернальности управления. На основе этих данных можно было бы предположить, что ЛК просто представляет собой феноменологическую реакцию на умственные способности. Однако в этих работах обнаруженная положительная связь между переменными не достигала значимых величин. Тем не менее, большинство исследователей придерживаются того мнения, что развитые умственные способности и интернальная ориентация ЛК – две сопутствующие характеристики, в связи с чем представляют определенный интерес результаты, полученные в исследованиях интернальной ориентации ЛК и ее влияния на школьные академические достижения.
Положительная корреляция между интернальным ЛК и школьным академическим достижением широко представлена в психологической литературе. Однако природа этой связи не ясна (Dudley-Marling Curtis C., Snider Vicki, Tarver Sara G., 1982). Хотя в среднем умственно отсталые дети и подростки показывают большую экстернальность, чем дети средних умственных способностей, корреляции между ЛК и IQ (в популяциях в пределах нормального IQ) имеют низкий ранг и непостоянны. Кроме того, несмотря на документированную положительную корреляцию между академическим достижением и интернальностъю для умственно отсталых и нормальных популяций, данная корреляция не была ни высокой, ни постоянной для того, чтобы служить предсказанием академического успеха (Cliford, Cleary, 1972; Crandall, Katkovsky, Preston, 1962; Lawrence, Winchel, 1975; McGhee, Crandall, 1968; Messer, 1972).
Подобные противоречия в экспериментальных данных встречаются также и в исследованиях связи ЛK с тревожностью (Feather, 1967; Molinari, Khanna Prabha, 1980), возрастом индивида (Barling Gullian, Patz Monica, 1980; Knoop Robert, 1981; Weisz, Stipek, 1982), авторитаризмом (Baron, 1968; Joe Victor Clark, 1971).
Теоретическую противоречивость роттеровской концепции также ярко характеризуют результаты следующих работ. Опираясь на теоретические предпосылки J.B. Rotter, многие исследователи пытались показать, что в условиях, зависящих от умений, интерналы будут лучше справляться с заданиями, чем экстерналы; а в условиях, зависящих от случая, лучших результатов будут достигать экстерналы (Gulian, Katz; Klemp; Lefcourt, 1965, 1966). Наряду с работами Rotter J.B., Mulry R.C. (1965), подтверждающими эту гипотезу, были и работы, опровергающие ее. Например, Т.Р. Petzel и M.D. Gynther (1970) провели исследование, в котором экстерналы решили большее количество анаграмм в условиях, зависящих от умений, чем в условиях, зависящих от случая. В то же время интерналы решили большее количество анаграмм в условиях, определенных инструкцией как зависящих от случая. Следовательно, хотя и имеются некоторые доказательства того, что интерналы выполняют деятельность более эффективно в условиях, зависящих от умений, эти доказательства, отмечает V.C. Joe (1971), все же не являются решающими.
Другое утверждение J.B. Rotter о том, что интерналы будут больше сопротивляться управлению извне (если они обнаружат такое управление), чем экстерналы, ожидающие управления со стороны, также было опровергнуто исследованиями B.S. Gorman, A.E. Wessman (1974); J.H. Hamsher, J.D. Geller, J.B. Rotter (1968) и R.H. Klemp (1969).