Психологическая коррекция как вид психологической помощи
Псих. коррекция является одним из важных звеньев в системе псих. помощи детям с различными нарушениями нервно-психического развития. Проблемы псих. коррекции недостаточно разработаны в отечественной психологии. В настоящее время существует множество противоречивых взглядов на проблему психокоррекции. Не уточнено понятие «психокоррекция», не раскрыты ее основные направления и механизмы воздействия при различных вариантах дизонтогенеза у детей и подростков. Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогич. помощи аномальным детям. Он означал совокупность педагогич. воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии аномального ребенка.
По мере развития прикладной психологии понятие «коррекция» стало все шире использоваться и при нормальном психическом развитии ребенка. Это обусловлено тем, что важной задачей обучения и воспитания ребенка является повышение его творческого и интеллектуального потенциала, всестороннего развития личности.
Некоторые авторы рассматривают псих. коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей (А. С. Спиваковская). Другие — как метод псих. воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере) или совокупность псих. приемов, используемых психологом для исправления психологии или поведения психически здорового человека (Р. С. Немов).
В патопсихологии и в специальной психологии психокоррекция рассматривается как один из способов псих. воздействия, направленный на выравнивание при отклонениях в психическом развитии ребенка.
Псих. коррекцию можно рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле псих. коррекция-как комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле псих. коррекция рассматривается как метод псих. воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств.
А. А. Осипова выделяет специфические черты психологической коррекции: 1)ориентация на клинически здоровых людей;
2)ориентация на здоровые стороны личности;
3)ориентация на среднесрочную помощь, в отличие от краткосрочной;
4)направленность на изменение поведения и развития личности.
Объектом психокоррекционных воздействий могут быть как здоровые, так и больные люди. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику целей, задач и методов коррекции. Например, при психических заболеваниях у детей (синдром РДА, шизофрении и др.) псих. коррекция направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активации.
В процессе псих. коррекции детей и подростков с проблемами в развитии необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития ребенка, характер сочетания в картине его состояния таких факторов, как социальная ситуация развития, изменения личности, связанные с заболеванием.
2 формы коррекции (по Эльконину):
1) симптоматическая, направленная на симптомы отклонений в развитии,
2) коррекция, устраняющая источник и причины отклонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого различную психологическую структуру нарушений в развитии ребенка или подростка.