Психологическая коррекция как вид психологической помощи


Псих. коррекция является одним из важных звеньев в системе псих. помощи детям с различными наруше­ниями нервно-психического развития. Проблемы псих. коррекции недостаточно разработа­ны в отечественной психологии. В настоящее время существует множество противоречивых взглядов на проблему психокоррек­ции. Не уточнено понятие «психокоррекция», не раскрыты ее основные направления и механизмы воздействия при различных вариантах дизонтогенеза у детей и подростков. Термин «коррекция психического развития» впервые исполь­зовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педа­гогич. помощи аномальным детям. Он означал совокупность педагогич. воздействий, направленных на исправление не­достатков, отклонений в развитии аномального ребенка.

По мере развития прикладной психологии понятие «коррек­ция» стало все шире использоваться и при нормальном психиче­ском развитии ребенка. Это обусловлено тем, что важной зада­чей обучения и воспитания ребенка является повышение его твор­ческого и интеллектуального потенциала, всестороннего развития личности.

Некоторые авторы рассматривают псих. коррекцию как способ профилактики нервно-психических нарушений у детей (А. С. Спиваковская). Другие — как метод псих. воздействия, направленный на соз­дание оптимальных возможностей и условий развития личност­ного и интеллектуального потенциала ребенка (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидере) или совокупность псих. приемов, используемых психологом для исправления психологии или поведения психически здорового человека (Р. С. Немов).

В патопсихологии и в специальной психологии психокоррек­ция рассматривается как один из способов псих. воз­действия, направленный на выравнивание при отклонениях в пси­хическом развитии ребенка.

Псих. коррекцию мож­но рассматривать в широком и узком смысле этого понятия. В ши­роком смысле псих. коррекция-как комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направ­ленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недос­татков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле псих. коррекция рассматривается как метод псих. воздействия, направленный на оптими­зацию развития психических процессов и функций и на гармо­низацию развития личностных свойств.

А. А. Осипова выделяет специфические черты психологиче­ской коррекции: 1)ориентация на клинически здоровых людей;

2)ори­ентация на здоровые стороны личности;

3)ориентация на средне­срочную помощь, в отличие от краткосрочной;

4)направленность на изменение поведения и развития личности.

Объектом психокоррекционных воздействий могут быть как здоровые, так и больные люди. Каждая форма аномального развития имеет свою специфику це­лей, задач и методов коррекции. Например, при психических за­болеваниях у детей (синдром РДА, шизоф­рении и др.) псих. коррекция направлена на эмоцио­нальную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активации.

В процессе псих. коррекции детей и подростков с проблемами в развитии необходимо учитывать сложную струк­туру особенностей развития ребенка, характер сочетания в кар­тине его состояния таких факторов, как социальная ситуация раз­вития, изменения личности, связанные с заболеванием.

2 формы коррек­ции (по Эльконину):

1) симптоматическая, направленная на симптомы отклонений в развитии,

2) коррекция, устраняющая источник и причины от­клонений в развитии. Симптоматическая коррекция, безусловно, имеет существенные недостатки, так как симптомы отклонений в развитии имеют различные причины и вследствие этого различ­ную психологическую структуру нарушений в развитии ребенка или подростка.

Наши рекомендации