Связь с межличностными, неформальными неофициальными отношениями между руководителем и подчинённым
В любом сообщении, которое адресуется партнёру по общению, имеется текстовая информация – то, что сообщается и персонифицированная – информация о самом авторе, включающаяся в сообщение всегда помимо его воли. Пример. Симпатичный руководитель, к которому подчинённый относится с уважением и который является авторитетом, даёт нелепые советы, что подчинённый не может их принять. Персонифицированная информация здесь «+», текстовая «-». Противоположная ситуация: разумную рекомендацию даёт руководитель, к которому у подчинённого негативное отношение. В результате сообщение не принято.
Межличностные отношения: люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают симпатию, привязанность, дружбу и наоборот, труднее принимают позицию человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатию).
Руководители не всякий раз контролируют исполнение распоряжений и не всегда дают оценку исполненному. Поэтому выдача распорядительной информации осуществляется наиболее часто и оказывает наибольшее влияние на эффективность деятельности организации. Именно на этой стадии управленческого воздействия менеджер изменяет вид деятельности, действия, поведение другого человека. От того, как отдаётся распоряжение, зависит качество исполнительской деятельности.
Распорядительная информация по форме может быть директивной, демократической или даже либеральной.
1. К директивным формам относятся: приказ, директива, указание, распоряжение, требование.
2. К либеральным – уговоры.
3. К демократическим – просьбы, рекомендации, советы.
Для подчинённого в принципе любая форма распорядительной информации воспринимается не как просьба, а как распоряжение. Однако демократическая форма распорядительной информации повышает качество исполнительной деятельности и даёт большую отдачу для производства, так как подчинённый с большим желанием выполняет задание. Если же задание выполняется формально, не согласуется с мыслями работника, его желанием и позицией, то трудно ожидать хороших результатов.
Эффективность исполнения решений зависит от конкретной формы распоряжений: приказ или просьба, персонифицированное или неперсонифицированное, вопросительное, утвердительное или директивное распоряжение.
Шкала отношений». Основные характеристики подчинённых.
При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают симпатию, привязанность, дружбу и наоборот, труднее принимают позицию человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатию, ненависть). Эмоционально положительное или эмоционально отрицательное отношение подчинённых представлено в виде шкалы отношений.
Шкала отношений.
− | + | |||||
− | − | + | + | |||
− | − | − | + | + | + | |
A | B | C | O | D | E | M |
Точка M символизирует подчиненного, который относится к руководителю не просто эмоционально положительно, а буквально боготворит его.
Точка A – антипод руководителя, то есть человек, у которого резко негативное отношение к руководителю.
Точка E - символизирует подчиненного, который настолько хорошо относится к руководителю, что его смело можно назвать единомышленником.
Точка D – подчиненный, который неплохо относится к руководителю.
Точка B - символизирует подчиненного, который испытывает к руководителю явную антипатию.
Точка C – подчиненный, который относится к руководителю скорее отрицательно, чем положительно.
Середина шкалы символизирует подчиненного, относящегося нейтрально к руководителю, что присуще вновь пришедшим и только в первые дни их работы. Затем, после короткого периода узнавания руководителя, они обязательно переместятся либо влево, либо вправо по шкале отношений.
Основная проблема управления сводится к изысканию способов перевода подчиненных в правую зону шкалы отношений. Руководитель стремится вызвать к себе эмоционально положительное отношение, то есть расположить к себе подчиненных (сформировать аттракцию). Среди подчинённых, которые находятся в правой половине шкалы отношений (при прочих равных условиях: образование, интеллект, пол, возраст т.п.), больше единомышленников руководителя. С ними проще найти общий язык, они быстро понимают суть дела, с ними реже бывают конфликты. Эти подчинённые легче принимают позицию руководителя, с ними уходит меньше времени на ненужные объяснения, их не приходится уговаривать. Это не означает, что они – слепые исполнители. Просто они реже спорят по пустякам и соглашаются добровольно выполнять задания. Объясняется сказанное – принятием личности руководителя и наличием ярко выраженных положительных эмоций по отношению к нему.