Баранская С.С. Методика измерения лояльности
Человеческийфактор
При внедрении инноваций: метод измерения лояльности персонала
А. С. Андреев,
К. т. н., МВА, генеральный
Директор ООО «ГАНЗА
Консалтинг»
О. В. Сокол, ст. преподаватель Северного филиала РГУИТП, психолог, бизнес-тренер
В статье рассматриваются вопросы измеримости лояльности персонала и приводится оригинальная и апробированная на практике методика, которая позволяет количественно измерить лояльность.
В |
современном мире, в условиях ужесточения конкуренции, глобализации и увеличения ско рости изменения рынков, технологий и знаний, требование постоянного внедрения инноваций, улучшение бизнес-процессов, совершенствование методов работы и производства является необходимым условием не только развития, но и выживания предприятия.
Успех процесса внедрения инноваций во многом зависит от участвующего персонала — степени его сопротивления (или поддержки) нововведениям, вовлеченности в процесс, лояльности.
Возможность измерить лояльность позволяет в некоторой степени как предсказывать уровень сопротивления персонала происходящим инновационным процессам так и выявить «болевые точки» и тем самым снизить риски, связанные с человеческим фактором.
Толковый словарь определяет лояльность (от франц. или англ. loyal — верный) каккорректное,
The article covers the measurability of personnel loyalty and introduced new original and practically proofed method for quantitative loyalty measurement.
благожелательное отношение к кому-либо или чему-либо.
Внастоящее время не существует методики, позволяющей количественно оценить лояльность персонала. На практике принято использовать социологические опросники, выясняющие готовность опрашиваемого работать сверхурочно, рекомендовать свою компанию знакомым и т. д.
Эти методики имеют ряд недостатков: > измеряется не сама лояльность, а следствия из нее (например, считается, что если человек благожелательно и корректно относится к своему работодателю, он будет готов работать сверхурочно); >■ социологические опросники оценивают среднюю лояльность по предприятию, а это имеет смысл только для организаций с количеством сотрудников более ста.
Разработанная авторами методика исходит из определения лояльности сотрудника к организации
__
I
mО
ПРАВО • МЕНЕДЖМЕНТ • МАРКЕТИНГ
S
Ш о
Х
как соотношения между его представлениями об идеальном и реальном предприятии. Попятно, что чем больше корреляция между этими показателями, тем благожелательней относится респондент к своему месту работы.
Для того, чтобы минимизировать социальную желательность в ответах респондентов, опросник озаглавлен не как «Опросник лояльности», а как «Опросник профессиональных приоритетов».
Процедура определения представления об идеальной и реальной организации выглядит следующим образом. Испытуемому предлагается список характеристик, из которых предлагается выбрать двадцать, присущих идеальной компании. Для производственного предприятия список выглядит следующим образом:
1. Компания является известным брендом.
2. Компания является одной из самых крупных в
своей отрасли.
3. Каждый работник четко знает круг своих обязан
ностей.
4. Сотрудники имеют удобные рабочие места.
5. Рабочие места соответствуют нормам безопасно
сти труда.
6. В компании есть столовая или кафе, где в обеден
ный перерыв можно недорого и вкусно поесть.
7. В распорядке дня предусмотрены удобные пере
рывы.
8. В компании есть возможности для карьерного
роста.
9. Идеи или рацпредложения работников внима
тельно рассматриваются руководством.
10. В компании поощряется новаторство.
11. В компании проводится регулярное обучение со
трудников (семинары, тренинги, профессиональ
ное обучение).
12. Руководство компании поощряет сотрудников,
получающих образование.
13. Справедливая зарплата.
14. Сверхурочная работа хорошо оплачивается.
15. Руководство компании проявляет интерес к бла
гополучию сотрудников.
16. Руководство компании действует как пример в
плане ценностей компании.
17. Руководитель вдохновляет благодаря своей лич
ной способности воодушевлять.
18. Руководитель помогает сотрудникам понять вли
яние собственной работы на финансовые резуль
таты компании.
19. Руководитель принимает участие в собеседова
нии с новичками при приеме на работу.
20. Ценности компании разделяются сотрудниками.
21. Все подразделения компании в своей работе стре
мятся к общей цели.
22. Цели компании известны всем сотрудникам.
23. Атмосфера в компании комфортна для сотрудни
ков.
24. Дни рождения и праздники отмечаются на рабо
те в неформальной обстановке.
25. В компании бывают общие праздники и мероп
риятия.
26. В компании есть свои традиции.
92
Идеал | Паше предприятие | ||
Продукция шш услуги компании не наносят вред здоровью и нравственности потребителей | |||
Компания является одной ип самых крупных в своей отрасли | |||
В компании есть возможности для карьерного роста | |||
Все подразделения компании в свцей работе стремятся к общей цели | |||
Руководство компании действует как пример в плане ценностей компании | |||
Фрагмент бланка к опроснику лояльности
27. У сотрудников остается достаточно времени для
семьи, увлечений и других занятий помимо ра
боты.
28. Продукция или услуги компании не наносят вред
здоровью и нравственности потребителей.
29. Производственные мощности компании не нано
сят вреда окружающей среде.
30. Компания является государственным предприя
тием.
Выбранные характеристики требуется проранжи-ровать по степени их важности, первостепенное™ в идеальной компании.
Следующий шаг заключается в оценке собственной организации. Выбранные на предыдущем этапе характеристики ранжируются по степени их выраженности в реальной организации.
Инструкция испытуемому выглядит следующим образом:
> 1 этап: «Выберите из предложенного списка слов
20 характеристик, которые на Ваш взгляд долж
ны быть присущи идеальному предприятию. Про
ставьте рядом с выбранными качествами галоч
ки (во 2 колонке)».
>- 2 этап: «Из выбранных 20 характеристик выберите наименее важное. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1. Далее из оставшихся 19 характеристик так же выберите наименее важную и поставьте напротив нее цифру 2. И так далее...».
► 3 этап: «Из этих же 20 характеристик выберите
наименее выраженную в нашей компании. По
ставьте напротив этой характеристики в колонке
«Наше предприятие» цифру 1. Далее из остав
шихся 19 характеристик так лее выберите наиме
нее выраженную для нашего предприятия и по
ставьте напротив цифру 2. И так далее...». Фраг
мент бланка для занесения данных представлен
на рисунке.
Таким образом, получается два массива данных, между которыми подсчитывастся коэффициент корреляции (по формуле Роджерса):
А 1.4
где dj — разность номеров рангов, п — число рассматриваемых свойств (в нашем случае — 20).
ПРАВО • МЕНЕДЖМЕНТ • МАРКЕТИНГ
Полученный результат находится в интервале от Разработанная методика позволяет отслеживать
-1 до 1. Коэффициент корреляции, стремящийся к - динамику лояльности в организации. Это дает воз-
1, говорит о нелояльности работника. Сотрудников, можность связывать повышение или снижение лояль-
показавших коэффициент корреляции от -0,5 до 0,7, пости с различными процессами, например, с внедре-
можпо считать лояльными к компании. Понятно, что нием инноваций, и принимать превентивные меры
более лояльны те, чей коэффициент корреляции для более успешного проведения изменений.
выше. Однако, слишком высокая лояльность (близ- Таким же образом (с некоторым изменением харак-
кая к 1), может говорить о нереалистичном восприя- теристик) может быть измерена лояльность персонала
тии сотрудником своей компании. Такие люди часто к руководству, к коллективу и т. д. в зависимости от
от абсолютной лояльности быстро переходят к пол- потребностей и ситуации. Данная методика показала
ному неприятию. свои свойства при использовании на практике.
Баранская С.С. Методика измерения лояльности
Психологические исследования 2011 - N 1(15) Описание методики измерения лояльности
Методика представляет собой опросник, состоящий из двух частей по 25 утверждений, относящихся к трем типам лояльности: организационной лояльности, лояльности профессии и лояльности труду (бланк опросника и ключи см. в Приложении). В первой части респондентам предлагается оценить данные утверждения по 5-балльной шкале с точки зрения отношения сотрудников к организации, в которой они работают: от 1 -«абсолютно не согласен», до 5 - «полностью согласен»; во второй части опросника эти же утверждения оцениваются сотрудниками по отношению к организации, в которой они хотели бы работать. С целью повышения достоверности ответов респондентов и снижения процента социально одобряемых ответов утверждения опросника составлены в форме от третьего лица.
1. Шкала «Организационная лояльность» представлена в опроснике в виде 15 утверждений, относящихся к трем
подшкалам.
Подшкала «Гордость за организацию»: утверждения N 1, 4, 9, 12, 21 (пример утверждения для подшкалы:
«Репутация организации в глазах сотрудников безупречна»),
Подшкала «Вовлеченность в дела организации»: утверждения N8, 11, 16, 19,20 (пример утверждения для
подшкалы: «Сотрудники активно помогают организации в разрешении ее проблем»).
Подшкала «Нелояльное поведение»: утверждения N 2, 6, 14, 18, 22 (пример утверждения для подшкалы: «С
таким же успехом любой из сотрудников работал бы и в другой организации»).
2. Шкала «Профессиональная лояльность» представлена в опроснике в виде пяти утверждений: N 3, 7, 15, 23, 25
(пример утверждения для шкалы: «Одна из важнейших целей работы сотрудников в организации — стать
профессионалом»).
3. Шкала «Лояльность труду» представлена в опроснике в виде пяти утверждений: N 5, 10, 13, 17, 24 (пример
утверждения для шкалы: «Работа — то, чем сотрудник должен заниматься большую часть времени»).
В результате стандартизации шкалы опросника лояльности имеют следующие нормы показателей.
1. Подшкала «Гордость за организацию». Нормы: <16 - низкий уровень; 16—20 — средний уровень; >20 —
высокий уровень.
Высокий показатель говорит о том, что сотрудник считает свою организацию одной из лучших, чувствует ее превосходство над другими компаниями и гордится своей причастностью к ней.
Низкий показатель по данной подшкале свидетельствует о безразличном или же негативном отношении сотрудника к своей организации, ее репутации. Он не превозносит свою компанию при сравнении ее с другими организациями и не испытывает чувства гордости, когда говорит или слышит что-либо о ней.
2. Подшкала «Вовлеченность в дела организации». Нормы: <15 -низкий уровень; 15-19 - средний уровень; >19
— высокий уровень.
Высокий показатель уровня вовлеченности в дела компании говорит о том, что сотрудникам небезразличны потребности, планы и проблемы их организации. Они стремятся участвовать в жизни компании, прилагая максимум усилий для ее процветания и успешной работы.
Низкий показатель свидетельствует о том, что сотрудники не чувствуют себя частью компании: они далеки от дел и не стремятся разделять проблемы и потребности организации, нести ответственность за ее успехи или же неудачи, прикладывать собственные усилия для развития компании.
3. Подшкала «Нелояльное поведение». Нормы: <14 — низкий уровень; 14—18 — средний уровень; >18 - высокий
уровень.
Низкий показатель характеризует сотрудника, готового в любой момент сменить организацию, в которой он работает, на другую при наличии более выгодного для него предложения. Такой сотрудник не видит смысла надолго задерживаться в данной компании и не чувствует своих обязательств перед ней. В работе он может позволять себе допускать ошибки, опоздания, прогулы, а также брак и другие нелояльные действия. Высокий показатель по данной шкале характеризует сотрудника, следующего принятым организационным правилам и нормам, не допускающего со своей стороны противоправных действий и готового выполнять свою работу качественно. Такой сотрудник не задумывается об уходе и, несмотря на возможное наличие проблем, связывает свое будущее с работой именно в данной компании.
4. Шкала «Организационная лояльность». Нормы: <46 - низкий уровень; 46-57 - средний уровень; >57 -
высокий уровень.
Высокий показатель по данной шкале говорит о том, что сотрудники в целом преданы своей компании. Они считают оправданным выбор данной организации, принимают и разделяют условия и требования работы в ней, стремятся быть в курсе планов и проблем компании и участвовать в ее жизни и развитии. Такие сотрудники ощущают себя ответственными за состояние дел своей организации и готовы прилагать собственные силы для ее успеха и процветания.
Низкий показатель свидетельствует о том, что компания не является для сотрудников чем-то большим, чем временное место работы. Сотрудники с низким уровнем организационной лояльности легко уходят из организации при возникновении проблем; они не видят причин разделять ответственность за неудачи и успехи своей компании, не чувствуют необходимости участвовать в ее жизни и прилагать собственные усилия для более качественной, продуктивной работы и развития своей организации.
5. Шкала «Профессиональная лояльность». Нормы: <51 — низкий уровень; 51—63 — средний уровень; >63 —
высокий уровень.
Высокий показатель по шкале говорит о стремлении сотрудников совершенствовать себя и развиваться в своей профессиональной области. Главной задачей таких сотрудников является построение карьеры, становление себя как профессионала, повышение мастерства работы. Такие сотрудники стремятся работать исключительно в своей профессиональной области с возможностью использовать и оттачивать соответствующие навыки. Низкий показатель свидетельствует о том, что специализация, область работы в компании не является значимой для сотрудников. Они готовы выполнять различные виды работ и не видят цели в совершенствовании себя в одной конкретной профессиональной области.
6. Шкала «Лояльность труду». Нормы: <39 — низкий уровень; 39—57 — средний уровень; >57 — высокий уровень.
Высокий показатель по шкале говорит о том, что труд сам по себе является одной из важнейших ценностей для
сотрудника. Активная трудовая деятельность, работа является смыслом и центральным компонентом в жизни
такого сотрудника, он стремится быть деятельным, полезным и задействованным в различных видах работ.
Низкий показатель по шкале свидетельствует о том, что для сотрудника труд имеет лишь второстепенную,
инструментальную значимость. В работе это проявляется в виде избегания дополнительных нагрузок,
отлынивания от дел при появлении какого-либо повода, лени. Такой сотрудник скорее предпочтет не работать,
если будет обеспечен необходимыми для комфорта его жизни материальными и нематериальными благами.