V. Производственная стратегия
V.1. Стратегическая цель производственной стратегии – удовлетворение запросов рынка по ассортименту, объему и качеству выпускаемой продукции.
V.2. Основные цели производственной стратегии:
- оптимальная загрузка мощностей
- снижение затрат на производство
- качество производства
- качество производственных поставок
- соответствие производства спросу
Производственная стратегия должна комплексно решить производственные задачи в соответствии с общей корпоративной стратегией и позволить перейти предприятию от ориентации на выпуск номенклатуры продукции, к рыночно ориентированному производству с необходимой гибкостью по спросу и системой “продукт-сервис”.
Основные позиции производственной стратегии *:
* - с примерами мероприятий.
- производственные мощности.
Стратегическая задача направления – сфокусировать производственные мощности по следующим параметрам:
а. Оптимально максимальная загрузка мощностей производственных фондов (ограничение – состав и производительность оборудования)
б. Приоритетный выпуск наиболее востребованных рынком продуктов и дозагрузка мощностей другими продуктами по остаточному принципу (ограничение – обеспечение сырьем в должном количестве).
в. Размещение видов продукции (ассортимента) и создание запасов (ограничение – заявки сбыта и прогноз маркетологов).
Стратегическое указание – изучить, разработать и утвердить план фокусировки производственных мощностей на 200_ год.
Конкретные мероприятия:
1.1, изучить, 1.2 – разработать план фокусировки мощностей – дата.
1.3 – утвердить план фокусировки мощностей до _____.
- Управление производством.
Стратегическая задача направления – создать эффективную систему координации производства с высоким качеством менеджмента:
а. Улучшить работу инженерной службы производства и увеличить степень ее вовлеченности в функционирование вертикальной интеграции руководителей производства.
б. Создать и внедрить эффективные элементы управления, способные увязать жестко формализованный контроль над замкнутой производственной системой с изменениями рынка и интересами потребителей.
Стратегическое указание – повысить эффективность управления производством и его взаимодействие с другими подразделениями.
Конкретные мероприятия:
- – внедрить систему оперативного планирования и контроля материальных затрат ________.
- - внедрить процедуру оперативного недельного планирования выпускаемой продукции и плана продаж ________.
- - реализовать выполнение производственной программы в соответствии с п. 1 и продуктово – маркетинговой стратегией – перевести производство на работу по программе до ________.
- Технологические процессы.
Стратегическая задача направления – использование наиболее эффективных имеющихся на производстве технологий и внедрение новых, в соответствии с рыночными тенденциями и инновациями в отрасли.
Стратегическое указание – создать подразделение по разработке и внедрению новых технологий и рецептур, механизм его работы, вовлекающий в равной степени со специалистами– технологами финансистов и маркетологов.
Конкретные мероприятия:
- – организовать работу ВЦГ по новым продуктам и технологиям до _______. В дальнейшем (при необходимости для реализации продуктово – маркетинговой стратегии) перейти к созданию и работе инновационного комитета.
- - определить производственные возможности, произвести переналадку оборудования и перейти на выпуск _________ (нового продукта) до ______.
- - произвести модификацию станка_______ и освоить выпуск _______ до ________.
- - изучить проблему и разработать решение автоматизации процесса выпуска ___________ на имеющемся оборудовании без значительных капитальных вложений.
- - приступить к выпуску _________ на линии ________ до _____.
- - изучить проблему возникновения брака _________ и снизить его до ______.
- Гибкость производства #.
# - данный пункт разрабатывается при гибком типе организации производства и включает его масштаб. При массовом типе производства (поточном или дискретном), следует рассматривать пункт “масштаб производства”.
Стратегическая задача направления – бесперебойное выполнение производственной программы и оперативное изменение ассортимента и характеристик выпускаемой продукции в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры, прогнозами и анализом маркетологов.
Основные критерии: объем и ассортимент производства, удовлетворяющий заявки отдела продаж; изменения в составе выпускаемого портфеля продукции в установленные сроки.
Стратегическое указание – четко определить в соответствии с генеральной стратегической целью:
а. Масштаб производства традиционно выпускаемых продуктов.
б. Масштаб производства новых/модифицированных продуктов.
в. Определить продуктовый профиль предприятия.
Конкретные мероприятия:
- – определить продуктовый профиль первого уровня (перечень всех продуктов, которые выпускались) в соответствии с производственными возможностями, исключив нерентабельные до _____.
- - разработать программу освоения выпуска новых продуктов на 200_-200_ годы, с учетом п. 3.1. и в соответствии с продуктово – маркетинговой программой - до _______.
- - внедрить временную процедуру выполнения заявок отдела продаж ________.
- - перейти на четкое планирование выпуска продукции по программе, выполнение заявок отдела продаж и упреждение их срыва с учетом ограничения по обеспечению сырьем с _______.
- Использование производственного персонала.
Стратегическая задача направления – эффективное использование производственного персонала для выполнения производственной программы.
Выполнение данной позиции возможно в сочетании с реализацией стратегии управления персоналом и кадровой политики, цель которых в бесперебойном обеспечении трудовыми ресурсами предприятия в нужном количестве и надлежащей квалификации, а так же учет человеческого фактора, роль которого имеет тенденцию к росту его значимости.
Стратегическое указание – обязать службу персонала сохранить имеющийся кадровый потенциал и обеспечить комплектацию рабочими основное производство.
Конкретные мероприятия:
- – определить конкретных специалистов, уход которых приведет к невосполнимым кадровым потерям. Внести их в золотой фонд, с целью закрепления до _______.
- - поставить задачу службе персонала обеспечить набор рабочих и разработать меры по снижению текучки персонала, его стимулированию и эффективной оплате до _______.
- Управление качеством.
Стратегическая задача направления – выпуск продукции с качеством, удовлетворяющим потребители и позволяющим удерживать конкурентное преимущество.
Стратегическое указание – организовать интегрированную систему контроля за качеством на производстве.
Конкретные мероприятия:
- - организовать комитет потребительского качества и его работу до _________.
- - перейти на стандарт качества ISO- 9000 до _______.
- Производственная инфраструктура.
Стратегическая задача направления – обеспечение общей эффективности производства и снижение затрат на него.
Стратегическое указание –разработать программу оптимизации производственной инфраструктуры (тепло, водо, энергоснабжения, размещение элементов производственного комплекса и коммуникаций).
Конкретные мероприятия:
- - обязать службу главного инженера изучить возможности улучшения производственной инфраструктуры и предложить пути их реализации – до _________.
- - провести ВЦГ по производству, разработать и утвердить программу оптимизации производственной инфраструктуры – до ________.
- - произвести реконструкцию _________ и транспортеров на участке погрузки из цеха _________ до ______.
- - снизить потери холода из магистрального провода на участке компрессорный цех - морозильные камеры – до ________.
- Взаимоотношения с партнерами и поставщиками.
Стратегическая задача направления – установление долгосрочных, устойчивых и взаимозависимых отношений с поставщиками на основе выгоды и доверия.
Стратегическое указание:
а. формирование кооперативного подхода к построению отношений с поставщиками сырья.
б. формирование конкурентного подхода к построению отношений с поставщиками оборудования и вспомогательных материалов.
Конкретные мероприятия:
1. - определить стратегически важных поставщиков и политику отношений с ними – до _________.
2. - определить перечень и количество необходимых материалов – до __________.
3. - произвести исследования рынка поставщиков с целью наиболее полного удовлетворения потребностей производства и закупок на конкурсной основе с оптимальным соотношением цена/качество – с _______ и постоянно.
4. - разработать и внедрить эффективную систему снабжения предприятия до _______.