X. Средства обеспечения освоения дисциплины.

· Учебные комнаты (аудитории);

· Учебная, методическая и научная литература по дисциплине.

XI. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Специальное материально-техническое обеспечение для изучения дисциплины не требуется.

XII. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Основными формами обучения студентов данной дисциплине являются: аудиторные занятия, включающие лекции, семинары, практические занятия, и педагогически организованная самостоятельная работа студентов. Тематика лекций, семинаров, практических занятий, заданий для самостоятельной работы студентов, - полностью соответствует программному содержанию дисциплины.

Семинарские и практические занятия со студентами состоят из следующих системных этапов:

· проверка и уточнение, с помощью контрольных вопросов, имеющихся у студентов знаний;

· обсуждение со студентами наиболее значимых для социальной психологии проблем, определение положительных и отрицательных сторон различных социально-психологических концепций; свободная научная дискуссия;

· подведение итогов занятия.

Для успешного освоения дисциплины студенты обеспечиваются учебно-методическими материалами по дисциплине: тематическими планами лекций, семинаров, практических занятий, содержательно развёрнутыми заданиями для самостоятельной работы, учебной и научной литературой. Учебно-методические материалы по дисциплине даются студентам так же и в электронном виде.

В рамках семинарских и практических аудиторных занятий проводятся деловые игры, круглые столы, коллоквиумы, - посвященные актуальным проблемам современной социальной психологии.

Самостоятельная работа студентов проводится (осуществляется) вне аудиторных часов, составляет около 1/2 от общей трудоёмкости дисциплины и включает в себя работу с рекомендованной литературой, подготовку рефератов по выбранной теме и пр. На семинарских и практических занятиях осуществляется контроль самостоятельной работы студентов.

Текущая (промежуточная) оценка знаний студентов проводится на семинарских и практических занятиях с помощью контрольных работ, сделанных студентами докладов, подготовленных студентами рефератов, в процессе дискуссионного обсуждения тематически конкретных вопросов практической социальной психологии. По окончании изучения дисциплины (в конце 5 учебного семестра) проводится итоговый контроль знаний студентов в виде экзамена.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа экзамена по дисциплине «Социальная психология» является заключительным этапом освоения студентами-психологами социально-психологической теории и практики.

Данная программа экзамена по дисциплине «Социальная психология» закрепляет следующие государственные квалификационные требования, предъявляемые к специалистам-психологам в области социальной психологии:

· Знание теоретических основ социально-психологической науки и понимание её связей с другими сферами науки и общественной практики;

· Владение основными понятиями социальной психологии, а также владение понятиями прикладных дисциплин, развивающихся на теоретической базе социальной психологии: политической психологии, организационной психологии, психологии массовых коммуникаций, психологии управления;

· Умение выявить социально-психологическую проблематику в смежных отраслях науки и в конкретной области общественной практики, связанных с социальной психологией;

· Умение анализировать информацию и самостоятельно работать с литературными источниками в рамках социально-психологической проблематики.

Систематизированным предметом рассмотрения на экзамене по дисциплине «Социальная психология», в соответствии с квалификационными требованиями, являются теоретические социально-психологические знания и соответствующие практикоориентированные умения студентов – будущих специалистов по психологии.

Предлагаемая программа экзамена по дисциплине «Социальная психология» предназначена для формирующего закрепления у студентов-психологов целостного взгляда на социальную психологию – стремительно развивающуюся отрасль знаний и область общественной и профессиональной практики.

Студенты-психологи, сдающие экзамен по курсу «Социальная психология», должны отчётливо представлять себе общее направление развития социальной психологии как теоретической и прикладной дисциплины: научно-эмпирическую борьбу социальной психологии за свой предмет, стремительное формирование на базе социальной психологии научных дисциплин, рожденных из запросов общественной практики, – политической психологии, организационной психологии, психологии массовых коммуникаций, психологии управления, психологии маркетинга, психологии рекламы, психологии связей с общественностью и т.п.

Студенты-психологи должны ясно понимать, что социальная психология, изначально ориентированная на разнообразные прикладные проблемы, неизбежно будет представлять собой некий конгломерат мини-теорий, которые, в свою очередь, возможно с известной долей условности классифицировать по критерию принадлежности к одной из основных психологических школ: когнитивной психологии, психоаналитическому направлению, бихевиоризму, интеракционистской ориентации и т.д.

Студент-психолог на экзамене по дисциплине «Социальная психология» должен продемонстрировать понимание «сквозного» характера социальной психологии, проявляющегося в качестве социально-психологического аспекта в самых разных гуманитарных науках: истории, этнографии, общей психологии, психологии развития и возрастной психологии, педагогической психологии, психологии личности, социологии, менеджменте, коммуникатике и т.п.

Студент-психолог, сдающий экзамен по социальной психологии, должен осознавать, что многие понятия, используемые социальной психологией, ограничены рамками подходов, внутри которых они были сформированы. Экзаменуемый должен продемонстрировать владение основными понятиями (социально-психологическим тезаурусом), а также знание различий в их трактовке, если они имеются: социализация личности, социальное взаимодействие и общение, групповая динамика, групповые нормы, социальная роль, социальный стереотип, социально-психологический климат, социальная установка, руководство и лидерство, коммуникации.

Студент на экзамене обязан продемонстрировать знание концепций, принадлежащих каждому из основных научных направлений, а также знание теорий, претендующих на объяснение проблемных социально-психологических феноменов в области социальной психологии развития, социальной психологии личности, социального взаимодействия, психологии группы, психологии общественного сознания.

Студент должен иметь общие представления об основных направлениях и методах в области практической социальной психологии и прикладной социальной психологии, о современных психологических техниках, направленных на помощь в решении социально-психологических проблем.

Экзаменационные билеты для экзамена по социальной психологии включают в себя по 2 вопроса. Первый вопрос содержательно заключает какую-либо из общетеоретических проблем социальной психологии. Второй вопрос содержит одну из прикладных теорий (технологий, техник) и относится к конкретному практическому приложению социальной психологии.

Примерные вопросы к экзамену по дисциплине

«Социальная психология»

1.Место социальной психологии в системе научного знания и общественной практике.

2.Основные этапы развития социальной психологии за рубежом.

3.Основные этапы развития отечественной социальной психологии.

4.Современное состояние социальной психологии и смена общенаучной парадигмы.

5.Психоаналитическое направление в социальной психологии.

6.Социально-психологические теории необихевиористской ориентации.

7.Когнитивная социальная психология.

8.Интеракционистская ориентация в социальной психологии.

9.Трансактный анализ Э. Бёрна.

10.Понятие личности в социальной психологии.

11.Психология малой группы.

12.Персонологическое и гуманистическое направления в социальной психологии.

13.Социальная установка.

14.Социальное взаимодействие

15.Массовые коммуникации и общественное сознание

16.Психология рекламы.

17.Феномен слухов.

18.Социальный стереотип.

19.Этапы развития малой группы.

20.Внутригрупповая сплоченность и факторы, её определяющие.

21.Организационная психология: основные направления развития.

22.Руководство и лидерство: виды, функции.

23.Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

24.Социализация личности.

25.Особенности реагирования реципиента на сообщение и приёмы воздействия в массовых коммуникациях

26.Успешно и неуспешно социально-психологически адаптивные личности.

27.Факторы, влияющие на способность человека причинять боль.

28.Психология ответственности.

29.Понятие роли в социальной психологии.

30.Структура общественного сознания и факторы, её определяющие.

31.Группы. Классификация групп в социальной психологии.

32.Семья как малая группа.

33.Современные направления изучения больших групп: политическая психология, этнопсихология, организационная психология.

34.Понятие социально-психологического климата в группе.

35.Конфликт, его виды. Основные направления исследований конфликта.

36.Социально-психологический тренинг (СПТ) как метод развития личности.

37.Предмет и основные проблемы социальной психологии.

38.Роль социальной психологии в системе наук о человеке.

39.Методология и методы исследования в социальной психологии.

40.Проблема личности в социальной психологии.

41.Социально-психологические качества личности.

42.Проблемы социально-психологической типологии личностей.

43.Механизм перцептивной защиты и его изучение.

44.Изучение «эффекта ожиданий»: теория атрибуции. Фундаментальная ошибка атрибуции.

45.Проблема социализации личности.

46.Факторы и институты социализации.

47.Механизмы регуляции социального поведения личности.

48.Понятие социальных установок (аттитюдов). Виды и функции аттитюдов.

49.Проблемы межличностного восприятия. Механизмы аттракции, идентификации, эмпатии, рефлексии, каузальной атрибуции.

50.Проблема восприятия и интерпретации событий.

51.Проблемы ролевой дифференциации.

52.Понятие межличностного конфликта.

53.Стратегии поведения в конфликте.

54.Конструктивная и деструктивная стороны конфликта.

55.Основные способы регуляции конфликта.

56.Психология агрессии. Теории агрессии.

57.Факторы, увеличивающие вероятность агрессивного поведения.

58.Психология альтруизма. Теории альтруизма.

59.Факторы, влияющие на оказание помощи.

60.Структура общения.

61.Коммуникативная сторона общения.

62.Интерактивная сторона общения.

63.Перцептивная сторона общения.

64.Вербальная и невербальная коммуникация.

65.Коммуникативные барьеры общения.

66.Проблема группы в социальной психологии. Классификация групп.

67.Особенности психологии больших общностей.

68.Проблема поведения личности в толпе. Механизмы заражения, внушения и подражания.

69.Проблемы изучения малой группы в социальной психологии.

70.Проблема классификации малых групп.

71.Формальная и неформальная структура группы.

72.Личность в контексте малой группы: проблема конформности.

73.Конформизм: нормативное и информационное влияние

74.Факторы, увеличивающие уровень конформизма. Факторы, влияющие на подчинение (т.н. повинуемость).

75.Феномен группового давления и его изучение.

76.Динамика развития малой группы.

77.Групповая сплоченность и проблема лидерства и руководства.

78.Процесс принятия группового решения.

79.Психология межгрупповых отношений.

80.Практические современные приложения (формы профессионально-деятельностной реализации) социальной психологии.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

ТЕСТОВЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПРЕДМЕТУ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» В ТРЁХ ВАРИАНТАХ.

ВАРИАНТ № 1.

1) Дискуссия о предмете социальной психологии состоялась в следующие годы ХХ-го века:

1. 1920-е годы;

2. Конец 1950-х – начало 1960-х г.г.;

3. С 1920-го по 1959-й г.г.;

4. С 1920-х до начала 1960-х г.г.

2) В процессе дискуссии о предмете социальной психологии, точке зрения Г.И. Челпанова не было зафиксировано возражений с позиций:

1. Идеологии;

2. Реактологии;

3. Рефлексологии;

4. Социологии.

3) Идея о необходимости разделения психологии на социальную (в рамках марксизма) и собственно психологию принадлежала …

1. М.А. Рейснеру;

2. В.А. Артёмову;

3. Г.И. Челпанову;

4. Л.С. Выготскому.

4) К первым историческим формам социально-психологического знания не относится …

1. Психология масс;

2. Коллективная рефлексология;

3. Психология народов;

4. Теория инстинктов социального поведения.

5) Создатели психологии народов:

1. М. Лацарус, Г. Штейнталь и В. Вундт;

2. З. Фрейд, К.Г. Юнг и А. Адлер;

3. В. Макдугалл, У. Мак-Дауголл и У.В. Мак-Дугал;

4. С. Сигеле, Г. Лебон и Г. Тард.

6) Согласно теории инстинктов социального поведения, его причиной являются:

1. Приобретенные инстинкты;

2. Врожденные инстинкты;

3. Социальные инстинкты;

4. Все ответы верны.

7) «Индивидуалистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества (признание примата личности при анализе взаимоотношения личности и общества) в первых социально-психологических теориях предлагалось в рамках…

1. Теории инстинктов социального поведения;

2. Психологии народов и масс;

3. Формальной социологии;

4. Все ответы верны.

8) Утверждение о том, что социальная психология – это наука о закономерностях поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а так же наука о психологических характеристиках этих групп, принадлежит:

1. В. Макдугаллу;

2. Т. Шибутани;

3. Я. Морено;

4. Г.М. Андреевой.

9) Причиной двойственного положения социальной психологии в системе наук не является тот факт, что …

1. Она возникла на стыке психологии и социологии;

2. Каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает социальную психологию в себя в качестве составной части;

3. В процессе своего становления социальная психология вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания;

4. Необходимо сочетание материалистического и идеалистического подходов к изучению психики.

10) Отметьте пункт, не относящийся, с точки зрения Б.Д. Парыгина, к области исследования социальной психологии:

1. Социальная психология личности;

2. Социальная психология общностей и общения;

3. Социальные отношения и формы духовной деятельности;

4. Статистический анализ общественных отношений.

11) В качестве основных объектов первых социально-психологических экспериментальных исследований выступали:

1. Большие группы;

2. Отдельные личности;

3. Малые группы;

4. Все ответы верны.

12) Специфическим методом социально-психологического исследования является:

1. Наблюдение;

2. Социометрия;

3. Эксперимент;

4. Контент-анализ.

13) Среди взглядов на предмет социальной психологии в конце 50-х – в начале 60-х г.г. ХХ века небыло зафиксировано научного высказывания о том, что …

1. Её предметом является «общественная психология» как уровень общественного сознания;

2. Её предметом является социальная психология личности;

3. Её предметом являются «массовидные явления психики»;

4. Её предметом являются и массовые психические процессы, и положение личности в группе.

14) К методам исследования и воздействия в социальной психологии не относится …

1. Групповая дискуссия;

2. Индивидуальное и групповое консультирование;

3. Ролевая игра;

4. Анализ документов.

15) К психологическим (в терминологии В.Н. Мясищева) ролям можно (из перечисленных вариантов) отнести роль …

1. Директора;

2. Пренебрегаемого члена группы;

3. Старшеклассника;

4. Футбольного болельщика.

16) Специфическими для социальной психологии данными научного исследования не являются …

1. Характеристики темперамента человека;

2. Данные об открытом поведении индивидов в группах;

3. Характеристики сознания людей, включенных в группы;

4. Психологические характеристики групп.

17) Условием толерантности, с позиций социальной психологии, является …

1. Установка «выигрыш – выигрыш»;

2. Признание права на существование точки зрения, принципиально отличной от собственной;

3. Сильная воля индивида, сдерживающая его агрессивные проявления;

4. Убеждающая коммуникация.

18) К знаковым системам невербальной коммуникации не относится …

1. Оптико-кинетическая;

2. Паралингвистическая;

3. Визуальный контакт;

4. Семиотическая.

19) В отличие от общественных отношений, межличностные отношения …

1. Подразумевают статусную иерархию;

2. Включают распределение ролей;

3. Имеют эмоциональную основу;

4. Не могут повлиять на результат межгруппового взаимодействия.

20) Изучение процесса обмена информацией между общающимися индивидами относится к стороне общения:

1. Коммуникативной;

2. Интерактивной;

3. Перцептивной;

4. Эффективной.

21) Стиль поведения и действий в процессе общения, имеющий целью подтвердить своё присутствие в данной культуре или ситуации, заявить о своей компетентности в ней, обозначается как:

1. Ритуальный;

2. Манипулятивный;

3. Гуманистический;

4. Альтруистический.

22) Основоположником символического интеракционизма является …

1. Г. Мид;

2. Р. Бейлс;

3. Дж. Тибо;

4. Г. Келли;

23) В ряду теоретических направлений, на которых главным образом концентрируются социально-психологические исследования, отсутствует …

1. Бихевиоризм;

2. Психоанализ;

3. Когнитивизм;

4. Антропологизм.

24) Формальная структура общественных отношений исследуется, главным образом, …

1. Психологией;

2. Социологией;

3. Этологией;

4. Искусством.

25) «Деятельностная» функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную конкретную, общественно «зафиксированную» позицию, обозначается термином …

1. Социальное качество;

2. Социальная роль;

3. Качество жизни;

4. Качество личности.

«КЛЮЧ» (правильные ответы) к ВАРИАНТУ № 1 тестовых проверочных вопросов по дисциплине «Социальная психология»: 1-4; 2-4; 3-3; 4-2; 5-1; 6-2; 7-1; 8-4; 9-4; 10-4; 11-3; 12-2; 13-1; 14-4; 15-2; 16-1; 17-2; 18-4; 19-3; 20-1; 21-1; 22-1; 23-4; 24-2; 25-2.

ВАРИАНТ № 2.

1) Сколько было этапов дискуссии о предмете социальной психологии в истории развития этой науки в России?

1. – 4;

2. – 2;

3. – 3;

4. – 1.

2) В процессе дискуссии о предмете социальной психологии, точке зрения Г.И. Челпанова были выдвинуты различные возражения, в том числе – с позиции …

1. Философии;

2. Теории инстинктов социального поведения;

3. Рефлексологии;

4. Социологии.

3) В работах Л.С. Выготского, самое непосредственное отношение к развитию социальной психологии как науки имеет:

1. Идея о культурно-исторической детерминации развития психических процессов и положение о социальной ситуации развития личности (ССРЛ);

2. Исследование развития личности детей и подростков;

3. Создание теории «зоны актуального развития» (ЗАР) и «зоны ближайшего развития» (ЗБР);

4. Все ответы верны.

4) К первым историческим формам социально-психологического научного знания относится …

1. Психология народов;

2. Коллективная рефлексология;

3. Реактология;

4. Биология.

5) Создателями психологии масс были:

1. М. Лацарус, Г. Штейнталь и В. Вундт;

2. З. Фрейд, К.Г. Юнг и А. Адлер;

3. В. Макдугалл, У. Мак-Дауголл и В.У. Мак-Дугол;

4. С. Сигеле, Г. Лебон и Г. Тард.

6) «Коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества (признание примата общества при анализе взаимоотношения личности и общества), в первых социально-психологических теориях предлагалось в рамках …

1. психологии масс;

2. психологии народов;

3. теории инстинктов социального поведения;

4. формальной социологии.

7) Отметьте правильное высказывание:

1. Социальная психология неизбежно является апологетом существующего политического режима;

2. «Социальный контекст» социальной психологии, как и всякой науки, имеющей дело с обществом, неизбежен;

3. В советское время социальная психология была в большей степени, чем социология, ангажирована марксистской идеологией;

4. В советское время социальная психология была в большей степени, чем политэкономия, ангажирована марксистской идеологией.

8) Отметьте верное высказывание:

1. Психика отдельного человека не может быть предметом изучения в социальной психологии;

2. Психика каждой личности социальна, поэтому она может быть предметом изучения социальной психологии;

3. Личность – главный предмет исследования социальной психологии;

4. Единственный предмет исследования социальной психологии – группа.

9) Отметьте пункт, не относящийся, с точки зрения В.Н. Мясищева, к области исследования социальной психологии:

1. Изменения психической деятельности людей в группе под влиянием межличностного взаимодействия;

2. Особенности групп;

3. Индивидуально-психологические особенности людей;

4. Психологическая сторона общественных процессов.

10) Экспериментальный период развития социальной психологии начался …

1. Во второй половине XIX века;

2. В конце XIX века;

3. В начале XX века;

4. В середине XX века.

11) Специфическим для социально-психологического исследования подходом является …

1. Метод наблюдения;

2. Метод анкетирования;

3. Изучение ценностно-ориентационного единства коллектива;

4. Методика А. Басса и А. Дарки.

12) Кем был предложен социально-психологический тест, применяемый для оценки межличностных эмоциональных взаимосвязей в группе?

1. С. Московиси (Московичи);

2. Дж. Морено (Я.Л. Морено);

3. Г. Тэджфелом;

4. Л. Терстоуном.

13) Применение принципа деятельности в социальной психологии является примером:

1. Общей методологии;

2. Совокупности методических приемов эмпирического исследования;

3. Экспериментальной методологии;

4. Частной методологии.

14) Среди основных подходов к выделению предмета социальной психологии в конце 50-х – начале 60 годов ХХ столетия в нашей стране не зафиксирована точка зрения о том, что …

1. Социальная психология – это наука о «массовидных явлениях психики»;

2. Главный предмет исследования социальной психологии – личность;

3. Социальная психология изучает и массовые психические процессы, и положение личности в группе;

4. Социальная психология изучает поведение людей, включенных в стихийные группы и массовые движения.

15) Научный труд, «Психология масс» («Психология народов и масс») считающийся, в узком историческом смысле, первым социально-психологическим научным трудом, опубликован Г. Лебоном (Леббоном)…

1. В 1895 г.;

2. В 1908 г.;

3. В 1920-х г.г.;

4. В середине ХIХ-го столетия.

16) Изучение процесса восприятия и познания друг друга партнерами по общению и форм установления на этой основе взаимопонимания относится к стороне общения:

1. Коммуникативной;

2. Интерактивной;

3. Перцептивной;

4. Интегративной.

17) Стиль поведения и действий в процессе общения, имеющий целью незаметно управлять, скрытно обучать, замаскировано оказывать влияние, исподволь навязывать свою позицию, обозначается в качестве:

1. Ритуального;

2. Манипулятивного;

3. Гуманистического;

4. Альтруистического.

18) В рамках какого стиля общения наиболее продуктивно (результативно, эффективно, позитивно) происходит изменение представлений партнеров относительно объекта их взаимодействия?

1. Ритуального;

2. Манипулятивного;

3. Гуманистического;

4. Альтруистического.

19) Теория «диадического взаимодействия» предложена:

1. Р. Бейлсом;

2. Дж. Тибо и Г. Келли;

3. Г. Мидом;

4. Г. Зиммелем.

20) Согласно предложению американских социальных психологов У. Мак-Дэвида и Г. Хэррари, все позиции по вопросу о месте социальной психологии в системе наук можно свести к подходам:

1. Интрадисциплинарному и интердисциплинарному;

2. Междисциплинарному и интерперсональному;

3. Марксистскому и антимарксистскому;

4. Узкодисциплинарному и мультидисциплинарному.

21) Среди теоретических направлений, на которых главным образом концентрируются социально-психологические исследования, социологический источник имеет, прежде всего, …

1. Интеракционизм;

2. Бихевиоризм;

3. Психоанализ;

4. Когнитивизм.

22) В качестве основных видов отношений в социальной психологии выделяют:

1. Персональные и интерперсональные;

2. Общественные и межличностные;

3. Семейные и производственные;

4. Гендерные и возрастные.

23) Социальная роль не может быть охарактеризована, как…

1. Функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

2. Фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

3. Общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности;

4. Набор психологических характеристик человека.

24) Отметьте неверное окончание следующего утверждения: межличностные отношения …

1. «Опосредствуют» воздействие на личность более широкого социального целого;

2. Находятся «внутри» различных форм общественных отношений;

3. Являются реализацией безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия;

4. Являются детерминантой общественных отношений.

25) В социальной психологии изучаются чувства:

1. Конъюнктивные и дизъюнктивные;

2. Просоциальные и асоциальные;

3. Первичные и вторичные;

4. Пролонгированные и не пролонгированные.

«КЛЮЧ» (правильные ответы) к ВАРИАНТУ № 2 тестовых проверочных вопросов по дисциплине «Социальная психология»: 1-2; 2-3; 3-1; 4-1; 5-4; 6-2; 7-2; 8-2; 9-3; 10-3; 11-3; 12-2; 13-4; 14-4; 15-2; 16-3; 17-2; 18-3; 19-2; 20-1; 21-1; 22-2; 23-4; 24-4; 25-1.

ВАРИАНТ № 3.

Инструкция к тестовому варианту № 3 проверочных (контрольных) вопросов.Внимательно прочтите вопрос, выберите из предложенных вариантов ответов один или несколько верных, на Ваш взгляд, вариантов ответа.

1. Социальная психология – это:

1) психологическое направление;

2) отрасль психологии;

3) психологическая школа;

4) раздел общей психологии;

5) верны все варианты.

2. Предметом изучения социальной психологии КАК НАУКИ не является:

1) массовидные (массовые) явления психики;

2) личность в условиях социальной реальности;

3) личность в группе;

4) все указанное является предметом изучения социальной психологии.

3. В число разделов социальной психологии не входит:

1) психология групп;

2) психология личности;

3) психология общения;

4) психология черт;

5) психология массовых явлений;

6) все указанное - разделы социальной психологии.

4. В число первых социально-психологических теорий не входила:

1) психология масс;

2) теория инстинктов социального поведения;

3) французская социологическая школа;

4) психология общества;

5) психология народов.

5. Г. Лебон, С. СИГЕЛЕ и Г. Тард являются ОТЦАМИ-ОСНОВАТЕЛЯМИ:

1) герменевтики;

2) теории поля;

3) психологии масс;

4) антропологической социологии;

5) Вюрцбургской школы психологии.

6. У. Макдугалл является родоначальником:

1) психологии общества;

2) теории рекапитуляции социального развития;

3) марксизма;

4) теории инстинктов социального поведения;

5) органической теории общества.

7. Психология масс не использовала:

1) концепцию внушения;

2) положения бихевиоризма;

3) понятия эпидемиологии;

4) достижения криминалистики;

5) все перечисленное.

8. Согласно теории инстинктов социального поведения, инстинкт включает в себя следующие компоненты:

1) аффективный (рецептивный);

2) эмоциональный;

3) личностный;

4) двигательный;

5) прогностический;

6) все перечисленное.

9. Официальной датой рождения социальной психологии как отрасли психологии считается:

1) 1887 год;

2) 1650 год;

3) 1908 год;

4) 1932 год;

5) 1956 год.

10. Социальная психология в США развивалась в рамках следующих НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ направлений:

1) бихевиоризм;

2) психоанализ;

3) когнитивная психология;

4) теория поля К. Левина;

5) интеракционизм;

6) верно всё перечисленное.

11. Приоритет метода над теорией имел место в:

1) американской социальной психологии;

2) европейской социальной психологии;

3) российской социальной психологии;

4) верны все варианты;

5) нигде.

12. Большее внимание ИЗУЧЕНИЮ малЫХ групп «ИСТОРИЧЕСКИ» уделялось В:

1) американской социальной психологии;

2) европейской социальной психологии;

3) российской социальной психологии;

4) верны все варианты;

5) нигде.

13. Теория деятельности оказала наибольшее влияние на:

1) американскую социальную психологию;

2) европейскую социальную психологию;

3) отечественную социальную психологию;

4) верны все варианты.

14. надежность метода социально-психологического исследования, прежде всего, определяет:

1) валидность данных;

2) устойчивость данных;

3) регулируемость данных;

4) точность данных;

5) все перечисленное.

15. Репрезентативность социально-психологического исследования достигается, прежде всего:

1) использованием технических средств получения и обработки данных;

2) повторными исследованиями;

3) привлечением большого числа специалистов;

4) использованием корреляционных методов;

5) выборкой (эмпирической базой) исследования;

6) всем перечисленным.

16. В ЧИСЛО методов социально-психологического исследования не входит:

1) наблюдение;

2) эксперимент;

3) изучение документов;

4) опрос;

5) тестирование;

6) все перечисленные методы используются в социально-психологическом исследовании.

17. в узком смысле, социологические подходы к ИССЛЕДОВАНИЮ личности отличаются от Психологических ПОДХОДОВ:

1) бо́льшим количеством теорий;

2) рассмотрением структуры личности;

3) вниманием к социальной типологии личностей;

4) рассмотрением личности как социального типа;

5) изучением социально-психологических качеств личности;

6) всем перечисленным.

18. Согласно А.Н. Леонтьеву, личность характеризуется:

1) наличием глубинных смысловых структур;

2) направленностью;

3) степенью осознанности своих отношений к действительности;

4) активностью;

5) всем перечисленным.

19. Основными подструктурами личности К.К. Платонов считаЛ:

1) биопсихические свойства;

2) опыт личности;

3) направленность личности;

4) особенности психических процессов;

5) все перечисленное.

20. Критерием сформировавшейся личности, по Л.И. Божович, является:

1) высокий уровень социальной активности;

2) наличие многосторонних интересов;

3) иерархия мотивов (структура мотивов, система мотивов, ядро мотивов);

4) способность к сознательному руководству своим поведением;

5) высокий уровень развития эмпатии и рефлексии;

6) все перечисленное.

21. Основными сферами (ОБЛАСТЯМИ), в которых происходит социализация личности, являются:

1) труд;

2) общение;

3) политика;

4) деятельность;

5) самосознание;

6) все перечисленное.

22. В экологическую модель социальных влияний У. Бронефенбреннера не входИт:

1) макросистема;

2) экзосистема;

3) мезосистема;

4) микросистема;

5) мегасистема;

6) все перечисленное входит в экологическую модель социальных влияний.

23. В число стадий процесса социализации не входит:

1) послетрудовая стадия;

2) дотрудовая стадия;

3) атрудовая стадия;

4) трудовая стадия;

5) игровая стадия.

24. Институты социализации – это:

1) традиции, ритуалы, нормы, ценности культуры, которые определяют развитие личности;

2) конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей;

3) специально созданные обществом формальные организации (структуры) для передачи знаний и социального опыта;

4) неформальные группы, объединяемые по определенному признаку (полу, возрасту, социальному положению);

5) все перечисленное.

25. В процессе социализации, в сфере деятельности ЛИЧНОСТИ СОДЕРЖАТЕЛЬНО происходит:

1) ориентировка в системе связей в каждом виде деятельности и между ними посредством интенсификации личностных смыслов;

2) освоение новых социально-деятельностных ролей;

3) рост позитивного отношения к труду;

4) увеличение эмоциональных затрат;

5) все перечисленное.

26. В процессе социализации, в сфере общения ЛИЧНОСТИ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО происходит:

1) развитие и уточнение представлений о других культурах;

2) умножение контактов с другими людьми;

3) повышение эффективности овладения новыми видами деятельности;

4) переход от монологического общения к диалогическому;

5) все перечисленное.

27. В структуре «Я» СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ не выделяют:

1) рефлексивный компонент;

2) эмоциональный компонент;

3) атрибутивный компонент;

4) познавательный компонент;

5) поведенческий компонент.

28. в число Условий успешности социализации ЛИЧНОСТИ входит:

1) динамичность социально-психологической жизни в группах;

2) отсутствие конфликтов в наиболее значимых (референтных) группах;

3) высокий уровень развития абстрактного мышления личности;

4) осознанность выбора путей и способов самосоциализации;

5) все перечисленное.

29. Видами установок не являются:

1) умственные (когнитивные);

2) перцептивные (установки восприятия);

3) неосознаваемые (на бессознательном уровне);

4) моторные (двигательные);

5) смысловые (мыслительные);

6) всё перечисленное – виды установок.

30. В регуляции деятельности ЛИЧНОСТИ, установки ДАННОЙ ЛИЧНОСТИ:

1) могут выступать как фактор, обусловливающий инертность деятельности;

2) определяют устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности;

3) выступают как механизм стабилизации деятельности, позволяющий сохранять её направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;

4) освобождают субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях;

5) верно все перечисленное.

31. к Компонентам аттитюда относЯтся:

1) информационный компонент;

2) поведенческий компонент;

3) структурный компонент;

4) регулятивный компонент;

5) волевой компонент;

6) все перечисленное.

32. В социальной психологии аттитюды исследуются в СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ контексте:

1) социализации;

2) анализа социометрического статуса личности;

3) изучения отношения личности как члена группы к определённым социальным объектам, процессам, явлениям;

4) изучения механизмов дифференциации групп;

5) изучения механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения личности.

33. аттитюд, в психическом контексте, не является:

1) регуляцией;

2) знанием;

3) защитой;

4) поведением;

5) представлением.

34. Изучением аттитюдов ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО занимался:

1) С. Милграм;

2) Д. Майерс;

3) Р. Ла-Пьер;

4) Г. Олпорт;

5) А. Бандура.

35. Диспозиционную концепцию регуляции социального поведения личности предложил:

1) В.Н. Мясищев;

2) А.А. Бодалев;

3) А.Н. Леонтьев;

4) М. Рокич;

5) Г.Н. Стрецкий;

6) В.А. Ядов.

36. Структура диспозиций личности не опирается на понятиЕ (ФЕНОМЕН):

1) установки;

2) потребности;

3) группы;

4) деятельности;

5) ситуации.

37. Структура организованного знания об объекте установки называется:

1) установочная схема;

2) аттитюд;

3) категория;

4) конструкт;

5) аттракция.

38. Поведение с помощью установок можно предсказывать в том случае, если:

1) другие влияния на поведение сведены до минимума;

2) в поведении не задействованы когнитивные процессы;

3) установка точно соответствует поведению;

4) окружающие люди не демонстрируют своих установок;

5) установка достаточно сильна.

39. Для изучения аттитюдов не используется:

1) метод мнимого источника информации;

2) метод семантического дифференциала;

3) шкала оценок Лайкерта;

4) измерение физиологических показателей;

5) наблюдение;

6) дифференциально-диагностический опросник Климова;

7) метод потерянного письма.

40. В том случае, когда при внутреннем несогласии человека его поведение соответствует ожиданиям (УСТАНОВКАМ) группы, говорят оБ:

1) инновации;

2) уступчивости (конформизме);

3) высокой степени референтности данной группы;

4) одобрении;

5) альтруизме;

6) негативизме;

7) всём перечисленном.

41. Классическими экспериментами по ИЗУЧЕНИЮ ЯВЛЕНИЯ конформизмА считаются эксперименты:

1) У. Макдугалла;

2) С. Аша;

3) Р. Ла-Пьера;

4) М. Шерифа;

5) Д. Гринберга;

6) Б. Скиннера.

42. Среди условий подчинения (ПОВИНУЕМОСТИ) В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ не выделяют:

1) конкретный пример подчинения/неподчинения;

2) институционализированность авторитета;

3) высокий уровень притязаний личности;

4) эмоциональное удаление от «жертвы»;

5) пространственную близость авторитета;

6) легитимность авторитета.

43. В ЧИСЛО факторОВ, увеличивающиХ степень конформизма ЛИЧНОСТИ, не входит:

1) публичный ответ;

2) сплоченность группы;

3) высокая потребность в общении;

4) отсутствие предварительных заявлений;

5) размер группы;

6) единомыслие (группомыслие).

44. Стремление человека соответствовать ожиданиям других считают результатом:

1) нормативного влияния;

2) инновационного влияния;

3) иннервационного влияния;

4) информационного влияния;

5) группового давления.

45. В ЧИСЛО факторОВ, увеличивающИХ влияние меньшинства НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, не входит:

1) противоречивость информации из разных источников;

2) последовательность;

3) уверенность в себе;

4) ригидность установок;

5) способность привлекать сторонников из представителей большинства.

46. С ПОЗИЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, Инновация – это:

1) влияние большинства;

2) влияние меньшинства;

3) влияние другой группы;

4) влияние лидера;

5) отсутствие посторонних влияний.

47. Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» выделил:

1) Д. Роттер;

2) Э. Фромм;

3) К. Юнг;

4) К. Роджерс;

5) У. Макдугалл.

48. В число ТИПОВ акцентуаций характера не входит:

1) тревожно-боязливый тип;

2) эмотивный тип;

3) холерический тип;

4) застревающий тип;

5) дистимический тип.

49. Д. Роттер предложил понятие:

1) локус контроля;

2) энкаунтер-группа;

3) социометрический статус;

4) моббинг;

5) «мозговой штурм»;

6) аттитюд.

50. Типология личностей по КРИТЕРИЮ преобладающей направленности ЛИЧНОЧТИ включает:

1) направленность на себя;

2) направленность на дело;

3) направленность на группу;

4) направленность на общение;

5) направленность на развитие;

6) верны все варианты.

51. Перцептивная защита – это:

1) стойкое активное отрицательное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям или ценностям;

2) спонтанное отношение человека к человеку, характеризующееся бессознательным переносом на него ранее сформированных во взаимодействии с другими людьми положительных или отрицательных чувств;

3) психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели;

4) регулятивная психологическая система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта;

5) процесс и механизм восстановления психического равновесия, обеспечивающий понижение уровня внутрипсихической напряженности через внешнее реагирование.

52. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ Тенденция недооценивать распространенность способностей, желательного или эффективного поведения называется:

1) Розенталь-эффект;

2) эффект ореола;

3) автокинетический эффект;

4) эффект ложной уникальности;

5) эффект ложного консенсуса.

53. Имплицитные теории личности – это:

1) теории, описывающие взаимосвязи между подструктурами личности;

2) индивидуальные представления учёных о связях между различными качествами личности, структурой личности и мотивами поведения;

3) концепции организации процессов в целостном организме, взаимодействующем со средой;

4) общепсихологическая система представлений, выделяющая в качестве центрального объяснительного понятия принцип детерминизма;

5) теории личности, сформированные в рамках психодинамического подхода.

54. Каузальная атрибуция – ЭТО:

1) стремление вызвать одобрение других людей;

2) стремление соответствовать ожиданиям группы;

3) процесс ролевой дифференциации;

4) механизм снижения агрессии;

5) интерпретация человеком причин и мотивов поведения других людей.

55. Создателем теории атрибуции считают:

1) Ф. Хайдера;

2) С. Московичи;

3) Г. Тэшфела;

4) Л. Берковица;

5) К. Левина.

56. Фундаментальная ошибка атрибуции – это:

1) тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные влияния на поведение других людей;

2) неадекватное восприятие человека, вызванное последствиями межличностного взаимодействия;

3) полное и безоговорочное принятие какой-либо информации, которая начинает выступать основой для атрибуции;

4) снижение критичности к восприятию информации, подтверждающей установки в отношении других людей;

5) ошибки процесса построения образа предмета, ситуации или другого человека путем перестройки имеющихся представлений.

57. МОЖНО ЛИ УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО ВСЯ ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНА?

1) не знаю;

2) нет;

3) скорее нет, чем да;

4) скорее да, чем нет;

5) да;

6) затрудняюсь ответить.

«КЛЮЧ» (правильные ответы) к ВАРИАНТУ № 3 тестовых проверочных вопросов по дисциплине «Социальная психология».

№ вопроса № ответа № вопроса № ответа № вопроса № ответа
3,4
1,2,4
2,4
3,4 3,5
2,3
1,2 1,5
2,4 1,4
1,2,4 1,3
1,4
1,2,4 1,2,4
3,5
1,3,5

Примечание. В том случае, если респондент выбрал один из двух или два из трёх правильных вариантов ответа на поставленный вопрос, – то ответ тестируемого засчитывается в качестве полностью правильного ответа.

Бланк для ответов к варианту № 3.

Ф.И.О._____________________________

Курс_______Группа______

№ вопр. №№ отв. № вопр. №№ отв. № вопр. №№ отв.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.

«Ситуационные (ситуативные) задачи» по дисциплине

«Социальная психология».

ЗАДАЧА № 1.

Галина Д. устроилась на новое место работы. Через неделю к ней подошла одна из коллег и поинтересовалась, как у неё идут дела, что вызывает наибольшие трудности. Галина очень встревожилась и дома пожаловалась на то, что коллега специально решила найти «слабое звено» в её работе, – ведь откровенность Галины на предыдущем месте работы привела к её уходу из той организации.

Контрольные вопросы:

1. Какой эффект восприятия возымел место в данном случае?

2. Какие социально-психологические качества продемонстрировала Галина?

3. Что нужно предпринять Галине, чтобы понять мотивацию коллеги?

4. Какую роль в установлении межличностных отношений на работе играет аттракция?

5. Что можно порекомендовать Галине?

ЗАДАЧА № 2.

В одной из фирм возникла проблема с опозданием сотрудников. Руководитель собрал совещание и высказал своё недовольство по этому вопросу. Однако ситуация изменилась ненадолго. Тогда руководитель еще раз собрал сотрудников и открыто обсудил с ними проблему. Выяснилось, что большинство опаздывали из-за того, что отвозили детей в школу или детский сад. Тогда в процессе обсуждения было принято решение сдвинуть время начала и окончания рабочего дня на 30 минут.

Контрольные вопросы:

1. Какие стили лидерства продемонстрировал руководитель?

2. Как позиция, которую занимали сотрудники в первом и втором случае, отразилась на эффективности совместной работы?

3. Можно ли было для решения данной проблемы использовать метод мозгового штурма?

4. Кто первым изучил проблему групповой дискуссии на экспериментальном уровне?

5. В какой ситуации групповое решение неэффективно?

ЗАДАЧА № 3.

Среди знакомых Р. Ла-Пьерабыла молодая супружеская пара китайской национальности (этнической принадлежности) – урожденные американцы (американцы не в первом поколении). Вместе с ними на личном автомобиле он отправился в многомесячное путешествие по дорогам Северной Америки, каждую ночь останавливаясь в придорожных мотелях. Всего таких заведений Р. Ла-Пьер и его американские друзья китайской национальность посетили две с половиной сотни. Не всюду их встречали гостеприимно, однако не было ни одного случая, чтобы перед ними захлопнули дверь и отказались от их денег. Возвратившись из путешествия, Р. Ла-Пьер разослал по всем адресам, которые посетил, письма с просьбой зарезервировать места для супружеской пары китайской национальности. Половина писем остались без ответа. Однако 128 владельцев мотелей прислали ответы, причем 90% из них содержали категорический отказ.

Контрольные вопросы:

1. Какой социально-психологический эффект наблюдал Ла Пьер?

2. Что такое аттитюд?

3. Какие виды аттитюдов были выявлены в данном случае?

4. Какие методы использовал Ла Пьер для изучения аттитюдов?

5. Какие еще методы могут быть использованы для изучения аттитюдов?

ЗАДАЧА № 4.

Web-дизайнер не выполнил заказ по созданию web-сайта в срок. Своё опоздание он объяснил тем, что его постоянно отвлекали телефонные звонки от других заказчиков и он не мог сосредоточиться на данной конкретной работе.

Контрольные вопросы:

1. Какой локус контроля имеет место у этого web-дизайнера?

2. Как работодатель смог бы узнать локус контроля исполнителя до начала выполнения им работы?

3. Назовите положительные и отрицательные стороны разных вариантов локуса контроля.

4. Как связаны локус контроля и самоэффективность личности?

5. Какие методы определения локуса контроля вы знаете?

ЗАДАЧА № 5.

В 8 часов вечера 30 октября 1936 года, в США, накануне традиционного общеамериканского праздника Хэллоуин (т.н. «День всех святых»), в радиоспектакле американцы услышали сообщение о высадке пришельцев с Марса. Звуковое оформление радиопередачи создавало впечатление начала сражения с марсианами и возникновения паники среди населения. Не все слушали передачу с самого начала: те, кто настроился на эту радиоволну несколько позже, воспринимали данную радиопередачу как репортаж с места событий. Диктор сообщал, что марсиане распространяются по округу Нью-Джерси, им наперехват выслана полиция, марсианами применено лучевое оружие и есть тысячи убитых. Звучали голоса «очевидцев», следовали «официальные сообщения» ... Радиослушатели стали звонить своим родственникам и друзьям в другие штаты страны. Возникла массовая паника. Многие в страхе покидали дома, дороги были забиты транспортом, было зафиксировано мародёрство. Телефоны в редакциях газет и на радиостудиях надрывались... Дослушавшие передачу до конца поняли, что это был радиоспектакль по роману Г. Уэллса «Война миров».

Контрольные вопросы:

1. Каковы механизмы возникновения паники? Какие сложности имеют место при изучении паники?

2. Чем отличается поведение личности в толпе от индивидуального?

3. Кто первым начал изучать особенности поведения людей в толпе.

4. Назовите виды толпы.

5. Роль СМК (СМИ) в массовидных (массовых) психологических явлениях (психических феноменах).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

Наши рекомендации