Организация самостоятельной работы студентов

Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала – (80 часов).

Цель организации самостоятельной работы по дисциплине «Социальная защита материнства и детства» – это формирование навыков работы с нормативно правовыми актами, углубление и расширение знаний по наиболее актуальным проблемам курса, по практическому опыту реализации социальной защиты. Самостоятельная работа направлена на умение выделять проблемы социальной защиты, определять пути их решения, на ознакомление с деятельностью органов и учреждений по социальной защите материнства и детства, а также с деятельностью отдельных социальных институтов и организаций.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к семинарским и практическим занятиям, а также к экзамену.

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

Виды учебной деятельности Формы организации занятий Виды учебных занятий Активные / интерактивные методы
час %
Самостоятельная работа Индивидуальные, коллективные творческие задания + +
тестирование + +
форум + +
консультации + +
ВСЕГО 50%

Самостоятельная работа реализуется:

- непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях;

- в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

- в электронной образовательной среде СПБУУЭ;

- в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся - как начинающему, так и имеющему определенный опыт.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:

- подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов и других письменных работ на заданные темы;

- подготовку презентаций;

- выполнение домашних заданий по предлагаемой тематике;

- поиск и отбор информации по отдельным разделам и темам курса в сети Интернет;

- написание эссе по наиболее интересным темам курса;

- текущее и итоговое тестирование он-лайн.

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня.

Например, задание для самостоятельной работы: (ПК-13, ОК-5, ПК-14, ПК-31)

Задание Обязательная часть Факультативная часть
пороговый уровень продвинутый уровень
Опишите направления социальной защиты материнства и детства в России за последние 5 лет Описать направления федерального уровня, законы, программы, мероприятия, учреждения, виды помощи, охваченные категории, объект, субъект, цель, задачи Сравнить федеральный и региональный уровень мероприятий по социальной защите материнства и детства

Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 5 страниц текста (14 кегль, 1,5 интервал), посвященное конкретной теме. Творческая работа призвана способствовать раскрытию креативных способностей студентов, большое место в ней должно быть уделено конструктивно-критическому анализу представленного материала, а также аргументированному представлению своей точки зрения.

Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (экзамену).

Обучающийся может получить оперативную консультацию он-лайн, задать организационные вопросы преподавателю и получить ответы, обсудить проблемные вопросы и темы учебного процесса, в том числе с однокурсниками.

Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям. Особого внимания требуют семинары в форме защиты рефератов. Защита реферата проводится на семинарском занятии Распределение ролей: автор реферата, оппонент, члены экспертного совета (все студенты учебной групп кроме автора реферата и оппонента), ведущий процесса защиты (преподаватель). Автор реферата готовит реферат по установленной теме за 1-2 недели до защиты и представляет оформленный реферат оппоненту. Оппонент готовит рецензию и знакомит с ней автора. Процедура защиты реферата на семинарском занятии: выступление автора с докладом по теме реферата (7 минут); ответы на вопросы экспертов (10-15 минут); выступление оппонента (5 минут); ответы автора на замечания оппонента (до 5 минут); дискуссия, а также анализ недостатков и замечаний подготовленных рефератов и выступлений.

Одной из форм самостоятельной работы является поиск ответа на задания и вопросы, что формирует навык пользования литературой и работу с информацией, умение выделять главное из изученного материала.

Для эффективной организации СРС необходимо:

· последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование доклад по теме проблемного семинара, подготовка презентации, творческая работа и т.д.).

· постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;

· систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.

Виды, содержание, формы и средства контроля

Для контрольного измерения результатов изучения курса «История социальной работы» вводятся три вида контроля:

входной;

текущий;

промежуточный.

Входной контроль осуществляется в форме тестирования и выполняет функцию актуализации опорных знаний, необходимых для эффективного освоения данной учебной дисциплины. При этом в содержание входного контроля включаются задания общедидактического и предметно-дидактического содержания.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов (аудиторных или дистанционных), рефератов, докладов. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания.

Промежуточный контроль (аттестация):

- Экзамен по дисциплине, может проводиться посредством прохождения студентом итогового теста или по экзаменационным билетам.

Методы контроля:

- устный;

- письменный;

- с помощью технических средств и информационных систем;

- самоконтроль.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ, эссе и т. п.), проверку конспектов.

Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С применением компьютерных технологий может осуществляться и самоконтроль.

Формы контроля включают: должны быть

- опрос, собеседование;

- эссе и иные творческие работы;

- выступление на семинарских занятиях;

- тестирование;

- рейтинговое оценивание;

- экзамен.

Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде основных принципов: систематичность, объективность, аргументированность. Знакомство студентов с критериями оценки знаний и бально-рейтинговой системой происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.

Наши рекомендации