В юридической психологии принято выделять пять стадий допроса.

Вводная часть допроса (получение анкетных данных, общие положения).

Стадия установления психологического контакта. КОНТАКТ - это психологическое соответствие обстановки для восприятия и усвоения информации исходящих от участников общения.

Практически в каждом деле следователю приходится сталкиваться с тем, что обвиняемый или подозреваемый говорит неправду.

Принято выделять два вида лжи:

1. Пассивная (умолчание),

- полная (целый эпизод или факт),

- частичная (умолчание о деталях),

- запирательство (я ничего не знаю, не скажу),

2. Активная.

- полная (целиком состоит из вымысла),

- частичная

а) Инсинуация (завуалированная ложь),

б) Диффамация (подтасовка фактов, придание им другого смысла),

в) Полуправда (правда+ложь).

Тактические приемы преодоления отказа обвиняемого от дачи показаний.

Убеждение обвиняемого в неправильности занятой им позиции.

Побуждение к даче показаний путем сообщения о показаниях соучастников.

Использование фактов дачи показаний соучастниками обвиняемого.

Использование противоречий между интересами соучастников.

Семинарское занятие

Время – 2 часа

Вопросы семинарского занятия

1. Психологические особенности осмотра места происшествия.

2. Психологические особенности обыска.

3. Психология допроса.

4. Психологическая характеристика опознания.

5. Психология следственного эксперимента.

6. Психология проверки и уточнения показаний на месте.

Предполагается написание рефератов по теме (список примерных тем предусмотрен данным пособием) доклады по обозначенной теме выбираются курсантами самостоятельно, по согласованию с преподавателем.

Практическое занятие

Время – 2 часа.

Контрольные вопросы для проверки уровня теоретической готовности курсантов по данной теме:

1. Место происшествия как источник информации о расследуемом событии и его участниках.

2. Психологические особенности организации осмотра места происшествия и оценки его результатов.

3. Психологические особенности обыска. Следственные ситуации обыска.

4. Психологическая сущность допроса.

5. Стадии формирования показаний.

6. Стадии допроса.

7. Психологические приемы индивидуального воздействия на допрашиваемого.

8. Проблема ложных показаний.

Практическая часть: курсанты решают предложенные упражнения

Упражнение 1

11 мая 1996 г. в 9.00 в дежурную часть ОВД обратилась гр. М. с сообщением о том, что ее дочь, учащаяся средней школы, примерно в 8.00 обнаружила труп неизвестной женщины в лесопарке рядом с жилым микрорайоном.

Прибывшей на место происшествия следственно-оперативной группой обнаружен труп женщины, на вид 25-28 лет, среднего роста, светловолосой. Труп расположен в лесном массиве в 10 метрах от тропинки, ведущей от главной аллеи парка. От тропинки к месту обнаружения ведут следы волочения тела с каплеобразными следами крови (или вещества, похожего на кровь). Погибшая лежит на спине, на лице у нее ветка. Полностью обнажена. Одежда разбросана вокруг в беспорядке. На некоторых предметах одежды (свитер, нижнее белье) имеются обширные следы вещества, похожего на кровь. Неподалеку обнаружена дамская сумочка среднего размера, в которой имеются небольшая сумма денег, парфюмерные принадлежности, паспорт с вырванной страницей, на которой находилась фотография потерпевшей. В ходе дальнейшего осмотра на расстоянии 3 метров от тропинки была обнаружена деревянная палка длиной приблизительно 60 см, на конце которой имеются следы вещества, похожего на кровь.

На трупе имеется обширная крестообразная рана в районе брюшной полости, имеются следы манипуляций с внутренними органами. В затылочной области головы повреждение, нанесенное предположительно тупым тяжелым предметом. При осмотре на трупе потерпевшей видимых следов борьбы не обнаружено. Следов, указывающих на совершение полового акта, тоже не обнаружено.

Поступающая дополнительная информация:

а) личность погибшей установлена: Гражданка Н. (Ф.И.О.), 1968 г.р., проживает в данном микрорайоне, работает продавцом в коммерческом киоске, замужем, детей не имеет. Со слов свидетелей (Ф. И. О.) 10 мая в 21.00 закончила смену и направилась домой одна, пешком, намереваясь пройти через парк к микрорайону. Пройти она должна была тропинкой, на которой и была обнаружена в 8.00 11 мая. Опросом свидетелей установлено, что в период с 20.30 до 22 часов 10 мая по указанной тропинке проходили граждане - жители микрорайона и ничего подозрительного не заметили;

б) данные судебно-медицинского исследования трупа: смерть потерпевшей наступила приблизительно 13.14 часов назад с момента обнаружения трупа. Смерть наступила в результате перелома основания черепа. Остальные ранения наносились посмертно, холодным оружием (края ран ровные) с длиной клинка приблизительно 5 см, шириной -1-1,5 см, с тонким заостренным лезвием (похожим на медицинский скальпель). Имеются повреждения тонкого кишечника, мочевого пузыря и матки;

в) данные биологической экспертизы: в раневой области обнаружены следы спермы IV группы;

г) отработка контингента, состоящего на учете в психоневрологическом диспансере, выявила пять лиц с сексуальными отклонениями. Их дальнейшая отработка причастности к совершению преступления против гражданки Н. не подтвердила;

д) проверка по административному учету ранее судимых за аналогичные преступления по данному району выявила 15 человек, отбывших наказания за совершение изнасилования (по параметру нападения на женщин);

е) при проверке картотек Информационного центра было установлено уголовное дело по обвинению С., совершившего нападение с целью изнасилования в 1988 г. Способ действия - нанесение повреждения медицинским скальпелем.

Задания:

1. Реконструируйте криминальное событие и проанализируйте элементы субъективной стороны преступления.

2. Разработайте розыскные версии.

3. Определите круг необходимых мероприятий на данном этапе.3

Упражнение 2

27 мая того же 1996 г. в оборудованном подвале многоэтажного дома №... по улице... (в том же микрорайоне) жильцами был обнаружен труп женщины, проживавшей в том же доме в кв. ... В ходе первоначальных мероприятий было установлено, что гражданка (Ф. И. О.) 26 мая приблизительно в 11 ч (по показаниям мужа) спускалась в подвал по хозяйственным нуждам и не вернулась.

Детали осмотра места происшествия: обнаружен труп женщины, на вид 30 лет, среднего роста, волосы светлые. Труп расположен на полу, лицом вверх, на расстоянии 1,5 м от стены и 1 м от стояка отопления. Лежит параллельно стене под осветительной лампочкой. Труп потерпевшей полностью обнажен, лицо накрыто халатом. Остальная одежда потерпевшей беспорядочно разбросана рядом (тапочки, носки, джемпер, нижнее белье). На джемпере имеется в обилии вещество, похожее на кровь (кто-то вытирал руки). На полу имеются следы волочения тела с каплеобразным веществом, похожим на кровь.

На трупе: следов борьбы и сексуального контакта нет. В районе затылочной области головы потерпевшей имеется повреждение, нанесенное тупым тяжелым предметом шириной приблизительно 4x4,5 см. В нижней части брюшной полости имеется обширный Д-образный разрез, обнажающий внутренние органы.

Дополнительная информация:

а) о потерпевшей: Ф.И.О., 1966 г. р., проживает по адресу: ..., в данный момент нигде не работала, домохозяйка, замужем, имеет дочь 9 лет, учащуюся средней школы. Характеризуется положительно;

б) проведенный поквартирный обход результатов не дал. Жильцы никого подозрительного не видели;

в) результаты судебно-медицинского исследования трупа: время наступления смерти - приблизительно 24 часа с момента обнаружения трупа. Смерть наступила в результате тупой травмы головы, нанесенной на затылочную область. Травма нанесена тяжелым предметом с шириной ударной поверхности около 1-1,5 см, с тонким заостренным лезвием (похожим на медицинский скальпель). Имеются следы попыток отсечения некоторых внутренних органов (матки).

Задания:

1. Реконструируйте событие преступления.

2. Проанализируйте возможную взаимосвязь этого и описанного в упражнении 3 преступлений.

3. Выявите общие поведенческие компоненты преступлений и психологический смысл поведения неизвестного преступника (психологическая расшифровка обстоятельств преступления).

4. Попытайтесь смоделировать некоторые личностные и поисковые признаки преступника.

Упражнение 3

Задания:

1. Составьте перечень психологических свойств личности преступника, совершившего кражу личного имущества из квартиры в составе группы, которые необходимо изучить и учитывать для:

а) оценки личности в связи с принятием судебного решения о назначении наказания;

б) индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления;

в) индивидуального подхода к осуществлению его исправления в период исполнения наказания.

Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении и характере совершенного им преступления примите сами в качестве допущения.

2. Определите перечень психологических свойств личности преступника, совершившего убийство из хулиганских побуждений, которые необходимо учитывать при решении задач а), б), в) (задание 1).

3. Вспомните историю какого-либо известного вам преступления или воспользуйтесь его описанием в литературе, или по материалам обвинительного заключения, или приговора. Проведите его анализ и выделите психологические особенности личности человека, совершившего это преступление, т.е. укажите, какими свойствами личности может обладать человек, совершивший такого рода преступное деяние. Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении и характере совершенного им преступления примите сами в качестве допущения.

Упражнение 4

Задания:

1. Составьте перечень психологических свойств личности преступника, совершившего убийство из хулиганских побуждений, которые необходимо изучить и учитывать для:

а) индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления;

б) определения вины в связи с принятием судебного решения о назначении наказания;

в) индивидуального подхода при исправлении в период исполнения наказания.

Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении примите сами в качестве допущения.

2. Вспомните историю какого-либо известного вам преступления или воспользуйтесь его описанием в литературе, по материалам обвинительного заключения или приговора. Проведите анализ, укажите, какими свойствами личности может обладать человек, совершивший его. Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении примите сами в качестве допущения.

Упражнение 5

Задания:

1. Определите круг практических задач правоохранительной деятельности, для решения которых необходимо изучение личностной приемлемости преступного поведения.

Составьте перечень отношений личности, которые являются важными для определения личностной приемлемости насильственного преступного деяния при конфликтной ситуации (например, приемлемость причинения тяжких телесных повреждений другому человеку). Обоснуйте свой выбор.

Сформулируйте перечень вопросов, которые необходимо было бы задать человеку в проанализированном вами задании 2.

4. Смоделируйте психологическую картину генезиса преступного деяния в проанализированном вами в заданиях 2 и 3 случае.

5. Смоделируйте психологическую картину генезиса преступного деяния корыстного типа (например, хищения, разбойного нападения, вымогательства или другого) человеком, имеющим:

• зрелую личностную приемлемость совершения такого деяния;

• некоторые предпосылки приемлемости совершения такого деяния.

Упражнение 6

Задания:

1. Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния корыстного типа. Выдвиньте как можно больше предположений о возможных мотивах совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и обстоятельств ситуации могут возникать такие побуждения.

2. Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния насильственного типа. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и попробуйте мысленно определить те свойства личности и обстоятельства ситуации, которые могут служить предпосылками возникновения таких мотивов.

3. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и определите, что необходимо выяснить при сборе информации и общении с лицом, совершившим его, чтобы проверить, действительно ли этот мотив имел место.

Упражнение 7

Из фонограммы беседы со свидетелем:

«Вопрос: Вы были свидетелем этого несчастного случая?

Ответ: Да.

Вопрос: Когда он произошел?

Ответ: 14 июля.

Вопрос: Это было около полугода назад, не так ли?

Ответ: Да.

Вопрос: И Вы утверждаете, что будто все произошло именно так, как показали?

Ответ: Да, именно так.

Вопрос: Когда это было, в какое время?

Ответ: Около 9 часов утра.

Вопрос: А теперь скажите, что произошло в 9 часов следующего дня?

Ответ: Этого я не помню.

Вопрос: Но тем не менее Вы помните, что случилось 14 июля? Ответ: Это я запомнил хорошо.

Вопрос: Ваша память 14 июля была лучше, чем 13 или 15 июля. Ответа не последовало».5

Задания:

1. Каковы были сомнения и замысел сотрудника, проводившего беседу?

2. В чем заключались его психологические просчеты как в замысле, так и в тактике?

Упражнение 8

Ознакомьтесь с примерами ловушек при опросах.

А) Начало опроса.

Сотрудник УР:

- Вы знали убитого Корытова?

У опрашиваемого затряслись руки:

- Я не знаю никакого Корытова! Не убивал я милиционера!

- Чем вы докажете свое алиби? Где вы были в ночь убийства? Опрашиваемый стал нервно ломать свои пальцы.

- Сейчас я вспомню. Сейчас... Ну да, конечно, в ту ночь я был у знакомой...

- В какую? Откуда Вы знаете, в какую ночь был убит Корытов?

Б) - Именно там, у Курского вокзала, Прохор и дал тебе пистолет?

- Какой пистолет?

-Отвечай!

-Не знаю...

-Да или нет?

-Нет...

- Ложь: на рукоятке есть следы пальцев Прохора!

- Этого не может быть!

- Вот это другой разговор, - улыбнулся сотрудник, - а то «какой», «нет».

В) Задержанный отрицал участие в преступлении других лиц, но сотрудник УР предполагал, что участвовали еще двое.

- Кто был с вами третьим?

- А второго вы уже знаете? - и, поняв, что проговорился, замер в страхе.

Г) Сотрудник отрицал свое знакомство с задержанным Николаевым.

- Скажите, какое недоразумение случилось между вами и Николаевым летом прошлого года?

Свидетель задумался.

- Нет, ничего такого у меня с ним не было.

- Вспомните получше... Лето, точнее, май.

Опять свидетель думает, но против упоминания фамилии Николаева не возражает, видимо, не осознавая своего промаха. Задания:

1. Определите для каждого из приведенных случаев, на какой психологической тонкости строилась ловушка.

2. Попытайтесь подобрать название психологического приема, используемого допрашивающим в каждом случае.

Основная литература

Справочно-энциклопедические издания:

1. Юридическая энциклопедия: справочное издание/ ред. : Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю.. - Изд.6-е, доп. и перераб.. - М.: Юринформцентр, 2007. – 972 с.

Учебники и учебные пособия:

1. Андреев Н.В.Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел: метод. Пособие. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. - 160 с.

2. Борисова С.Е. Психология личности преступника: учебное пособие. Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2008. - 65 с.

3. Казанцев В. Н. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: курс лекций: в 2 ч.. - Барнаул: Изд-во БЮИ МВД России, 2004. - Ч.1. - 2004. - 224 с..- Ч.2. - 2004. - 203 с.

4. Караваев А. Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов-сотрудников органов внутренних дел: метод. пособ. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. - 332 с.

5. Психология для юристов. И.И.Аминов и др. – М.:Омега-Л, 2005. – 552с.

Дополнительная литература

Справочно-энциклопедические издания:

1. Зинченко В. П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь: энциклопедия.- М.: АСТ, 2004. - 479 с.

2. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. Психологический словарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 640 с.

3. Мещерякова Б. Г. Большой психологический словарь: энциклопедия / ред. Зинченко В. П.. - СПб., 2004. - 672 с.

4. Немов, Р. С.. Психология: словарь-справочник. - М.: Владос-Пресс, 2007 - Ч. 1. - 304 с.

Монографии

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди, Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. – М.: Современный литератор, 2002. – 320 с.

2. Вопросы психологического обеспечения работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: монография/ Баранов, Павел Петрович. - Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2005. - 320 с.

Учебники и учебные пособия:

1. Аминов И.И. Психология делового общения. - М.: Омега-Л, 2006. - 304 с.

2. Антонян Ю. М., Власова М.В. Предупреждение убийств, совершаемых лицами с психическими аномалиями: монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2005. - 92 с.

3. Антонян Ю. М. Почему люди совершают преступления: причины преступности. - М.: Камерон, 2006. - 304 с.

4. Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком: возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты. – СПб.: Речь, 2005. - 324 с.

5. Крысько В.Г. Психология и педагогика: курс лекций. - М.: ОМЕГА-Л, 2005. - 336 с.

6. Погонина Е. А. Психология в деятельности сотрудников ОВД: Сборник задач. - Белгород: Изд-во Белгородский юрид. ин-т МВД России, 2002. - 29 с.

7. Чевердюк Л. Н. Риск в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: учебно-метод. пособие. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2003. - 45 с.

8. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2006. - 208 с

Периодические издания:

1. Антонян Ю. М. Мотивация преступного поведения // Юридическая психология. - 2006. - № 1. - С. 14- 18

2. Антонян Ю.М. Концепция причин преступности и причины преступности в России // Российский следователь. - 2004. - № 8.-С.26-32.

3. Бабаев, М. М. Социально-психологические компоненты детерминации преступного поведения молодежи // Российский криминологический взгляд. - 2005. - № 1.- С. 65 - 73.

4. Баранов Ю. В. Ресоциализация осужденных и освобожденных лиц/ Ю. В. Баранов //Вестник Московского университета МВД России. - 2006. - №2. - С. 129 – 131

Материально-техническое обеспечение, необходимое для преподавания дисциплины:

1. Мультимедийные презентации по темам №№ 1-8.

Наши рекомендации