Рефлексология. Рефлекторная природа психики
Рефлексоло́гия (от лат. reflexus — отражённый + греч. λογος — наука) — естественнонаучное направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность как совокупность рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему животных и человека. Рефлексология (объективная психология) ограничивалась изучением объективно наблюдаемых реакций организма животных и человека на внешние и внутренние стимулы, игнорируя «субъективные» аспекты индивидуального и коллективного сознания.
Рефлексология (объективная психология) получила развитие в 1900—1930 годы, главным образом, — в России, и связана с деятельностью В. М. Бехтерева, изложившего свои основные взгляды в книгах «Объективная психология» (1907 год), «Коллективная рефлексология» (1921 год), «Основы общей рефлексологии» (1923 год). Первоистоками рефлексологии считаются работы по рефлекторной концепции психики И. М. Сеченова и работы И. П. Павлова; теории рефлексологии в 1920-е годы противостояла культурно-историческая теория Л. С. Выготского. В число учёных-рефлексологов входили В. Н. Осипова, Г. Н. Сорохтин, И. Ф. Куразов, А. В. Дубровский, Б. Г. Ананьев и другие.
В 1929 году в Ленинграде при Государственном рефлексологическом институте мозга им. В. М. Бехтерева состоялась «рефлексологическая дискуссия» — дискуссия по темам «Рефлексология или психология» и «Рефлексология и смежные направления», ставившая цель преодоления механистической ограниченности концепции с позиций диалектического материализма. Однако вскоре в журнале «Психология» были опубликованы тезисы М. Р. Могендовича, который утверждал, что в рефлексологии „империализм“ в отношении психологии покрывается марксистскими одеяниями». Ликвидация рефлексологии прошла в директивном порядке.
Возникнув в области психологии, рефлексология проникла в педагогику, психиатрию, социологию, искусствоведение.
Несмотря на некоторые достижения по сравнению с бихевиоризмом (включение сознания в предмет психологии, признание в числе прочих и субъективных методов исследования, включая самонаблюдение, описание отношений между рефлексологией и психологией как отношений между механикой и физикой), в рамках рефлексологии не удалось уйти от механистической трактовки психических процессов.
Вопрос о связи психических явлений с деятельностью мозга имеет большую давность. Уже древнегреческие врачи-естествоиспытатели на основе наблюдений над больными указывали на связь психических явлений с деятельностью мозга, однако они не могли объяснить эту связь в силу слабого развития науки.
В XVII в. французский философ Декарт ввел в науку понятие рефлекса, чем оказал огромное революционизирующее влияние на ход исследований поведения животных и человека. Под рефлексом он понимал ответную реакцию организма на внешнее раздражение. Какое-либо внешнее раздражение (свет, звук, прикосновение) действуют на соответствующий орган чувств животного; возникшее здесь нервное возбуждение передается в мозг, а оттуда к органам движения – мышцам. Движения животного, таким образом, суть не что иное, как рефлексы, т. е. причинно обусловленные акты отражения животным внешних раздражений.
Рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерный переход воспринимающих компонентов системы в исполнительные, целесообразность двигательных эффектов и их обратное влияние на образ.
К научному пониманию мозговых механизмов психической деятельности психология пришла не сразу. И. М. Сеченов в труде «Рефлексы головного мозга» (1863) показал, что психическая деятельность человека по своей природе является рефлекторной (отражательной) деятельностью.
И. М. Сеченов утверждает, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы», что психическая деятельность человека возникает в процессе рефлекторной деятельности головного мозга и неотделима от него. Рефлексы головного мозга "начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением". В рефлекторном акте И. М. Сеченов различает три части. Начало рефлекса составляют раздражения чувствующего нерва и превращение этих раздражений в органах чувств в нервное возбуждение, передаваемое в головной мозг. Средняя часть акта – это нервные процессы возбуждения и торможения, происходящие в головном мозгу, которые и являются основой возникновения психической деятельности (ощущений, представлений, памяти, мышления, чувств, воли и др.). Конечное звено рефлекторного акта – это движение мышц и органов.
И. М. Сеченов указывает на неразрывную связь и взаимодействие всех трех частей рефлекса.
Поскольку средняя часть не может быть обособлено от первой и третьей, постольку все психические явления – это неотделимая часть всего рефлекторного процесса, Раскрывая рефлекторное происхождение психической деятельности человека, И. М. Сеченов вместе с тем убедительно доказывает ее детерминированность, причинную обусловленность, т. е. зависимость всех действий, поступков человека от условий внешней среды. «Первоначальная причина всякого поступка, – пишет он, – лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна».
Это была первая и успешная попытка создания рефлекторной теории психики. Однако честь глубокой экспериментальной разработки данной теории принадлежит И. П. Павлову, создавшему новую область науки - учение о высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах, временных нервных связях организма с окружающей средой.
И.П.Павлов экспериментально доказал правильность понимания Сеченовым психической деятельности как рефлекторной деятельности мозга, раскрыл ее основные физиологические законы, создал новую область науки — физиологию высшей нервной деятельности, учение об условных рефлексах.
Между воздействующими на организм раздражителями и ответными реакциями организма образуются временные связи. Их образование есть важнейшая функция коры головного мозга. Для любого вида психической деятельности как деятельности мозга временная нервная связь является основным физиологическим механизмом. Любой психический процесс не может возникнуть сам по себе, без действия на мозг тех или иных раздражителей. Конечный же результат любых психических процессов и любой временной связи есть вовне выявленное действие как ответ на это внешнее воздействие. Психическая деятельность есть, следовательно, отражательная, рефлекторная деятельность мозга, вызываемая воздействием предметов и явлений действительности. Все эти положения раскрывают механизм отражения объективной реальности. Таким образом, учение о высшей нервной деятельности является естественнонаучным фундаментом материалистического понимания психических явлений.
Признание важнейшего значения временных нервных связей как физиологического механизма всякой психической деятельности не означает, однако, отождествления психических явлений с физиологическими. Психическая деятельность характеризуется не только физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т.е. тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Вся совокупность взглядов И.П.Павлова на закономерности регулирования мозгом взаимодействия животных и человека с внешней средой именуется учением о двух сигнальных системах. Образ предмета является для животного сигналом какого-то безусловного раздражителя, что ведет к изменению поведения по типу условного рефлекса. Условный рефлекс вызывается тем, что какой-либо условный раздражитель (например, лампочка) сочетается с действием безусловного раздражителя (пища), в результате чего в головном мозгу возникает временная нервная связь между двумя центрами (зрительным и пищевым) и две деятельности животного (зрительная и пищевая) оказываются объединенными. Зажигание лампочки стало сигналом кормления, вызывающим слюноотделение. В своем поведении животные руководствуются сигналами, которые были названы И.П.Павловым сигналами первой сигнальной системы («первые сигналы»). Вся психическая деятельность животных осуществляется на уровне первой сигнальной системы.
У человека сигналы первой сигнальной системы тоже играют важную роль, регулируя и направляя поведение (например, светофор). Но, в отличие от животных, наряду с первой сигнальной системой у человека имеется вторая сигнальная система. Сигналами второй сигнальной системы являются слова, т.е. «вторые сигналы». При помощи слов могут быть замещены сигналы первой сигнальной системы. Слово может вызывать те же действия, что и сигналы первой сигнальной системы, т.е. слово — это «сигнал сигналов».
Итак, психика является свойством мозга. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие — преобразуют их в сигналы, строят планы поведения и контролируют его, третьи — приводят в действие мышцы. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию в среде.