Опыт использования нематериальной мотивации персонала в организации
Ø Сущность, методы и факторы
Ø Формы неденежной мотивации
Система мотивации не предполагает выдачи сотрудникам материальных и денежных средств.
Цель нематериальной мотивации – повысить заинтересованность сотрудника в своей работе, которая отразится на повышении производительности труда и увеличении прибыли.
Примерами нематериальной мотивации могут служить:
1. Обеспечение карьерного роста сотрудников
2. Гибкий график рабочего времени
3. Приоритет при планировании отпуска сотрудников компании
4. Регулярная горизонтальная ротация кадров.
5. Упоминание имени сотрудника в реализованном им проекте.
6. Предоставление места для парковки автомобиля
7. Приоритеты в получении нового оборудования, техники или мебели.
8. Устная или письменная благодарность за эффективную работу или реализованный проект
9. Проведение профессиональных конкурсов среди сотрудников
10. Выпуск внутрифирменной газеты с описанием результатов работы и размещение в ней фотографий лучших сотрудников.
11. Награждение увольняющихся сотрудников дипломами за вклад в развитие фирм.
12. Поддержание дружеских отношений после перехода на другую работу.
13. Проведение корпоративных праздников
Нематериальные стимулы:
1. Обучение работе
2. Общественное признание заслуг различными способами
3. Расширение личного пространства
4. Демонстрация доверия
5. Предоставление комфорта
Факторы, повышающие нематериальную мотивацию
1. Ответственные задачи, способные увлечь сотрудника
2. Внимание и поддержка сотрудников
3. Вовлечение сотрудников в процесс принятия решений
4. Делегирование полномочий и создание условий для проявления инициативы
5. Поощрение успехов и конструктивная критика, способная вдохновлять и заражать сотрудников своим энтузиазмом
Возможности компаний, можно отнести:
1. Возможности профессионального роста и повышения квалификации
2. Возможности карьерного роста
3. Возможности для обучения и развития
4. Хорошие условия труда
5. Наличие необходимых ресурсов
6. Удобный график работы
Корпоративная культура может играть также важную роль в повышении нематериальной мотивации:
1. Наличие системы взаимоотношений, принятых в компании
2. Чувство причастности к компании
3. Командных ценностей
4. Корпоративные мероприятия
5. Система внутрикорпоративных коммуникаций
6. Тренинги
Чтобы тренинги имели мотивирующее значение, необходимо выполнить следующие условия:
1. Тренинг адресуется тем, кому он нужен реально
2. Работники заранее предупреждены о тренинге
3. Работники понимают, что тренинг это не принудительное мероприятие, а поощрение
4. Тренинги вызывают интерес и удивление
5. Исключены карательные меры и упреки
6. На тренингах предусмотрены подсказки, как можно выполнить задание лучше.
7. Конференции и корпоративные праздники
Такие мероприятия позволяют собрать всех членов коллектива, совместить выполнение рабочих и информационных задач с отдыхом и празднованием торжественных событий.
Информационные источники, награды.
Критерии награждения могут быть количественными и качественными, Объективными и субъективными.
Конкурсы. Участие в конкурсе, и победа в них стимулирует персонал к достижению высоких результатов работы.
Поздравления с праздниками (внимательное отношение руководства ко всем)
Гибкий режим рабочего времени.
Методы нематериальной мотивации могут применяться к конкретному сотруднику, либо реализовываться безадресно. К адресной нематериальной мотивации относятся различные виды поощрений в виде подарков, материальная помощь в случае болезни, смерти родственника, словесное поощрение за хорошо выполненную работу. Безадресная мотивация: проведение совместных корпоративных мероприятий, предоставление социального пакета, организация бесплатного питания, оплата транспорта и мобильной связи, льготных санаториев, возможность пройти обучение за счет фирмы.
Формы неденежной мотивации:
1. Социальное одобрение – привлечение к выработке решений, выслушивание, проявление знаков уважения, учет мнения.
2. Профессиональное обучение и развитие. не считаемое обычно награждением профессиональное обучение и развитие начинает становиться очень важными стимулирующими факторами, как люди все больше испытывают потребность или желание повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать постоянно меняющимся запросам рынка. Это форма вознаграждения доказала свою эффективность особенно в сфере высоких технологий, где считается весьма желательным оставаться на уровне или находиться в первых рядах.
3. Ценные подарки. Их выдают за повышение эффективности труда, и это могут быть заранее отобранные предметы. Он должен быть дорогим, и его стоимость должна превышать 2-3% годового оклада сотрудника
4. Туристические поездки. Могут награждаться как отдельные сотрудники и их семьи, так и группы сотрудников. Используются также сертификаты на туристические поездки. Обладают особой мотивирующей привлекательностью, особенно, когда их вручают в качестве группового стимула.
5. Символические награды. Почетные таблички с символом организации, памятные подарки, футболки, значки и др.
6. Соревнование. В духе состязательности, что стимулирует деятельность сотрудников.
7. Социально-психологический климат. Удовлетворенность социально-психологических климатом значительно влияет на удовлетворенность работой, создает устойчивость мотивов к этой работе.
8. Разработка компенсационного пакета. Осуществляя моделирование компенсационного пакета, следует учитывать следующие правила разработки:
a. Система компенсации должна ориентировать работника на достижение нужного результата, поэтому заработная плата и иные денежные выплаты должны быть привязаны с показателями эффективности работы как самой организации, так и рабочих групп
b. Система компенсации должна сочетать в себе жесткость правил определения денежного вознаграждения и гибкость в реагировании для изменений внешней и внутренней ситуации в организации
c. Внедрение системы компенсаций должно сопровождаться продуманным механизмом информирования работников он новых правилах денежного вознаграждения. При разработке и определении компенсационной политики важную роль играют правильный выбор системы оплаты труда, способы соизмерения размера оплаты с результатами, либо за вклад работника в ее выполнение
Таким образом, существует множество видов нематериальной мотивации персонала организации, однако, для каждой определенной ситуации существует свой набор приемов, таких как определение специфических особенностей ситуации и применение соответствующих приемов по нематериальной мотивации.