Творческий диалог в лирике поэтов первой половины XIX века

Методические рекомендации для студентов I-II курсов

Организация внеаудиторной (самостоятельной) работы

по дисциплине

ОД. 01.09 Литература

для специальностей

53.02.03 Инструментальное исполнительство

53.02.07 Теория музыки

53.02.04 Вокальное искусство

53.02.06 Хоровое дирижирование

Орск, 2015г.

Методические рекомендации для студентов I-II курсов «Организация внеаудиторной (самостоятельной) работы по дисциплине ОД. 01.09 Литература» для специальностей 53.02.03 Инструментальное исполнительство, 53.02.07 Теория музыки, 53.02.04 Вокальное искусство, 53.02.06 Хоровое дирижирование» разработаны на основе Рабочей программы учебной дисциплины ОД. 01.09 Литература по специальностям среднего профессионального образования 53.02.03 Инструментальное исполнительство, 53.02.07 Теория музыки, 53.02.04 Вокальное искусство, 53.02.06 Хоровое дирижирование, ГБПОУ «Орский колледж искусств», разработчик И.Н. Коржова, преподаватель общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Организация-разработчик: ГБПОУ «ОКИ»

Разработал(а):

Коржова И.Н. к.ф.н., преподаватель общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Рассмотрено предметно-цикловой комиссией «Общеобразовательные, гуманитарные и социально-экономические дисциплины»

Протокол № 1___ от «_28__» _августа__________ 2015 года

Председатель __________ Манаева О.В.

Содержание

  Стр.
1. Пояснительная записка
2. Перечень самостоятельных работ
3. Содержание самостоятельных работ  
Самостоятельная работа № 1
Самостоятельная работа № 2
Самостоятельная работа № 3
Самостоятельная работа № 4
Самостоятельная работа № 5
Самостоятельная работа № 6
Самостоятельная работа № 7
Самостоятельная работа № 8
Самостоятельная работа № 9
Самостоятельная работа № 10
Самостоятельная работа № 11
Самостоятельная работа № 12
Самостоятельная работа № 13
Самостоятельная работа № 14
Самостоятельная работа № 15
Самостоятельная работа № 16
Самостоятельная работа № 17
Самостоятельная работа № 18
Самостоятельная работа № 19
Самостоятельная работа № 20
Самостоятельная работа № 21
Самостоятельная работа № 22
Самостоятельная работа № 23
Самостоятельная работа № 24
Самостоятельная работа № 25
Самостоятельная работа № 26
Самостоятельная работа № 27
Самостоятельная работа № 28
Самостоятельная работа № 29
4. Методические рекомендации и критерии оценки внеаудиторных (самостоятельных) работ  
4.1 Методические рекомендации по составлению конспекта
4.2 Методические рекомендации по подготовке сообщение
4.3 Методические рекомендации по составлению таблицы
4.4 Оформление титульного листа работы
4.5 Критерии оценки выполнения самостоятельной работы студентов  

Пояснительная записка

Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.

В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.

Самостоятельная работа – это педагогически управляемый процесс самостоятельной деятельности студентов, обеспечивающий реализацию целей и задач по овладению необходимым объемом знаний, умений и навыков, опыта творческой работы и развитию профессиональных интеллектуально-волевых, нравственных качеств будущего специалиста.

Выделяют два вида самостоятельной работы :

- аудиторная, выполняется на занятиях под руководством преподавателя и по его заданию;

- внеаудиторная, выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов по дисциплине ОД 01.09 Литература направлена на закрепление знаний и умений:

Умения:

У1 воспроизводить содержание литературного произведения;

У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

У3 анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.

У4 соотносить художественную литературу с культурой общественной жизнью и, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений;

У5 выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

У6 соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

У7 определять род и жанр произведения;

У8 сопоставлять литературные произведения;

У9 выявлять авторскую позицию;

У10 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

У11 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

У12 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

У13 соотносить произведения художественной литературы с сочинениями русских и зарубежных композиторов;

Знания:

З1 образную природу словесного искусства;

З2 содержание изученных литературных произведений;

З3 основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века;

З4 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

З5 основные теоретико-литературные понятия.

Общие компетенции:

ОК 10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

- расширения и углубления теоретических знаний;

-систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений и навыков студентов;

- формирования умений использовать специальную, справочную литературу, Интернет;

- развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развития исследовательских знаний.

На самостоятельное изучение выносятся как отдельные аспекты изучаемых в аудиторное время тем, так и темы целиком. Выбор тем осуществляется с учетом обеспечения преемственности между аудиторной и самостоятельной работой. Основной формой контроля за самостоятельной работой студента является проверка выполненного задания преподавателем, включение материала, выносимого на самостоятельную работу, в задания текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

2. Перечень внеаудиторных (самостоятельных) работ по учебной дисциплине «Литература»

Период Обучения № внеаудиторной (самостоятельной) работы Содержание внеаудиторной (самостоятельной) работы Форма выполнения внеаудиторной (самостоятельной) работы Освоение У,З, ПК, ОК Кол-во часов
I курс, 1 семестр 1. Творческий диалог в лирике поэтов первой половины XIX века Сочинение У2, У4, У5, У8, У12, У13, З1, ОК10.
2. Образ Штольца в романе «Обломов» Работа с таблицей, мини-сочинение У1, У2, У4, У9, У11, З1, З2.
3. Оценка пьесы «Гроза» в критике Конспектирование У4, У9, З1, З2.
4. Эволюция образа Базарова   Сочинение (создание текста в одном из обозначенных жанров) У1, У2, У3, У4, У9, У12, З1, З2.
5. Русское стихосложение второй половины XIX века Стиховедческий анализ текста У2, З4, З5.
6. Образы крестьян в творчестве Н.А. Некрасова   Изучение теоретического материала, составление тезисного плана сочинения У2, У4, У5, У6, У8, У9, З1, З2.
7. Творчество А.К. Толстого   Изучение теоретического материала, анализ лирического текста У10, З1, З3, ОК 10.
I курс, 2 семестр 8. Виды и приемы комического в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина Мини-сочинение (анализ эпизода художественного текста) У2, У3, У4, У6, У9, У12, З1, З2, З5.
9. Тип «маленького человека» в творчестве Ф.М.Достоевского   Конспектирование У4, У5, У8, У9, З1, З2, З4, З5.
10. Функция снов в романе “Преступление и наказание” Конспектирование и сочинение (аспектный анализ художественного произведения) У1, У2, У3, У4, У9, У11, У12, З1, З2, З5.
11. Образ княжны Марьи   Создание вопросника для анализа литературного образа У1, У2, У3, У9, З1, З2.
12. Война 1805 г. и партизанское движение в романе «Война и мир»   Аспектный анализ художественного произведения У1, У2, У3, У4, У9, З1, З2.
II курс, 1 семестр 13. «Футлярная» трилогия А.П. Чехова Работа с учебником, сочинение У1, У2, У8, У9, У11, У12, З1, З2.
14. Тип босяка в рассказе М. Горького «Челкаш» Доработка лекции: подбор цитат У2, У4, У6, У9, З1, З2, З5.
15. Диалог с А. Чеховым в рассказе И. Бунина «Солнечный удар» Сочинение У1, У2, У5, У8, У9, У11, У12, З1, З2.
16. Реформа стихосложения на рубеже XIX-XX века Стиховедческий анализ текста У2, З4, З5.
17. Тема Родины в лирике А.А. Блока Аспектный анализ лирических произведений У2, У8, У9, З1, З2.
18. Зрелая лирика А.А. Ахматовой   Доработка лекции: подбор цитат У2, У4, У7, У9, З1, З2, З3, З5.
19. Поэтика В.Маяковского   Работа с литературоведческими источниками, анализ лирических тестов У6, У7, З1, З2, З5.
II курс, 2 семестр 20. Стихотворение С. Есенина в других видах искусства Эссе У2, У4, У13, З1, ОК 10.
21. Тема любви в творчестве М. Цветаевой Сочинение, творческое задание У2, У9, У11, У12, З1, З2.
22. Образная система повести А.Платонова «Котлован»   Конспектирование У1, У4, У9, З1, З2.
23. Философская проблематика в романе «Мастер и Маргарита»: ключевые лейтмотивы Составление кластера У1, У2, У4, У8, У9, З1, З2.
24. М. Шолохов «Судьба человека» Сочинение У1, У2, У4, У8, У9, У11, У12, З1, З2.
25. Великая Отечественная война в творчестве отечественных поэтов Подготовка сообщения У2, У2, У4, У9, З1, З3, З4.
26. Гражданская война в романе «Доктор Живаго» Сочинение (анализ эпизода художественного текста) У2, У3, У4, У7, У9, З1, З2.
27. Повесть А.И. Солженицына “Матренин двор”. Выполнение тестов У1, З1, З2.
28. Творчество М. Джалиля Составление хронологической таблицы У4, З1, З3, З4.
29. Российские литературные премии   Подготовка информационной справки У4, З4.
Всего

Содержание самостоятельных работ

Самостоятельная работа №1

Творческий диалог в лирике поэтов первой половины XIX века

Форма: сочинение

Цель: сформировать представление об эволюции центральных тем в лирике первой половины XIX века, совершенствовать умение сравнительного анализа литературных произведений, умения формулировать собственную точку зрения на прочитанный текст.

Задание Прочитайте приведенные ниже стихотворения. Напишите сочинение на одну из предложенных тем (объем работы 150-200 слов включая служебные).

1. Каким предстает образ женщины в произведении поэтов? В чем сходство женского идеала в данных текстах?

Мадонна

Не множеством картин старинных мастеровУкрасить я всегда желал свою обитель,Чтоб суеверно им дивился посетитель,Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов,Одной картины я желал быть вечно зритель,Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,Пречистая и наш божественный спаситель - Она с величием, он с разумом в очах -Взирали, кроткие, во славе и в лучах,Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. ТворецТебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,Чистейшей прелести чистейший образец.

А.С. Пушкин

Она поет - и звуки тают
Как поцелуи на устах,
Глядит - и небеса играют
В ее божественных глазах;
Идет ли - все ее движенья,
Иль молвит слово - все черты
Так полны чувства, выраженья,
Так полны дивной простоты.

М.Ю. Лермонтов

2. Какова реакция лирических героев стихотворения на неразделенное чувство? С какими чувствами герою отпускает возлюбленную?

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

А.С. Пушкин

К*

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд! - прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небом юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил -
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку -
Безумец! - лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала - я тебя не знал!

М.Ю. Лермонтов

3. Какое отношение жизни отражено в обоих стихотворениях? В чем причина постигшего героев разочарования?

Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.

Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец;
Живу печальный, одинокий,
И жду: придет ли мой конец?

Так, поздним хладом пораженный,
Как бури слышен зимний свист,
Один на ветке обнаженной
Трепещет запоздалый лист.

А.С. Пушкин

Дума

Печально я гляжу на наше поколенье!Его грядущее - иль пусто, иль темно,Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели,Ошибками отцов и поздним их умом,И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. К добру и злу постыдно равнодушны,В начале поприща мы вянем без борьбы;Перед опасностью позорно малодушныИ перед властию - презренные рабы. Так тощий плод, до времени созрелый,Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,Висит между цветов, пришлец осиротелый,И час их красоты - его паденья час! Мы иссушили ум наукою бесплодной,Тая завистливо от ближних и друзейНадежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей.Едва касались мы до чаши наслажденья, Но юных сил мы тем не сберегли;Из каждой радости, бояся пресыщенья, Мы лучший сок навеки извлекли. Мечты поэзии, создания искусстваВосторгом сладостным наш ум не шевелят;Мы жадно бережем в груди остаток чувства -Зарытый скупостью и бесполезный клад.И ненавидим мы, и любим мы случайно,Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.И предков скучны нам роскошные забавы,Их добросовестный, ребяческий разврат;И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад. Толпой угрюмою и скоро позабытойНад миром мы пройдем без шума и следа,Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,Потомок оскорбит презрительным стихом,Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.

М.Ю. Лермонтов

4. Как в данных стихотворениях реализуется тема памяти о поэте в веках? Что является залогом памяти о поэте в каждом из стихоторений?

Мой дар убог, и голос мой не громок,

Но я живу, и на земли мое

Кому-нибудь любезно бытие:

Его найдет далекий мой потомок

В моих стихах; как знать? душа моя

Окажется с душой его в сношенье,

И как нашел я друга в поколенье,

Читателя найду в потомстве я.

<1828>

Е.А. Баратынский

Exegi monumentum*

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

А.С. Пушкин

*Я воздвиг памятник…

Самостоятельная работа №2

Образ Штольца в романе «Обломов»

Форма:работа с таблицей, мини-сочинение

Цели: дать сравнительную характеристику центральным героям романа «Обломов»; оценить психологическую достоверность образа Штольца.

Задание 1.Перечитайте следующие фрагменты романа И.А. Гончарова «Обломов»

Часть первая, глава IX

Часть вторая, главы I, II, III.

Задание 2.Перенесите таблицу в тетради и заполните ее, опираясь на прочитанное.

Основания Обломов Штольц
Социальная принадлежность (класс)    
Национальность    
Портрет    
Условия воспитания    
Отношение к учебе и труду    
Служба    
Ведущие черты характера    

Задание 3. Ответьте на приведенные вопросы.Ответ должен быть развернутым состоять из 5-10 предложений (верхний предел не имеет значения).

Почему Гончаров делает Штольца полунемцем полурусским? (Отвечая на этот вопрос, вспомните, какими по характеру и взглядам были отец и мать героя. Подумайте, какие представления о русских и немцах воплощены в образах родителей Штольца и, следовательно, какие черты должен был соединять в себе герой.)

Самостоятельная работа №3

Оценка пьесы «Гроза» в критике

Форма: анализ критического первоисточника

Цели: познакомиться с оценкой пьесы «Гроза» Добролюбовым, Писаревым, сравнить взгляды критиков.

Задание. Прочитайте приведенные ниже фрагменты статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. Ответьте на приведенные ниже вопросы. (Рекомендуем ознакомиться с вопросами заранее и при чтении сразу отмечать нужные фрагменты.)

Наши рекомендации