ТЕМА 3. Материалистическая философия 4 страница
[…] В статье «К еврейскому вопросу» он проводит различие между буржуазной («политическая эмансипация») и пролетарской («человеческая эмансипация») революцией, а в статье «К критике гегелевской философии права. Введение» формулирует идею о всемирно-исторической роли пролетариата — исходное положение его будущей теории научного коммунизма.
[…] Летом 1844 в «Экономическо-философских рукописях» Маркс сделал попытку обобщить свои первые экономические исследования и дать научное обоснование своих коммунистических воззрений. […] В конце августа в Париже состоялась историческая встреча Маркса и Ф. Энгельса […] и с этого времени началась их легендарная дружба и беспримерное почти 40-летнее сотрудничество. Первым плодом его явилась книга «Святое семейство», написанная в сентябре — ноябре 1844 и изданная в 1845. […]
Когда в начале апреля 1845 в Брюссель приехал Энгельс, Маркс изложил ему своё новое мировоззрение — материалистическое понимание истории — в почти сложившемся виде, и они решили сообща разработать, его в форме критики немецкой послегегелевской философии. С этим замыслом связаны «Тезисы о Фейербахе» […], в которых наряду с раскрытием роли общественной практики в формировании людей, их сознания Маркс сформулировал одно из главных отличий нового мировоззрения от всей прежней философии: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (МарксК. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 4).
После поездки летом в Великобританию […] осенью 1845 Маркс и Энгельс приступили к осуществлению своего замысла в виде рукописи «Немецкая идеология» […]. В этой рукописи впервые как целостная концепция было разработано первое великое открытие Маркса — материалистическое понимание истории (исторический материализм) […]
В 1-й половине 1847 Маркс написал на французском языке «Нищету философии».[…]
В декабре 1851 — марте 1852 […] Маркс написал «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852). В этой книге он пришёл к выводу о необходимости слома старой, буржуазной государственной машины как условии победоносной пролетарской революции […] и наиболее чётко сформулировал идею о необходимости союза пролетариата и крестьянства. 5 марта 1852 в письме к И. Вейдемейеру Маркс дал классическое определение специфических особенностей марксистской теории классов и классовой борьбы: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». […].
В 1850 Маркс возобновил свои экономические занятия. Если до 1848 на первом плане была разработка диалектико-материалистической философии, а во время революции разработка политического учения марксизма, то теперь решающее значение приобрела разработка экономических теорий. В 1857 в связи с началом первого мирового экономического кризиса, ожидая возможного начала революционного процесса, Маркс спешно принялся за обобщение своих исследований, за разработку в общих чертах своей политэкономии. В конце августа он написал «Введение», в котором определил предмет и дал наиболее полную характеристику метода политэкономии, а в октябре 1857 — мае 1858 создал знаменитую рукопись «Критика политической экономии» […], представлявшую собой первоначальный вариант будущего «Капитала» […]. В этой гениальной рукописи Маркс сделал своё второе великое открытие — открыл прибавочную стоимость и в общих чертах разработал теорию прибавочной стоимости. […]
В 1861—63 Маркс создал новый вариант будущего «Капитала» — рукопись «К критике политической экономии» […]. В этой рукописи были развиты все существенные следствия теории прибавочной стоимости. В 1863—65 Маркс написал новый вариант 1—3-го тт., а в 1866 —67 окончательный вариант 1-го тома «Капитала». 14 сентября 1867 в Гамбурге вышел в свет 1-й том […]. «Капитал» — главное произведение Маркса. В этом экономическом труде Маркс наиболее полно и всесторонне разработал материалистическую диалектику как метод политэкономии, развил дальше материалистическое понимание истории, блестяще применив его к анализу буржуазного общества, открыл закон движения капиталистического способа производства […] [3, с. 342 – 344].
Энгельс (Engels) Фридрих(28. 11. 1820, Бармен, ныне Вупперталь, — 5. 8. 1895, Лондон), гениальный теоретик и великий пролетарский революционер, один из основоположников марксизма, друг и соратник К. Маркса.
Родился в семье текстильного фабриканта. Учился в городской школе в Бармене, затем в гимназии в Эльберфельде (1834—37). По настоянию отца вынужден был оставить гимназию за год до её окончания и заняться изучением коммерческого дела.
В 1838—41 жил в Бремене, работал в торговой конторе, в свободное время занимался самообразованием. В 1839 начал изучать немецкую философию, в особенности произведения Гегеля. В марте 1839 написал первую публицистическую статью «Письма из Вупперталя». В этот период сформировались его взгляды как революционного демократа.
В 1841—42 отбыл в Берлине воинскую повинность, в свободное время посещал лекции в Берлинском университете, примыкал к младогегельянцам, которые стремились делать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы. Во 2-й половине 1841 читал книгу Фейербаха «Сущность христианства», которая оказала на него значительное влияние. […] В марте — декабре 1842 сотрудничал в газете «Rheinische Zeitung», главным редактором которой в октябре стал Маркс. […] В конце ноября в редакции газеты в Кёльне Энгельс впервые встретился с Марксом.
[…] Первым плодом их сотрудничества явилась книга «Святое семейство» (1845), направленная против идеализма младогегельянцев.
Анализируя в книге «Положение рабочего класса в Англии» социальные последствия промышленной революции, Энгельс пришёл к открытию диалектики производительных сил и производственных отношений. Он выдвинул здесь положение о необходимости соединения социализма с рабочим движением. […]
Когда в начале апреля 1845 Энгельс приехал к Марксу в Брюссель, Маркс изложил Энгельсу почти сложившееся у него к этому времени материалистическое понимание истории, и они решили сообща разработать это новое мировоззрение в форме критики немецкой послегегелевской философии. […]
[…] В мае — июле 1849 Энгельс принял непосредственное участие в вооруженном восстании в Юго-Западной Германии. После поражения революции он эмигрировал сначала в Швейцарию, а затем в Великобританию (ноябрь 1849).
В ноябре 1850 Энгельс приступил к систематическому изучению военного дела. В апреле 1851 в рукописи «Возможности и перспективы войны Священного союза против Франции в 1852 г.» он впервые разработал основы марксистской военной теории. Впоследствии учение о материальных основах военного дела получило наиболее полное развитие в «.Анти-Дюринге». В 1858 он приступил к систематическому изучению естествознания, в письме к Марксу от 14 июля сформулировал некоторые исходные идеи «Диалектики природы»).
70-е гг.— период расцвета теоретической деятельности Энгельса. 30 мая 1873 в письме к Марксу он изложил замысел «Диалектики природы», над которой работал с перерывами в течение 10 лет, до смерти Маркса. В этой работе выделяются два периода: 1873—76 и 1878—83, которые разделяет работа над «Анти-Дюрингом». Основные идеи «Диалектики природы» сложились и были разработаны в первый период. В этом произведении Энгельс всесторонне развил диалектико-материалистическое понимание природы. […]
[…] В марте — мае 1884 он написал книга «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в которой применяет материалистическое понимание общественной жизни к истории первобытного общества и значительно обогащает марксистскую материалистическую концепцию. В начале 1886 Энгельс пишет работу «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», в которой раскрыл соотношение между классической немецкой философией, в особенности философией Гегеля и Фейербаха как одним из теоретических источников марксизма, и диалектико-материалистической философией Маркса, дал определение основного вопроса философии и очерк материалистического понимания истории. […] [3, с. 797 – 800].
3.6. Разработка положений марксистской философии. Непосредственными идейными источниками формирования марксизма были главнейшие философские, экономические и политические учения конца 18 и 1-й половины 19 вв. В идеалистической диалектике Гегеля Маркс и Энгельс вскрыли революционные моменты — идею исторического развития и принцип противоречия как его движущую силу. Важную роль в формировании марксизма сыграло материалистическое учение Фейербаха. Одним из источников марксизма были идеи классической буржуазной политэкономии (А.Смит, Д. Рикардо и др.), труды социалистов-утопистов (Сен-Симон, Фурье, Оуэн и др.) и французских историков времён Реставрации (Ж. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье). Естественнонаучными предпосылками формирования марксистской философии явились достижения естествознания конца 18—19 вв. (открытие закона сохранения и превращения энергии, создание теории клеточного строения организмов, эволюционное учение Дарвина). Будучи обобщением развития общественной практики и научного познания, марксистская философия представляла величайшую революцию в истории человеческой мысли. Сущность и основные черты революционного переворота, совершённого Марксом и Энгельсом в философии, заключаются в создании научного мировоззрения пролетариата, в распространении материализма на познание общества и в материалистическом обосновании решающей роли общественной практики в познании, в осуществлении единства теории и практики, в органическом соединении и творческой разработке материализма и диалектики, что привело к созданию материалистической диалектики. Величайшим завоеванием человеческой мысли является разработка исторического материализма, в свете которого только и оказалось возможным научно понять роль общественной практики в познании и в развитии сознания. Введение критерия практики в теорию познания могло быть осуществлено лишь в связи с научным объяснением исходных предпосылок, основных объективных условий человеческой истории. Характеризуя качественное отличие философии марксизма от предшествовавших ей философских систем, Ленин писал: «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее,— к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса,— вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли» (ПСС, т. 24, с. 264).
В разработке положений марксистской философии, в её пропаганде и защите, в борьбе против буржуазной идеологии важную роль сыграли труды Плеханова, Лабриолы, Бебеля, Меринга, Лафарга и др. […]
Плеханов Георгий Валентинович (псевд. Н. Б е л ь тов и др.) [29. 11(11. 12). 1856, с. Гудаловка, ныне Липецкой обл.,—30. 5. 1918, Питкеярви около Териоки, ныне Зеленогорск Ленинградской области; похоронен в Петрограде], русский теоретик и пропагандист марксизма, деятель российского и международного рабочего и социалистического движения. […]
[…] В трудах «Очерки по истории материализма», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистического понимании истории», «К вопросу о роли личности в истории», «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля», «Н. Г. Чернышевский» и др. Плеханов выступил как воинствующий материалист-диалектик, подвергнув критике как предшествующие марксизму идеалистические и метафизические учения, так и буржуазные и мелкобуржуазные философские и социологические концепции (неокантианство, позитивизм, субъективную социологию народников и анархистов и т. д.). Борясь против ревизионистских попыток «обновления» марксизма, Плеханов доказывал, что «появление материалистической философии Маркса — это подлинная революция, самая великая революция, какую только знает история человеческой мысли» (Избр. филос. произв., т. 2, 1956, с. 450), что «... все стороны миросозерцания Маркса самым тесным образом связаны между собой..., вследствие этого нельзя по произволу удалить одну из них и заменить ее совокупностью взглядов, не менее произвольно вырванных из совершенно другого миросозерцания» (там же, т. 3, 1957, с. 198). Он подчёркивал, что только диалектический и исторический материализм представляет собой философско-теоретический фундамент научного социализма. «Диалектический материализм есть философия действия»,— говорил Плеханов (Соч., т. 7, 1925, с. 245). […] Плеханов раскрывал преемственную связь марксизма с лучшими традициями философской и общественной мысли прошлого, высоко оценивал роль диалектики Гегеля. […]
Критикуя идеализм и агностицизм Канта и неокантианцев, Плеханов подчёркивал познаваемость мира […]. В работах, направленных против махистского поветрия и религиозных исканий в России, Плеханов писал, что «... махизм есть лишь берклеизм, чуть-чуть переделанный и заново перекрашенный под цвет „естествознания XX века"» (Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 261). […]
Плеханов применял диалектический метод главным образом к познанию общественной жизни. Из диалектики Плеханов делал вывод о закономерности и неотвратимости социальной революции. Анализируя историю учений об обществе, Плеханов на большом историческом материале доказывал, что только диалектический материализм раскрывает закономерный характер общественно-исторического процесса (см. «Лит. наследие Г. В. Плеханова», сб. 5, 1938, с. 4—5). […]Плеханов творчески развил марксистское учение о роли народных масс и личности в истории, развенчал субъективно-идеалистические и волюнтаристские «концепции о героях — делателях истории», доказывая, что «... народ, вся нация должна быть героем истории» (Соч., т. 8, 1923, с. 11). Он дал анализ формирования и развития политической идеологии, права, религии, морали, искусства, философии и других форм идеологии, надстройки, критиковал вульгарно-материалистические, метафизические теории (А. А. Богданова и др.), игнорирующие значение общественного сознания и политического строя в общественном развитии. «Экономика почти никогда не торжествует сама собою ..., а всегда только через посредство надстройки, всегда только через посредство известных политических учреждений» (Избр. филос. произв., т. 2, 1956, с. 216). Его трёхтомная работа «История русской общественной мысли» — сводный обобщающий марксистский труд, который охватывает историю общественной мысли с древнейших времён до конца 18 в. Плеханов дал глубокий анализ социально-экономических, философских и эстетических взглядов Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова. […]
[…] Плеханов сформулировал некоторые методологические требования историко-философского исследования: выяснение зависимости философских идей от социального развития; раскрытие зависимости развития философии от естествознания, литературы и искусства, общественных наук, оказывающих влияние на философские идеи, и главным образом от социального развития на различных этапах истории; выяснение неравномерности социально-исторического развития на различных ступенях истории, его особенностей в различных странах, что в одних случаях вызывало борьбу науки и религии, в других — временное их «примирение». […] [3, с. 499 – 501]
Лабриола (Labriola) Антонио (2.7.1843, Кассино, — 2.2.1904, Рим), итальянский философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистического движения. Познакомившись с трудами К. Маркса, Лабриола к началу90-х гг. с позиций левого гегельянства и гербартианства (см. Гербарт) перешёл на позиции марксизма. С 1890 вёл оживлённую переписку с Ф.Энгельсом. Участвовал в итальянском и международном рабочем движении; содействовал основанию Итальянской социалистической партии (1892), хотя и не участвовал в её деятельности.
В своих работах Лабриола рассматривал обширный круг вопросов, связанных в основном с историческим материализмом. В их числе проблемы: определяющего фактора в историческом развитии; классов и классовой борьбы; роли народных масс и личности в истории; закономерностей развития буржуазного общества; государства; революции и др. Главную задачу материалистического понимания истории Лабриола усматривал в том, чтобы вывести общественную мысль из запутанного лабиринта ненаучных философско-исторических концепций и показать истинные движущие силы общественного развития. Основные положения исторического материализма Лабриола рассматривал в тесной связи с историей развития классовой борьбы, с критикой буржуазных теорий и мелкобуржуазных течений в социализме. Значительное внимание Лабриола уделял политическим проблемам, вопросам тактики и организационным принципам пролетарской партии, развивал мысль о необходимости связи социалистического движения с марксистской теорией. Вместе с тем воззрения и деятельность Лабриолы не были свободны от некоторых серьёзных противоречий и ошибок: недооценки учения о диктатуре пролетариата, значения вопроса о взаимоотношении пролетарской партии с рабочим классом и его союзниками, ошибочного понимания национального вопроса (деление наций на «активные» и «пассивные»).
Идейное наследие Лабриолы послужило отправной точкой для дальнейшего развития итальянской марксистской мысли [3, с. 297 – 298].
Бебель (Bebel) Август (22.2.1840, Кёльн-Дойц,— 13.8.1913, Пассуг, Швейцария), один из основателей и вождей германской социал-демократии и 2-го Интернационала, деятель немецкого и международного рабочего движения. Токарь по профессии.[…]
По своим философским убеждениям Бебель — материалист, умевший, по словам Г. В. Плеханова, хорошо «применять к политике то основное положение материализма, что не сознание определяет собой бытие, а бытие определяет собою сознание» (Соч., т. 16, М.— Л., 1928, с. 250). Занимаясь философскими проблемами естествознания, Бебель выступал как сторонник материалистического учения Дарвина, подвергал критике идеализм, подчёркивал связь последнего с религией. Анализ общественных явлений Бебель проводил с позиций исторического материализма. Он рассматривал историю общества как закономерный процесс, в основе которогo лежат материальные, экономические отношения. Критикуя буржуазных идеологов, он отмечал, что капитализм — закономерный этап в развитии общества, но также закономерна, неизбежна замена капитализма социализмом. Бебель вёл борьбу с социал-дарвинистами, доказывая, что общество развивается по присущим ему специфическим законам. В своей наиболее ценной в теоретическом отношении работе «Женщина и социализм» (1879, рус. пер. 1904, 1959) Бебель показал, что положение женщины зависит от общественных отношений и её раскрепощение возможно лишь при социализме; в этой же работе он подверг критике мальтузианство. […] [3, с. 46 – 47].
Меринг (Mehring) Франц (27.2.1846, Шлаве,— 29.1. 1919, Берлин), деятель немецкого рабочего движения, философ, историк и литературный критик, марксист. С 1882 доктор философии. По своему мировоззрению Меринг первоначально не выходил за рамки буржуазного радикализма с социалистическим оттенком. К 1890 в основном завершился переход Меринга от идеализма к диалектическому и историческому материализму, от буржуазного демократизма к пролетарскому социализму. […]
Философский кругозор Меринга очень широк. Много внимания Меринг уделял немецкой классической философии, особенно Канту; написал ряд статей о естественнонаучном материализме, дарвинизме, об отношении марксизма к религии. Меринг внёс значительный вклад в разработку проблем материалистического понимания истории, подвергал критике различные течения буржуазной философии: неокантианство и «этический социализм», взгляды Э. Гартмана, Шопенгауэра, Ницше, махизм, философский ревизионизм, теории буржуазных и ревизионистских социологов и экономистов (В.Зомбарт. Э.Бернштейн, Э. Давид). Одним из главных предметов научных занятий Меринга было исследование и публикация произведений и писем К.Маркса и Ф. Энгельса. Глубоким содержанием и ярким стилем отличается написанная Мерингом биография Маркса. Меринг немало сделал для формирования марксистского литературоведения и искусствоведения, способствовал выработке общих принципов марксистской эстетики. С позиций исторического материализма Меринг раскрывал важные черты современного ему литературного процесса (статьи о натурализме и импрессионизме, о Л.Н.Толстом и М.Горьком), выступал с марксистской интерпретацией немецкой классической литературы, критиковал её тенденциозное истолкование официальным буржуазным литературоведением.
Исторические труды Меринга — высоко оценённая Энгельсом «Легенда о Лессинге» («Die Lessing-Legende», 1893). «История Германии с конца средних веков» ( Т1 1—2, 1910, рус. пер., ч. 1—2, 1920) и др. содержат конкретную разработку марксистской концепции истории Германии. […] [3, с. 360].
Лафарг (Lafargue) Поль (15.1.1842, Сантьяго, Куба, — 25.11.1911, Париж), деятель французского и международного рабочего движения, теоретик и пропагандист марксизма, друг и ученик К. Маркса и Ф.Энгельса. В 1866—68 жил в Лондоне, где после знакомства с Марксом женился на его дочери Лауре. […]
Лафарг вёл решительную борьбу против всех форм идеалистической философии, отвергая попытки «примирения» материализма с идеализмом; решительно осудил намерение Э.Бернштейна «синтезировать» марксизм с кантианством. Признавая материалистический момент в философии Канта, Лафарг сосредоточил критику на идеализме и агностицизме кантианства. Он показал антинаучность отрыва «вещи в себе» от её отражения в сознании человека, принципиального противопоставления сущности и явления. Опровергая кантовский априоризм, Лафарг подчёркивал зависимость всех форм познания от материального мира. Критикуя агностицизм, Лафарг указывал на его гносеологическую основу — разрыв чувственных и логических сторон познания, абсолютизацию каждой из этих сторон, взятых вне их реальной связи, в отрыве от практики.
Так же решительно Лафарг выступал против отождествления марксистской философии с философией Гегеля. Лафарг отверг утверждение, будто для Маркса «существует тождество мышления и реальности». Идея, говорил Лафарг, так же реальна, как объект, отражением которого в мозгу она является. Но Маркс никогда не утверждал тождества отражаемого и отражения, объективной действительности и идеи. Марксизм исходит из единства бытия и мышления, но не их тождества.
В основном философском труде «Экономический детерминизм Карла Маркса» (1909, рус. пер. 1923) Лафарг попытался с позиции исторического материализма объяснить возникновение и развитие идеологических явлений, в частности этических, философских и религиозных идей.
В области политики Лафарг боролся против реформистской идеи «мирного врастания» капитализма в социализм, критиковал реформистские и националистические ошибки Геда. Выступая против всяких уступок буржуазному мировоззрению, Лафарг призывал использовать марксистскую теорию для подготовки умов к социалистической революции.
Рассматривая вопросы эстетики и литературной критики, Лафарг с марксистских позиций подверг резкой критике отрыв литературы и искусства от породившей их социальной среды, показал их обратное влияние на эту среду.
В философии в отдельных случаях Лафарг занимал позиции метафизического материализма. Некоторым его суждениям в области литературоведения свойственны тенденции к социологическому схематизму. Тем не менее, в целом работы Лафарга были значительным явлением в самых разных областях общественных наук, содействовали распространению и утверждению марксистского мировоззрения. […] [3, с. 301 – 302].
3.7. Разработка положений марксистской философии В.И.Лениным. Новый этап творческого развития марксистской философии связан с именем Ленина, разрабатывавшего диалектический и исторический материализм на основе анализа эпохи империализма и пролетарских революций и обобщения новейших достижений естествознания. Ленин всесторонне развил теорию познания марксизма — выявил диалектический характер процесса познания, разработал учение о роли практики в познании, теорию истины, в том числе диалектику абсолютной и относительной истины. Особое внимание Ленин уделил развитию диалектики как научного метода познания и преобразования мира. Он подверг всесторонней критике новейшие разновидности идеализма, агностицизма и метафизики, а также ревизионизма в отношении марксизма, разработав метод применения принципа партийности в оценке философских воззрений. Защита марксистской философии от ревизионизма и натиска буржуазной идеологии, творческое развитие философии были теснейшим образом связаны с разработкой Лениным теории социалистической революции, учения о революционной партии, о союзе рабочего класса и крестьянства, о социалистическом государстве и строительстве социализма. […]
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич [10 (22).4.1870 , Симбирск, ныне Ульяновск, - 21.1.1924, пос. Горки, ныне Горки Ленинские, Моск. обл.] […].
Политическая борьба Ленина была тесно связана с теоретической работой. В ноябре 1914 он закончил для Энциклопедического словаря Гранат статью «Карл Маркс», в которой дана всесторонняя характеристика учения Маркса. На первый план в теоретических занятиях Ленина выдвигается диалектика, её основные категории, её история и отношение к практике. Ленин конспектирует «Науку логики» и параллельно первую часть «Энциклопедии философии наук» Гегеля, его «Лекции по истории философии» и «Лекции по философии истории», сочинения Фейербаха («Изложение, анализ и критика философии Лейбница») и Лассаля («Философия Гераклита Темного из Эфеса»), «Метафизику» Аристотеля и ряд др. книг по философии и естествознанию. Эти конспекты и заметки составили содержание восьми тетрадей, озаглавленных Лениным «Тетрадки по философии (Гегель, Фейербах и разное)»; к этой серии относится и написанный ранее конспект «Лекций о сущности религии» Фейербаха. Ленинские философские конспекты, заметки 1914—15 (их изучение позволяет предположить, что Ленин собирался написать специальный труд о диалектике) имеют огромное значение для развития марксистской философии, указывая пути «...д и а л е к тической обработки истории человеческой мысли, науки и техники» (там же, т. 29, с. 131). Ленин разрабатывает материалистическую диалектику как единственно правильную теорию развития, которая формулирует «общие законы движения мира и мышления» (там же, с. 156). Из них Ленин особо выделяет закон единства и борьбы противоположностей — «сущность», «ядро» диалектики. В ленинских конспектах и фрагментах развито дальше учение об активности сознания, сформулировано важнейшее положение марксистской философии о единстве диалектики, логики и теории познания, раскрывающее единство онтологических и гносеологических аспектов и категорий диалектики. Развивая основные положения марксистской историко-философской концепции, Ленин подчёркивает необходимость строгой историчности в оценке философских учений прошлого, выдвигает важнейший принцип выявления как их гносеологических, так и социальных, классовых корней. Обобщающая характеристика процесса познания дана во фрагменте «К вопросу о диалектике» (см. «Философские тетради»). […] [3, с. 305 – 309].
«Философские тетради»,произведение В. И. Ленина, в котором разработан ряд принципиальных положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, а также о категориях как основном содержании теории диалектики.
«Философские тетради» — это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и Ф. Энгельса, Гегеля, Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных Лениным в период 1914—16, а также отдельных набросков, наиболее развёрнутым и важным из которых является фрагмент «К вопросу о диалектике». Впервые «Философские тетради» опубликованы в 1929—30. «Философские тетради» в целом представляют собой подготовительный материал для задуманной Лениным работы по теории материалистической диалектики. Идеи «Философских тетрадей» составили методологическую основу теории империализма, использованы Лениным в статьях по экономике и политике, например, «Крах II Интернационала», «Русские зюдекумы», «Детская болезнь „левизны" в коммунизме», «Еще раз о профсоюзах...», «О значении воинствующего материализма» и др.
Работа Ленина над «Философскими тетрадями» была вызвана необходимостью дальнейшей разработки философии марксизма в условиях, когда теоретики 2-го Интернационала отрицали наличие в марксизме собственной философской системы, в особенности теории познания, и настаивали на соединении экономического учения К. Маркса с кантианством, позитивизмом или даже энергетизмом.
Изучая труды Гегеля, Ленин подмечает непоследовательность гегелевской диалектики, вскрывает её идеалистический и мистический характер, но вместе с тем подчёркивает, что без её критического освоения нельзя проникнуть в существо марксистского метода мышления. Именно Гегелю первому удалось угадать «... в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, именно такое отношение вещей, природы» (ПСС, т. 29, с. 179). Вместе с тем мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении «логической идеи», мышления. Отсекая эти черты идей Гегеля, Ленин применяет учение о развитии к процессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике понятий, т.е. она имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особое значение категория практики, которую в идеалистическом виде начал вводить в логику Гегель. Предметная деятельность рассматривается Лениным как основа для формирования категориального, логического строя мышления, в котором воспроизводится диалектика объективного мира. Поэтому диалектика как философская наука есть одновременно и онтология (учение о бытии), и гносеология (теория познания), есть содержательная логика, которая ни в коей мере не может быть сведена к общей схеме, иллюстрируемой «суммой п р и м е р о в» (см. там же, с. 316). «Согласие» с принципом развития, не распространённое на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особый смысл поэтому приобретает закон единства и борьбы противоположностей, позволяющий выразить самодвижение в системе понятий. Для определения характера связи противоположностей внутри единого целого Ленин употребляет различные термины (единство, совпадение, тождество, равноденствие), которые раскрывают взаимопроникновение, вааимопереход противоположностей. «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественным и прот и в о п о л о ж н о с т и,— при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга,— почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую» (там же, с 98). Ленин обращает внимание на необходимость использования для изучения и изложения диалектики вообще логики «Капитала», в котором Маркс дал образец диалектико-материалистического анализа реальности.
Большое методологическое значение имеет ленинское положение о том, что теория диалектики должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая историю умственного развития человеческого рода и индивидуума, историю языка, физиологию органов чувств, историю философии, историю всех отдельных отраслей знания. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о том, что историко-философское развитие, освобождённое от случайностей исторической формы, должно составить существенное содержание научной философии. В понимании процесса становления и применения логических категорий в истории познания и философии Ленин подчёркивает удачность гегелевского образа «круга кругов», который в противоположность простой хронологии и эмпирической констатации раскрывает противоречивость, сложность, многосторонность, спиралевидность процесса познания. Анализируя план диалектики (логики) Гегеля, Ленин отмечает, что в последовательности изложения категорий должен найти отражение общий ход движения человеческого познания. Ленин требует показать основополагающее значение понятия материи и углубить его, выделяя то моменты, шаги, ступени, узловые пункты в процессе познания, которые «...направляются от субъекта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине...» (там же, с. 301). «С одной стороны, надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причини явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанции» (там же, с. 142—43). Ленин подчёркивает активность сознания, находящую выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в созидании культуры на основе познания объективных законов мира. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (там же, с. 194),
Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего материализма, разоблачая суеверие и мистику, свойственные идеализму, критикуя Гегеля за фальсификацию им истории философии. Он формулирует принципы диалектико-материалистической критики идеализма, отмечая недостатки критики и оценки Плехановым и некоторыми другими марксистами кантианства, махизма и т. д. «Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховски (и пo-бюхнеровски), чем по-гегелевски» (там же, с. 161).
Конспектируя «Святое семейство» Маркса и Энгельса, Ленин прослеживает процесс перехода их на позиции научного социализма и выделяет главные моменты этого процесса: 1) подход «к идее общественных отношений производства»; 2) критика филантропических теорий социализма и осознание революционной роли пролетариата; 3) анализ того направления французского материализма, которое подводит к социализму. В «Философски тетрадях» Ленина изложена программа философских исследований, включающая задачи разработки диалектики как цельной философской науки, глубокого освоения классического философского наследия […] [3, с. 739 – 740].