Нравственные установки участников коммуникации
Общественная, политическая и деловая жизнь России демонстрирует нам многочисленные примеры некорректных, конфронтационных речевых актов. Неумение и нежелание вести конструктивный диалог нередко приводят к размежеванию тех сил, которые должны объединяться, становиться единомышленниками. Энергия зачастую тратится не на решение жизненно важных задач, а на уничтожение оппонента, что приводит к самоуничтожению сторон.
Одной из главных причин появления деструктивных элементов в процессе общения является отсутствие позитивных нравственных установок его участников по отношению друг к другу и к окружающему миру.
Нравственная установка – это готовность личности действовать в соответствии с определенными моральными нормами, принципами, представлениями о добре и зле, о социальной ответственности, справедливости, долге и т. д. Нравственная установка личности формируется в процессе социализации, то есть воспитания в семье, при получении образования, усвоении соответствующих профессиональных и корпоративных кодексов морали.
Следует отметить, что начиная с античных времен теоретики и практики ораторской речи, специалисты по общению придавали и придают большое значение нравственной позиции говорящего. Например, в «Российской риторике», изданной в 1824 году, подчеркивается, что оратор должен иметь нравы добрые и наклонности честные, что «слово его не меньше должно быть вывескою его добродетели, как и просвещения».
Е. Н. Зарецкая, автор книги «Риторика. Теория и практика речевой коммуникации» (1998), утверждает, что наладить конструктивное сотрудничество между людьми, негативно относящимися друг к другу, невозможно, даже если они заинтересованы в этом и решаются скрыть свою неприязнь за формально вполне корректными речами. Истинные чувства, проявляясь непроизвольно в мимике, жестах, интонации, будут изобличать их и деструктивно действовать в процессе общения. Так как сознательные и бессознательные установки трансформируются в чувства, которые непроизвольно актуализируются жестами, мимикой, движениями, голосом, то, о чем бы мы ни говорили с другим человеком, мы одновременно сообщаем ему и наше отношение.
Психологи отмечают, что, улавливая несоответствие между установками и поведением, человек начинает ощущать некоторое напряжение («диссонанс»), чувство дискомфорта. При этом, даже если разум влечет его к согласию с оппонентом, то чувство дискомфорта вызывает протест и, казалось бы, нелогичное намерение к конфронтации, капризному упрямству. Опыт показывает, что максимизация эффективности общения достигается тогда, когда этические и эмоциональные установки соответствуют содержанию речевого акта.
Отсутствие позитивных нравственных установок в речевом общении в известной мере является следствием тоталитарного режима в нашей стране. Многие нравственные проблемы решались на основании всем известного принципа: нравственно то, что служит делу революции, делу строительства коммунизма. На этом фундаменте строилась вся система ценностей и деятельностных ориентиров. В последние годы ценностные установки российского общества динамично меняются, происходит кардинальное переосмысление понимания общественного долга, моральной ответственности личности. Как утверждают социологи, в России сейчас господствует моральный плюрализм. Каждая личность имеет свою более или менее определенную систему нравственных ценностей, свой моральный кодекс, который и определяет конкретную линию поведения, в том числе и речевого. По мнению исследователей, это тревожный фактор общественного развития.
Моральный плюрализм может привести к моральной неразборчивости, стать серьезным барьером для установления нормальных взаимоотношений при обсуждении тех или иных вопросов.
Наиболее продуктивной базой формирования позитивных нравственных установок для осуществления эффективной речевой коммуникации является новая этическая парадигма, сложившаяся в XX веке, – этика ненасилия, или сопротивление насилию ненасильственными методами.
Согласно концепции этики ненасилия каждый человек является одновременно носителем добрых и злых начал, находящихся в постоянном противоборстве. Проявление доброго и злого в поступках людей нестабильно. По отношению к одному человек может проявлять доброту, по отношению к другому – злобу, сегодня он может быть добрым, а завтра – злым. Взаимодействуя, люди по законам подражательности заражают друг друга и добром, и злом. Душа человека отзывчива и на злое, и- на доброе. Добро и зло как бы переливаются от одного человека к другому. Люди взаимосвязаны в добре и зле. Поэтому приверженец ненасилия, строя свои взаимоотношения с другими людьми, исходит из установки, что они открыты и отзывчивы к добру и злу.
В процессе речевой коммуникации партнер должен активизировать добрые начала, способствующие гармоничному сотрудничеству, и блокировать негативные тенденции.
По утверждению философов, нравственная амбивалентность (двойственность) неустранима и является основой человеческого общественного бытия.
Идеологи этики ненасилия сформулировали ряд принципов социального взаимодействия людей, которые должны учитываться и в практике речевой коммуникации. К ним относятся: отказ от монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссам; критика своего собственного поведения с целью выявления того, что в нем могло бы питать и провоцировать враждебную позицию оппонента; анализ ситуации глазами оппонента с целью понять и найти такой выход, который позволил бы ему сохранить лицо, выйти из конфликта с честью; борьба со злом, но любовь к людям, стоящим за ним; полная открытость поведения, отсутствие в отношении оппонента какой бы то ни было лжи, скрытых намерений, тактических хитростей и др.
Таким образом, нравственные установки личности оказывают решающее влияние на весь процесс организации речевого взаимодействия.
Вопросы для контроля
1. Как соотносятся понятия «коммуникация» и «общение»? Какие подходы к определению этих двух понятий можно назвать?
2. Какие основные значения термина «коммуникация» вы знаете?
3. В чем различие между понятиями «коммуникация» и «речевая коммуникация»? Что такое речевая коммуникация?
4. Каковы цели и задачи речевой коммуникации?
5. Какие формы и типы речевой коммуникации можно назвать?.
6. Чем различаются понятия «язык» и «речь».
7. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?
8. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?
9. Исследователи установили, что человек, хорошо владеющий одним иностранным языком, гораздо легче осваивает второй, чем человек, не знающий никакого иностранного языка. Как вы думаете, чем можно объяснить этот факт?
Задания по теме
Задание 1.Проверочный диктант. Обратите внимание на орфограммы и пунктограммы следующего текста:
На другой день, стоя на палубе большого комфорта-бельного парохода, следующего в Одессу, студент Вос-кресенский вспоминал, как он накануне позорно и малодушно сбежал. Как он второпях собрал свои вещи и потихоньку, крадучись, точно вор, вышел в виноградник, а оттуда спрыгнул на шоссе. И все время, пока он добирался до почтовой станции, пока ехал в дилижансе, до отказанабитом молчаливыми пассажирами, пока устра-ивался в ялтинской гостинице, его мучил жгучий стыд из-за своего мальчишеского, ничем не оправданного побега.
День был жаркий, безветренный, и море лежало спокойное, ласковое, нежно-изумрудное около берегов, светло-синее посередине и лишь кое-где едва тронутое ленивыми фиолетовыми морщинками. Внизу под пароходом море казалось зеленым, прозрачным, как воздух, и бездонным. Невдалекерезвилась стая дельфинов, и сверху было отчетливо видно, как они в глубине мощными и в то же время грациозными движениями своихиссиня-голубых тел рассекали воду и вдруг один за другим выскакивали на поверхность, описав безукоризненно ровный полукруг. Берег медленно уходил назад, и постепенно все таяло вдали: густые, взбирающиеся на холмы парки, белоснежные дворцы, крашеные крыши дач, утонувших в роскошной южной зелени, а сзади неприступные голубые горы, испещренные черными пятнами лесов.
Пассажиры толпились на левом борту, около перил, наслаждаясь морем и солнцем, и, узнавая знакомые коттеджи, сверху донизу увитые плющом, называли вслух фамилии их владельцев. Посредине начищенной до блеска палубы, перед симметрично расставленными столиками, двое музыкантов — скрипка и арфа — играли ультрамодный вальс, и незатейливый мотивчик звучал необыкновенно романтично в утреннем воздухе.
Воскресенский нетерпеливо, с тревожно бьющимся сердцем, боясь пропустить, искал глазами знакомую дачу в виде русского терема, и, когда она появилась наконец из-загустой чащи парка и стала вся видна над своей белой крепостной стеной, он замер, затаив дыхание, невольно прижимая руку к холодеющему сердцу. Ему показалось, что он различает на нижней террасе белое пятно, и ему хотелось думать, что там сидит теперь эта странная женщина, неожиданно ставшая для него такой привлекательной и вто жевремя таинственной и непонятной. Он как будто видел себя, стоящего там же, рядом с ней, и ему стало грустно и до боли жалко той счастливой полосы жизни, которая ушла от него навсегда и, по-видимому, никогда неповторится. И к этим печальным мыслям примешивался чуть слышно, как аромат тонкого, изысканного вина, пряный запах моря. Прячась за деревьями и дачами и опять показываясь на мгновенье, русский терем уходил все дальше и дальше назад и вскоре совсем исчез из виду, и Воскресенский, прижавшись щекой к чугунному столбику перил, еще долго глядел в ту сторону, где навсегда осталась его беззаботная юность.
Задание 2. Перечислите функции языка.
Задание 3. Раскройте сущность понятия «речевое общение».
Задание 4. Охарактеризуйте основные этапы речевой деятельности.
Задание 5. Опишите основные виды речевой деятельности.
Задание 6. Перечислите компоненты модели речевой коммуникации.
Задание 7. Охарактеризуйте коммуникативные барьеры, возникающие в процессе коммуникации.
Задание 8. Расскажите о нравственных установках участников коммуникации.
Рекомендуемая литература по теме
Белянин В.П. Введение в психолингвистику. – М., 2001. С.14 – 15.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2003. С. 46 – 50.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М., 2004. - С. 6 – 16.
Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации.– М., 2002.
Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М., 2002.
Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М., 2000. - С. 9 – 15.
Основы теории коммуникации / Под ред. Проф. М.А. Василика. – М., 2003. - С.9 – 21, 165 – 175.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М., 2001.
Шарков Ф.И. Теория коммуникации. – М., 2004. - С.145 – 155.
Раздел 2.