Лекция по теме № 20. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
План
Основные направления деятельности прокуратуры.
Понятие и сущность прокурорского надзора.
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОКУРАТУРЫ
В Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную.
СЛАЙД 1
В ст. 129 Конституции РФ упоминается такой орган как прокуратура без объяснения его предназначения и отношения к какой-либо ветви власти. Там лишь отмечается, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Что касается принадлежности прокуратуры к какой-нибудь из ветвей власти, по этому поводу существуют различные точки зрения.
Исходя из того, что ст. 129 завершает главу 7 Конституции «Судебная власть», можно было бы предположить, что именно к этой ветви власти прокуратура и относится. Однако в ст. 118 Конституции, устанавливающей перечень органов судебной власти, слово «прокуратура» не упоминается.
Некоторые авторы считают, что прокуратура принадлежит к органам исполнительной власти. Однако в исчерпывающих перечнях органов исполнительной власти, объявленных Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» прокуратура к таким не относится.
Есть мнение, что прокуратура относится к органам законодательной власти, поскольку ее основная функция – обеспечение исполнения принимаемых законов.
Некоторые «горячие головы» относят ее к системе органов «президентской власти», которая, как известно, не предусмотрена даже Конституцией РФ.
Таким образом, недостаток юридической техники при подготовке Конституции РФ создал ситуацию, при которой прокуратура не имеет строго определенного ей места среди властных структур. И это в определенной мере правильно, поскольку она не осуществляет властных функций. Власть исходит лишь от прокурора.
Procuratio (лат). – попечение, заведывание, управление. Procurator (лат.) – заведующий, управляющий, распорядитель. Procuro (франц). – заботиться, ухаживать, холить, обеспечивать, совершать; направлять, заведывать, вести.
Таким образом, латинское значение указанных терминов (как и французское) не позволяет определить современное назначение прокуратуры.
Относительно правовой регламентации деятельности прокуратуры мы уже упоминали, что ее основным источником (помимо Конституции РФ, подтверждающей лишь существование такого органа) является ФЗ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Упрощенная иерархия органов прокуратуры выглядит следующим образом: Генеральный прокурор (и его аппарат) – прокурор субъекта федерации
(и его аппарат) – районный (городской) прокурор (и его аппарат).
СЛАЙД 2
В ст. 1 этого законодательного акта дано понятие данного органа и определено его основное предназначение: «Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».
На этом можно было бы уже перейти к рассмотрению отмеченной функции, если бы в этой части статьи не было нормы о том, что «Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами». А это уже приводит нас к выводу о целесообразности хотя бы вкратце рассмотреть иные направления деятельности прокуратуры и оценить их полезность и необходимость.
Часть 2 рассматриваемой статьи кроме надзорных определяет вненадзорные функции прокуратуры:
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
А в ч. 3 еще отмечается, что «прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов».
Таким образом, среди перечисленных в законе функций пять имеют надзорный характер. О них мы будем рассуждать несколько позже.
Что касается иных направлений деятельности прокуратуры, то к их оценке мы приступим прямо сейчас.
Подсистема вненадзорных функций прокуратуры состоит из:
СЛАЙД 3
– уголовного преследования;
– координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– участия в правотворческой деятельности;
– международного сотрудничества;
– участия в рассмотрении дел судами, опротестовывание противоречащих закону актов;
– рассмотрения и разрешение прокуратурой заявлений, жалоб и иных обращений.
Функция уголовного преследования. Уголовно-процессуальные функции могут быть сведены к трем: уголовное преследование (обвинение), защита и разрешение уголовного дела.
В соответствии с п. 55 ст. 5 УПК РФ «уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления». Осуществление этой функции возложено на органы уголовного преследования – прокурора, следователя, дознавателя и орган дознания.
Давайте рассмотрим процесс уголовного преследования с участием только двух процессуальных фигур – следователя и прокурора.
Возбуждение уголовного дела, все решения о его направлении и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение (ст. 38 УПК РФ). После получения достаточных доказательств следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого, составляет обвинительное заключение, после чего уголовное дело с обвинительным заключением направляется прокурору (ч.6 ст.220 УПК РФ), который (или его заместитель) в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:
1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;
2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;
3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
Далее в соответствии с ч. 3 ст. 37 УПК «в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность» (позиция Ю.П. Гармаева).
Функция координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Деятельность по борьбе с преступностью осуществляют пять видов правоохранительных органов:
– органы безопасности;
– органы внутренних дел;
– органы по контролю за оборотом наркотиков;
– таможенные органы;
– органы юстиции.
Эти ведомства осуществляют весьма разнородную правоохранительную деятельность. Поэтому кто-то должен объединить их усилия по борьбе с преступностью пусть не в единый, но работоспособный механизм. Такая функция отнесена к полномочиям прокуратуры.
Правовая основа указанной деятельности определена Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».
К числу основных направлений координации деятельности этих органов по борьбе с преступностью можно отнести:
– совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений;
– выполнение федеральных и региональных программ по борьбе с преступностью;
– разработка предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью; и некоторые другие.