Корреляционный анализ основных составляющих психологической готовности к обучению в среднем звене

Корреляционный анализ основных составляющих психологической готовности к обучению в среднем звене - student2.ru

Для выявления взаимосвязи личностной, интеллектуальной и волевой готовности к обучению в среднем звене с результатами успеваемости, как основного показателя успешности адаптации, был использован метод корреляционного анализа. В результате корреляционного анализа (Таблица 8) выявлено, что показатель успешности успеваемости имеет значимую положительную взаимосвязь с фактором I (сензитивность) (r = 0,25), т.е. есть чем выше уровень сензитивности, тем выше уровень успеваемости. Это, вероятно, связано с тем, что дети данной выборки, наиболее восприимчивые к изменениям во внешней среде, зависимые от других людей, быстрее усваивают требования по каждой учебной дисциплине и имеют более высокую успеваемость. Остальные показатели не имеют значимых связей с показателем успеваемости.

Выводы по второй главе

Изучив и проанализировав результаты констатирующего эксперимента, было выявлено, что среди учащихся данной выборки 62% детей имеют средний уровень развития интеллектуальных функций, а 38% - высокий уровень. Среди показателей личностной готовности наименьший процент высокого уровня выявлен по показателю уверенности в себе (1%). Наибольший процент высокого уровня имеет показатель сензитивности (31%). Среди показателей высокого уровня волевой готовности наиболее выраженным является показатель социальной смелости (36%), наименее выраженным – самоконтроль (12%).

В результате корреляционного анализа выявлено, что значимую положительную взаимосвязь показатель успешности успеваемости имеет с показателем I (сензитивность) (r = 0,25), т.е. чем выше уровень сензитивности высокая успеваемость обусловлена высокий сензитивностью. Это, вероятно, связано с тем, что дети данной выборки, наиболее восприимчивые к изменениям во внешней среде, зависимые от других людей, быстрее усваивают требования по каждой учебной дисциплине и имеют более высокую успеваемость. Остальные показатели не имеют значимых связей с показателем успеваемости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленными задачами в работе изучена и проанализирована литература по данной теме. Подобран и систематизирован обширный материал по изучению психологической готовности младшего школьника к обучению в среднем звене.

Дано понятие «учебной деятельности» как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий. Рассмотрены синонимы учебной деятельности: научение, обучение, учение. Изучена структура учебной деятельности Д.Б. Эльконина, в которую входят:

1. Учебно-познавательные мотивы

2. Учебная задача

3. Учебные действия

4. Действия контроля (самоконтроля)

5. Действия оценки (самооценки)

Проанализирована организация учебной деятельности младшего школьника.

В умении преобразовать конкретно-практические задачи в учебно-теоретические проявляется наиболее высокий уровень развития учебной деятельности школьников.

Изучение мотивов учения младших школьников показывает, что они весьма разнообразны.

Раскрыто понятие «психологической готовности» - необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях средней школы.

Рассмотрены составляющие психологической готовности:

· сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала, т.е. когнитивные особенности.

· развитие новообразований младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, внутренний план действий, т.е. личностные особенности.

· тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками, т.е. межличностные особенности.

В результате проведенного констатирующего эксперимента выявлено, что среди учащихся данной выборки 62% детей имеют средний уровень развития интеллектуальных функций, а 38% - высокий уровень. Среди показателей личностной готовности наименьший процент высокого уровня выявлен по показателю уверенности в себе (1%). Наибольший процент высокого уровня имеет показатель сензитивности (31%). Среди показателей высокого уровня волевой готовности наиболее выраженным является показатель социальной смелости (36%), наименее выраженным – самоконтроль (12%).

Экспериментальное исследование выявило, что показатель успешности успеваемости имеет значимую положительную взаимосвязь с фактором I (сензитивность) (r = 0,25), т.е. чем выше уровень сензитивности, тем выше уровень успеваемости.

Таким образом, наша гипотеза не подтвердилась. Вероятно, эти результаты характерны для учащихся данной выборки. Кроме того, глубоко не изучена коммуникативная составляющая психологической готовности и не проанализированы навыки овладения учащимися структурных компонентов учебной деятельности, что является основанием для дальнейшей разработки этого вопроса.

По результатам проведенных исследований были составлены рекомендации практическим работникам образовательных учреждений (Приложение), которые необходимо учитывать при составлении индивидуальных планов, чтобы построить учебный процесс на основе интереса школьников к учебной деятельности.

Цель данной работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

Собранные в работе материалы могут быть использованы для теоретического изучения данного вопроса педагогами школ и студентами педагогических образовательных учреждений.

Наши рекомендации