Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук

Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук - student2.ru Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Люди стали обращать внимание на то, что существуют явления материальные (предметы, природа, люди) и не материальные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания). Так возникло представление о теле и душе(материи и психике) как самостоятельных началах. Мыслителями древности были предприняты первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и св-ва? Как она соотносится с телом?

Так, философ Демокрит (V-VI вв. до н. э.) утверждал, что душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. То есть душа материальна. Платон (428-248 гг. до н. э.) говорил, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними – мировая душа как посредник. Человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа же знала. Душа бессмертна.

Первый труд, посвященный душе, был написан Аристотелем (384-322 до н. э.). этот трактат «О душе» считается первым психологическим трудом.

Второй этап развития психологии как науки начинается с 17 в. в связи с развитием естественных наук. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. Основной метод изучения – наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Ученые: Р.Декарт (159-1650), Б.Спиноза (1632-1677), Д.Локк (1632-1704) и др.

Третий этап – психология как наука о поведении.Метод интроспекции – слишком субъективный, сложно доказать и сделать объективизированным. Задача псих. – наблюдение за тем. что можно увидеть: поведение, реакции человека. Представители: Д. Уотсон, Скиннер. Наличие сознания отрицалось. Маклаков А.Г. Поведение пли поступок человека объясняются наличием какого-либо воздействия на человека. Уотсон считал, что нет ни одного дей­ствия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Поэтому с точки зрения этого подхода основные задачи психологии сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов и комбинаций, т. е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончатель­ных задач психологии бихевиористы выдвигали две следующие задачи: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

На четвертом (современном) этапе развития психологиче­ской науки, начиная с середины XX в., она стала превращаться в мно­гоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интере­сы практической деятельности людей и общества.

Предметом исследования современной психологии являются конкретные факты психической жизни, психологические закономерности, объясняющие их существование, а также человеческая индивидуальность.

Предметом психологии является психика. Можно встретить такое определение психики: это свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Имеется в виду отражение действительности в форме образа, появляющегося в сознании при восприятии предмета или явления и сохраняющегося в их отсутствии. Эти образы, конечно, не существуют сами по себе, они являются средствами ориентировки человека в объективной действительности. Ориентировка же нужна для регуляции поведения и деятельности. Психическое отображение действительности осуществляется не только в образах, но и в эмоциях и чувствах, которые сопровождают образы, а также вызывают их под влиянием тех или иных жизненных обстоятельств.

Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук - student2.ru Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук - student2.ru Итак, основные функции психики: отражение и регуляция поведения и деятельности.

Основные формы проявления психики:

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведе­ния человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и ко­нец. На основе психических процессов формируются опреде­ленные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощуще­ние, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внима­ние. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выде­ляют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чув­ства, настроения и эмоциональный стресс. Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способ­ствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.

Психиче­ские свойства личности - наиболее существенные особенно­сти личности - направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют непо­вторимость человека, его индивидуальность.

Наши рекомендации