Помилование

Вопрос о правовой природе помилования дискуссионен. Некото­рые юристы считают, что она является уголовно-правовой. Другие от­носят помилование к государственному и уголовному праву. Широко распространено мнение, согласно которому помилование — комплекс­ный институт уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-ис­полнительного права.

Представляется, что отнесение помилования к уголовному праву не­обоснованно. Статья 85 УК не входит в систему ни Общей, ни Особен­ной части Кодекса. Применение помилования не сопряжено ссылка­ми на ст. 85 УК. В прежнем УК 1960 г. нормы о помиловании не было, однако этот институт успешно функционировал.

В ст. 176 УИК «Порядок обращения с ходатайством о помиловании» говорится, что осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с хо­датайством о помиловании, которое он передает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Глава XXII. Амнистия. Помилование. Судимость

Конституцией РФ (п. «о» ст. 71) определено, что в ведении Россий­ской Федерации находится уголовное, уголовно-исполнительное и уго­ловно-процессуальное законодательство. Если бы помилование входи­ло в уголовное, уголовно-исполнительное или уголовно-процессуаль­ное законодательство, то в специальном отдельном упоминании о нем в Конституции РФ не было бы необходимости. Однако в анализируе­мой норме Конституции специально указано, что в ведении Россий­ской Федерации находится применение амнистий и помилования, что свидетельствует об их автономности.

Верным представляется отнесение помилования к государственно­му праву1. Н.Д. Дурманов впервые отметил, что помилование не имеет нормативного характера2, а является актом применения права в кон­кретном случае.

Акт помилования обладает индивидуальным характером, так как в отличие от амнистии применяется к конкретному поименованному лицу. Он служит юридическим основанием для освобождения осужден­ного от отбывания наказания, его замены другим, более мягким нака­занием, для снятия судимости и т.д.

Помилование нельзя понимать как пересмотр приговора, поэтому встречающиеся в ходатайствах о помиловании ссылки на «чрезмерно строгое наказание осужденного» неправомерны.

СИ. Никулин полагает, что помилование аннулирует юридические последствия совершенного преступления3, однако это не так. Поми­лование в самом оптимальном варианте может освободить осужден­ного от неотбытой части срока наказания и снять при этом судимость. Но осуществление этого акта возможно лишь после отбытия осужден­ным определенной части наказания — это юридическое последствие совершенного преступления, и аннулировать его помилованием не­возможно. Тем более невозможно аннулировать юридические послед­ствия осуждения, например, при замене помилованием неотбытой ча­сти срока другим, более мягким наказанием или при сокращении сро­ка отбываемого осужденным наказания.

Некоторые ученые полагают, что помилование лежит вне сферы до­стижения целей наказания. Этот неверно. Не в полной мере, но частич­но достижение этих целей учитывается при применении помилования. Во-первых, оно применяется по отбытии осужденным какой-то части срока наказания, в течение которого преследовалось достижение целей восстановления социальной справедливости, исправления осужденно-

См.: Сергеевский Н.Д. Русское уголовное право: Часть Общая. СПб., 1915. С. 47. См.: Дурманов Н.Д. Амнистия - государственно-правовой акт // Советское госу­дарство и право. М., 1946. № 5-6. С. 47.

3 Российское уголовное право: Общая часть. М, 1997. С. 385.

Раздел пятый. Освобождение от уголовной ответственности и наказания

го, частной и общей превенции. При этом реализовывалось каратель­ное содержание наказания. Во-вторых, помилование не применяется к злостным нарушителям порядка исполнения наказания. В-третьих, помилование не применяется к тем осужденным, в отношении которых есть основания полагать, что вследствие своего негативного отношения к уголовно-правовым запретам они не оправдают доверия.

Как определено в п. «в» ст. 89 Конституции РФ, правом помилова­ния осужденных наделен Президент РФ как высшее должностное ли­цо в стране. Президент РФ в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Применяя по­милование, он исходит из веры в добро и справедливость, уверенно­сти в том, что проявленное им милосердие будет оценено осужденным и верно понято общественным мнением.

С принятием 28 декабря 2001 г. Указа Президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Феде­рации» и положения «О порядке рассмотрения ходатайств о помилова­нии в Российской Федерации» применение этого института упорядочено.

Прежде всего вместо одной комиссии по помилованию при Прези­денте РФ аналогичные органы созданы на территории всех субъектов РФ. Эти комиссии предварительно рассматривают ходатайства о помило­вании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, находящихся на теРритории соответствующего субъекта РФ, а также лиц, отбывших на­казание, но имеющих судимость. Комиссии готовят заключения по ма­териалам о помиловании для дальнейшего их представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнитель­ного органа государственной власти субъекта РФ).

В такие комиссии входит не менее 11 человек — граждан РФ, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих без­упречную репутацию. Состав комиссии утверждается главой субъек­та Рф. Создание комиссий по помилованию во всех субъектах РФ об­легчает подготовку материалов о помиловании, обеспечивает их более высокое качество, ускоряет этот процесс.

На комиссии по помилованию возложена и задача обеспечения об­щественного контроля за своевременным и правильным исполнением указов Президента РФ по вопросам помилования.

Как определено в ст. 2 Положения, помилование в Российской Фе­дерации применяется к лицам: а) осужденным судами РФ и отбываю­щим наказание на территории РФ; б) осужденным судами иностранно­го государства, отбывающим наказание на территории РФ в соответст­вии с международным договором РФ; в) отбывшим назначенное судом наказание и имеющим не снятую и не погашенную судимость.

Глава XXII. Амнистия. Помилование. Судимость

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президен­ту РФ в письменной форме. Это ходатайство регистрируется админист­рацией учреждения или органа, исполняющего наказание. Не позднее чем через 20 дней оно направляется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, в территориальный орган Минюс­та России с приложением необходимых материалов (копии приговора, решений вышестоящих судебных инстанций относительно судебного приговора; сведений о возмещении материального ущерба, причинен­ного преступлением; биографических данных об осужденном и его се­мейном положении; справки о применении в прошлом к осужденно­му акта амнистии, помилования, условно-досрочного освобождения от наказания; характеристики поведения осужденного в процессе от­бывания наказания и других материалов).

Если в орган или учреждение, исполняющее наказание, с поддержкой ходатайства осужденного обращаются его родные, знакомые, депута­ты различных уровней, общественные, религиозные и иные формиро­вания и другие лица, их обращения, просьбы прилагаются к перечис­ленным документам.

Вне регулирования Положением оказалось исполнение наказаний в отношении военнослужащих, поэтому указание в Положении о на­правлении осужденными ходатайств о помиловании через админист­рацию учреждения или органа, исполняющего наказание, следует тол­ковать расширительно: для военнослужащих такими «органами и учре­ждениями» является соответствующее командование воинских частей.

Как было сказано, администрация учреждений и органов, испол­няющих наказание, должна не позднее чем через 20 дней направить необходимую документацию о ходатайстве осужденного на имя Пре­зидента РФ о помиловании в территориальный орган Министерства юстиции, которому на проверку полноты и надлежащего качества та­ких материалов отведено 7 дней. Затем документация посылается в ко­миссию по помилованию субъекта РФ, которая в течение 30 суток дол­жна решить вопрос о целесообразности поддержания ходатайства осу­жденного о помиловании. Комиссия направляет свое решение высшему должностному лицу субъекта РФ.

Комиссия и высшее должностное лицо субъекта РФ, рассматривая дело о помиловании осужденного, могут потребовать от администра­ции учреждений, органов государственной власти субъекта РФ и орга­нов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Такой запрос должен быть удовлетворен не позднее чем через 10 дней.

В течение месяца со дня принятия решения высшим должностным лицом субъекта РФ поддержать ходатайства осужденных о помилова-

Раздел пятый. Освобождение от уголовной ответственности и наказания

нии их список должен быть опубликован в средствах массовой инфор­мации субъекта РФ. Это делает процедуру подготовки материалов о ре­комендации к помилованию осужденных прозрачной, подконтрольной общественному мнению.

Лицо, имеющее судимость, направляет ходатайство о ее снятии на имя Президента РФ в комиссию по помилованию субъекта РФ. Выс­шее должностное лицо субъекта РФ в течение 15 дней со дня получения заключения комиссии по вопросам помилования вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении лица, имеющего судимость.

Высшее должностное лицо субъекта РФ направляет ходатайства о помиловании в Управление Президента РФ по вопросам помилования, которое должно окончательно подготовить их для представления Пре­зиденту РФ в течение 14 дней.

Президент РФ знакомится как с документами о рекомендации при­менения помилования к осужденным, так и с предложениями об отказе в нем и принимает окончательное решение.

Такова четкая, с точным распределением по времени ее осущест­вления, процедура решения вопроса о помиловании осужденного Пре­зидентом РФ. Она призвана обеспечить объективное применение это­го института в минимальные сроки с учетом общественного мнения. С началом ее применения качество подготовки ходатайств о помило­вании улучшилось. Возникла возможность проведения выездных за­седаний комиссий по помилованию в колониях с участием заинтере­сованных в помиловании осужденных. Новый порядок рассмотрения дел о помиловании повышает обоснованность и качество принимае­мых комиссией решений.

Указ Президента РФ о помиловании в течение 2 дней после его из­дания направляется главе субъекта РФ; в МВД России, территориаль­ный орган юстиции, администрации учреждения, исполняющего на­казание. об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании осужденного в письменной форме информирует глава администрации либо по его поручению председатель комиссии.

Повторное обращение осужденного к Президенту РФ возможно не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения ак­та помилования.

В настоящее время Управление Президента РФ по вопросам поми­лования считает недопустимым помилование в виде условного осужде­ния, практиковавшееся ранее. Представляется необходимым введение взамен него условно-досрочного освобождения от отбывания наказа­ния в порядке помилования. Если существует помилование в виде пол-

Глава XXII. Амнистия. Помилование. Судимость

ного освобождения осужденного от неотбытой части срока наказания, то почему невозможно помимо этого применение помилования в виде условно-досрочного освобождения от наказания? Допустим и такой ва­риант: снижение актом помилования срока лишения свободы в сочетании с условным освобождением от оставшейся части срока этого наказания.

При помиловании осужденного в виде частичного или полного осво­бождения от лишения свободы возможно и освобождение от дополни­тельных наказаний.

УК 1996 г. по сравнению с УК 1960 г. значительно увеличил сроки от­бывания лишения свободы — до 30 лет. Отказ от применения смертной казни расширил применение пожизненного лишения свободы. В связи с этим возрастает значение помилования лиц, отбывающих лишение свободы в течение продолжительных сроков или пожизненное лише­ние свободы. Надежда на помилование — важный стимул в стремлении осужденных к исправлению.

В УК предусмотрен широкий перечень различных видов освобожде­ния от наказания: условное осуждение (ст. 73), условно-досрочное осво­бождение от отбывания наказания (ст. 79), отсрочка отбывания наказа­ния (ст. 82), освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83). Отсюда следует, что помилование должно применяться в исключительных случаях к ли­цам, его заслуживающим, если к ним не применимы перечисленные ви­ды освобождения от наказания, предусмотренные УК.

Помилование применяется к тем осужденным, которые не имеют нарушений режима исполнения наказания, отбывших при этом зна­чительную часть срока наказания, совершивших какой-либо значимый общественно полезный поступок и т.д.

В одной исправительной колонии во время весеннего паводка осужден­ный Г. спас не умеющего плавать заключенного С, тонувшего в реке. Адми­нистрация колонии обратилась с ходатайством о помиловании Г., отбывав­шего наказание за умышленные тяжкие телесные повреждения. Это хода­тайство было удовлетворено, и Г. был освобожден от отбывания оставшегося двухлетнего срока лишения свободы. В основу акта о помиловании были по­ложены его мужественный поступок и хорошее поведение в процессе от­бывания наказания.

Чем выше характер и степень общественной опасности содеянно­го, тем отчетливее и значительнее должны быть выражены исключи­тельные обстоятельства, дающие основания для применения помило­вания к осужденному. Прямой зависимости применения помилования от срока отбытого осужденным наказания нет, но, чем больше отбытая часть наказания, тем больше оснований для применения помилования,

Раздел пятый. Освобождение от уголовной ответственности и наказания

если помимо этого отмечается тенденция к исправлению осужденного и проявлению им раскаяния, осознанию вины.

Многие юристы полагают, что помилование необходимо приме­нять после отбытия осужденным определенной части срока наказа­ния1. Установление каких-либо сроков, по отбытии которых возможно применение помилования, противоречит природе этого института, его исключительному характеру и, по сути дела, приближает его к разно­видности уголовно-правового досрочного освобождения от наказания. Вместе с тем очевидно, что, чем большая часть срока наказания отбыта осужденным, тем легче и обоснованнее (при наличии иных — исклю­чительных обстоятельств) применение помилования, так как от отбы­той части срока наказания зависит уровень достижения целей, стоящих перед ним, степень изученности личности осужденного.

Обратим внимание на то, что в мировой практике помилование при­меняется значительно реже по сравнению с его применением в России. Так, Президент США Клинтон во время своего правления ежегодно осуществлял помилование не более 60 осужденных. Во Франции еже­годно с прошением о помиловании обращается 25—35 тыс. осужден­ных и лишь только около 500 ходатайств удовлетворяется. Помилова­ние в Великобритании применяется чрезвычайно редко, а в Японии в последние 30 лет оно вовсе не применялось. В то же время весьма ак­тивно работает институт помилования в Голландии — им охватывается до 30% от числа лиц, обратившихся с ходатайством о его применении. Это значительно больше, чем в России.

Различные масштабы применения помилования в той или иной стра­не во многом определяются сложившимися в ней обычаями и тради­циями, уровнем преступности, материальной обеспеченностью органов, исполняющих наказания, и в немалой степени — взглядами, убежде­ниями лиц, реализующих помилование. Так, Дж. Буш во время испол­нения губернаторских функций в штате Техас не помиловал ни одного осужденного к смертной казни.

Рецидив среди помилованных приблизительно в 2 раза ниже обычно­го криминального рецидива. В связи с этим вызывает сомнение утвер­ждение тех юристов, которые считают любой рецидив после помилова­ния свидетельством ошибочности применения рассматриваемого ин­ститута. В основе этого явления лежат, как правило, иные причины, и в первую очередь рецидив помилованного свидетельствует об ином — о том, что помилованный не оправдал оказанного ему доверия.

Отметим, что по сравнению с рецидивной преступностью лиц, услов­но-досрочно освобожденных от наказания, рецидив помилованных не-

См., напр.: Дуюнов В.К. Указ. соч. С. 146. 758

Глава XXII. Амнистия. Помилование. Судимость

сомненно выше. Введение условно-досрочного освобождения от наказа­ния в порядке помилования, несомненно, повысит эффективность ин­ститута помилования. Вместе с тем данные о рецидивной преступности помилованных свидетельствуют о том, что применение этого института должно осуществляться с особой осторожностью и лишь при наличии очевидных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости приме­нения этой исключительной меры милосердия и доверия к осужденному.

Помилование отличается от амнистииследующими признаками.

Помилование осуществляется Указом Президента РФ, а амнистия — правовым актом, принимаемым Государственной Думой РФ.

Помилование не носит нормативного характера, а применяется в ин­дивидуальном порядке. Амнистия имеет нормативный характер и рас­пространяется на индивидуально не определенный круг лиц.

Помилование распространяется только на осужденных, а амнистия может освобождать и от уголовной ответственности.

Указ Президента РФ о помиловании непосредственно реализует освобождение осужденного от отбываемого им наказания, заменяет это наказание другим, более мягким наказанием и т.д. Амнистия реализу­ется специальными комиссиями или судом.

В отличие от амнистии помилование в принципе не зависит ни от тя­жести совершенного осужденным преступления, ни от вида или разме­ра назначенного за это наказания, ни от вида рецидива. Помилование применимо к лицам, совершившим особо тяжкие преступления или совершившим преступления при особо опасном рецидиве. Амнисти­рование таких лиц невозможно.

Помилование осуществляется только по ходатайству осужденного, а амнистия не ориентирована на волеизъявление лица, совершивше­го преступление.

Наши рекомендации