Формализованный, количественный метод, или контент-анализ
1. Под традиционным понимают метод качественного анализа, предполагающий умственные операции по интерпретации, пониманию сути информации, содержащейся в документах. Такой метод позволяет определить глубинное содержание документа.
Выделяют два вида традиционного анализа:
а) внешний — анализ обстоятельств появления документа;
б) внутренний — непосредственный анализ документа, направленный на установление уровня компетентности автора, систематизацию сведений из документа.
При проведении традиционного анализа исследователь отвечает на следующие вопросы:
· Какова форма документа, его вид?
· Каков его контекст?
· Кто является его автором?
· Какова надежность документа?
· Какова достоверность зафиксированных данных?
· Каково фактическое содержание документа?
· Каковы цели создания документа?
· Каково оценочное содержание документа?
· Какие выводы можно сделать в отношении автора документа?
Основной недостаток традиционного метода анализа — возможность субъективной интерпретации материала. Преодолевается он с помощью формализованного метода.
2. Формализованный метод (контент-анализ) — перевод качественной информации в количественные показатели с последующей статистической обработкой. Основные принципы контент-анализа: восхождение от текста к внетекстовой реальности и строгость исследования.
К контент-анализу прибегают тогда, когда требуется высокая степень точности; имеется большой объем несистематизированного материала; необходима суммарная оценка материала.[1] В каждом конкретном случае разрабатывается специальная методика, позволяющая по ряду материалов судить о том, что стоит за их содержанием.
На основании информации, полученной из текста, исследователь делает вывод, в какой мере она отражает реальность.
В современной науке общепризнаны два вида контент-анализа:
1. количественный, обращающийся в первую очередь к частоте появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания;
2. качественный, позволяющий делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания.
Все методики контент-анализа сводятся к ответам на следующие вопросы:
· Что в сообщениях есть? (что предлагается общественному мнению и с какой частотой);
· Что из этого важно для коммуникатора? (в каком контексте подается и в каком порядке по степени важности);
· Что из этого представляется коммуникатору хорошим или плохим, правильным или неправильным? (с какой точки зрения подается и в каком свете);
· Что с чем соотносится и как? (в какой логической структуре существует)
Процедура контент-анализа состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Определение проблемы, цели, задачи, объекта и предмета исследования. Разрабатывается программа исследования, формируется репрезентативная выборка, отбираются необходимые документы. При определении надежности документа необходимо четко определить, что это за документ, с какой целью он создавался, кто его автор.
Этап 2. Выделение в текстовой информации категории анализа — его смысловой единицы
В качестве смысловых единиц анализа могут выступать: понятия, выраженные в словах и отдельных терминах; тема, выраженная в смысловых абзацах, частях текста, статьях; имена бизнесменов, политиков, наименования компаний и т.д.; общественные события, факты, случаи и т.д.
Единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования и могут не совпадать с единицами счета.
Единица счета — это количественная характеристика единицы анализа, фиксирующая регулярность встречаемости в тексте той или иной смысловой единицы (число строк, абзацев, знаков, колонок, длительность звучания, метраж пленки и т.д.).
Этап 3. Процедурный подсчет употребления категории анализа.
Подсчет производится несколькими способами: подсчитывается количество либо упоминаний каждого слова, либо предложений/абзацев, содержащих искомые слова, либо материалов, где встретилось хотя бы одно искомое слово.
Сбор информации, регистрация единиц анализа проводятся в заранее разработанных макетах таблиц, на специальных карточках или при помощи специальных кодировальных матриц.
Обоснованность разработанной методики можно проверить с помощью экспертов, путем получения аналогичных данных другими методами или повторным кодированием тех же документов по единой инструкции.
Преимущества контент-анализа: обеспечивает высокую степень надежности получаемой информации, позволяет избежать влияния исследователя на изучаемый объект, а также исследовать проблемы прошлых лет.
Основной недостаток метода — громоздкость процедур и техники проведения исследования.
SWOT-анализ
SWOT-анализ (от англ. strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — опасности, угрозы) помогает сделать ситуационный анализ более структурированным. Его методология предполагает выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей и затем — установление цепочек связей между ними, что в дальнейшем используется при разработке стратегий организации и планов маркетинга. SWOT-анализ осуществляется как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса.
Анализ сильных и слабых сторон относится к исследованию внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, каждая из которых характеризуется набором ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса). Общее состояние этих составляющих определяет потенциал организации и возможности, которыми она располагает.
Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать трудности, ожидающие ее в будущем, и те позитивные перспективы, которые могут для нее открыться. Поэтому при стратегическом планировании особое внимание уделяется выяснению того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.
Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, разрабатываются списки ее слабых и сильных сторон, а также угроз (опасностей) и возможностей. Далее между ними устанавливается связь, для чего составляется матрица SWOT (табл. 5).
На пересечении разделов образуется четыре поля:
СИВ (сила и возможности);
СИУ (сила и угрозы);
СЛВ (слабость и возможности);
СЛУ (слабость и угрозы).
СЛВ (слабость и возможности) | СИВ (сила и возможности) |
СЛУ (слабость и угрозы) | СИУ (сила и угрозы) |
В пределах каждого из них исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые необходимо учесть при разработке стратегии поведения организации. В отношении пар, выбранных на поле СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации, это позволит получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар поля СЛУ организация должна выработать стратегию, позволяющую ей как избавиться от слабостей, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
Матрица SWOT
Сильные стороны | Возможности |
Внутренние факторы, которые могут помочь в конкурентной борьбе (например, более высокое относительно конкурентов качество товара, выгодные цены, принципиально лучший уровень обслуживания) | Внешние факторы, помогающие реализовать сильные стороны товара или компании (например, выгодный валютный курс, проблемы, возникшие у конкурентов, введение налоговых льгот) |
Слабые стороны | Угрозы |
Внутренние факторы, ослабляющие организацию по отношению к конкурентам (например, ограниченный рекламный бюджет или малые размеры организации) | Внешние факторы, способные помешать реализации сильных сторон (например, снижение конкурентом цен, выход на рынок новых сильных соперников, налоговые или правовые ограничения) |
Для успешного применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и оценить их с точки зрения того, насколько каждая из них важна для стратегии поведения организации.
Для оценки возможностей используется метод позиционирования каждой из них на матрице возможностей. Данная матрица строится следующим образом: по горизонтали указывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое); по вертикали — степень вероятности того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя и низкая). Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля
Матрица возможностей
Вероятность использования возможностей | Влияние возможностей на организацию | ||
Сильное | Умеренное | Малое | |
Высокая | поле ВС | поле ВУ | поле ВМ |
Средняя | поле СС | поле СУ | поле СМ |
Низкая | поле НС | поле НУ | поле НМ |
ВС, ВУ и СС, весьма существенны для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля СМ, НУ и НМ, практически не заслуживают внимания. Использовать или нет возможности, попавшие на оставшиеся поля, должно решать руководство в зависимости от наличия у организации необходимых ресурсов. Похожая матрица составляется для оценки угроз. Угрозы на полях ВР, ВК и СР очень опасны для организации и требуют немедленного устранения. Угрозы, попавшие на поля ВТ, СК и HP, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и устраняться в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях НК, СТ и В Л, то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Оставшиеся поля угроз также не должны выпадать из поля зрения руководства, их следует внимательно отслеживать, хотя задача их первостепенного устранения не ставится.
Матрица угроз
Вероятность реализации угроз | Влияние угроз на организацию | |||
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | Легкие ушибы | |
Высокая | поле ВР | поле ВК | поле ВТ | поле ВЛ |
Средняя | поле СР | поле С К | поле СТ | поле СЛ |
Низкая | поле HP | поле НК | поле НТ | поле НЛ |
Источником возможностей и угроз могут быть потребители, конкуренты, факторы среды (например, изменение законодательной базы, таможенной политики).
Опрос
Наиболее распространенным методом количественного исследования является опрос. Опрос — метод сбора первичной информации, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов. С помощью опроса можно получить информацию о мотивах, интересах, планах, настроениях, предпочтениях людей, структуре отношений, семейной жизни.
Качество данных, полученных в процессе исследования, в значительной мере зависит от качества применяемых методик опроса. В целом, информация, полученная с помощью опроса, не отличается большой надежностью и достоверностью.
Специфика опроса заключается в следующем: при опросе информацию дает непосредственно носитель изучаемой проблемы или участник изучаемых событий; опрос нацелен на те стороны проблемы, которые не всегда отражаются в документальных источниках и не всегда доступны прямому наблюдению; опрос является разновидностью социально-психологического общения анкетера с респондентом; опрос может быть использован при изучении самых разных сфер; опрос позволяет в сжатые сроки выяснить мнение больших групп людей; при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности; вербальная информация, полученная методом опроса, дешевле и легче поддается количественной обработке, чем невербальная.
Основные этапы подготовки и проведения опроса:
Этап 1. Формулировка целей и задач опроса, определение проблемы, предмета и объекта, для исследования которых предпринимается опрос, а также исходных понятий.
Этап 2. Обоснование выборки: определение генеральной и выборочной совокупности.
Этап 3. Обоснование опросного листа: содержательное представление проблемы исследования в формулировках вопросов; обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности людей как источника искомой информации; стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по ведению опроса; обеспечение условий для обработки результатов исследования на компьютере; обоснование сроков опроса, тиражирование документов опроса, отбор, обучение и контроль анкетеров и интервьюеров, сбор контрольных листов, их кодировка, обработка.
В социологических исследованиях используются различные виды опросов.
По формам контакта исследователя и респондента выделяют опросы:
1) личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);
2) индивидуальный или групповой;
3) сво бодный или формализованный, фокусированный (направленный);
4) устный или письменный;
5) сплошной или выборочный;
6) по месту жительства или работы.
В самом общем плане опрос сводится к двум видам:
1. анкетирование (опосредованный, письменный опрос)
2. интервью (непосредственный, устный опрос).
Анкетирование — письменный опрос, особенностью которого является использование анкеты, заполняемой респондентом.
Анкета (или опросный лист) заполняется респондентом самостоятельно (в отличие от интервью) и поэтому должна быть предельно понятной.
Структура анкеты включает несколько элементов:
титульный лист, вводную, основную и заключительную части.
· В вводной части указывается, кто и с какой целью проводит опрос, приводятся правила заполнения анкеты, определяется способ ее возврата.
· Основная часть содержит: а) «контактные» вопросы — простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес респондента; б) основные вопросы, содержание которых полностью определяется целями и задачами исследования; в) заключительные вопросы — менее сложные, снимающие напряжение.
· В заключительной части («паспортичке») выясняются социально-демографические характеристики — пол, возраст, семейное положение, статус и пр. В заключение выражается благодарность за участие в опросе.
Анкета не должна быть очень длинной, время ее заполнения — не более 45 минут.
Недостатки анкетного опроса: отсутствие помощи со стороны анкетера при заполнении сложных вопросов, контроль исследователя за возможным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента. Его достоинства — минимум влияния анкетера на респондента, оперативность и экономичность.
Выделяют анкетирование раздаточное, почтовое, прессовое.
Раздаточное анкетирование — наиболее надежный вид опроса, когда респондент получает анкету непосредственно из рук исследователя. В зависимости от числа одновременно опрашиваемых такой опрос может быть индивидуальным и групповым.
Почтовый опрос — распространение анкет путем почтовой рассылки. Для увеличения процента возврата анкет в конверт вместе с анкетой вкладывается сопроводительное письмо, сувенирные открытки и т.д.
Прессовый опрос — разновидность анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати.
Интервью — вид опроса, основанный на непосредственном соци ально-психологическом взаимодействии исследователя и респондента в соответствии с поставленной целью. Интервью используется не только для получения информации, но и для воздействия на респондента.
Преимущества интервью: позволяет получить информацию о мнениях, мотивах, представлениях респондента; дает возможность следить за тем, насколько респондент искренне отвечает на вопрос; обеспечивает максимальную полноту реализации вопросника благодаря личному контакту интервьюера с респондентом.
К недостаткам метода относятся: значительные временные затраты; не всегда располагающая к откровенности обстановка; трудность подготовки интервьюеров.
Длится интервью в среднем от 10 минут до 1,5 часа, структура его напоминает структуру анкеты.
В зависимости от типа общения респондента и интервьюера различают интервью свободное, формализованное и фокусированное.
Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или плана беседы; уместно на стадии уточнения проблемы исследования. При формализованном (стандартизированном) интервью (самый распространенный вид) общение респондента и интервьюера строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией для интервьюера.
Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизацией и предполагает сбор информации по поводу конкретной ситуации, явления.
Телефонное интервью — одна из разновидностей опосредованного опроса. Основные его достоинства — оперативность и низкая стоимость. Оптимальная продолжительность телефонного интервью — 10—15 минут, вопросы не должны быть длинными.
Для стимулирования процесса интервью используют специальные приемы: выражение согласия; короткие паузы; повторение основного вопроса; частичное несогласие; указание на противоречие в ответах; повторение последних слов респондента; уточнение путем неправильного повторения ответа; требование добавочной информации.
При проведении любых опросов главную роль играют вопросы, на которые отвечают респонденты.
Вопрос анкеты (интервью) — это обращение к респонденту с целью получения от него информации по теме исследования. Выбор формы вопроса определяется целевой функцией опроса.
Вопросы классифицируются по ряду оснований: содержанию (о фактах сознания, о фактах поведения, о личности респондента); форме (прямые и косвенные, открытые, полузакрытые, закрытые); функциям (основные и неосновные, фильтрующие, контрольные, контактные).
Вопросы о фактах сознания позволяют составить представление о мнениях, пожеланиях, ожиданиях людей и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности. Вопросы о личности — возраст, пол и т.д. — образуют «паспортичку».
Закрытые вопросы предлагают респонденту набор вариантов возможных ответов. Закрытые вопросы подразделяются на вопросы типа «да—нет», альтернативные и неальтернативные. А Альтернативный вопрос предполагает выбор только одного варианта ответа, неальтернативный допускает выбор респондентом нескольких вариантов ответа.
Полузакрытые вопросы — позволяют респонденту самому дополнить варианты ответов на поставленный вопрос. Открытые вопросы не содержат никаких вариантов ответа, и респондент выражает свое мнение в свободной форме.
Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого объекта, неосновные — на проверку искренности ответов (контрольные вопросы) и выявление компетентности респондента (вопросы-фильтры). Серия косвенных вопросов уточняет информацию.
Требования к составлению вопросов анкеты:
· вопросы не должны содержать явных и неявных подсказок;
· смысл вопроса должен быть однозначен для всех респондентов и интервьюеров;
· вопросы не должны содержать неясные для респондента термины и понятия;
· при формулировке оценочных вопросов следует следить за сбалансированностью положительных и отрицательных суждений;
· если вопрос сложный, то после его формулировки требуется инструкция;
· все вопросы должны соответствовать исследовательской задаче;
· анкета должна соответствовать возможностям респондента как источника информации.
Операция контроля и апробации анкеты состоит из трех этапов:
1) логического контроля за соответствием вопросов анкеты критериям качества;
2) выяснения соответствия анкеты методическим требованиям;
3) апробации анкеты (проведение пилотажного исследования).
Далее — исправляются все обнаруженные погрешности и анкета размножается.
Сегодня для проведения опросов все активнее используются Интернет и электронная почта. Процесс взаимодействия исследователя и респондента через Интернет имеет свои особенности. Он приобретает характер взаимной выгоды, развивает у респондента познавательный (когнитивный) интерес, формирует чувство общности с другими, повышает индивидуальную значимость благодаря осознанию своей причастности к науке, создает эффект личного воздействия человека на социальные процессы. В методике интернет-опроса отсутствует прямой визуальный контакт исследователя с респондентом, что способствует созданию совершенно иной коммуникативной ситуации, которая позволяет снизить психологический дискомфорт и повысить уровень искренности получаемых ответов.
Метод фокус-групп
Метод фокус-групп, или групповой дискуссии, является неформализованной исследовательской техникой, которая лежит в русле качественного подхода и представляет собой опрос неструктурированной группы, в которой под руководством опытного руководителя обсуждается конкретная проблема, продукт или концепция. Впервые метод стал широко использоваться в практической психологии при исследовании поведения индивидов в группе из 8—12 человек в искусственно созданных условиях.
Группу рекомендуется формировать, исходя из принципа однородности состава ее участников (по возрасту, виду деятельности, семейному положению и т.п.). В этом случае создаются более благоприятные условия для раскованной дискуссии. Выбор участников определяется прежде всего целями исследования. Например, если необходимы новые идеи об упаковке продукта, то в фокус-группы приглашаются потребители, покупавшие товары определенной марки.
Оптимальный размер фокус-группы — от 6—8 до 12 человек. При меньшем числе участников не создается необходимой динамики для продуктивной работы группы и ведущему приходится прилагать массу усилий для ее активизации. При численности группы, превышающей 12 человек, трудно завязать продуктивную дискуссию, группа может разбиться на подгруппы, «переключившиеся» на отвлеченные темы, а в самой дискуссии примут участие только несколько человек.
Если предполагается, что дискуссия займет более 1,5 часа, проводить ее лучше в приспособленной для таких обсуждений комнате, предпочтительнее за круглым столом, в обстановке тишины и спокойствия, способствующей умственной работе.
Успешность работы фокус-группы во многом зависит от эффективности деятельности ведущего, который, глубоко понимая цели и задачи исследования, не вмешиваясь напрямую в ход дискуссии, управляет ее проведением. Ведущий должен быть коммуникабельным человеком, проявляющим интерес к позициям и комментариям участников группы. Он готовит детальный план дискуссии, стремится повысить уровень своих знаний по обсуждаемой проблематике. Во время дискуссии ведущий должен сохранить ее естественность и раскованность, но в то же время не дать участникам уйти в сторону от предложенной темы.
Метод фокус-групп обладает несомненными достоинствами: он позволяет честно и свободно излагать свое мнение, генерировать свежие идеи, а также изучать респондентов, что в более формальных ситуациях невозможно. Кроме того, заказчик сам участвует в формировании целей и задач дискуссии, наблюдает за работой группы.
К числу главных недостатков метода следует отнести: нерепрезентативность полученных результатов; их субъективную интерпретацию и высокую стоимость.
Работу группы обычно записывают на аудио- или видеокассету, а результаты используют для проведения количественных исследований, например опроса. Данные, полученные методом фокус-групп, позволяют любой компании, организации корректировать свою PR-деятельность, помогают формулировать гипотезы, на основе которых проводятся количественные исследования.
Наблюдение
Наблюдение — метод сбора первичной информации путем непосредственного восприятия (визуального, слухового) и регистрации значимых процессов, явлений, событий, подвергающихся контролю и проверке.
Главное преимущество наблюдения состоит в том, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивида. Таким образом, наблюдение, во-первых, дает более достоверные данные о действиях людей в определенных ситуациях, во-вторых, эти данные можно собирать независимо от желания членов исследуемой группы.
Для метода наблюдения характерны три особенности:
1. неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, накладывающая отпечаток на интерпретацию исследователем наблюдаемых явлений;
2. восприятие событий наблюдателем и их интерпретация всегда эмоционально окрашены, что может быть причиной искажений данных наблюдения;
3. наблюдение сложно повторить, так как социальные процессы подвергаются воздействию различных факторов.
Наблюдение служит достижению различных целей. Оно может быть и источником построения гипотез, и методом проверки результатов других данных, и «поставщиком» дополнительных сведений об изучаемом объекте.
Наблюдение применяется в разведывательных, аналитических, экспериментальных исследованиях, причем часто как вспомогательный метод сбора информации. Оно редко носит массовый характер и является одним из самых дорогостоящих методов сбора данных.
Выделяют объективные и субъективные недостатки метода наблюдения. Первые связаны с тем, что не все факты поддаются наблюдению, а те, что поддаются, ограничены во времени. Субъективные недостатки обусловлены личностными, профессиональными качествами наблюдателя, который может по-разному истолковывать наблюдаемые явления.
Важнейшим документом наблюдения является программа, она и определяет его этапы. Их пять.
Этапы наблюдения:
1) формулирование целей и задач исследования;
2) выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;
3) выбор способа наблюдения;
4) выбор способа регистрации наблюдаемого объекта;
5) обработка и интерпретация полученной информации.
В программе конкретизируется перечень значимых элементов наблюдения. К ним относятся:
· наблюдаемые — отдельные люди в различных ситуациях, малые группы, общности;
· обстановка — место нахождения наблюдаемой ситуации;
· цель деятельности людей;
· поведение — на кого (на что) направлена деятельность, психологическая атмосфера в группе;
· частота и продолжительность — уникальность или типичность ситуации.
Наблюдение классифицируется по различным признакам. По месту проведения различают полевое и лабораторное наблюдение.
· Полевое наблюдение происходит в естественных условиях (например, наблюдение за покупателями в магазине),
· лабораторное — в экспериментальной ситуации (конкурс, игра, соревнование). Поле деятельности лабораторного наблюдения ограничено, так как люди знают об эксперименте и могут вести себя скованно.
В зависимости от регулярности наблюдение носит систематический или случайный характер.
· Систематическое наблюдение планируется и осуществляется в течение определенного периода,
· несистематическое проводится без плана, по поводу той или иной конкретной ситуации.
В соответствии с положением исследователя наблюдения делятся на включенные и невключенные.
· При включенном наблюдении исследователь непосредственно «включен» в наблюдаемый объект, в изучаемую среду и изнутри характеризует процессы и явления. При «полном включении» исследователь работает как член изучаемого коллектива.
· Невключенное наблюдение предполагает изучение объекта исследования со стороны, не участвуя в деятельности группы и не вступая с ее членами в прямые контакты.
И включенное, и невключенное наблюдение может проводиться как явно, так и скрыто, когда обследуемый не предполагает, что за ним наблюдают. Например, в магазинах могут скрыто наблюдать за тем, насколько вежливо продавец общается с покупателями и помогает им совершить покупку. При использовании скрытого наблюдения остро встают проблемы этического характера. Есть и проблема надежности данных наблюдения.
В большинстве рассмотренных выше исследований предметом изучения является точка зрения потребителей (частных или корпоративных). Однако существуют также исследования, посвященные какой-либо проблеме: конкуренции, аффилированности, изменению в законодательстве, текущим и запланированным проектам, отраслевому регулированию, рискам и т.д. И ни в публикации, ни в отраслевую статистику эти исследования не попадают. Здесь могут применяться и кабинетное исследование, и потребительские опросы, но основной инструмент в данном случае — экспертные интервью с игроками рынка, независимыми аналитиками, руководителями отраслевых ассоциаций, журналистами, людьми, занимающимися конкурентной разведкой, и т.д.
Метод экспертной оценки
Метод экспертной оценки — специфическое исследование, в котором респондентами являются эксперты — специалисты в той или иной сфере деятельности. Экспертная группа не может быть многочисленной. Отбор экспертов проводят с помощью объективного метода — использования специальных методик отбора, и субъективного — привлечения к процедуре отбора самих потенциальных экспертов.
Основное назначение метода экспертной оценки — выявление наиболее сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности получаемой информации, выводов. Отличительная особенность метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем исследования, их суждение о различных сферах человеческой деятельности, предполагающее процедуру сравнения объектов и их свойств по выделенным критериям. Основные требования, предъявляемые к методу:
· тщательность подбора экспертов;
· оценка надежности представленной экспертами информации; •создание условий для наиболее продуктивного использования
· экспертов в ходе исследования;
· учет факторов, влияющих на суждения экспертов;
· сохранение информации экспертов без искажения на всех этапах исследования.
Опрос экспертов имеет свою специфику. Во-первых, здесь нет необходимости в косвенных или контрольных вопросах. Во-вторых, программа опроса не детализирована и носит концептуальный характер. И, в-третьих, предпочтение отдается открытым вопросам с полной свободой выбора формы ответа.[2]
Формы экспертного опроса:
1. разовый индивидуальный (анкетирование или интервью);
2. однократный коллективный (совещания, «мозговой штурм»);
3. индивидуальный, в несколько туров (дельфийская техника);
4. коллективный, в несколько туров (дискуссия, совещание, многоступенчатый отбор).
Для выяснения возможных путей решения проблемы часто используется метод традиционной дискуссии — беседы с небольшой группой экспертов на тему исследования. Цель дискуссии — выработка группового коллективного мнения. Предпосылкой успешной групповой дискуссии является четкая формулировка предмета дискуссии и знакомство с ней подавляющего большинства участников.
Успех дискуссии в значительной мере зависит от культуры, подготовки, проведения и оформления коллективного мнения экспертов.
Метод отнесенной оценки — повторение нескольких циклов дискуссии с выявлением сущности наметившихся разногласий и постепенной выработкой единого мнения всех или большинства участник экспертизы (за несогласными остается право на частное заключение).
Методы экспертизы при коллективной работе ее участников дают много явных преимуществ, но одновременно обладают и недостатков. Главный из них — воздействие экспертов друг на друга. Этот недостаток преодолевается с помощью индивидуального опроса в несколько туров. Экспертный опрос обычно строится на совместном использовании различных методов, форм и процедур. Так, на дельфийской технике основана одна из американских систем прогнозирования «Паттерн», которая позволяет выстроить систему информационных моделей в виде дерева целей.
Социометрическая техника
Социометрическое тестирование предназначено для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Часто используется для изучения внутрикорпоративных отношений.
С помощью социометрической процедуры выявляют: социометрические позиции — соотносительность авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии (лидер — отвергнутый); степень сплоченности — разобщенности в группе; внутригрупповые подсистемы — сплоченные образования, возглавляемые своими неформальными лидерами.
В техническом отношении социометрия представляет собой сочетание опросной методики и алгоритмов специальной математической обработки первичных измерений.
После окончания разработки программы исследования создается социометрический критерий — вопрос, задаваемый каждому члену изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений. Социометрический критерий должен: быть понятным всем членам группы; нацеливать субъекта выбрать или отвергнуть другого члена группы; не ограничивать участников в их мнении по поводу того, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут; предложения по выбору или отвержению должны быть сформулированы так, чтобы в реакциях членов группы проявлялось их эмоционально-психологическое отношение; убеждать человека в практической направленности вопроса.
Число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга. Чем хуже организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев, особенно это касается групп с серьезными межличностными конфликтами.
Каждому члену группы при опросе вручается социометрическая анкета (социометрическая карточка) и список членов социометрической группы. Для удобства работы фамилии членов группы шифруются или кодируются номером. Результаты опроса заносятся в социоматрицу, где в горизонтальных строках фиксируются ответы каждого члена группы.
Устойчивость полученных данных подтверждается повторным опросом, обоснованность результатов — с помощью наблюдения реальных отношений в группе.
Разработаны и успешно используются специальные программы, позволяющие автоматизировать процесс социометрических расчетов и сократить время проведения исследовательских процедур, представить данные в виде электронных таблиц, схем, отчетов. Одна из наиболее распространенных программ — SociometryPlus.
К достоинствам метода социометрического опроса относятся: простота в технической реализации, оперативность, возможность использовать количественные данные. Вместе с тем у метода есть свои ограничения: он не позволяет исследовать более 40—45 человек и не может применяться чаще 1 раза в год.