Требования, предъявляемые к психолого-педагогическому исследованию
Научные знания делятся на теоретические и эмпирические. Данные, полученные опытным (экспериментальным) путём должны быть научно обоснованы. Этим научный факт отличается от житейского.
Психология, как и другие гуманитарные науки, достаточно специфична, её нельзя отнести к разряду точных наук.
Эмпирические данные, полученные в результате исследования, не всегда поддаются точной математической обработке, особенно, когда мы имеем дело с личностью( она является субъектом и объектом одновременно).
В Психологии существуют различные точки зрения в интерпретации одной и той же проблемы. Поэтому проблема точности и объективности знаний является достаточно актуальной.
Проблема качества информации решается путём обеспечения принципа репрезентативности, а также путём проверки способа получения данных на надёжность.
Под надёжность понимается согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым в различные моменты времени, с использованием разных наборов эквивалентных заданий или при изменении других условий исследования.
Ни один тест не является абсолютно надёжным инструментом. Поэтому стандартный набор данных о тесте должен включать в себя и меру надёжности.
Различают следующие виды надёжности:
1. Ретестовая надёжность – это использование одного и того же теста второй раз ( интервал не должен превышать 6 месяцев).
2. Надёжность взаимозаменяемых форм, при которой те же самые испытуемые могут тестироваться в первый раз с помощью одной формы, а во второй раз с помощью другой, сравнимой формы. Корреляция между показателями, полученными по двум формам, служит коэффициентом надёжности теста.
Требования к организации психологического исследования:
1. Планирование исследования – выбор базы (места) исследования, испытуемых, их количества, методов и методик исследования.
2. Место проведения исследования должно соответствовать инженерно-психологическим требованиям, обеспечивать определённый комфорт и непринуждённую обстановку.
3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.
4. Подбор испытуемых должен обеспечит их качественную однородность.
5. Исследователь-экспериментатор активно влияет на ход проведения опытно-экспериментальной работы на всех её этапах от планирования до выводов и рекомендаций.
6. Инструкция к проведению исследования составляется ещё на стадии планирования. Она должна быть чёткой, краткой, понятной, однозначной и т.д.
7. Результаты исследования должны быть полными, достоверными и целенаправленными.
8. Обработка результатов исследования предполагает количественный и качественный анализ данных.
9. Методические рекомендации должны быть направлены на профилактику, коррекцию, активизацию или оптимизацию изучаемых свойств (параметров) личности.
10. Выводы и заключения должны представлять обобщённые данные, выраженные в % и описанные в уровнях развития ( низкий, высокий, средний).
Виды психологических исследований:
• Обзорно-аналитическое.
• Обзорно-критическое.
• Теоретическое.
• Эмпирическое описательное.
• Эмпирическое объяснительное.
• Методологическое.
• Экспериментальное психолого-педагогическое.
Валидностьхарактеризует соответствие и пригодность методики для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначена.
Под надёжностьюпонимается согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым в различные моменты времени, с использованием разных наборов эквивалентных заданий или при изменении других условий исследования.
Метод статистический – метод прикладной математической статистики, используемый для обработки экспериментальных данных.
Различают методы первичной и вторичной обработки результатов.