Шкала оценки тяжести травматического события (сексуального насилия) у детей
ТЕКСТ методики.
ИНСТРУКЦИЯ: Ниже перечислены утверждения, описывающие поведение после произошедшего события, которое оказалось для тебя травмирующим.
В бланке для ответов запиши это событие, которое стало для тебя травмирующим, из-за которого ты обратился за помощью.
Оцени свое состояние, возникшее после этого события.
Если ты не согласен(-на) с утверждением, и оно тебе не подходит, то перечеркни в бланке для ответов – НВ;
Если не уверен(-на), сомневаешься в выборе, или тебе подходит только часть утверждения, то перечеркни – ? (знак вопроса);
Если ты согласен(-на), с утверждением, оно верно для тебя, то перечеркни – В.
В каждом номере отметь (перечеркни) символ, который ты выбрал (НВ или ? или В).
Событие, подобное этому, больше не произойдет со мной.
Некоторые люди верят, что я делал(-а) очень плохие вещи.
Я стараюсь “уйти” от тех вещей, которые напоминают мне о том, что случилось.
Люди, которые знают, что случилось, думают обо мне плохо.
Некоторые люди обвиняют меня в том, что случилось.
Я часто без причины чувствую, что все меня раздражает.
Я с трудом засыпаю, потому что мысли и картинки того, что случилось, прокручиваются у меня в голове.
Мне не нравится или я себя неловко чувствую, когда приходится оставаться одному(-ой) со старшими мальчиками или мужчинами.
Если взрослые пристают ко мне, я могу их остановить.
Я не верю людям как раньше.
Мне снятся сны и кошмары о том, что случилось.
Мне трудно концентрироваться, потому что я часто думаю о том, что случилось.
Это случилось со мной потому, что я был(-а) слишком маленьким(-ой), что бы что-то сделать с этим.
После того, как люди услышали, что со мной случилось, они больше не хотят проводить со мной время.
Со мной снова может произойти событие вроде этого.
Я виноват(-а) в том, что случилось.
Люди часто используют детей.
Меня легко испугать и удивить.
Такие вещи случаются со многими детьми.
Я думаю о том, что случилось со мной даже тогда, когда этого не хочу.
Я не виноват(-а) в том, что произошло.
Это случилось со мной потому, что мое поведение привело к этому.
Картины того, что случилось, часто крутятся в моей голове.
Я часто чувствую себя беспокойным (-ой) и возбужденным(-ой).
Моя жизнь будет улучшаться.
Некоторые дети в школе смеются надо мной из-за того, что случилось.
Большинство людей, которые знают, что со мной случилось, относятся ко мне с пониманием.
Я чувствую, что создал(-а) проблемы для моей семьи.
Некоторые люди думают, что я лгу о том, что случилось.
Я легко раздражаюсь.
Это случилось со мной потому, что у меня не хватило ума, чтобы остановить это.
Я стараюсь не думать о том, что случилось.
Большинство людей верят мне, когда я говорю им о том, что случилось.
Я думаю о сексе даже тогда, когда не хочу этого.
Это случилось со мной потому, что я был(-а) плохой, и меня нужно было наказать
Меня иногда беспокоят воспоминания о том, что произошло во время сексуального насилия.
Я смущаюсь, когда вижу людей, которые знают, что случилось.
Многие люди делают плохие вещи с детьми.
Я чувствую, что создаю проблемы многим людям.
Я чувствую себя виноватым(-ой) в том, что случилось.
Мысли о сексе расстраивают меня.
Иногда, играя, я проигрываю то, что случилось со мной во время сексуального насилия.
Это случилось со мной, потому что мне никогда не везло.
Я пугаюсь, когда думаю о сексе.
Из-за того, что случилось, люди, которые раньше заботились обо мне, больше этого не делают.
У меня больше сексуальных переживаний, чем у моих друзей.
Насильник виноват в том, что случилось.
Когда мне напоминают о том, что случилось, я чувствую себя очень испуганным (-ой).
Если что-то подобное случится снова, я смогу это прекратить.
Иногда я хочу закричать, как подумаю о том, что случилось.
Некоторые люди думают, что я был(-а) виноват в том, что случилось.
Что бы я ни делал(-а), я не могу защитить себя от сексуального насилия.
Если что-то вроде этого случится снова, я знаю, как защитить себя.
Я уже не так интересуюсь некоторыми вещами, которые я любил(-а) после того, как случилось насилие мне уже не так интересны вещи, которые раньше мне нравились.
Люди, которым я верил(-а), подвели меня.
Много вещей напоминают мне о том, что случилось.
Я чувствую, что должен(-а) быть наказан(-а) за то, что я сделал(-а).
Когда мне что-то напоминает о случившемся, я стараюсь думать о чем-нибудь еще.
Я беспокоюсь, что другие дети также могут стать жертвами сексуального насилия.
Иногда я беспокоюсь, что не вырасту.
Я теперь достаточно знаю о сексуальном насилии, чтобы защитить себя в будущем.
Я часто беспокоюсь, что опять подвергнусь насилию.
У меня есть кто-то, с кем я могу спокойно говорить о сексуальном насилии.
Секс – это грязь.
Мне нравится смотреть на голых людей в книгах и по телевидению.
Я стараюсь забыть о том, что случилось.
Дети не должны доверять взрослым, потому что те могут подвергнуть их сексуальному насилию.
Моя семья защитит меня от повторного сексуального насилия.
Я надеюсь, что никогда не буду больше думать о сексе.
Я чувствую себя хорошо от того, как моя семья обращалась со мной, когда я рассказал(-а) о сексуальном насилии.
Я считаю, что должен(-а) дольше узнавать людей, прежде чем я смогу доверять им.
У меня бывают иногда сексуальные ощущения, когда я вижу по телевизору целующихся людей.
Я иногда притворяюсь, что ничего не произошло или что это был сон.
После того, как люди узнали, что произошло сексуальное насилие, они постарались защитить меня, чтобы этого не случилось снова.
Я желаю, чтобы не было таких вещей, как секс.
Социальные работники, милиция, врачи помогли мне после того, как я рассказал о сексуальном насилии.
После сексуального насилия мне стало труднее любить других людей.
КЛЮЧ к Шкале оценки тяжести травматического события (сексуального насилия) у детей.
Методику можно применять в динамике, как вначале обследования, так и в процессе психокоррекции или окончания оказания помощи.
Бланк регистрации для ответов ребенка является одновременно и ключом для получения результатов по шкалам методики.
Обозначения шкал:
ШКАЛЫ | английские обозначения | номера утверждений | количество утверждений |
1 – навязчивые мысли | IT | 7,11,20,23,42,50,56 | |
2 – избегание | AV | 3,32,36,54,58,66,73,77 | |
3 – гиперчувствительность/реактивность | Hyp-AR | 6,12,18,24,30,48 | |
4 – отрицательные реакции со стороны других | NRO | 2,4,5,14,26,29,45,51,55 | |
5 – самообвинение/чувство вины | SB-GU | 13,16,21,22,28,31,35,37,39,40,43,47,57 | |
6 – беспомощность | EMP | 1,9,49,53,61,68 | |
7 – личностная уязвимость | PV | 8,10,15,25,52,60,62,71 | |
8 – социальная поддержка | SS | 27,33,63,70,74,76 | |
9 – беспокойство связанное с сексом | SX-A | 41,44,64,69,75 | |
10 – эротизм | ERO | 34,46,65,72 | |
11 – опасный мир | DW | 17,19,38,59,67 |
Подсчет результата по каждой из 11 шкал осуществляется одинаково.
Каждый отмеченный ответ обследуемого приравнивается следующим образом:
НВ – неверно равно 0 баллов; ? – знак вопроса равно 1 баллу; В – верно равно 2 баллам.
Сумма баллов по каждой шкале записывается в соответствующую, клеточку. Для каждой шкалы рассчитан процент (%) одного сырого балла.
Например: по 1 шкале 1 сырой балл равен 7.14 %, который умножается на 7 сырых баллов (1 + 2 + 2 + 2) равняется 49.98 %.
Например:
% х C = | 7.14 х = ¯ | 6.25х = | 8.33х = | 5.56х = | 3.85х = | 8.33х = | 6.25х = | 8.33х = | 10.0х = | 12.5х = | 10.0х = | С |
% | 49.98 | % |
После подсчета сырых результатов их можно перевести в процентные значения, что с большей надежностью (наглядностью) позволяет сравнивать шкалы друг с другом и при динамическом обследовании.
Чем больше сырых баллов набрано (и соответственно процентов), тем выраженней проявляется в поведении это психологическое поведенческое качество, обозначенное названием шкалы.
Сырые результаты можно наглядно отобразить на сетке, на которой откладываются сырые баллы и эти точки соединяются между собой, образуя график.
Например:
26. | ||||||||||
25. | ||||||||||
24. | ||||||||||
23. | ||||||||||
22. | ||||||||||
21. | ||||||||||
20. | ||||||||||
19. | ||||||||||
18. | 18. | |||||||||
17. | 17. | |||||||||
16. | 16. | 16. | 16. | |||||||
15. | 15. | 15. | 15. | |||||||
14. | 14. | 14. | 14. | 14. | ||||||
13. | 13. | 13. | 13. | 13. | ||||||
12. | 12. | 12. | 12. | 12. | 0. | 12. | 0. | |||
11. | 11. | 11. | 11. | 11. | 1. | 11. | 1. | |||
10. | 10. | 10. | 10. | 10. | 2. | 10. | 2. | 10. | 10. | |
9. | 9. | 9. | 9. | 9. | 3. | 9. | 3. | 9. | 9. | |
8. | 8. | 8. | 8. | 8. | 4. | 8. | 4. | 8. | 8. | 8. |
7. | 7. | 7. | 7. | 7. | 5. | 7. | 5. | 7. | 7. | 7. |
6. | 6. | 6. | 6. | 6. | 6. | 6. | 6. | 6. | 6. | 6. |
5. | 5. | 5. | 5. | 5. | 7. | 5. | 7. | 5. | 5. | 5. |
4. | 4. | 4. | 4. | 4. | 8. | 4. | 8. | 4. | 4. | 4. |
3. | 3. | 3. | 3. | 3. | 9. | 3. | 9. | 3. | 3. | 3. |
2. | 2. | 2. | 2. | 2. | 10. | 2. | 10. | 2. | 2. | 2. |
1. | 1. | 1. | 1. | 1. | 11. | 1. | 11. | 1. | 1. | 1. |
0. | 0. | 0. | 0. | 0. | 12. | 0. | 12. | 0. | 0. | 0. |
Шкалы 1 |
МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА» (САМООЦЕНКА)
БЛАНК методики
Фамилия, имя | Пол: М Ж | Возраст: лет месяцев | Образование | Дата заполнения |
1а) красивый(-ая) |_____ | |_____ | |_____ | |__________ | |_____ | |_____ | |_____ | некрасивый (-ая) | 1б) хороший (-ая) |_____ | |_____ | |_____ | |__________ | |_____ | |_____ | |_____ | плохой (-ая) |
2а) веселый (-ая) |_____ | |_____ | |_____ | |__________ | |_____ | |_____ | |_____ | грустный (-ая) | 2б) умный (-ая) |_____ | |_____ | |_____ | |__________ | |_____ | |_____ | |_____ | глупый -(ая) |
3а) добрый -(ая) |_____ | |_____ | |_____ | |__________ | |_____ | |_____ | |_____ | злой (-ая) | 3б) нужный (-ая) |_____ | |_____ | |_____ | |__________ | |_____ | |_____ | |_____ | ненужный (-ая) |
КЛЮЧ к методике «Лесенка» (самооценка).
В данной модификации используется методика «Лесенка» для оценки эффективности психокоррекции в определении ребенком самого себя (Я – самооценка) и как, по мнению ребенка, его оценивают другие
Нами введено количественное определение «качественной» оценки:
7 самая верхняя ступенька (самые хорошие или очень хорошие дети) +3 (плюс три балла),
6 ступенька (просто хорошие дети) +2 (плюс два балла),
5 ступенька (еще хорошие дети, или чуть-чуть хорошие дети) +1 (плюс один балл),
4 нейтральная ступенька 0 (ноль баллов).
3 ступенька, после нейтральной ступеньки, (чуть-чуть хорошие дети) -1 (минус один балл),
2 ступенька (просто плохие дети) -2 (минус два балла),
1 самая нижняя ступенька (самые плохие или очень плохие дети) -3 (минус три балла).
Суммарный алгебраический показатель «Я – самооценка» подсчитывается следующим образом: к сумме эмоционального самоопределения (∑э) (1а+2а+3а) прибавляется сумма самоопределения поведения (∑п ) (1б+2б+3б) = (∑э + ∑п).
Также проводится подсчет и для показателя «Как меня оценивают мама».
Интерпретация результата.
Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму».
1. Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки (7), а сами себя ставят немного ниже – на вторую (6); третью (5) ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «самыми благополучными».
М > Р
2. Другой вариант — высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей: – действительно благополучных; –инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке (7), но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание); – «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное). М = Р
3. Если дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама, то такая ситуация признается неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл – его не любят.