Эклектизм и интеграция в психотерапии
Начиная с 60-х гг. в литературе постоянно сообщается о популярности эклектических подходов к психотер. среди клинических психологов. Опрос 855 членов отделения клинической психологии Американской психол. ассоц. показал, что 55% из них пользуются эклектическим подходом к психотер. Хотя эклектизм не вооружает психотерапевтов специфически унифицированными алгоритмами для работы с больными, он позволяет проявлять в ней большую гибкость.
Это расходится с практикой более традиционных психотерапевтов, даже если они, возможно, не полностью сознают такое расхождение. Напр., хотя поведенческие терапевты описывают свою работу в терминах поведенческих методик, нек-рые в действительности используют и иные приемы, в т. ч. внушение. Аналогичным образом, приверженцы психодинамического подхода могут не сознавать, что дают клиентам советы.
Эклектический подход может быть идиосинкратическим. В результате появляется большое разнообразие терапевтических процедур, используемых отдельными представителями эклектического направления. Одни могут использовать сочетание компонентов психоан. и гуманистического подходов, другие — комбинировать технические приемы поведенческой и гештальт-терапии. Много др. комбинаций яв-ся уникальными. На более систематическом уровне, в литературе были описаны различные варианты эклектических схем; появился даже «Справочник по эклектической психотер.» (Handbook of eclectic psychotherapy). Среди различных подходов в этом справочнике описываются: мультимодальная терапия, систематическая эклектическая психотер., функциональная эклектическая терапия, структурно-феноменологический подход к эклектической психотер., эклектическая ограниченная по времени терапия, эклектическая семейная терапия и эклектическая психотер., ориентированная на использование факторов, общих для всех видов психотер. Практически в каждом из этих подходов были предприняты попытки выбора и комбинации приемов и процедур из любой формы психотер., эмпирическая пригодность к-рой была подтверждена, механизм к-рой понятен психотерапевту или, как представляется, должен удовлетворять психотерапевтические нужды данного клиента.
Дженсен, Бёрджин и Гривс считают эклектизм предпочтительным направлением для клинических психологов, психиатров, соц. работников, семейных и супружеских терапевтов. Появилось тж сходное направление в психотер., назв. интеграцией. Хотя эти два подхода неск. перекрывают друг друга, они могут быть дифференцированы в том, что касается их главных принципов и целей. Эклектики придают большее значение подбору и использованию приемов и процедур из различных школ психотер. и в меньшей степени озабочены попытками теорет. интеграции. Представители интегративного направления придерживаются противоположной т. зр. Хотя в этой последней группе имеются нек-рые разногласия, это направление сделало более серьезную попытку интегрировать теории. История интеграции в психотер. опубликована Голдфридом и Ньюменом.
Если отдельные направления или школы в психотер. различаются между собой специфическими концептуальными принципами, к-рые отсутствуют или недостаточно представлены в др. направлениях, то возможно предположить, что определенная интеграция разных систем психотер. обеспечит более всесторонний и эффективный подход к психотер.
Различия в теорет. конструктах, процедурах и взглядах на терапевтический процесс, обусловливающие расхождения в подходах к психотер., делают задачу интеграции весьма трудной и сложной. Сопротивление пациентов лечению большинство психотерапевтов, вне зависимости от их ориентации, считает важным фактором. Возможность довериться понимающему и эмпатичному психотерапевту, выражение своих глубинных эмоций, коррекция нарушенных когнитивных процессов, получение объяснения происходящего (вне зависимости от теорет. ориентации), ободрение или стимуляция к новым и более успешным вариантам поведения, замена отчаяния надеждой — все это важные характеристики успешной психотер., вне зависимости от конкретной формы ее проведения. Одним из следствий этого подхода будет то, что попытка сформулировать базисные параметры, обеспечивающие успех психотер., сместит акцент со специфики психотерапевтических школ на создание глобальной концепции психотер.
Эклектический и интегративный подходы в области психотер. получают все возрастающее признание и яв-ся обнадеживающим признаком ее дальнейшего развития. Растет Об-во исследования интеграции психотер., органом к-рого яв-ся «Журн. эклектической и интегративной психотер.» (The Journal of Eclectic and Integrative Psychotherapy). Первый междунар. конгресс по эклектической и интегративной психотер. был созван в июне 1992 г.
См. также Альтернативные методы психотерапии, Сокращенная психотерапия, Культура и психотерапия, Групповая психотерапия, Новаторские психотерапии
С. Л. Гарфилд
Развитие в подростковом и юношеском возрасте (adolescent development)
Первое концептуальное представление отрочества-юности было дано Г. Стэнли Холлом в его фундаментальном двухтомном труде «Юность» (Adolescence), опубликованном в 1904 г. Работа Холла совпала по времени с растущей озабоченностью общественности судьбами молодых людей. Появившаяся на пороге XX в., эта озабоченность охватила все об-во после Первой мировой войны, когда с фронта возвращались молодые солдаты, лишенные всех юношеских иллюзий представителями старшего поколения, к-рые ими командовали. Значение молодежи резко усилилось в 20-е гг. и стало очевидно, что молодежь представляет собой особое — и обособленное — поколение. 60-е гг. снова оказались временем активных действий молодежи, когда поколение «до 30» стало предметом широкой озабоченности. В течение этого последнего десятилетия исслед. отрочества-юности получили, наконец, должное признание.
Изменение и кризис.Взгляд на отрочество-юность как на время изменения и кризиса получил официальное признание после работ Э. Эриксона. В своем главном труде «Детство и общество» он высказал предположение, что главным событием отрочества-юности яв-ся «кризис идентичности». Эриксон определял кризис идентичности как время поисков нового чувства Я, к-рое охватывало бы все прошлые, настоящие и предполагаемые в ближайшем будущем грани себя. Кризис идентичности может быть легким или острым, но, в целом, Эриксон характеризовал это время поисков себя как возраст тревог и смятения.
Биология.Ученые биолог. ориентации подробно описали физ. рост и половое созревание, к-рые имеют место в начале данного возрастного периода (с разницей в год или два). В это время подростки довольно быстро прибавляют в росте на неск. дюймов. Этот «скачок роста» происходит одновременно с началом полового созревания, в ходе к-рого развиваются репродуктивные органы и появляются вторичные половые признаки. В отрочестве происходят разительные биолог. изменения, к-рые могут самым серьезным образом сказываться на др. аспектах развития.
Воздействие биолог. развития лучше всего показано в исслед. рано и поздно созревающих мальчиков и девочек, выбивающихся из графика роста, характерного для большинства их сверстников. Как рано, так и поздно созревающие мальчики и девочки, обнаруживают психол. и соц. отличия от большинства детей их возраста, однако у мальчиков эти отличия выражены отчетливее. Напр. рано созревающие мальчики часто имеют преимущество перед сверстниками, к-рое сохраняется на протяжении юности и ранней взрослости. Они демонстрируют соц. уравновешенность, лидерский потенциал и множество др. ценимых об-вом характеристик. Поздно созревающие мальчики, однако, предстают в невыгодном свете по сравнению со сверстниками. Они часто агрессивны, безответственны и зависимы в то же самое время. Хотя эти различия постепенно сглаживаются, а в нек-рых случаях могут в последующем измениться на противоположные, влияние биолог. развития лучше всего заметно в тех случаях, когда молодые люди выбиваются из нормативного графика созревания.
Познание.Исслед. когнитивного развития в подростковом и юношеском возрасте в значительной степени опирались на теорет. труды Ж. Пиаже. Пиаже считал, что дети и подростки проходят в своем развитии ряд когнитивных стадий. На каждой такой стадии мыслительные структуры отвечают специфическому образу реальности. Стадию когнитивного развития, соответствующую отрочеству-юности, он наз. «формальными операциями». На этой стадии мышление становится абстрактным и гипотетическим. Подростки приобретают способность отделять внутренние чувства от внешних событий и исследовать субъективный и объективный миры в знач. расширившихся пределах.
Стадия формальных операций, согласно Пиаже, открывает перед подростками более широкие возможности, что, бесспорно, сказывается на их психол. и соц. развитии. Теперь подростки могут вообразить себя «влюбившимися» и, как следствие этого, влюбляются, переживая на самом деле все связанные с этим состоянием душевные терзания. Они тж могут создавать в своем воображении идеальные миры, к-рые знач. лучше их собственного, и вследствие этого становятся нетерпимыми к несовершенству реального мира. Подростки теперь способны представить себе, какими они кажутся др. людям, и эта их способность видеть свой образ (часто искаженный) глазами других, приводит к росту самосознания. Когнитивные изменения могут тж быть причиной психол. и соц. изменений в этом возрасте и предрасполагать нек-рых молодых людей к переживанию «кризиса» в понимании себя.
Др. исследователи менее склонны, чем Пиаже, признавать резкий характер когнитивных изменений. Они приводят доказательства того, что когнитивные изменения яв-ся постепенными, растянутыми во времени, и что психол. перемены приходятся на разные возрастные этапы отрочества-юности, соответственно ходу созревания молодых людей. Несмотря на то что мн. психологов не привлекает взгляд на отрочество-юность как на период драматических перемен, они, тем не менее, используют стадии Пиаже как «указатели на перекрестках», чтобы не сбиться с пути при изучении когнитивного Р. в п. и ю. в.
Личность.Др. теоретики связывают кризис переходного возраста с иными причинами. Э. Эриксон отводит центральное место «кризису идентичности». Г. С. Салливан полагал, что подростковые конфликты возникают тогда, когда молодые люди пытаются наладить отношения со сверстниками — сначала своего, а затем и противоположного пола. Дж. Ловингер охарактеризовала отрочество-юность как время, когда молодые люди изо всех сил стараются урегулировать противоречия, внесенные их возросшим знанием себя и других.
Однако мн. психологи указывали на то, что рост личности может не обнаруживать ни одного из этих признаков напряжения и борьбы. Связана ли удовлетворенность подростков собой с успешной адапт. к соц. окружению или с уклонением от важных психол. проблем — вопрос спорный. Ясно одно: мн. молодые люди в процессе формирования представлений о себе не бунтуют и не испытывают смятения чувств, а ведут себя совершенно спокойно и уравновешенно, как в отрочестве-юности, так и за пределами этого периода.
Мораль.Интерес к области морального развития в отрочестве-юности заметно вырос благодаря работам Л. Колберга, опубликованным в 60-х гг. Колберг утверждал, что каждый подросток — это философ, занимающий определенную позицию по отношению к миру, к рая предписывает моральный выбор и последующее поведение. Опираясь на когнитивную теорию Пиаже, Колберг разраб. модель морального развития, согласно к-рой подростки, переходящие на когнитивную стадию формальных операций, оснащены тж всем необходимым, чтобы перейти с конвенциального на постконвенциальный уровень морального развития. На конвенциальном уровне молодые люди научаются следовать нормам своей общины и об-ва в целом, чтить традиции и законы. На постконвенциальном уровне они выходят за пределы законов своего об-ва, полагаясь на то, что яв-ся абсолютным благом для всех людей. Теперь моральный выбор основывается на этических принципах.
Исслед. когнитивного, личностного и нравственного роста испытали на себе сильное влияние работ таких крупных теоретиков, как Фрейд, Эриксон, Пиаже и Колберг. В каждой из этих областей развития были построены модели, к-рые предполагают, что Р. в п. и ю. в. — процесс сугубо индивидуальный, мотивированный внутренними силами растущего человека. За исключением Салливана, большинство теоретиков, занимавшихся этими вопросами, почти не уделяли внимания соц. среде или культурному опыту подростка.
Сексуальность.Изучая сексуальное развитие и поведение, психологи и представители др. соц. наук вступают в соц. и культурную сферы. Сексуальное поведение в норме является соц. актом, предполагающим участие другого. Практически в каждом об-ве сексуальное поведение регулируется строгими культурными нормами и экспектациями, различающимися в разных культурах или соц. группах и географических регионах одной культуры.
В нашей собственной культуре подростковой и юношеской сексуальности придавалось особое значение. Подростки созревают в половом отношении уже в отрочестве, приобретая способность к совершению полового акта. Молодые люди сразу же сталкиваются с двумя наборами конфликтующих норм. Совр. нормы отличаются меньшей жесткостью в отношении ранней сексуальной активности при определенных обстоятельствах. Однако старые, более укоренившиеся нормы запрещают половые отношения в период отрочества-юности. В результате юноши и девушки могут испытывать амбивалентность по поводу выражения сексуальности, вызываемую конфликтующими нормами. Созревание половых функций в условиях действия запрещающих норм в отношении проявления сексуальности создает напряжение. Поэтому для мн. взрослых, как и для молодежи, юношеская сексуальность становится символом происходящих в отрочестве-юности перемен.
Две наиболее известных интерпретации юношеского сексуального поведения диаметрально расходятся в описании его причин и объяснении различий сексуального опыта юношей и девушек. Одна принадлежит Фрейду, другую предлагают Саймон и Ганьон. Согласно Фрейду, юношеское сексуальное поведение — результат все более усиливающихся, но пока еще не направленных в нужное русло и не контролируемых внутренних импульсов. При этом постулируется, что они сильнее у юношей, чем у девушек. Тот факт, что мужская сексуальная активность проявляется чаще и раньше, традиционно используется для подтверждения этой т. зр.
Однако Саймон и Ганьон приводят доводы в защиту взгляда, согласно к-рому сексуальность яв-ся не ответом на внутренние побуждения, а выученной реакцией на культурные экспектации. Напр. в нашем об-ве от мальчиков ожидают, что они будут сексуальными, и они становятся такими. В противоположность этому, от девочек ожидают, что их больше должна привлекать любовь, чем секс, и они тж не обманывают ожидания окружающих. Следовательно, представители каждого пола следуют культурному сценарию и усваивают образцы поведения, ожидаемого от них той культурой, в к-рой они живут.
Семья и общество.На Р. в п. и ю. в. сказывается опыт молодых людей, приобретаемый ими в семье, в группах сверстников и в школе. Каждое окружение влияет на то, приведут ли происходящие в это время изменения к положительным или отрицательным событиям для конкретного подростка и для об-ва в целом.
Группа сверстников.Подростковые группы — источник общественной озабоченности. Взрослые опасаются, что сверстники могут сбить с правильного пути молодых людей и что влияние взрослых будет слабеть по мере приобретения сверстниками все большей значимости. Вообще говоря, эти опасения не были подтверждены исслед. Для большинства подростков влияние семьи превосходит влияние сверстников в том, что касается главных вопросов, на протяжении всего этого периода развития.
В общем, подростки выигрывают от присоединения к группе сверстников. Прежде всего, друзья-ровесники дают подросткам возможность развивать свои соц. навыки и обеспечивают защиту от одиночества, часто испытываемого в юные годы. Далее, группа сверстников обеспечивает окружение, поначалу состоящее из друзей того же пола, а затем из разнополых пар, в к-ром юноши и девушки исследуют свою идентичность и открывают для себя, кто они такие. Наконец, хотя группа сверстников настаивает на подчинении своим нормам, особенно в отрочестве, она дает прибежище и опору подросткам по мере их продвижения от семейной зависимости к взрослой независимости.
Нек-рые молодые люди, однако, становятся полностью зависимыми от группы сверстников в том, что касается соц. поддержки и поведенческих экспектаций. Такие ориентированные на сверстников подростки (составляющие меньшинство) часто ощущают себя отверженными миром взрослых. Во мн. отношениях эта меньшая группа иллюстрирует опасения взрослых по поводу групп подростков одного возраста, ибо они часто презирают установленный порядок, совершают антисоциальные поступки и пытаются создать мир, к-рый отвечает только их потребностям.
Школа.В обстановке школы значительная часть групповой активности подростков проявляется наиболее открыто, ибо, особенно в середине этого периода, школа становится жизненной средой подростков. Различные группы сверстников могут определяться на основе их идентификации со школой, а тж исходя из их интеллектуальной или соц. ориентации. В таком случае, для каждой группы школа будет иметь разное значение и по-разному влиять на их развитие.
Ученики, не ориентированные на школу, делятся на две категории, в зависимости от преобладания интеллектуальной или соц. ориентации. В нек-рых школах есть небольшая группа интеллектуальных учащихся, к-рые не солидаризируются со школой или штатом преподавателей. Часто это бунтари или философы. Гораздо большая группа не идентифицирующихся со школой учеников имеет соц. ориентацию. Они вместе проводят время по соц. мотивам и могут подталкивать друг друга к употреблению наркотиков, алкоголя или к совершению преступления.
В той же самой средней школе пригородного района, где заправляли «качки», были не идентифицирующие себя со школой ученики, входившие в группировку «планеристов». Они тоже имели собственную территорию, контролировали распространение марихуаны и разговаривали только друг с другом. Их нормы отличались от норм «качков», и они демонстративно выражали презрение к осн. традициям и занятиям. Остальные ученики, не примкнувшие ни к тем, ни к другим, занимали промежуточное положение с менее характерной ориентацией.
См. также Отрочество-юность, Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте, Развитие человека, Моральное развитие, Полоролевое развитие
Б. Фориша-Ковач
Развитие в раннем детстве (early childhood development)
Детство — это период в развитии человека между младенчеством и взрослостью, определяемый на уровне культуры и, в ист. перспективе, являющийся относительно поздней соц. структурой. Лишь в последние 400 лет или около того идея детства стала неотъемлемой частью зап. культуры, с признанием этого особого соц. класса и особой фазы в возрастном развитии каждого человека. Французский историк Филипп Арьес анализирует возникновение этих идей в своей знаменитой книге, переведенной на английский иод названием «Века детства: соц. история жизни семьи» (Centuries of childhood: A social history of family life).
Раннее детство как отдельный и знаменательный подпериод детства чаще всего включает месяцы и годы между младенчеством и школьным возрастом, или средним детством, т. е. продолжается от 2 до 5 лет. Эти дошкольные годы — время важных и сложных достижений и перестроек в поведении, и потому раннее детство занимает центральное место в большинстве теорий развития человека. Научение, перцепция, рассуждение, память и соц. отношения претерпевают важные изменения в раннем детстве.
Овладение языком — одно из самых впечатляющих достижений раннего детства, в течение к-рого лепет младенца превращается в весьма сложную речь 5-летнего ребенка, уже готового вступить в мир за пределами семьи.
Психоаналитически ориентированная возрастная психология отводит раннему детству роль критического периода в развитии, когда складываются осн. ориентации личности, к-рые сохраняются в детстве, юности и взрослости, формируя границы и оказывая давление на последующие изменения интрапсихической орг-ции, межличностные отношения и развитие Эго. Важные аспекты осознания себя как индивидуума и как представителя мужского/женского пола формируются именно в этом периоде развития. Теория психосексуального развития З. Фрейда, описывающая оральную, анальную и фаллическую (эдипову) фазы раннего детства, и теория психосоциального развития Э. Эриксона, описывающая задачи и кризисы раннего детства (доверие против недоверия, автономия против стыда и сомнения, инициатива против вины и трудолюбие против неполноценности), относятся к наиболее важным вкладам психоан. в понимание развития в раннем детстве.
Когнитивные теории развития, разработанные швейцарским психологом Жаном Пиаже и его последователями, тж придают особое значение раннему детству как периоду, в к-ром ребенок делает важнейшие шаги в конструировании своей реальности и познании. Младенец на сенсомоторной стадии интеллекта приобретает и совершенствует знания о себе и мире посредством сложных циклов взаимодействий со средой, формирующих сенсорный и моторный опыт. В раннем детстве ребенок достигает стадии дооперационального мышления, а затем и мышления на уровне конкретных операций, — важных уровней символического и представляющего (representational)мышления как основы для классиф. и категоризации информ., а тж для понимания важных принципов устройства физ. и соц. мира.
Такие великие педагоги и теоретики, как Ян Амос Коменский, Жан-Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци, Фридрих Фребель, Джон Дьюи, Мария Монтессори и Анна Фрейд, давно признавали важность обучения и развития в раннем детстве. Ясли, детские сады и программы раннего вмешательства типа Operation Headstart — все это совр. проявления понимания важности Р. р. д. не только педагогами и психологами, но тж политиками и гос. деятелями.
См. также Детская психология, Развитие младенца, Неонатальное развитие
Д. Л. Вертлиб
Развитие взрослых (adult development)
Подход к Р. в. в перспективе времени жизни включает: а) изучение фазы жизни от окончания формального обучения до наступления пенсионного возраста; б) исслед. воздействий предшествующей жизни на развитие взрослых и последующего воздействия событий взрослой жизни на наступление старости и смерти; в) изучение развития в период взрослости как такового; г) междисциплинарное исслед. развития в разных культурах и в разные ист. эпохи; д) поиск целей и средств оптимизации развития во взрослости, равно как предшествующего ему развития в детстве и его последующего влияния на последующую жизнь.