Социальная установка личности
Социальная установка — одна из основных категорий социальной психологии в целом и социальной психологии личности, в частности. Важность введения этой категории в концептуально-терминологический аппарат социальной психологии связана со стремлением к универсальному объяснению всего социального поведения человека: как он воспринимает окружающую его действительность, почему он так, а не иначе поступает в конкретных ситуациях, каким мотивом руководствуется при выборе способа действия, почему одним мотивом, а не другим и т. д. Другими словами, социальная установка связана с целым рядом психических свойств и процессов, таких, как восприятие и оценка ситуации, мотивация, принятие решений и поведение. Неудивительно поэтому, что в литературе накопилось много определений социальной установки и других поня-шй, близких к ней по своему психологическому содержанию.
Главная цель, которую стремились достичь социальные психологи при введении категории социальной установки как теоретического объяснительного конструкта, заключалась в попытке унификации анализа всего многообразия социального поведения челове-
60 Раздел II. Социальная психология личности
Социальная установка и Я-концепция личности 61
ка. И общим центром, в котором сходились исследования социальных психологов и психологов, являлась мотивация поведения, т. е. проблема внутренней регуляции (саморегуляции) социального поведения личности. Это нашло свое отражение в понятии социальной установки: в результате неоднократного столкновения потребности и ситуации ее удовлетворения у личности формируется и. закрепляется состояние готовности к определенным формам поведения при актуализации данной потребности в последующих ситуациях, т. е. социальные установки личности являются продуктом столкновения потребностей и ситуаций (условий) их удовлетворения, которые закрепляются в личностной структуре в результате опыта.
В английском языке понятию «социальная установка» соответствует понятие «аттитюд», которое ввели в научный обиход У. Томас и Ф. Знанецкий (1920). Они дали первое и одно из наиболее удачных определение аттитюда: «... состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта».' Здесь выведены на первый план важнейшие признаки аттитюда, или социальной установки: социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека, осознанность этих отношений и поведения, их эмоциональный компонент, а также регулятивная роль социальной установки. Социальные объекты понимаются в данном случае в самом широком смысле: ими могут быть институты общества и государства, явления, события, нормы, группы, личности и т. д. Названные признаки предопределили разработанную позже структуру социальной установки, а также объяснили ее принципиальное отличие от простой установки (по теории Д. Н. Узнадзе), которая лишена социальности, осознанности и эмоциональности и отражает, прежде всего, психофизиологическую готовность индивида к определенным действиям.
Нет необходимости приводить примеры из множества различных определений аттитюда, или социальной установки. Общая их особенность в том, что различные авторы делают акценты на разных компонентах обсуждаемой психологической структуры. У одних это состояние готовности, у других — стабильность реагирования на социальные объекты, у третьих — мотивационные функции и т. д.
В современной социальной психологии чаще пользуются определением социальной установки, которое было дано Г. Олпор-
том (1924): «...социальная установка — это состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении объекта, детерминированное ее прошлым опытом».
В отечественной психологии есть ряд концепций и понятий, которые близки к идее социальной установки, хотя и возникли вне рамок этой проблемы. К ним можно отнести категорию отношений в концепции В. Н. Мясищева, который понимал ее как систему связей личности с действительностью; понятие личностного смысла у А. Н. Леонтьева, выделявшего, прежде всего, личностный характер восприятия человеком объектов реального мира и его отношения к ним; направленность личности в работах Л. И. Божович. Все эти понятия отражают в той или иной степени отдельные свойства социальной установки. ,
Для сглаживания противоречий и расхождений в определениях социальной установки М. Смит (1942) предложил различать в ее структуре три компонента: когнитивный, включающий знания и представления об объекте; аффективный, содержащий эмоционально-оценочное отношение к объекту; и поведенческий, отражающий потенциальную готовность индивида реализовать определенное поведение по отношению к объекту (рис. 2.1).
Социальная установка формируется на основе собственного жизненного опыта индивида и опыта, получаемого от других людей.
Когнитивный (познавательный) компонент | Обнаруживается в виде мнений, утверждений относительно объекта установки; знания о свойствах, назначении, способах обращения с объектом | ||||
Социальная установка | Аффективный (эмоциональный) компонент | Отношение к объекту, выраженное на языке непосредственных переживаний и чувств, которые он вызывает; оценки «нравится»— «не нравится» или амбивалентное отношение | |||
Поведенческий компонент | Готовность индивида к осуществлению конкретной деятельности (поведения) с объектом | ||||
Рис. 2.1. Структура социальной установки, по Смиту
"\ 62 Раздел II. Социальная психология личности
Главным путем передачи установок является словесная (вербальная) форма. Когда индивид в своем личном опыте имеет дело с отдельным объектом, такие установки называют частными (парциальными). Установки на совокупность однородных объектов называют обобщенными. Своим происхождением они обязаны межличностной и массовой коммуникации. По модальности социальные установки делятся на положительные («за» объект), нейтральные и отрицательные («против» объекта).
В качестве одного из факторов изменения установок исследовалось воздействие средств массовой коммуникации. Так, поступающая новая информация об объекте установки определенным образом соотносится с уже имеющимися знаниями с целью определения их совместимости или нет. Если установка содержит в себе информационные противоречия (например, «когнитивный диссонанс», «за» объект и «против» объекта), то под влиянием новой информации и рациональной аргументации в ней могут произойти изменения как по модальности, так и по интенсивности. В результате оценка в отношении объекта может меняться с отрицательной на положительную, а вслед за ней меняется и поведение индивида.
Поэтому социальную установку можно назвать стабильно-динамичной функциональной системой, регулирующей поведение личности по отношению к тому или иному социальному объекту. Кажущаяся противоречивость характеристики «стабильно-динамичная» отражает объективную противоречивость самой социальной установки, которая выражается в ее тенденции к устойчивости и сопротивляемости к изменениям, с одной стороны, и в относительной гибкости, «приспособляемости» и способности изменяться при определенных условиях, с''другой. Эти особенности хорошо проявляются в таких явлениях, как, например, когнитивный диссонанс и процессы убеждения.
Основная функция установки — регуляция-социального поведения индивида. При этом .важно подчеркнуть, что, когда речь идет о регулирующей функции социальной установки, имеется в виду ее связь с «собственным» для данной установки социальным объектом. Сами же социальные установки оказываются взаимосвязанными, взаимозависимыми и нередко противоречивыми компонентами сложной системы. Именно эта система социальных установок выполняет функцию регуляции социального.поведения человека в целом, его взаимодействия с социальной средой во всех возможных проявлениях. Противоречивость социальной действительности неизбежно порождает противоречия в системе социальных установок
Социальная установка и Я-концепция личности 63
и даже борьбу между ними. Этот факт позволяет объяснить, в частности, давно обсуждаемый в социальной психологии феномен расхождения между социальной установкой, выраженной вербально, и реальным поведением человека, известный как «парадокс Ла-Пье-ра». В реальной ситуации при наличии нескольких потенциальных объектов установка, проявляющаяся в поведении, называется доминантной, остальные — скрытыми (латентными).
Когда говорят о системе социальных установок личности, то, с точки зрения социальной и личностной значимости, отдельные социальные установки занимают в системе «неравноправное» положение и образуют своего рода иерархическую структуру. Этот факт нашел отражение в известной диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В. А. Ядова (1975). В ней выделены четыре уровня диспозиций как образований, регулирующих поведение и деятельность индивида. К первому уровню отнесены просто установки, в понимании Д. Н. Узнадзе, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне; ко второму — социальные установки, которые, по мнению В. А. Ядова, вступают в действие на уровне малых групп; третий уровень включает общунх-направленность интересов личности (или базовые социальные установки), отражающую отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.); на четвертом, высшем уровне располагается система ценностных ориентации личности. Несмотря на то, что В. А. Ядов пользуется такими понятиями, как диспозиция, направленность интересов личности и ценностные ориентации, его концепция не вступает в противоречие с теорией социальной установки.
При этом необходимо отметить, что в концепции В. А. Ядова иерархическая структура социальных установок выстраивается, опираясь больше на критерий социальной значимости их объектов. Реально для каждого отдельного индивида существует собственная, субъективная иерархия социальных установок по критерию их психологической значимости только для него, которая не всегда совпадает с социально значимой иерархией. Например, нетрудно представить, что для какого-то человека смыслом жизни и высшей ценностью может являться создание семьи и воспитание детей, а для другого на первом плане — построение карьеры любой ценой, что и составляет для него основную ценностную ориентацию в жизни. По концепции В. А. Ядова, такие диспозиции справедливо относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личностным крите-
64
Раздел II. Социальная психология личности
Социальная установка и Я-концепция личности 65
риям они оказываются высшими по своему значению для индивида. Объяснение и подтверждение такому подходу к проблеме иерархии социальных установок можно найти в концепции общих значений и личностных смыслов социальных объектов А. Н.Леонтьева (1972). Из этой концепции видно, что один и тот же социальный объект (событие, процесс, явление и т. д.), имеющий однозначную интерпретацию с позиций ценностей и норм общества, приобретает различный личностный смысл для отдельных индивидов.
Таким образом, социальная установка, будучи сама системным образованием, включена в другие, более сложные системы, складывающиеся по разным признакам, и конечным регулятором поведения и деятельности личности оказывается взаимодействие этих | сложных систем.
И наконец, следует сказать несколько слов о некоторых видах ] или типах социальных установок, чаще всего выделяемых и обсуж- ] даемых в психологической литературе. Прежде всего, часто выделя- 1 ется в особый вид так называемая перцептивная установка, означающая предрасположенность индивида к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности. При восприятии со- 1 циальных объектов характер перцептивной установки зависит от других установок личности. Другие две важные разновидности социальной установки — это стереотипы и предрассудки, представляющие устойчивые и относительно закрытые от влияния нового опыта I формы существования социальной установки. Они выполняют защитную функцию благодаря тенденции к единообразию установок у ближайшего социального окружения, например у членов одной се- 1 мьи, трудового коллектива, социальной или этнической группы. Такая «конформизация» социальных установок индивида под существующие групповые нормы и правила выполняет функцию получения им социального одобрения от социального окружения. Таким образом, социальная установка защищает самооценку субъекта в группе — он приобретает опыт думать и действовать в соответствии с групповыми нормами и ценностями и воздерживаться от несанкционированных форм поведения.
От обычной социальной установки стереотипы и предрассудки I отличаются, прежде всего, содержанием своего когнитивного ком-Японента. Стереотип — это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или | иных объектах действительности или о способах взаимодействия с
ними. Стереотипы полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью. Иными словами, «нормальная» социальная установка может превратиться во «вредный» стереотип. Другими причинами возникновения стереотипов обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-то причинам процессов ее развития.
Предрассудок — это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом бывает связан сильный, т. е. эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только искаженное восприятие отдельных элементов действительности, но и неадекватные при определённых условиях действия по отношению к ним. Наиболее распространенным видом таких извращенных социальных установок являются расовые и национальные предрассудки.
Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение к нему. В дальнейшем это отношение оказывает соответствующее влияние на содержание развивающегося когнитивного компонента, выступая в роли фильтра, допускающего к восприятию лишь ту информацию об объекте, которая соответствует уже сложившейся аффективной его оценке. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и соответствующий жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но недостаточно критично интерпретированный. Если объектом стереотипа или предрассудка выступает другой человек, то часто ведущими признаками оказываются его внешний вид, пол, профессия, национальная принадлежность, а другие признаки неоправданно игнорируются. Наиболее характерной особенностью восприятия на основе стерео-
3 - 8765 Соснин
66 Раздел II. Социальная психология личности
Социальная установка и Я-концепция личности 67
типов и предрассудков является деление людей на «своих» и «чужих», при этом «своим» приписываются отличия по положительным качествам (автостереотип), а «чужие» наделяются негативными оценками (гетеростереотип) (Шихирев, 1999). Например, некоторые россияне, столкнувшиеся с преступными группировками, организованными по национальному признаку, переносят негативное отношение на весь народ, из представителей которого состоит та или иная группировка.
Измерение социальныхустановок. По определению, социальные установки невозможно измерить непосредственно. В идеальном случае установки следует выводить из наблюдения за поведенческими реакциями индивида во множестве социальных ситуаций. На практике это сделать невозможно. Поэтому более или менее стандартной процедурой измерения установок является процедура рассмотрения главным образом вербальных (оценочных) реакций индивида на символические (предполагаемые) представления объекта установки. Стандартные процедуры измерения установок состоят впостроении шкал в соответствии с традиционными подходами субъектного, стимульного или реактивного характера. Наиболее распространенным типом установочной шкалы, по-видимому, является субъектно-ориентированный тип, введенный Ликертом (1932).