Тема 13. Психология рекламной деятельности
Психология рекламной деятельности как научная и прикладная дисциплина. Предмет психологии рекламы и её основная теоретическая проблема. Современный этап развития психологии рекламы в России и за рубежом.
Рекламная деятельность как психотехнология. Психологическая структура рекламного процесса. Классификация психических явлений в рекламном процессе. Психотехнология рекламной стратегии. Психологическое содержание этапов рекламной кампании. Обратная связь как критерий социально-психологической эффективности рекламной деятельности.
Общепсихологические модели и реклама.
Когнитивные психические процессы потребителя рекламы. Ощущения в процессе восприятия рекламы. Роль внимания. Память и ее виды. Роль мыслительных процессов. Менеджмент восприятия.
Психология мотивации в рекламе. Потребности, мотивы, интересы потребителя рекламы. Принятие решения потребителем и реклама.
Эмоциональный компонент рекламного воздействия. Теории эмоций: психодинамическая, информационная. Организация эмоционального восприятия рекламы. Рационально-эмоциональный баланс рекламного сообщения.
Психология формы. «Законы гештальта» в восприятии рекламного продукта. Модели восприятия рекламы. Психология рекламной формы. Законы рекламной композиции.
Психология цвета и света в рекламе. Функции цвета и света. Психофизиологический механизм восприятия цвета. Социально-культурные ассоциации. Применение цвета и света в рекламе. Правила и ограничения применения цвета и света в рекламе.
Воздействие и влияние на потребителя. Социально-психологические методы воздействия рекламы (информирование, убеждение, внушение, заражение, подражание). Условия эффективности убеждающего и внушающего воздействия.
Психоаналитический подход к рекламе. Архетипические образы.
Гипнотический подход в теории рекламы. Понятия: внушение, суггестия, гипноз. Внушаемость массовой аудитории. Факторы достижения эффекта внушения в рекламе. Транс.Перспективы суггестивных психотехнологий рекламы в обществе массовой культуры.
Применение техник НЛП в рекламной практике.
Реклама как обучение потребителя. Влияние бихевиоризма на теорию рекламы: прошлое и настоящее. Использование концепции классического обусловливания потребительского поведения. Инструментальное обусловливание потребительского поведения. Замещающее обучение потребителя.
Рекламное воздействие как манипуляция. Манипуляция: проблема определения, социально-психологические предпосылки. Мишени манипуляции. Психологическая модель манипуляции. Манипулятивные приёмы воздействия в рекламе.
Основные понятия и принципы мифодизайна рекламы. Потребностные мифологии. Мифологические аргументации в рекламе. Использование концепции мифодизайна А.В. Ульяновского в бизнес-ритуалах.
Доверие как социально-психологический феномен. Доверие как цель и условие рекламного воздействия. Общественное мнение в России о рекламе.
Психологическая и экономическая эффективность рекламы. Организация психологической экспертизы рекламной кампании и рекламного продукта. Рекламные формулы. Ранговая шкала эффективности рекламы. Цели и выбор метода в исследовании эффективности рекламного воздействия.
Исследование мнений и отношений: опрос, ранжирование, сравнение, шкалирование. Исследование мнений и отношений: метод ассоциаций, интервью, проективные тесты. Тесты на узнаваемость и запоминаемость. Метод наблюдения в исследованиях рекламы. Фокус-группа. Организация эксперимента. Измерение мотивирующей силы рекламы.
Психологическая экспертиза информационной безопасности рекламы.