Этапы адаптации новых сотрудников
Одним из факторов, определяющих развитие организации, считается активизация творческого потенциала работников, которая во многом зависит от способов включения новых сотрудников в жизнь организации.
Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.
На первом происходит оценка уровня подготовленности новичка, его способностей эффективно выполнять возложенные на него обязанности.
На втором – этапе ориентации – происходит практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Третий этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. Четвертый этап завершает процесс адаптации и характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.
Принципиально важным представляется этап ориентации новичка к условиям организации, которому уделяется значительное внимание в компаниях США. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Обычно обязанности между ними распределяются следующим образом (см. табл. 1):
Таблица 1. Распределение обязанностей по адаптации новичков
Функции (этапы ориентации) | Непосредственный руководитель (НР) | Менеджер по управлению персоналом (МУП) |
составление программы ориентации | выполняет | ассистирует |
ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами | выполняет | |
объяснение задач и требований к работе | выполняет | |
введение работника в рабочую группу | выполняет | |
поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников | выполняет |
Пример вопросов, часто затрагиваемых ориентационной программой:
1.Общее представление о компании: цели, приоритеты, проблемы;
традиции, нормы, стандарты; продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя; разнообразие видов деятельности;
организация, структура, связи компании; информация о руководителях.
2.Политика организации: принципы кадровой политики;
принципы подбора персонала; направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности; правила пользования телефоном внутри предприятия; правила использования различных режимов рабочего времени; правила охраны коммерческой тайны и технической документации.
3.Оплата труда: нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников; оплата выходных, сверхурочных.
4.Дополнительные льготы: страхование, учет стажа работы;
пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству;
поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию; возможности обучения на работе; наличие столовой, буфетов; другие услуги организации для своих сотрудников.
5.Охрана труда и соблюдение техники безопасности: места оказания первой медицинской помощи; меры предосторожности; предупреждение о возможных опасностях на производстве; правила противопожарной безопасности; правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.
6.Работник и его отношения с профсоюзом: сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; испытательный срок; руководство работой; информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу; права и обязанности работника; права непосредственного руководителя; организации рабочих; постановления профсоюзов и политика компании; руководство и оценка исполнения работы; дисциплина и взыскания, оформление жалоб; коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.
7.Служба быта: организация питания; наличие служебных входов; условия для парковки личных автомобилей;
8.Экономические факторы: стоимость рабочей силы; стоимость оборудования; ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
После прохождения общей программы ориентировки может быть проведена специальная, в которой затрагиваются следующие вопросы:
1.Функции подразделения: цели и приоритеты, организация и структура; направления деятельности; взаимоотношения с другими подразделениями; взаимоотношения внутри подразделения.
2.Рабочие обязанности и ответственность: детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом; нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения; длительность рабочего дня и расписание; дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).
3.Требуемая отчетность: виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней; отношения с местными и общегосударственными инспекциями.
4.Процедуры, правила, предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; поведение в случае аварий, правила техники безопасности; информирование о несчастных случаях и опасности; гигиенические стандарты; охрана и проблемы, связанные с воровством; отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению; правила поведения на рабочем месте; вынос вещей из подразделения; контроль за нарушениями; перерывы (перекуры, обед); телефонные переговоры личного характера в рабочее время; использование оборудования; контроль и оценка исполнения.
5.Представление сотрудников подразделения.
Виды адаптации
Виды адаптации персонала – это составные элементы общего процесса трудовой адаптации, определяемые особенностями производственно-экономической системы и социальных отношений в организации. Виды адаптации персонала таковы – психофизиологическая адаптация – приспособление к новым физиологическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда; социально-психологическая адаптация – приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе; профессиональная адаптация – доработка трудовых способностей (профессиональных навыков, дополнительных знаний, навыков сотрудничества и т.п.); организационная адаптация – усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей организационного и экономического механизма управления организацией.
В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. К этим условиям относятся физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.). В процессе социально-психологической адаптации происходит включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. Сотрудник получает информацию о системе деловых и личностных взаимоотношений в коллективе, о формальных и неформальных группах, о соц. позициях отдельных членов группы. Эту информацию он воспринимает активно, соотнося ее со своим прошлым соц. опытом, со своими ценностными ориентациями. При принятии сотрудником групповых норм происходит процесс идентификации личности либо с коллективом в целом, либо с какой-либо формальной или неформальной группой. Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе. В процессе организационной адаптации сотрудник знакомится с особенностями организационно-экономического механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе. Выделяется еще одна специфическая сторона организационной адаптации – подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационно-экономического характера).
Вступление в должность
Проблема адаптации вновь принятых не менее важна, чем отбор и наем кадров. Новички должны максимально быстро воспринять свойственные организации традиции и нормы, включиться в трудовой процесс. Вступление в должность представляет собой существенную часть процесса найма. Оно должно быть тщательно спланировано и выполнено.
Работнику, принятому на вакантную должность, доводится следующая информация: какую работу он должен выполнять, как его задача соотносится с целями предприятия, как разграничивается его работа с работой других специалистов, какова его компетенция и связанная с этим ответственность, кому он подчиняется и кто подчиняется ему, каковы перспективы профессионального и должностного роста, система вознаграждения за работу, представляемые предприятием социальные льготы для работников и т.п.
Хотелось бы отметить, что программа вступления в должность разительно отличается у руководителей, специалистов и рабочих. Программа вступления в должность руководителя должна содержать как минимум следующую информацию:
1. Общую информацию об организации, ее продукции, потребителях и структуре.
2. Конкретную информацию о порядке, сроках и условиях найма, не включенных в договор (контракт) о найме. Например, административные инструкции, допустимые расходы, командировочные расходы и другое.
3. Знакомство со службами и отделами, непосредственно связанными с работой данного руководителя, беседы с начальниками и специалистами этих отделов.
4. Широкое обсуждение предстоящей работы руководителя, включая его основные обязанности и права с вышестоящим на один ранг руководителем.
Основная проблема в данном случае – это то, что какие бы печатные документы не получил новичок (будь то руководитель высокого ранга или просто рабочий), ничто не может заменить живого общения с человеком. Причем отметим, что в идеале этот человек должен быть специально подготовлен. Все должно быть направлено на успешность адаптации, чтобы быстрее и в конечном счете с меньшими затратами (чем если бы он или она обучались своей работе по ходу дела), поднять нового работника на необходимый уровень компетентности в смысле продуктивности, качества и безопасности.
Успешность адаптации персонала – достижимость желаемых результатов процесса адаптации. Успешная адаптация характеризуется:
– нормальной продолжительность;
– удовлетворенностью трудом;
– выполнением сотрудником требований, предъявляемых к должности или рабочему месту;
– признанием коллективом социальной роли адаптируемого сотрудника.
Условия успешной адаптации персонала – это причины, от которых зависит успешность трудовой адаптации:
– качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
– объективность деловой оценки персонала;
– отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;
– престиж и привлекательность профессии и т.п.
3.3.5 Роль кадровой службы в организации адаптации молодых работников в ООО " ЖКХ г. Полевской ".
Социально-психологический климат в трудовом коллективе ООО " ЖКХ г Полевской. " в целом благоприятен для социальной адаптации работников: на это указывают 36,5% опрошенных «молодых» рабочих и 41,9% экспертов. Значительная часть работников (37,5%), относительно недавно пришедших в коллектив, считает, что уже стали в нем «своими». 28,8% опрошенных считают, что пользуются уважением среди своих коллег, а 38,6% – хорошо владеют своей специальностью. Это свидетельствует об успешности их социально-профессиональной адаптации на предприятии. Однако так происходит далеко не всегда. Некоторым работникам все же приходится покидать предприятие… Что это за люди и каковы причины, побудившие их уволиться?
Сопоставим мнение об этом самих «молодых» рабочих и экспертов с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Таблица 4. Ранжирование причин увольнения молодых работников
Характеристики уволившихся работников | «молодые» рабочие | Эксперты | Разность рангов | ||||
% | Ранг | % | Ранг | ||||
Я не знал этих людей | 37,2 | 6,0 | -4 | ||||
Это пьяницы, нарушители дисциплины | 27,0 | 51,3 | |||||
Это хорошие, квалифицированные работники | 8,1 | 13,7 | |||||
Это, в основном, бездельники и лентяи | 3,9 | 14,5 | |||||
Это работники низкой квалификации | 0,4 | 9,4 | |||||
Полученные данные свидетельствуют, что мнение «молодых» рабочих и экспертов об основных причинах увольнения и личных качествах уволившихся работников существенно расходятся (многие вообще затруднились ответить на этот вопрос). Видимо, проблема качественного состава работников, вынужденных уйти с предприятия, нуждается в дополнительном, более тщательном изучении, возможно, с использованием психотехнических процедур. Это даст возможность, во-первых, уже на стадии оформления отсеять работников, по своим социально – психологическим характеристикам не подходящих для работы в экстремальных условиях газодобывающего комплекса Крайнего Севера и, во-вторых, определить наиболее оптимальные условия социально – производственной адаптации работника с учетом его личностных и профессиональных качеств. На это стоит обратить особое внимание кадровым работникам, занимающимся подбором персонала на предприятии ООО " ЖКХ г. Полевской ".
Важным фактором, определяющим успешность социально – производственной адаптации работников, является процедура их приема и оформления на работу, первая встреча с непосредственным руководителем, обеспечение необходимым инструментом и спецодеждой. Хорошо известно, что первое впечатление в очень значительной степени определяет дальнейшее поведение работника и его включение в коллектив предприятия.[8]
Большинство опрошенных отмечают, что специалисты отдела кадров и социального развития отнеслись к ним вполне профессионально и доброжелательно. В основном такой точки зрения придерживаются работники в возрасте от 41 до 50 лет (63,2% от данной возрастной группы). Вместе с тем, 11,3% работников до 25 лет указывают и каждый десятый в возрасте от 31 до 40 лет считает, что его встретили в отделе кадров недоброжелательно. И хотя исследование показало, что сотрудники отдела кадров предприятия в целом достаточно хорошо справляются со своими обязанностями, этот факт нельзя игнорировать, и следует учесть, что работникам кадровых служб необходимо повышать свой профессионализм, и прежде всего в области межличностного общения.
Почти у трети опрошенных работников (27,0%) первая поездка на вахтовом поезде от г. Новый Уренгой до п. Ямбург оставила, в основном, неблагоприятное впечатление, а у каждого десятого (10,9%) – крайне неблагоприятное. Трудности вызывает и устройство на ночлег во время переговоров о трудоустройстве на предприятие. Так 66,0% указали, что им пришлось ночевать у знакомых, а 7% приютили случайные люди. Все это создает определенный социально – психологический дискомфорт, снижает адаптационный потенциал работника и затрудняет его «вхождение» в коллектив.
Большое значение для успешной социально-производственной адаптации, особенно в первоначальный период, имеет обеспеченность работников спецодеждой и инструментом. Отсутствие самого необходимого для работы имеет первостепенное значение и способно ощутимо понизить мотивацию работника, ослабить его адаптационную установку. На момент исследования обеспеченных всем необходимым оказалось лишь 17,9% поступивших на предприятие работников, плохо обеспечены 27,7% «молодых» работников (в основном (91,1%) это мужчины), а каждый пятый мужчина (20,3%) считает, что ему просто нечем работать.
Немаловажную роль в социально-производственной адаптации работников является социально – психологическая среда, в которую они попадают. Несмотря на благоприятный в целом климат на предприятии, у некоторых работников все же возникают определенные проблемы, связанные с таким явлением, как «землячества».
Из числа опрошенных 51,2% работников считают, что в их службах и структурных подразделениях имеет место подбор кадров по признаку «землячества». С их мнением согласны и 52,1% опрошенных экспертов.
Сама по себе практика подбора кадров по принципу «землячества» не может быть хороша или плоха. Таковой она становится, если способствует или осложняет жизнедеятельность работников в коллективе. Большинство опрошенных работников (62,8%) считают, что лично их это никак не затрагивает. Однако, анализируя двухмерные распределения, выявлена группа работников, которым подбор специалистов по принципу «землячества» затрудняет работу. Правда, таких только 4,9%. А вот 9,8% (т.е. каждый десятый вновь принятый работник) считает, что в таких условиях работать тяжело.
Для более полного выяснения проблемы представляется важным вопрос о том, из каких регионов России приехали на работу люди, для которых существование на предприятии «землячеств» затрудняет нормальную работу. Анализ трехмерного распределения показал, что наибольшие затруднения испытывают выходцы из Центральной России (19,4%) и приехавшие из других районов Крайнего Севера (7,1%). В наименьшей степени проблема «землячества» создает неудобства для прибывших на работу из Татарстана (7,7%) и Башкортостана (9,8%). Не возникает сомнений, что детальное изучение кадровыми работниками проблемы «землячества» поможет оптимизировать социально-психологические отношения в коллективе.
Социально – производственную ситуацию в предприятии ООО " ЖКХ г. Полевской " в целом можно охарактеризовать как достаточно благополучную, создающую необходимые социально – психологические и организационные условия для успешной адаптации работников.