Методы исследования, применяемые в психологии
Тема: Методология и методы исследования и диагностики в педагогической социальной психологии
План
1. Вопросы для обсуждения:
1. Дайте понятие социально-психологическому исследованию. Охарактеризуйте этапы его проведения.
2. Раскройте специфику методологии социальной психологии и дайте характеристику основным уровням научного знания.
3. Перечислите методы исследования социальной психологии и дайте им краткую характеристику.
4. Каким образом повлияли общепсихологические методы на методы исследования в социальной психологии?
5. Какие трудности стоят перед исследователями при классификации методов социально-психологического исследования?
2. Продолжить заполнение таблицыи дополнить ее выше рассмотренными методами, выделяя их основные преимущества и недостатки. Для тренировки каких качеств используются уровень включенности участников и количество участников?
Метод | Описание | Преимущества | Неудобства | Применение (в каких программах и для тренировки каких качеств используется) | Уровень включенности участников | Число участников |
Беседа | Постановка вопросов, требующих ответа. Формализ- ванный обмен мнениями внутри группы, с участием всех ее членов и тренера. | - немедленная обратная связь способствует созданию представле- ния о сути обсуждаемых вопросов | - качество обучения зависит от уровня подготовленности группы обсужда-емой теме | Изменение установок Коммуникативные навыки Креативное мышление | Средний | Не более 20 |
3. Подготовиться к организации и проведению психологической игры (упражнению).
Студент на свое усмотрение выбирает из предложенного преподавателем комплекса ролевых, деловых игр, упражнений одну и готовится к проведению этой игры в группе.
Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы.
Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д.
При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.
Вопросы для обсуждения (продолжение):
6. Дайте определение понятию «социально-психологическая диагностика».
7. Изложите организацию и процедуру проведения социально-психологической диагностики.
8. Перечислите и кратко охарактеризуйте методы социально-психологической диагностики.
9. Представьте себе, что вы - социальный психолог, занимающийся исследованием альтруизма. В частности, вы хотите выяснить, какие факторы влияют на решение людей оказать помощь нуждающимся. Вместо того чтобы полагаться на анкету с вопросами об альтруизме, вы решаете использовать некоторые скрытые методы измерения поведения. Какие это могут быть измерения? Как вы будете собирать данные? Каковы ограничения при применении этих измерений?
Подобрать и подготовить к проведению в своей студенческой группе упражнение, соответствующее какому-либо рассмотренному методу (на выбор).
Литература
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. пособ. высш. учеб. заведений /Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 368 с.
2. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст]: учеб. пособ. для вузов /Е.В. Андриенко. – М.: Академия, 2011. – 264с.
3. Журавлев, А.Л. Социальная психология [Текст]: учебное пособие /А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М.: Форум, 2011 – 496 с.
4. Классическая социальная психология [Текст]: учебное пособие для вузов /под ред. Е.И. Рогова. – М.: Владос, 2011. – 416 с.
5. Методы социальной психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов /под ред. Н. Минаевой. - М.: Академический проект, 2007. - 352 с.
6. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология [Текст] /А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: Изд-во «Прайм-Еврознак», 2008.-576с.
7. Сухов, А.Н. Социальная психология [Текст]: учебное пособие. – М.: Академия, 2011. – 240 с.
8. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании [Текст] /Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544 с.
П 1 в1
Методы исследования, применяемые в психологии
Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений. "Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки" (С.Л. Рубинштейн). Построить исследование так, чтобы оно отвечало всем рассмотренным принципам, помогает его правильная организация. Существует следующая классификация методов, используемых при проведении психологических исследований:
– методы организации исследований (лонгитюдный, сравнительный);
– методы сбора фактического материала (самонаблюдение, наблюдение (внешнее, включенное), анкетирование, беседа, опросники (открытые, закрытые), изучение продуктов деятельности, тесты (успешности, достижений, проективные), эксперимент (естественный, лабораторный (с использованием аппаратуры и без нее);
– методы обработки материала (качественный и количественный анализы).
Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям: научный метод прежде всего должен быть объективным. Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического.
Методы должны отличаться валидностью и надежностью. Под валидностью имеется в виду такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен.
Под надежностью имеются в виду качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.
Проведение конкретных психологических исследований может быть весьма различным. Однако обычно большинство из них включает в себя некоторые общие этапы.
Так, любое исследование имеет следующие этапы:
1) подготовительный (первый) этап исследования, в ходе которого изучается литература по интересующему вопросу и проводится первичное знакомство с испытуемыми. Наиболее часто для этого используют такие методы, как наблюдение, беседа, анкета. Этот этап завершается определением предмета исследования, основных его гипотез и разработкой исходных позиций построения методики.
2) Второй этап – это этап создания методики исследования. Здесь определяется метод организации исследования (лонгитюдный или сравнительный и возможные их сочетания), выбираются основные методы сбора фактического материала, готовится необходимое экспериментальное оборудование.
3) Третий этап – основной сбор фактического материала с помощью тех методов, которые выбраны для данного исследования.
4) Четвертый этап – качественный и количественный анализ материалов исследования, их интерпретация и изложение полученных результатов.
Система методов объединена наличием общей методологии науки.Каждый этап становления психологии как науки имел свое понимание методов исследования. Исходя из основных методов, часто определяется и предмет психологии.