Характеристика игровой деятельности в дошкольном возрасте
Игра – особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности. Игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. она ориентировочна по своему существу. (Л.Ф. Обухова). Закон развития детской игры: генетическая связь предметных, процессуальных игр раннего детства и игр с правилами, возникающих в старшем дошкольном). Структура игры состоит из таких элементов как: сюжет (сторона действительности), содержание (роль, воображаемая ситуация, ролевые действия, правила). Особенности развития игровой деятельности: младший дошкольный возраст - ребёнок играет в одиночку, воспроизводя действия взрослых, которые он наблюдает в жизни; средний дошкольный возраст - игры являются совместными, в которых главное – это имитация определённых отношений между людьми; старший дошкольный возраст - конструкторская игра превращается в трудовую деятельность, в которой ребёнок строит что- то полезное. Внутри игры развиваются другие виды деятельности: продуктивные (рисование, лепка, конструирование, музыкальная деятельность), трудовая, учебная. В этих видах деятельности формируется направленность на получение результата, планирование и управление поведением, навыки самооценки, новые мотивы (познавательный интерес как мотивационная основа учения), трудолюбие.
Психологическая готовность детей к обучению в школе
«Школьная зрелость» – готовность ребенка к систематическому обучению в школе – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка (М.М. Безруких).
Готовность к школе: физическая, педагогическая, психологическая.Под психологической готовностью к обучению в школе В.В. Давыдов понимает единство психических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обучения в школе (10, с.300). Анализ классических исследований в отношении содержания психологической готовности ребенка к школе позволяет выделить следующие виды (компоненты) психологической готовности к школьному обучению: волевая готовность, социальная (Д.Б. Эльконин); интеллектуальная, личностная, волевая готовность (Л.Ф. Обухова); личностная, интеллектуальная (Л.И. Божович, И.Ю. Кулагина); общая, специальная (В.П. Зинченко, В.В. Давыдов); интеллектуальная, эмоциональная, социальная (Н.И. Гуткина). Одной из типичных отечественных ошибок в понимании основополагающего компонента готовности к школе стал интеллектуалистический подход, нацеленный узко на формирование у ребенка знаний, умений и навыков. В зарубежных исследованиях по проблеме перехода ребенка из дошкольной ступени в начальную школу вопросы интеллектуальной готовности не поднимаются настолько остро как в нашей стране. Большее значение придается физическому созреванию, речевому развитию, патриотическому воспитанию (Грейс Крайг, Дон Бокум) (7, с.413), развитию мотивации личности (Нора Ньюкомб) (9, 323). Полагаем, что необходимо во-первых, выделение компонентов (видов) психологической готовности для построения эффективного сопровождения ребенка со стороны образовательных институтов, во-вторых, конкретизация содержания именно трех компонентов: интеллектуальной, личностной и волевой готовности. Рассмотрим в сводной таблице содержание основных компонентов психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Содержание компонентов психологической готовности
Ребенка к школе
Интеллектуальная готовность | Личностная готовность | Волевая готовность |
n круг знаний и представлений ребенка об основных предметах и явлениях окружающей действительности (возникновение мировоззрения); n уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности (наглядно-образное мышление, творческое воображение, дифференцированное восприятие, логическое запоминание); n принятие учебной задачи, осуществление учебных действий (в т.ч. контрольно-оценочных), умение работать по образцу. | nготовность к принятию новой социальной позиции; nвозникновение личного сознания, внутренняя позиция школьника; nположительное отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе; nвозможность принять точку зрения другого; nусвоение социальных норм поведения, наличие первичных этических инстанций; nсоподчинение мотивов, уменьшение импульсивности эмоциональных реакций; nстремление к общественно-значимой деятельности; nстановление самооценки и осознание своих переживаний. | nпроизвольность поведения и регуляции деятельности; nпринятие роли, развитие правилосообразного поведения. |
Задания и вопросы для самоконтроля:
Ведущим видом деятельности дошкольника является: | ||
а) | изобразительная деятельность | |
б) | непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым | |
в) | сюжетно-ролевая игра | |
г) | командная игра | |
Найдите соотношение между периодом развития и особенностями игровой деятельности: 1.младший дошкольный возраст 2. средний дошкольный возраст 3. старший дошкольный возраст | ||
а) | ребёнок играет в одиночку, воспроизводя действия взрослых, которые наблюдает в жизни | |
б) | конструкторская игра превращается в трудовую деятельность, в которой ребёнок строит что- то полезное | |
в) | игры являются совместными, в которых главное – это имитация определённых отношений между людьми | |
Чаще всего в …. возрасте ребенок играет в одиночку, воспроизводя действия взрослых, которые он наблюдает в жизни | ||
а) | среднем дошкольном | |
б) | младшем дошкольном | |
в) | старшем дошкольном | |
г) | дошкольном | |
Воссоздание ребенком деятельности, при которой из нее выделяются собственно ее социальная, человеческая суть, ее задачи и нормы отношений между людьми – это… | ||
а) | все ответы верны | |
б) | рисование | |
в) | игра | |
г) | занятие танцами | |
В структуру игры входят такие элементы как.. | ||
а) | роль и ролевые действия, правила | |
б) | сюжет и содержание, игрушки и и мотивы | |
в) | игровые условия, роль, правила | |
г) | правила, роль, игровые действия, сюжет и содержание | |
Доказательством того, что именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, может служить… | ||
а) | развитие мотивационной сферы ребенка в игре | |
б) | формирование детского общества в игре | |
в) | развитие психических процессов ребенка в игре | |
г) | все ответы верны | |
Виды игры появляются в детской жизни в такой последовательности (установите логику): | ||
а) | сюжетно-ролевая | |
б) | предметно-манипулятивная | |
в) | игра с правилами | |
Соотнесите названия компонентов игровой деятельности и их психологическое содержание: 1. игровые действия 2. сюжет игры 3. содержание сюжетно-ролевой игры | ||
а) | сфера действительности, которую отражают дети в своих играх | |
б) | действия, свободные от операционально-технической стороны, действия со значениями | |
в) | то, что выделяет ребенок и воспроизводит как основной элемент деятельности или отношения взрослых | |
Графическая форма, в которой дети изображают предметы при рисовании, обусловлена… | ||
а) | все ответы верны | |
б) | имеющимися графическими образами | |
в) | двигательно-осязательным опытом, полученным при взаимодействии с предметами | |
г) | зрительными впечатлениями от предмета | |
Центральным новообразование дошкольного возраста, с точки зрения Л.И. Божович, выступает: | ||
а) | внутренняя позиция школьника | |
б) | речь | |
в) | чувство взрослости | |
г) | рефлексия | |
Ситуацию, когда в дошкольном возрасте одни мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем другие, называют… | ||
а) | соподчинение мотивов | |
б) | лестницей мотивов | |
в) | мировоззрением | |
г) | структурой мотивов | |
Восприятию дошкольника присущи: | ||
а) | внешние ориентировочные действия нового типа — примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам | |
б) | аффективная окрашенность последующего действия | |
в) | сенсорные эталоны | |
г) | представления о свойствах предметов | |
Соотнесите период дошкольного детства, форму общения и ее психологическое содержание: 1. 3 - 5 лет 2. 6 - 7 лет | ||
а) | внеситутативно-познавательная форма общения | |
б) | внеситутативно-личностная форма общения | |
I | потребность в познании себя и других, личностные мотивы и речевые операции | |
II | потребность в уважении, познавательные мотивы и речевые операции | |
Внутреннее содержание кризиса 7 лет: | ||
а) | разрушение старой социальной ситуации развития и складывание новой | |
б) | противоречие между возможностями ребенка и системой требований к нему со стороны окружающих взрослых | |
в) | отмирание новообразований предыдущего периода | |
г) | изменение позиции ребенка в системе общественных отношений | |
Новообразование кризиса 7 лет: | ||
а) | упрямство, кривляние, познавательная активность | |
б) | строптивость, капризность, агрессивность | |
в) | обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни | |
г) | негативизм | |
Симптомами кризиса 7 лет являются… | ||
а) | потеря непосредственности, манерничание, симптом «горькой конфеты» | |
б) | разделение единой социальной ситуации «Мы», инициатива ребенка во взаимодействии со взрослыми | |
в) | негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых | |
г) | негативизм, упрямство, доминирование детской компании, ведение дневника | |
Внутренняя позиция школьника представляет собой: | ||
а) | субъективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых | |
б) | объективное отражение субъективной системы отношений ребенка с миром взрослых | |
в) | объективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых | |
г) | субъективное отражение субъективной системы отношений ребенка с миром взрослых | |
Установите соотношение между видами психологической готовности к школе и их содержанием 1. интеллектуальная готовность 2. личностная готовность 3. социально-психологическая готовность | ||
а) | умение общаться со сверстниками и взрослыми | |
б) | определенный уровень развития мыслительных процессов, речевого развития, познавательная активность | |
в) | произвольность поведения, соподчинение мотивов, волевые качества | |
Психологическая готовность к школе — это: | ||
а) | совокупность знаний, умений и навыков ребенка | |
б) | стремление ребенка к новому социальному положению | |
в) | сложное образование, включающее высокий уровень развития интеллектуальной и мотивационной сферы, произвольности | |
г) | определенный уровень развития познавательной сферы ребенка и его интересов | |
Для диагностики психологической готовности к школьному обучению используют … (несколько ответов) | ||
а) | графический диктант Д.Б. Эльконина | |
б) | тест на самоконтроль | |
в) | методику «Моя семья» | |
г) | тест Бине-Симона | |
д) | методику Керна-Йерасека |
Лабораторная работа 4 (4 часа)