Iii. вокально-хоровой анализ
План развернутого анализа хоровой партитуры
I. Историко-стилистический анализ
- Жизнь и творчество композитора и поэта.
- Общественно-исторические условия, в которых создавалось произведение и
которые нашли в нем отражение.
- Типичные черты хорового письма композитора.
4. Анализ содержания (основная идея, образы и тема, положенные композитором в основу данного хора).
Если это произведение часть кантаты или оперы, дать оценку всего цикла, его идеи, основных художественных образов, определить место и значение хора в крупной форме, его тему, сюжет.
Если музыкальное произведение является обработкой народной песни или переложением инструментального сочинения, то нужны сведения об авторе обработки.
- Связи и аналогии данного произведения с другими.
II. Музыкально-теоретический анализ
- Музыкальная форма, жанр произведения (гимн, серенада, колыбельная, песенно-романсовые интонации, хоровая миниатюра, оперно-хоровой жанр, хоровая обработка, переложение).
- Склад изложения (гомофонно-гармоническая, полифонический, смешанный). Варианты гомофонно-гармонического склада (мелодический, мелодико-гармонический, гармонический гомофонный).
- Ладотональный план (мажор, минор, отклонения, модуляции, особенности гармонического языка).
- Метроритм (особенности ритмического рисунка в хоровой части и инструментальном сопровождении). Размер (простой, сложный, смешанный, переменный, несимметричный).
- Темп и его изменения, терминология, динамика.
- Анализ мелодии (соотношение скачков и плавного движения голосов, подъемов и спадов, поступательное движение и длительное пребывание на этой высоте, распевность или прерывистость).
Образно-эмоциональный смысл интонации мелодии (задержания, интонации вздоха, ритмическое оформление, наличие полутоновых интонаций, увеличенных интервалов, опевание звуков).
Вид мелодии (лирическая, драматическая, «угловатая», «застывная», сумрачная, мужественная, волевая, элегическая, стонущая, мягкая, утонченная и другие).
- Гармонический анализ.
- Роль сопровождения в раскрытом содержании (дублирование хоровых голосов, гармоническая поддержка, обогащение партитуры, варьирование инструментального вступления и заключения, создание эмоционального и психологического настроя).
III. Вокально-хоровой анализ
- Тип, вид и состав хора.
- Диапазоны и тесситура хоровых партий (роль различных партий, тесситурные и динамические соотношения между голосами).
- Тип звуковедения (легато, стаккато, нон легато). Наличие различных тембровых эффектов (пение закрытым ртом, глиссандо, как «эхо»).
- Дыхание (общехоровое, цепное, по партиям). Расстановка цезур, смены дыхания, акценты, паузы, ферматы.
- Ансамбль, строй, дикция, интонация. Анализ вокально-хоровых трудностей: горизонтальный (мелодический), вертикальный (гармонический) строй:
- ладовая определенность мелодии;
- гармоническое окружение звуков мелодии;
- интонирование сиупеней гаммы в различных темпах, разной тесситуре и динамике;
- чистота аккордовых созвучий.
Основные интонационные трудности:
- интонирование мелодии в высоком регистре и подвижном темпе;
- поступенный ряд больших секунд (б2);
- полутоновые интонации;
- хроматические последовательности;
- альтерирование ступеней;
- ряд кварто-квинтовых скачков;
- увеличенные и уменьшенные интервалы;
- отдельные вступления партий;
- исполнение органного пункта;
- внезапная смена тональностей;
- исполнение энгармонизмов;
- октавные унисоны.
Ритмические трудности:
- исполнение в смешанных или переменных размерах;
- смена группировки длительностей в такте;
- исполнение пунктирного ритма;
- затактовые шестнадцатые;
- исполнение триолей, синкоп, квинтолей, септолей.
Дикционные трудности:
- правильное формирование гласных;
- четкое и ясное произношение согласных;
- отнесение согласной, оканчивающей слог к следующему слогу;
- интонирование звонкой согласной на высоте следующей за ней гласной;
- одновременное и четкое произношение согласных в конце слова;
- большое количество шипящих и свистящих звуков;
- сочетание в одном слове и рядом стоящих словах двух одинаковых или сходных по произношению гласных;
- многобуквенные слоги (солнце, сердце, поздно);
- несовпадение метрического акцента музыкального и логического ударения слова;
- хоровые скороговорки.