Раннее детство.(от года до трех)
1.Автономная речь как средство общения обращена к другому,но лишена постоянных значений, что требует ее преобразования в форму, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой.
2.Манипуляции с предметами должны смениться деятельностью с предметами по их общественно закрепленному назначению.
3.Из только осваивающего, самостоятельное передвижение в пространстве, существа ребенок должен превратиться в существо, для которого ходьба - лишь средство для достижения других целей, а не самостоятельное действие.
Соответственно, три важных новообразования раннего детства - речь, предметная деятельность и ходьба.
Дошкольное детство (от трех до шести)
Развитие личности связано с нарастанием произвольности поведения, освоением ряда нравственных норм, психосексуальной идентификацией, обретением адекватной и устойчивой самооценки, проявлением элементов социальной и личностной рефлексии, развитие высших чувств, дифференциацией внешнего и внутреннего мира.
Младший школьный возраст (от 6-7до 9-11 лет)
Ведущей деятельностью является учение.
Младший школьный возраст включает в себя важный период возрастного развития ребенка, при котором он совершает буквально скачок из недостаточно владеющего своим телом и психикой ребенка во вполне сформировавшегося с развитыми физическими качествами и сложившейся конституцией.
Развитие мелких мышц верхних конечностей ускоряется в 7 летнем возрасте. Ребенок приобретает к этому возрасту способность к тонким и точным движениям пальцами рук.
Функциональная зрелость мышечных тканей происходит к 7-8 годам. Ребенок достаточно четко координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений.
К 7-8 годам заканчивается полное сращение тазовых костей. В этом возрасте появляются предпосылки для выполнения сложных моторных актов.
6.Подростковый возраст (9-11-14-15)
Центральным и специфическим новообразованием является чувство «взрослости» - возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым.
Активный период развития физических, интеллектуальных качеств, перестройка мотивационной сферы, личной сферы, самосознания.
Юность(14-15-17-18)
В этом возрасте имеют место значительные биологические изменения индивида. Происходит окостенение фаланг пальцев ног, а несколько позже - фаланг пальцев - рук. Начинают падать темпы роста длины тела, а его пропорции приближаются к пропорциям взрослых. Без специальной тренировки способность к овладению сложной координацией движений развивается до 14 лет, максимальный рост силы-до 15 лет, быстрота движений-до 15 лет, уровень скоростно-силовых качеств-16-17.
В 14 лет организм школьников еще находится в состоянии формирования и развития, у них быстрее наступает утомление, менее устойчиво внимание, они в большей мере реагируют на различные раздражители, чем даже младшие школьники. Новообразование интеллектуальной сферы - развитие абстрактного мышления, философской рефлексии, тяга к абстрагированию, обобщению. Центральное психологическое образование-становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».
7. Личность и её формирование в процессе занятий спортом.
Основные понятия по теме – личность, индивид, индивидуальность.
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
Индивид- это человек, являющийся своеобразным представителем других живых существ, и отдельный представитель человеческой общности.
Индивидуальность – это то, что определяет главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих.
Модель личности спортсмена – это искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа, отражающий структуру изучаемого предмета.
Модель личности спортсмена состоит из шести основных структурных компонентов, показывающих основные направления исследования личности спортсмена: поведенческий, мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой, коммуникативный, гендерный.
Каждый из компонентов, в свою очередь, имеет по три модельные характеристики, представляющие конкретные психологические качества.
Поведенческий компонентхарактеризует внешние условия психической деятельности. Он включает: тип нервной деятельности, темперамент и характер.
Мотивационный компонент характеризует внутренние условия психической деятельности, побуждающие спортсмена к достижениям. Он состоит: из интереса к виду деятельности, уровня притязания и ценностных ориентаций.
Интеллектуальный компонент обеспечивает понимание своего вида спорта, эти качества способствуют овладению его техникой и тактикой. Содержит следующие модельные характеристики: психомоторику, специализированные восприятия, оперативную память, внимание, мышление.
Эмоциональный компонент обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль спортивной деятельности. Включает модельные характеристики: эмоциональную устойчивость, психическую саморегуляцию, волевые качества.
Коммуникативный компонент характеризует отношение людей в спорте: отношение к тренеру, отношение к партнерам, к соперникам.
Гендерный компонент показывает, как спортсмены выражают свою индивидуальность. Включает следующие качества: маскулинность, фемининность, андрогинию.
Спорт формирует человека как личность в не меньшей степени, чем учебная деятельность и трудовая деятельность. По данным психологов, спортсмены имеют большую выраженность таких свойств личности как: властность, стремление к доминированию; стремление производить хорошее впечатление, стремление добиться высокого социального статуса, стремление к достижениям, настойчивость, общительность, самоуважение, уверенность, коллективизм, удовлетворенность жизнью, ответственность, дружелюбие, чуткость, терпимость, заботливость, зависимость, самоконтроль, гибкость в поведении, тревожность, агрессивность.
Агрессия– это поведение, при котором преследуется цель причинить людям физический и моральный ущерб или ограничить их желания. С этой точки зрения спорт уже по своей состязательной сути агрессивен, так как спортсмены на соревнованиях стремятся ущемить стремление других к победе. По мнению ряда ученых, соревнование – это отрегулированное правилами агрессивное поведение, это агрессивность, выражаемая в социально-неопасной форме. Часто понятие «агрессивность» заменяют понятием «спортивная злость».
Агрессия может быть прямой физической (драка), прямой вербальной (перебранка), косвенной физической (удар ногой по штанге, удар ракеткой по земле), косвенной вербальной (негативные высказывания спортсмена по поводу тренера за его спиной). Агрессия может быть преднамеренной (защитник специально бьёт нападающего по ногам с целью прервать атаку или вывести соперника из строя), спровоцированной (ответ нападающего защитнику).
Агрессивность – это сложное свойство личности, проявляющееся в готовности (предпочтении) человека решать конфликтные ситуации с помощью агрессивных действий.
Различная выраженность агрессивности у представителей разных видов спорта может быть обусловлена двумя причинами: либо специфика вида спорта такова, что способствует развитию агрессивности спортсменов, либо лица, имеющие высокую природную агрессивность, выбирают для занятий те виды спорта, в которых можно реализовать свою агрессивность.
Тревожность– это черта личности, проявляющаяся в тенденции испытывать беспокойство и опасения вообще и в частных случаях без серьёзного повода. В ряде исследований было выявлено, что спортсменки характеризуются высоким уровнем тревожности, превосходящим норму. Возможно, это связано с соревновательным периодом в жизни спортсменок, так как известно, что чем ближе соревнование, тем выше тревожность спортсменов. Агрессивность и тревожность определяют успешность выступления на соревнованиях.