Ощущение вины, совесть
Эмоции, расположенные в одной строке, Изард считает вызванными одним и тем же физиологическим механизмом, то есть, вариацией одной и той же эмоции.
Таким образом, он исходит из того, что существуют десять базовых эмоций, а все остальные чувства и ощущения, которые испытывает человек, являются лишь сочетанием в различных вариантах базовых эмоций.
Для того чтобы сориентироваться во всем многообразии эмоций, Изард указывает основные критерии для определения того, что данная эмоция действительно является базовой.
1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Проясню пункт первый. Специфический термин "субстрат" переводится с латыни на русский язык как "основа". Все очень просто, Изард утверждает, что каждая базовая эмоция имеет в своей основе процесс в нервной системе.
Далее, Изард указывает, что базовые эмоции некоторым образом связаны между собой и это выражается в том, что существуют пары противоположных эмоций:
"Очевидно, что есть эмоции, прямо противоположные друг другу. Радость и печаль, гнев и страх - это наиболее распространенные примеры полярности. Можно рассматривать в качестве противоположных и такие эмоции, как интерес и отвращение, стыд и презрение".
Такое состояние как спокойствие, Изард к эмоциям не относит, очевидно, потому, что спокойствие он считает нормальным состоянием, которое не является специфическим переживанием. В противном случае, он, конечно же, в качестве противоположных пар мог привести такие эмоции как гнев и спокойствие. А противоположностью страха является ощущение безопасности. Противоположным состоянием интересу, можно было бы назвать его отсутствие - безразличие, а парой к отвращению - желание. На мой взгляд, более подходящей парой к радости было бы горе, а более подходящей парой к печали - веселье, эмоция внешне похожая на радость, но качественно отличающаяся от нее.
При знакомстве с теорией дифференциальных эмоций, у меня сложилось ощущение, что Изард изначально принял допущение, о том, что в основе любой эмоции лежит определенный физиологический механизм, а уже затем стал подбирать десяток эмоций, которые бы подошли под нужные требования. Сочетание нескольких фундаментальных эмоций Изард называет сложными эмоциями:
"Хотя целью данной работы является обоснование дискретности эмоций, каждой из которых будет посвящена отдельная глава, в жизни каждого человека бывают моменты, когда он одновременно переживает несколько эмоций. Бывает так, что одна эмоция побуждает его делать одно, а другая диктует ему нечто противоположное"
В своей работе Изард приводит целый ряд примеров сложных эмоций, которые он выводит как сочетание двух и более базовых эмоций:
"Когда человек сталкивается с неизвестным (потенциально возбуждающим, потенциально опасным) объектом или оказывается в новой ситуации, его интерес может трансформироваться в страх. Точно так же презрение, смешанное с радостью и возбуждением, вызывает воинствующий энтузиазм".
"сочетание эмоций интереса и страха, ассоциированное с представлением о том, что риск, преодоление опасности содержат в себе элемент игры, развлечения, приводит к формированию такой аффективно-когнитивной ориентации или личностей черты), как жажда приключений. Однако сочетание интереса и страха может быть связано с риском, заключенным в исследовательской деятельности, - в таком случае аффективно-когнитивной ориентацией человека будет любознательность".
Я согласен с тем, что человек действительно может испытывать смешанные эмоции, но система, которую предлагает Изард меня не убеждает, слишком много натянутых объяснений подогнанных под заранее заданную концепцию. Тем не менее, в работе Изарда встречается большое количество дельных мыслей, интересных идей и описаний отдельных эмоций. Одна из них заключается в том, что нет эмоций "плохих" и "хороших", все эмоции весьма функциональны и в определенных ситуациях полезны:
"несмотря на обывательское деление эмоций на положительные и отрицательные, истинный знак конкретного эмоционального переживания можно определить только с учетом общего контекста".
"Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна, и все-таки понятия положительное, отрицательное, позитивное и негативное в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще - защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами".
"Так, обычно относимый к разряду негативных эмоций страх (например, боязнь авиаперелетов, антибиотиков, школы) чаще всего действительно имеет вредные последствия. Но такая позитивная эмоция, как любопытство, может сопутствовать самым разным видам деятельности - от сексуального насилия до художественного творчества".
Другая идея состоит в том, что человек постоянно испытывает определенные эмоции, но не обращает на них внимания и не осознает этого:
"эмоция постоянно присутствует в сознании, постоянно влияет на восприятие и поведение".
"Думается, что эти неосознаваемые мотивы можно интерпретировать либо как эмоциональные переживания, которые человек не в состоянии обозначить словами, либо как очень слабые переживания, либо как переживания, не попавшие в фокус внимания".
Это означает, что любое стремление, любое намерение человека, связано с определенной эмоцией, пусть даже небольшой интенсивности.
"Эмоции играют первостепенную роль в мотивации. Любой мотив можно рассматривать как комбинацию мысли и чувства".
Так, что люди, которые считают, что действуют, подчиняясь строгой логике, а не эмоциям, просто не осознают влияние эмоций на свое поведение. Часто, за отсутствие эмоций принимается умение их скрывать или врожденная манера не проявлять свои эмоции мимикой и поведением. Любое отношение к объекту, положительное или негативное, это уже эмоция, пусть даже она не проявляется ярко и не вызывает отчетливых ощущений.
Эмоциональность Изард считает неотъемлемой составляющей личности любого человека:
"Личность - это результат сложного взаимодействия шести систем: гомеостатической, побудительной (система драйвов), эмоциональной, перцептивной, когнитивной и моторной. Каждая система до некоторой степени автономна и независима, и одновременно каждая из систем некоторым образом соотносится с остальными".
Разберемся в использованной в данном утверждении терминологии. Гомеостатическая система, это сложный механизм, поддерживающий жизнедеятельность организма, его выживание. В числе многих частями этого механизма являются эндокринная и сердечно-сосудистая системы. От работы этой системы в значительной степени зависит состояние здоровья человека. От нее зависит уровень давления крови, уровень гормонов и вообще вся химия организма. Когда человек здоров, его настроение определяется только внешними факторами, а вот когда гомеостатическая система не справляется со своими функциями, внимание человека направляется на свое тело и его эмоции попадают в зависимость от здоровья.
Побудительная система, или система драйвов, это механизмы, сигнализирующие об определенных потребностях организма, таких как голод, жажда, усталость, потребность в сексе или болевые ощущения:
"физиологические потребности, или нужды, составляющие базу всей животной жизни".
Перцептивная система, это система восприятия и построения образов в сознании человека. В нее входят зрение, слух, тактильные рецепторы, органы поддержания равновесия, но, самое главное, это механизмы позволяющие обработать всю поступающую информацию.
Когнитивная система (от англ. cognition - знание), это механизмы позволяющие понять поступающую информацию и на ее основе сделать определенный вывод.
Моторная система включает в себя механизмы, управляющие мышечной системой, движением человека и выполнением им самых различных действий.
Обратите внимание на то, что все вышеперечисленное Изард называет факторами, определяющими личность человека. И это не случайная оговорка, это его научные убеждения.
Эмоциональная система, по Изарду, это такое же механическое образование, как и все остальные перечисленные выше системы::
"Лишь одна из теорий, объясняющих механизмы возникновения эмоций, не противоречит эмпирическим данным. Ее суть состоит в следующем: воспринятый извне перцептивный образ служит инициатором бессознательного процесса, в ходе которого происходит мобилизация неосознаваемой индивидом инстинктивной энергии; если эта энергия не может найти себе легального приложения (в том случае, когда инстинктивные требования конфликтны), она выплескивается вовне через другие каналы в виде непроизвольной активности; разные виды такой активности - эмоциональная экспрессия и эмоциональное переживание - могут проявляться одновременно, поочередно или независимо друг от друга: открытое проявление инстинктивного влечения табуировано культурой, и потому человеку присущи постоянные эмоциональные разрядки различной интенсивности; в результате этого психическая жизнь человека насыщена не только описанными в учебниках чистыми эмоциями, такими как ярость, страх и т.п., но и широким спектром иных эмоций, от самых интенсивных до умеренных, конвенциональных, интеллектуально- рафинированных".
Вообще, термин "инстинктивная энергия" впечатляет, тем более, что о природе этой энергии никаких пояснений не дается. Можно только предполагать, что имеется в виду электрическая или химическая энергия, направляемая на удовлетворение инстинктов.
"Теория дифференциальных эмоций определяет эмоцию как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и чувственно- переживательный аспекты. Нейрофизиологический аспект эмоции определяется главным образом в терминах электрохимической активности центральной нервной системы. Лицевые нервы, мышечная ткань и проприоцепторы лицевой мускулатуры также задействованы в эмоциональном процессе. Предполагается, что эмоция - это функция соматической нервной системы (которая управляет произвольными движениями) и что соматически активированная эмоция мобилизует вегетативную нервную систему (которая регулирует деятельность внутренних органов и систем, состояние тканей организма), а та в свою очередь может подкрепить и усилить эмоцию".
Согласно Изарду, система эмоциональная и система логического мышления ( когнитивная) это две независимые друг от друга системы, которые могут в некоторых случаях взаимодействовать и тогда возникает эмоциональная связь между определенным образом и определенной эмоцией:
"Когда эмоция возникает как отклик на конкретный ментальный образ, будь то символ, понятие или мысль, можно говорить о возникновении связи между чувством и мыслью, или об аффективно-когнитивной структуре. У взрослого человека эмоции очень часто связаны с ментальными образами, и потому мне представляется необходимым акцентировать внимание на этом тезисе: регулярное возникновение определенной эмоции в ответ на определенный образ в конце концов приводит к формированию аффективно-когнитивной структуры. Сразу же замечу - при всей важности когнитивной составляющей этого союза, при всей ее кажущейся приоритетности по сравнению с аффективным компонентом, именно вторая составляющая, то есть эмоция, обеспечивает мотивационный заряд структуры".
А взаимодействие двух разных структур предполагает, хотя бы отчасти, конкуренцию между ними, то есть ситуацию, когда одна из систем подавляет другую. А это означает, что при всем том значении, которое Изард придает эмоциям, он по-прежнему противопоставляет эмоции и логическое мышление.