Поведение оратора во время доклада
Когда вы взойдете на кафедру, на вас устремится множество глаз. Поэтому внешний облик оратора, его поведение имеет первостепенное значение для настроения аудитории, для установления контакта и восприятия выступления.
Взойдя на кафедру, не забудьте сообщить название темы доклада. Можно это сделать с помощью следующих слов «Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предоставляется доклад на тему…». Закончить доклад целесообразно словами «Это все что мне хотелось сообщить Вам по данной теме. Спасибо за внимание». Эти слова как бы подводят итог вашему выступлению и помогают избежать той неловкой паузы, которая образуется, когда вы произносите последние слова своего выступления.
Волнение пройдет вскоре после того, как вы начнете говорить, а так как первые фразы вы заучили, то основная забота состоит в том, чтобы не выпалить их сразу, а произнести членораздельно и достаточно громко. Кстати, начинать можно с небольшой акцентированной паузы. Вообще, чтобы знать как вы укладываетесь в отведенное для вашего доклада время, необходимо чтобы перед вами лежали часы. Тогда это позволит вам регулировать темп вашего выступления. Не делайте страшного лица, напротив, подарите слушателям легкую улыбку. Вообще же театральность, всякие маски нарочитой торжественности или строгости, веселья или развязности - неуместны.
Многие полагают, что оратор должен стоять на кафедре неподвижно. Большинство выступающих страшится сойти с места. Одни держатся за конспект, другие - стесняются, а многие просто не знают, что выходить из-за кафедры можно и что это совсем не плохо.
Целесообразно делать это при каждой возможности. Нужно ходить не только возле доски, если вы пользуетесь ею, чтобы всем было видно написанное, но и подходить вплотную к тому плакату, на который вы ссылаетесь, а то и просто сойти с кафедры, постоять или неторопливо пройтись и произнести несколько фраз на ходу. Это уже высший класс, полезный для дела - выступление оживляется. Известно, что В.И.Ленин часто выходил из-за кафедры к слушателям и большая часть его выступлений проходила в движении.
Еще одной распространенной ошибкой студентов во время доклада является, то что они так увлекаются пояснениями к изображенным на доске иллюстрациям, что поворачиваются спиной к аудитории. Другой распространенной ошибкой является использование указательного пальца вместо указки. Если указка отсутствует, то в качестве нее может быть использована ручка, карандаш, кусок мела и т.п.
2.8.3 Об ораторском искусстве
Работа докладчика требует специальных знаний, кропотливого сбора материалов и его глубокого анализа, тщательной подготовки выступления, продумывания, как высказать мысли понятными фразами, логично, аргументировано.
Такая речь должна быть грамматически правильной, четкой, живой и достаточно громкой, идти в спокойном повествовательном тоне. Конечно, талант и одаренность оратора ценились и будут цениться всегда. Выражение им личных чувств - воодушевления, искренней увлеченности - делают выступление особенно интересным. У одних это все от рождения, другие достигают того же систематической работой над собой.
Хорошо, если своим выступлением вы кого-то заинтересуете, увлечете, может быть, в чем-то убедите или переубедите. Но убеждение слушателей достигается не столько чувствами, сколько доказательными, разумными доводами. Поэтому слова, докладчика должны быть преимущественно значащими, адекватными существу вопроса, произноситься просто, без театральности.
Есть особенности более существенные для практики. Это общая устремленность к объективности и доказательности, с рациональным дроблением целого на четко анализируемые элементы, предметность, точность, однозначность и сжатость выражения мысли за счет использования понятийного аппарата, известных терминов, установившихся рациональных форм, оборотов и аббревиатур, не явных, но подразумеваемых и домысливаемых положений и подробностей, удаление вспомогательных и неинформативных слов, использование многих обычных слов в специальном смысле, и все это в органической связи с цитатами, математическим аппаратом, условными обозначениями и символами, графическим и табличным материалом.
Опытный докладчик излагает свои доводы неторопливо, а в особо сложных местах делает паузы, чтобы слушатели успевали все понять, а если нужно, то и записать. Докладчик расчетливо чередует трудный материал с более простым, сознательно идет на повторы, приводит дополнительные объяснения формул и графиков, терпимо относится к уточняющим вопросам сместа по ходу изложения.
Заметим, что использование иллюстративных материалов не только улучшает понимание вопроса и экономит время, ноеще и подключает к слуху зрение, что способствует прочности усвоения (напомним, что примерно 60% относится к визуальному типу и только 2% к аудиальному).
Чтобы полноценно передать аудитории трудную для восприятия информацию очень важно внутреннее органическое желание докладчика вести рассказ не вообще, в пространство, а людям, сидящим в аудитории, как собеседникам. Личная заинтересованность, искреннее устремление к слушателям передается очень, легко. Больше того, тут же устанавливается обратная связь и докладчик ощущает, как его воспринимает зал. На однойиз страниц "Скучной истории" А.П.Чехов сравнивает аудиторию с многоголовой гидрой, которую докладчик должен победить и очень тонко повести за собой, уговорив все сто пятьдесят голов!
Условиями образования обратной связи являются личная увлеченность выступающего предметом сообщения, глубокое владение материалом. Когда такой специалист говорит и одновременно думает о существе вопроса, то внешне он может казаться абсолютно спокойным. Речь течет плавно, на лице - ни тени волнения, а то и улыбка. Но в действительности выступающий находится в сильнейшем напряжении. Отдельные "головы" выступающий может быть и видит, но не различает и разговариваеткак бы с одной коллективной головой, с аудиторией. И аудитория увлекается.
Для начинающих докладчиков можно посоветовать один простой прием. Так как невозможно поддерживать зрительный контакт с большим количеством людей, составляющих аудиторию, то можно выделить из нее одного внимательно слушающего человека или небольшую группу людей и поддерживать визуальный контакт с ними. Это позволит вам отслеживать реакцию аудитории на ваше выступление.
Говорить надо ясно и заботиться о понимании. Мы уже отмечали, что желательно делить доклад на части, отдельные вопросы. Вообще нужно как-то выделять, подчеркивать окончание одного подраздела и начало следующего. Однако внутри такого подраздела желательная насыщенность информацией и предельная последовательность изложения. Предупреждайте слушателей о подходе к трудномуили особо важному вопросу. При каждой возможности следует переходить от описания объектов в статике к динамике, процессам, эволюции, функциональным взаимосвязям, тогда слушателю интересно, понятно и он следит за мыслью докладчика, не отвлекаясь.
Иногда понимание совсем нового материала происходит постепенно по мере привыкания и повторных рассмотрений тех же вопросов с различных точек зрения.
Некоторые докладчики с целью привлечения внимания аудитории применяют развлекательные материалы, не имевшие прямого отношения к теме доклада. Рассказывают всякие истории, анекдоты. Здесь очень важно соблюдать меру, притом минимальную, особенно в отношении юмора.
Падение интереса провоцируется неоправданными повторами, длиннотами, многословием при объяснении какой-то трудности, сообщением банальных истин, уже известных данных, плохо аргументированными или бездоказательными положениями, плохой подготовкой к выступлению, небрежно исполненными иллюстративными материалами, а также замедленным темпом речи, ее вялостью, обилием специальных терминов.
Кстати, слишком быстрая или бурная речь тоже нехорошо: слушатель не успевает осмысливать сказанное и постепенно отключается от восприятия доклада.
Поддержанию внимания слушателей способствуют все мероприятия, направленные на нарушение монотонности. Нужно равномерно распределять демонстрацию иллюстративных материалов, время от времени можно обращаться к кому-нибудь из слушателей с вопросами («Все понятно?», «Я не ошибся?» и т.д.), менять темп и громкость речи, больше перемещаться у доски, выходить к слушателям из-за кафедры.
Тезаурус докладчика
Тезаурус - это система смыслового запаса слов, которую вы используете в своей деятельности.
В речи докладчика неточностьвыражения мысли замечается сразу. Нужно выбирать самые подходящие слова, особенно научные термины. Не допускайте разнобоя терминов в одном и том же докладе. При малейшем сомнении в толковании термина, сообщайте слушателям ваше понимание и не отходите от него на протяжениивсего выступления.
Если смысловые значения слов эквивалентны, отдавайте предпочтение более простым, по возможности - русским и установившимся международным.
По ходу изложения меньше используйте цеховые жаргоны, избегайте вульгаризмов - речь должна быть строгой, предельно правильной. Однако в связках и высказываниях от себя вполне возможны оживляющие упрощенные даже бытовые слова и обороты.
Старайтесь меньше повторять одни и те же слова в смежных предложениях. Если вы сказали "производить", то в следующих фразах можно использовать "выпускать", "изготовлять", "делать". Для слуха могут быть неприятны даже одинаковое слоги или шипящие звуки соседних слов, поэтому лучше их заменить или перестроить фразу.
Над своим тезаурусом нужно работать постоянно. Не пропускайте услышанных или прочитанных слов, которых вы обычно не употребляете или не знаете. Уточняйте их по словарям, выписывайте в тетрадку и время от времени перечитывайте.
Техника речи
Важный компонент выступления - дикция. Большинство людей способно говорить перед аудиторией довольно хорошо без всякой специальной речевой подготовки. Если же имеется необходимость в улучшении речи, то начинать не поздно никогда. Самое простое упражнение - это достаточно громкое чтение вслух, внятно и нарочито замедленно, с сознательно расставляемыми ударениями, выговариванием начала и окончания каждого слова. Очень полезно наравне с новыми текстами читать каждый раз одни и те же отрывки.
Если есть возможность, записывайте свои упражнения на магнитофоне и терпеливо прослушивайте, обращая внимание на произношение всех слов по отдельности и в связках.
Уточняйте по справочникам ударение и произношение слов во всех сомнительных случаях. Выписывайте эти слова в тетрадку. Попросите кого-нибудь из близких людей послушать вашу собственную речь с кафедры: не применяете ли вы непроизвольно слова-сорняки: "значит"', "вот", "ну", "так", "еще"', "это самое", "как раз" и т.д. Если вы об этом будете знать и последите за собой, то освободитесь от такого недостатка. Можно, например, расставить в конспекте условные значки-напоминания.
Труднее освободиться от непроизвольных звуков вроде "э-э-э", "а-а-а", мычания, глотательных движений. Известно, однако, очень действенное упражнение: нужно ежедневно декламировать наизусть один и тот же текст, странички на две, непрерывно меняя темп - с предельно ускоренного на очень замедленный и обратно.
Берегите голос. Не перенапрягайте его. Нередко оратор переходит на крик с целью психологического воздействия, а если нет микрофона - то для повышения громкости. Тот же и еще лучший психологический эффект достигается чуть замедленной чеканкой слов. А хорошая слышимость - "полетность" звонкого звука – получается при его формировании в передней части рта и общей собранности оратора.
Интонация, жест, мимика
Одни и те же слова и фразы могут сделать речь лектора более выразительной и действенной, если рационально использовать интонацию, жестикуляцию и мимику.
Интонация делит речь на фразы и смысловые отрезки. Через темп, тон, ударение, паузы и продления интонация придает этим отрезкам повествовательное, повелительное, восклицательное или вопросительное значение и выражает различные эмоции. Малейшие изменения громкости, тональности и тембра голоса могут отвечать тончайшим оттенкам чувств докладчика, его отношению к предмету доклада, к аудитории. Речь становится рельефной.
О жестикуляции. Если не считать рабочих движений, например, руки, вооруженной мелом или указкой, то жест должен быть скупым (не следует слишком сильно размахивать руками), преимущественно естественно подчеркивающим и выделяющимнаиболееважные места речи. Нехорошо, когда докладчик переходит на бытовой характер речи и заменяет хотя бы и понятным жестом отдельные слова, образуя неполные предложения, так называемые эллипсисы.
Отучайтесь от вредных жестов. В одном старинном руководстве по ораторскому искусству так и написано: "Приличие запрещает грудь и брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подергивать, губы выпячивать, пуговицы теребить".
Но больше всего достается носу и ушам оратора... Опять же - последите за собой.
Что касается мимики, то это самый трудный элемент паралингвистики. Докладчик использует мимику исключительно в целях выразительности речи.
Если есть возможность, попросите сфотографировать вас или заснять на видео. Даже если увидите себя на нескольких отдельных фотографиях в статике, то получите представление, что вы за фигура на кафедре.
Вопросы и ответы, консультации
Вопросы - это показатель заинтересованности слушателей, действенности выступления.
Допускать ли прерывать себя и тут же отвечать на вопрос - зависит от докладчика. Одни этого не переносят, другие радуются активности слушателей.
Отвечать на вопросы нужно конкретно и коротко. Исключение составляют вопросы, на которые вы сами хотели ответить подробно.
Если вы совершенно не знаете ответа на вопрос по теме, то лучше так и сказать "не знаю". Но это крайний случай, это ЧП. Как это вы, специалист, ничего не знаете? Посоветуйте хотя бы, что прочитать, к кому обратиться. Попросите задавшего вопрос подойти по окончании занятия, поговорите с ним, пообещайте прояснить интересующий его вопрос.
На явно каверзные или несерьезные вопросы отвечайте в тон, но с достоинством, выдержанно, без резкостей. Если достаточно сильный или остроумный ответ не приходит в голову, то не выражайте огорчения или негодования, а улыбнитесь, чтобы все видели, сделайте отмахивающий жест рукой и перейдите к ответу на следующий вопрос. Доброжелательная аудитория все поймет, а недруги, скорее всего, успокоятся.
На узко специальные вопросы, представляющие интерес только для спрашивающего, лучше отвечать после доклада.
Работа с библиографией
Особое внимание следует уделить работе с библиографией. В процессе подготовки к написанию курсовых работ студенты должны приобрести навыки самостоятельного поиска и подбора необходимой литературы, глубокого осмысливания прочитанных источников в целях накопления и использования полученной научной информации для правильного освещения вопросов выбранной темы.
Все печатные источники можно разделить на следующие категории:
Учебники и учебные пособия в принципе не предназначены для функционирования в качестве научных источников. Они содержат нормативный (общеобязательный) учебный материал, предусмотренный программой соответствующего курса. В них едва ли удастся найти что-то с «переднего края науки»: в учебники включается то, что уже апробировано временем, стало классикой и превратилось в устоявшиеся научные представления. Однако если тема студенческой работы затронута в учебниках, следует знать, как и что там по ней написано. Кроме того полезно изучить список использованной при составлении учебника литературы.