Личность представляет собой системный объект
Ответы по психологии личности.
Основные понятия психологии личности: психология, психика, индивид, индивидуальность, личность. Многообразие феноменологии в психологии личности.
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Психика – форма активного существования отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их деятельности регулятивную функцию.
Индивид – 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.);
2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами
Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Неповторимость и уникальность свойств человка.
Личность – особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.
Психология личности – междисциплинарная наука, объектом изучения которой является человек.
Психологи до сих пор не могу точно определить личность. Одни говорят, что личность еще не родилась, так как личность – высокое звание, которого достойны единицы. Но большинство считает, что личность есть у каждого человека.
Причины многообразия феноменологии:
Уровень методологии
Различные школы и течения (какова позиция исследователя)
Следовательно,
Вопрос же о том, как, каким путем изучать личность в психологии, — это вопрос о методе в первоначальном значении этого слова, методе как пути познания.
Богатство феноменологии выражается в том, что
Многообразие проявлений личности может быть сведено к какому-либо одному психическому явлению
личность представляет собой системный объект
Асмолов.Многомерность феноменологии личности, междисциплинарный статус проблемы личности в человекознании и обществознании, объективный рост зависимости судеб исторического процесса от решений отдельной личности приводят к мысли о необходимости ее изучения в системе координат, задаваемых различными уровнями методологии науки.
В современной методологии и логике науки выделяется следующая общая схема уровней методологии:
1) уровень философской методологии
2) уровень методологии общенаучных принципов исследования
3) уровень конкретно-научной методологии
4) уровень методики и техники исследования.
Обращение к уровням методологии науки, прежде всего к уровню марксистско-ленинской методологии познания человека, продиктовано тем, что без понимания функций каждого из этих уровней психология окажется беспомощной при выделении эмпирической сферы фактов, относящихся к компетенции психологического изучения личности, решении задач междисциплинарного синтеза, мировоззренческой оценке представлений о природе личности. При изучении личности вне контекста уровней методологии науки психология личности рискует превратиться в бесперспективную погоню за точными ответами на неверно поставленные вопросы и заболеть болезнью коллекционирования фактов-«фантомов», рождающихся и умирающих в стенах лабораторий. Факты, безусловно, являются воздухом ученого. С них начинают движение классическая физика, химия, биология. В психологии личности те или иные факты не могут быть сами по себе оценены как проявление личности до тех пор, пока не выделена система координат, в которых ведется их изучение. Для того чтобы убедиться в этом, следует поставить вопрос о том, какие проявления относятся к сфере психологии личности, а затем описать различные феномены личности в повседневной жизни.