Целевые аудитории антинаркотической
Социальной рекламы
Соответственно социальная реклама может быть разделена по
целевым аудиториям, а именно: направленная на родителей и
направленная на самих подростков.
Родители. Задача социальной рекламы в данном случае —
постараться снять напряжение между родителями и детьми, на
помнить родителям о том, что их дети нуждаются во внимании
и понимании, заставить взрослого переоценить свою роль в
жизни ребенка, сделать общение между взрослым и ребенком
культурной нормой. Эффективными в данном случае будут таб
лоиды и видеоролики, содержащие короткие слоганы, обращен
ные к людям, у которых есть дети. Видеоролики должны быть
позитивными, эмоциональными и лаконичными, не перегруженными образами, достаточно яркими. Они должны вызывать только положительные эмоции и представлять идею необходимости участия взрослого в жизни ребенка как очевидный факт. Примером могут служить такие призывы, как: «Поговорите со своим ребенком!», «Ваш ребенок нуждается в Bad», «Ваш ребенок нуждается в заботе!» и т.п.
Подростки. Второй группой потребителей антинаркотической социальной рекламы являются сами подростки. Для того чтобы реклама была эффективной, она должна быть предельно деликатной и иметь информационный, объясняющий, а не запугивающий характер. Главной задачей для создателя такой рекламы является подборка образов, так как образная реклама в данном случае будет работать лучше всего: она хорошо воспринимается, легко запоминается и, если удается найти действительно яркий и насыщенный образ, вызывает целый ассоциативный ряд.
Антинаркотическая социальная реклама для подростков может быть нескольких видов:
• построенная на метафорах-аналогиях. Примером может служить американская реклама, в которой проведена аналогия между запекающимся при жарке яичницы белком и воздействием наркотиков на мозг человека;
• построенная на противопоставлении. Можно «сыграть» на стремлении каждого подростка быть принятым, социально успешным, показывая в рекламе подростков, которым удалось найти себя в других занятиях, но тут требуется тщательно продумывать концепцию видеороликов, чтобы стремление потреблять наркотики для подростка не приняло еще в большей степени форму социального протеста;
• обращение к подростковым авторитетам. С этой целью для съемок рекламных видеороликах привлекаются известные люди, музыканты, актеры, к мнению которых прислушивается молодое поколение. В такой социальной рекламе возможно использование императива в большей степени, чем в ее предыдущих видах. Она должна быть более конкретной, ясной, однозначной и простой.
Важно не показывать все атрибуты быта наркоманов, сам процесс приема наркотиков, так как происходит своего рода «романтизация» мира наркотиков, что ведет к обратному эффекту. Кроме того, социальная реклама не должна быть сильно шокирующей и отталкивающей, чтобы у подростков не возникло
внутреннего желания отвернуться от проблемы. В сознании человека проблема должна представляться как решаемая.
Приведем пример российской социальной антинаркотической рекламы, направленной на подростков.
Коммуникационная группа LBL выиграла открытый тендер, организованный Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, на разработку и проведение социальной рекламной кампании «Нет наркотикам!». Масштабная рекламная кампания прошла в ноябре -— декабре 2007 г. В ее рамках на центральных и других ТВ-каналах (Россия, НТВ, ТНТ, Рен-ТВ, ТВЦ, МУЗ-ТВ, МТУ, 2x2, ДТВ, Спорт, 7ТВ) и популярных радиостанциях размещались рекламные ролики (илл. 3.18) хронометражем' 30 и 15 сек (5).
Илл. 3.18. Кадр из телерекламы против употребления наркотиков
При подготовке этого проекта была проведена большая аналитическая работа по изучению поведенческих мотивов тинейджеров. В результате выяснилось, что подростки не боятся летального исхода или уголовной ответственности, к чему обычно апеллирует подавляющее большинство рекламных материалов на антинаркотическую тему. Оказывается, они боятся социального отчуждения, боятся выглядеть посмешищем в глазах своих друзей.
Поэтому при разработке креативной идеи было решено отойти от кричащих образов наркоманов и классических слоганов, которые обычно используются в таких рекламных кампаниях. Тинейджерам предлагалось взглянуть на эту проблему с другой точки зрения. В рекламном ролике создана гротесковая ситуация — собака из наркоконтроля выказывает свое неуважение
к тинейджеру, употребляяющему наркотики, и делает его посмешищем в глазах окружающих людей (илл. 3.19), В этой истории присутствует и драматический момент; герой теряет свою девушку, которая не хочет иметь ничего общего с наркоманом..
Илл., 3.19. Кадр из телерекламы против употребления наркотиков
Эта работа реализует синтез позитивного и негативного соци
ального воздействия, ориентированного на тинейджерскую
аудиторию. Сущность такого явления, как употребление наркоти
ков, затрудняет реализацию только позитивного воздействия, что
приводит к выстраиванию сложной сюжетной линии, в которой со
четаются ирония, гротеск и драма. Авторы сознательно отказыва
ются от банального запугивания, визуального акцентирования те
мы употребления наркотиков. Основным эмоциональным аргу
ментом здесь является свойственный для молодежи страх соци
ального одиночества, отверженности. Это должно способство
вать усвоению заложенных в рекламе установок и в ситуациях,
связанных с принятием решения о своем отношении к нарко
тикам, способствовать выбору социально позитивной стратегии
поведения, , ,
3.5. Имплицитная информация
и «якоренйе» в социальной рекламе
Социальная реклама как реклама, рассчитанная на массовую
аудиторию, широко использует все ресурсы речевого воздействия. Именно здесь имплицитная информация играет ведущую роль и призвана содействовать изменению точки зрения человека.
Однако социальную позицию, представляющая собой знания на уровне убеждений, изменить очень нелегко. И здесь активно начинают использоваться различные языковые приемы, призванные преподнести информацию таким образом, чтобы вывод человек сделал сам, а следовательно, «самостоятельно» пришел к необходимому утверждению без всякого «внешнего влияния».
Выделяют несколько основных приемов воздействия:
(1) использование риторических вопросов, подразумевающих ожи
даемый ответ. Таким образом, говорящий заранее моде
лирует возможный ответ в соответствии со своей пози
цией; '
(2) использование приема коммуникации, когда слушателю
предлагают «принять участие в рассуждении», строящем
ся в русле позиции говорящего;
(3) использование разного рода сопоставлений и противопоставлений, которые могут строиться на разных основаниях;
(4) апелляция к общечеловеческим ценностям и идеалам — попытка зацепить личностные социальные установки аудитории; справедливость, ответственность, свободу выбора и т.п. [26].
Имплицитная информация — информация, которая явно в тексте не выражена, но существует как подтекст и может быть достроена потребителем.
Объективная и субъективная информация о мире не совпадают. Адресат социальной рекламы при восприятии текста не только считывает буквальный смысл, но и дополняет, расширяет этот смысл на основе личных воззрений* Безусловно, такие дополнительные умозаключения (импликатуры) „являются во многом обоснованными, но могут быть и совершенно неожиданными, произвольными:
(1) люди имеют различный жизненный опыт, уровень знаний и пр.;
(2) имплицитная информация — результат свободной интерпретации текста, а потому может достраиваться человеком через ассоциации любого направления [22].
Для социальной рекламы в целом нехарактерно использование только буквального (эксплицитного) смысла: она говорит о фактах, а имеет в виду ценности.
Использование имплицитной информации является достаточно эффективным приемом. Целевая аудитория восприни-
мает имплицитную информацию без анализа и критической
оценки, так как выводит ее сама, а следовательно, принимает ее в том виде, в каком она подается. Таким образом, имплицитная информация легко воспринимается адресатом и оказывает влияние на формирование мнения о социальной проблеме
в обход аналитических процедур, осуществляемых человеком..
На основе имплицитной информации строится прием латерального {побочного) программирования — воздействие на человеческое поведение в обход сознания и воли потребителя. Главное в латеральных высказываниях всегда остается на заднем плане и принимается потребителем как нечто очевидное.
Агентство Marketforce (Австралия) замаскировало пьянство за
рулем за банальные фразы. Однако текст ниже объясняет, что до этих событий они уже были пьяны, а потом еще и сели за руль. Рекламные принты с ужасными картинами последствия вождения в пьяном виде (илл. 3.20, а, б, в) предваряют безобидные надписи вроде «Он заказал креветки», «Он зажигал на танцполе», «Он заигрался в бильярд» (5).
Илл. 3.20, а, б. Социальная кампания против пьянства за рулем
в) Drink Driving: He bumped into the pool table (Он заигрался в бильярд)
Илл. 3,20, в. Социальная кампания против пьянства за рулем
Еще одним важным психологическим приемом; используемым в социальной рекламе, является якорение (термин «якорение» был введен Р. Бэндлером и Д. Гриндером в книге «Из лягушек в принцы» и получил распространение в России в середине 1980-х годов) [2].
1 Якорь — это внешний раздражитель, который по своим характеристикам совпадает с компонентом содержания какой-либо доминанты. Якорное зацепление — тенденция одного из элементов переживания вызывать все переживание в целом. Якорем может быть все что угодно: звук, слово, форма объекта или его запах, вкус, прикосновение и т.п. В социальной рекламе якорями становятся рекламный образ, персонаж, слоган и т.п.: они «включают» узнавание и связанное с ним отношение к проблеме.
Выделяют три основных типа якорения.
1. Якорение положительных социальных установок (результата общественного мнения, т.е. мнения большинства) предполагает использование известных анекдотов, популярных высказываний политиков, крылатых выражений, поговорок и т.д. Социальная реклама, использующая якорение положительных социальных установок, как правило, основана на аллюзиях, Аллюзия — это прием, при котором стилистические эффекты создаются через использование
уже известных потребителю названий книг, фильмов, музыкальных произведений, сентенций, пословиц и выражений и т.д. Возможно
использование самых различных видов аллюзии: заголовка книги, фильма, поговорок, пословиц, известных фраз и т.д.
Мы уже рассматривали пример использования аллюзии в слога ■
не «Третий не лишний».
Прием якорения использован и в аргентинской национальной программе по развооружению населения (илл. 3.21, а, б, в). Агентство Mamba Negra разработало печатную кампанию, которая перерабатывает названия известных рок-групп таким образом, чтобы вычеркнуть оттуда оружие. Кампания проходит при поддержке MTV (5).
,,:,;
2. Якорение положительного эмоционального отклика предполагает использование юмора или общего доброжелательного настроя (радость, веселье, праздник и пр.), привлекательных образов, счастливых людей и т.п. Таким образом, реклама формирует положительную установку — устойчивый образ будущего состояния. Якорение положительного эмоционального отклика используется, как правило, в социальной рекламе, посвященной государственным праздникам, формированию патриотических чувств, любви к родному краю и т.п.
3. Якорение древних архетипов и образов национальной культуры затрагивает глубинные традиции, использует фольклорные образы и т.п. Сюда же можно отнести использование государственных символов, в том числе демонстрацию их фрагментов — государственного гимна, флага и т.д.
Чаще всего эффективно применение только одного архетипа в рекламном сообщении — тогда сообщение воспринимается как завершенное, сильное или впечатляющее и во всяком; случае однозначное. Использование двух и более архетипов создает подобие сюжета и поэтому менее надежно, так как труднее с уверенностью держать внимание зрителя. Архетип не материален, он существует как глубинный механизм психики и проявляется на поверхности через форму, в том числе влияя на выбор образов в искусстве, стиля и т.д. [24].
Архетипические сюжеты или персонажи стоит отличать от типичных сюжетов или персонажей, которые можно встретить в литературе, и театре. Психологи выделяют обычно не более 30 архетипов. Каждому из них соответствует определенный стиль поведения человека, тип эмоционального переживания, бессознательный прогноз развития событий. Если при восприятии рекламы (целиком или частично) подключается архетйпический уровень, у воспринимающего автоматически усиливаются все соответствующие данному архетипу эмоциональные реакции и бессознательные ожидания. Важно только, чтобы они соответствовали цели сообщения социальной рекламы. Можно целенаправленно формировать изобразительный, смысловой и даже звуковой ряд сообщения социальной рекламы так, чтобы он вызывал нужный архетип.
Вопросы для самопроверки
1. Поясните понятия рационального, эмоционального воздействия и эстетической ценности слогана социальной рекламы,
2. Изложите схему рекламной коммуникации.
3. Какая информация должна учитываться при создании социального
слогана?
4. Перечислите три направления слоганов социальной рекламы.
5. Какие способы изложения информации в текстах социальной рекламы вы можете назвать?
6. В чем отличие описания, повествования и объяснения?
7. Как вы думаете, при обращении к каким темам целесообразно использовать рассказ представителя целевой группы о собственном опыте (показ человека в подобной" ситуации)?
8. Перечислите основные стилистические принципы текста социальной рекламы,
9. Что дает использование тропов в социальной рекламе?
10. В чем отличие логической и эмоциональной аргументации?
11. Какие критерии значительны при выборе свидетеля?
12. В чем специфика аргументации в социальной рекламе?
Библиографический список
1. Бендлер Р. Искусство убеждать. М., 2003.
2. Бендлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы. Новосибирск, 1990.
3. Викентьев И.Л. Приемы рекламы: Методика для рекламодателей и рекламистов. Новосибирск: ЦЭРИС, 1993.
4. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М., 1994.
5. Доценко Е. Психология манипуляции. ML, 1996.
6. Зарецкая Е.Н. Теория и практика речевой коммуникации. М.э 1998.
7. Иванова К.А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов. СПб., 2006..
8. Кафтанджиев X. Тексты печатной рекламы. ML, 1995.
9. Кеворков В. Слоган? Слоган! Слоган... ML, 1996.
10. Киселева Л, Вопросы теории речевого воздействия. Л., 1979.
11. Клюев Е. Речевая коммуникация: Коммуникативные стратегии, коммуникативные тактики, успешность речевого взаимодействия. М., 1998.
12. Кохтев Н. Стилистика рекламы. ML, 1991.
13. Кромптон А. Мастерская рекламного текста. Тольятти, 1.995.
14. Ксензенко О.А. Как создается рекламный текст: функционально-экспрессивные аспекты рекламного текста. М.,1999.
15. Мартынова С.Э., Облакова СВ. Психологическая эффективность печатного рекламного текста // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. № 4.
16. Матанцев А.Н. Эффективность рекламы. ML: Фиштресс, 2002.
17. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. М.; Новосибирск, 2002.
18. Морозова И. Слагая слоганы. ML, 1998.
19. Назайшн А.Н. Практика рекламного текста. М., 2003.
20. Полукарпов В.Л., Головлева ЕЯ. Рекламная коммуникация: Учеб. пособие. М.: Международный университет бизнеса и управления: Па-леотип: ИТК «Дашков и К0», 2002.
il5i
21. Попова Ж.Г. Как написать эффективный рекламный текст/ Марке- 1 тинг в России и за рубежом. 2001. № 5. I
22. Рекламный текст: Семиотика и лингвистика. М., 2000. |
23. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.э 1990. 1
24. Речевое воздействие: психологические и психолингвистические про- 1 блемы. М., 1986. I
25. Розенталъ Д., Кохтев Н. Язык рекламных текстов. М., 1981. 1
26. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. М.: ИКЦ «МарТ», 1 2004. J
27. Уэллс У, Вернет Дж., Mapuapmu С. Реклама: принципы и практика: 1 Пер. с англ. / Под ред. С.Г. Божук. СПб.: Питер, 2001. 1
28. Федотова ЛМ. Реклама в коммуникационном процессе. М.: Изда- 1 тельский дом «Камерон», 2005. , |
29. Шатин Ю,В. Построение рекламного текста. М., 2003. 1
Электронные ресурсы 1
1. Исаев С. Социальная реклама — что это такое? [Электронный ре- | суре]. Режим доступа: http://www. statya.ru/710 j
2. Талипова Г.Ш. Возможности формирования общественного мнения | механизмами социальной рекламы [Электронный ресурс]. Режим | доступа: http://www. tisbi.ru/science^estnik/2000/issue2/18.php |
3. Шерковин Ю.А. Методы и примеры психологического воздействия в I прессе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. conf j freenet.kz ■ -:\
4. Шок в социальной рекламе [Электронный ресурс]. Режим доступа: | http://www. socreklama.ru/sr_article.php? arti__id=272 j
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. adme.ru/social j
6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. nrin.ru/psa/razrab/bdd |
7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. socreklama.ru/ | sr_article.php? arti_id=147 j
Глава 4
Оценка эффективности
Социальной рекламы
4.1. Общие проблемы и направления исследований
4.2. Влияние когнитивных реакций на эффективность социальной рекламы
4.3. Оценка рекламоспособности социальных обращений
4.4. Критерии коммуникативной эффективности социальной рекламы
4.5. Оценка психологической эффективности
4.6. Эффективность медиастратегии и бюджета кампании
4.1.Общие проблемы и направления исследований
Анализ эффективности социальной рекламы базируется на целях и задачах социальной рекламы как вида коммуникации, ориентированного на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям и в перспективе — на изменение поведенческой модели общества. Эффективная социальная реклама способна сформировать новое поле социально-культурных вариаций и актуализировать механизмы обновления ценностных систем.
Социальная реклама выступает в качестве инструмента куль-туротворческого процесса, результатом которого становятся ценностные системы и программы поведения. А.Я. Флиер указывает на то, что каналы и сети социальной информации и коммуникации выступают важнейшим условием распространения культурных форм и их трансляции от поколения к поколению [20].
Характеристики рекламной коммуникации
В качестве сущностных характеристик рекламной коммуникации, определяющих ее статус, выделяют следующие:
(1) размноженность и мулътиплицированностъ рекламных сообщений в пространстве. Средства массовой коммуникации делают попавшую в их поле зрения информацию
6 Социальная реклама
(независимо от ее содержания, первоначального адреса и т.п.) массовой, так как распространяют ее в огромном количестве, создавая тем самым высокую вероятность массового характера ее потребления;
(2) использование средств языкового манипулирования. В рам- ках изучения и повышения эффективности рекламной
коммуникации разработаны средства языкового манипулирования, основанные на особенностях языка и принципах его употребления в целях скрытого воздействия на адресата;
(3) семиотическое воздействие. В основе невербальных средств
рекламы лежит семиотическое воздействие на сознание
человека. Реклама является глубинным «перфомативом»,
использующим компоненты формирования ситуаций по
средством невербальных семиотических инструментов.
В современных рекламных коммуникациях наблюдается
смещение в сторону невербальной коммуникации. Сего
дня воздействие рекламного образа и рекламной ситуа
ции, создаваемой посредством символьной системы, на
много сильнее текстовой составляющей. Это происходит
благодаря тому, что для образов не существует языковых
барьеров;
(А) вариативность форм. Вариативность рекламной коммуникации обусловлена тем, что, будучц связанной с конкретными средствами массовой коммуникации (газета, радио, телевидение, Интернет), реклама каждый раз видоизменяет форму в соответствии со спецификой данного средства, чтобы обеспечить наибольшую эффективность воздействия на адресата; (5) культуротворческий характер. В конце XX — начале XXI в. возникла трактовка рекламы как явления, приобретающего в ходе культурогенеза культуротворческие функции. И в этом плане ставится вопрос о рассмотрении и осмыслении феномена рекламы как особой культурной формы, проявляющейся в обществе. Анализ исторического развития рекламных коммуникаций позволяет утверждать, что ее генезис тесно связан с теми социокультурными изменениями, которые присущи обществу того или иного периода. В рекламной коммуникации основным инструментом и носителем информации, эмоционального воздействия, психологической установки коммуникатора на целевую аудиторию является обращение. Коммуникатором, или отправителем, сообщения
считается рекламодатель. Рекламные сообщения от источника к получателю передаются по каналам коммуникации, которые представляют телевидение, радио, пресса и др. Получатель рекламного сообщения — это целевая аудитория, обладающая определенными демографическими, психологическими и социальными характеристиками.
В процессе кбдирования идея рекламного сообщения представляется в виде знаков и символов. Формируя сообщение, коммуникатор должен исходить из того, что используемый код хорошо знаком получателю, в противном случае эффективность коммуникации будет низкой. Система декодирования обеспечивает «расшифровку» послания коммуникатора получателем. Она полностью определяется индивидуальными и социальными характеристиками адресата (принадлежностью к определенной культуре, знанием «кодов», уровнем интеллекта). Необходимо учитывать и феномен обратной связи аудитории с источником информации, которая может осуществляться через средства информации и минуя их. Эффективность обратной связи напрямую связана с процессом кодирования информации.
При формировании рекламной коммуникации необходимо учитывать наличие так называемых фильтров, или барьеров. Это различного рода ограничения в передаче информации. Барьерами могут быть моральные, материальные или финансовые возможности коммуникатора, особенности законодательства, регулирующего рекламную деятельность.
Также в процессе рекламной коммуникации могут возникать незапланированные искажения или помехи. В качестве физических помех можно назвать наслаивание одной информации на другую: подомка рекламного носителя, опечатка в тексте и т.д. Психологические помехи возникают в результате различий в восприятии окружающей действительности людьми, принимающими участие в процессе коммуникации. Из-за неоднозначности некоторых понятий, используемых в сообщении, могут возникнуть семантические помехи.
Эффективность коммуникации
Можно выделить две группы проблем, возникающих в системе
эффективности коммуникации:
(1) совпадение тезауруса отправителя и получателя. Наличие общего смыслового пространства у отправителя и получателя сообщения — необходимое условие процесса коммуникации. Смысл рекламного сообщения аккумулирует
ряд составляющих значений: культурное поле, в котором происходит рекламная коммуникация, различные характеристики коммуникатора и реципиента, в^слюченность их в различные общности, личный опыт, полученный в течение жизни. Восприятие получателя должно совпадать с восприятием отправителя в момент передачи сообщения;
(2) выбор способа передачи сообщения. В зависимости от выбранной знаковой системы может осуществляться вербальная и невербальная коммуникация^ Вербальная коммуникация предполагает использование языка: устной и письменной речи. Одинаковый язык — .первоначальное и универсальное условие социальной коммуникации.
Существует ряд факторов, определяющих эффективность коммуникативного акта:
(1) единое коммуникативное эмоциональное пространство между
партнерами по общению. Оно возникает, если:
• у производителя / заказчика рекламы и целевой аудитории согласованы этические критерии — «что такое хорошо и что такое плохо»;
• коммуникативная позиция авторов социального рекламного послания совпадает с ожиданиями и установками целевой аудитории;
• форма взаимодействия соответствует содержанию рекламного послания, а также коммуникативному репертуару целевой аудитории.
(2) информационная согласованность, которая появляется при
условии, что:
• когнитивная сложность сообщения на вербальном уровне не превосходит более чем на 25% когнитивную сложность целевой группы;
• структура визуальных метафор, используемых в социальной рекламе, должна учитывать социокультурные стереотипы целевой аудитории;
• у авторов рекламы существует достаточная осведомленность об информационных потребностях и ценностных ориента-циях целевой аудитории.
Обсуждая проблему оценки эффективности социальной рек^ ламы, специалисты признают: есть только частные решения и подходы определения эффективности по различным параметрам в конкретных и ограниченных условиях. Большинство специалистов сходятся во мнении, что проблема относится к классу «не решаемых гарантированно».
Тем не менее неразрешенность и актуальность этой темы провоцируют постоянные дискуссии, так как по логике вещей основное требование, предъявляемое к рекламе, — это ее эффективность.
Вопросы эффективности рекламы широко рассмотрены в трудах Л.Ю. Гермогеновой [2]. Л.Г. Грановский анализирует специфику управления рекламной деятельностью с позиций определения степени* ее эффективности [3]. Ж.-М. Дрю отмечает, что эффективную рекламу от неэффективной отличает наличие сильной идеи, заложенной автором [5]. X. Кафтанджиев определяет эффективность рекламы как необходимую гармонию всего сложного процесса рекламной коммуникации [6]. А. Кутлалиев и А. Попов рассматривают коммерческую рекламу, применяя к ней многообразие исследовательских подходов, позволяющих определить ее эффективность [8]. Н,В. Панченко в своих публикациях разбирает различные причины неэффективности рекламы и предлагает пути решения проблемы [11]. О А. Феофанов представляет новые технологии создания рекламы и обосновывает эффективность их применения [19].
Если предыдущие авторы подвергают теоретическому анализу рекламу в целом, то О.О. Савельева [15] и Л.Н. Федотова [18] особое внимание уделяют социальной значимости и необходимости рекламы. Среди авторов, которые уделяют особое внимание рассмотрению именно специфики социальной рекламы в России, можно выделить М.И. Пискунову [12], В.В. Учёнову, Н.В. Старых [16].
В коммерческой рекламе принято выделять два вида эффективности: коммуникативную и экономическую.
Экономическая эффективность рекламы — это экономический результат, полученный от применения рекламного средства или организации рекламной кампании. Чаще всего экономическая эффективность рекламы определяется соотношением между валовым доходом от дополнительного товарооборота как результата рекламы и расходами на нее.
На практике коммерческих рекламодателей обычно интересует как раз экономическая эффективность рекламных вложений.
Коммуникативная эффективность рекламы характеризуется числом охвата потребителей, яркостью и глубиной впечатлений, которые рекламные средства оставляют в памяти человека, степенью привлечения внимания и т.п.