Морально-правовая культура
Поведение человека определяется нравственной культурой, и в то же время оно зависит от её правовой культуры. Мораль и право является классическими регуляторами человеческого поведения. Между тем за пределами этической теории и практики воспитания оказалась восходящая к античности идея взаимосвязи законов и добродетели, которая может быть рассмотрена как специфическая сторона формирования внутреннего мира личности, прежде всего ее гражданственности. Морально развитая, нравственно воспитанная личность нуждается в социальной защищенности, правовой обеспеченности, которая является основой свободы личности, ее чести и достоинства как морального существа. Личность не сможет проявить в поступках истинную порядочность, моральность, если страх сковывает её, если личности не обеспечена социальная защищенность. Проблема социальной защищенности выводит нас к самым глубинным началам бытия человека, его внутреннего мира, смыкаясь с проблемой смысла жизни и назначения человека, его нравственной и правовой культурой.
Механизм социальной защищенности личности определяется степенью демократизации общественного строя, уровнем развития цивилизации и культуры народа и опирается на такие принципы права, как равенство, свобода, справедливость, законность.
Господствовавшие в марксизме теоретические представления об отмирании государства «на другой день после победы революции» наложили, как оказалось впоследствии, трагический отблеск на многие десятилетия развития страны в XX в., обусловили во многом правовой нигилизм высшего командного состава, который в условиях низкой правовой культуры и традиций правового нигилизма в России прошлого привел к разгулу репрессий, попранию норм демократии и гуманизма, созданию гигантского репрессивного аппарата и гибели миллионов соотечественников. Трудно даже представить в полном объеме масштабы разрушительной стихии, анархического неприятия права, профессиональной некомпетентности, граничащей с малограмотностью и абсолютным бескультурием, которые стали господствующими тенденциями в подходе к праву, правопорядку, правотворчеству, судопроизводству и надолго определили состояние законности в стране и правопорядок.
Изучение правоведческой литературы первых лет Советской власти дает убедительные свидетельства того, как произошел разрыв с классической правоведческой наукой. Так, считалось, что право связано с буржуазными рыночными отношениями, как только они отомрут, отомрет и право; на этих доводах базировался «правовой нигилизм», то есть абсолютное отрицание роли права в жизни общества, отношение к праву как «родимому пятну» капитализма, пережитку прошлого. Подобные теоретические рассуждения явились основанием ряда постулатов, на которых держалось наше право и которые принесли многочисленные беды народу и стране в целом. Это, в частности, рассуждения о том, что судьи могут при рассмотрении дел ограничиваться установлением лишь «вероятной», а не подлинной истины; это возведение в ранг «царицы доказательств» - признания подследственным своей вины - нарушение презумпции невиновности; это практика «упрощенного», «особого» судопроизводства; это создание так называемых внесудебных органов. Циркулярами ОГПУ от 29 октября 1929 г. и от 8 апреля 1931 г. в центральном аппарате были образованы «особые совещания», «тройки», «двойки», которым предоставлялось право выносить приговоры о расстреле, заточении в исправительно-трудовые лагеря, ссылке, высылке за пределы СССР лиц, признаваемых «общественно опасными». Право толковали только как механизм контроля за отклоняющимся поведением и разрешением конфликтов, связанных с ним. Между тем право выступает как основа социального строя общества, как средство решения многих социальных задач; ни один из существенных социальных процессов, происходящих в обществе, не может обойтись без права, без развитых юридических норм; там, где такие нормы еще не созданы, они должны быть обязательно приняты и функционировать, ибо это серьезная гарантия стабильности и порядка в обществе. После ухода коммунистов насущной потребностью формирующегося гражданского общества и становления правового государства в России стало принятие нового толкования самого права, переосмысление концепции права в целом в соответствии с достигнутыми цивилизацией уже два века назад представлениями о правовом государстве, о господстве закона в жизни общества, об идее конституционного законодательно-правового ограничения государственной власти, об обеспечении естественных и неотъемлемых прав личности, прав человека и гражданина, за которым государство признает право на свободомыслие, право на инакомыслие, право на свободное волеизъявление, право на свою индивидуальность и духовность; право - механизм, предоставляющий и гарантирующий права граждан и свободу его в обществе, обеспечивающий счастливую, достойную человека жизнь.
Новая концепция права знаменует собой изменение всей нравственно-политической атмосферы общества, ведет к возрастанию морально-правового сознания широких масс, формированию морально-правовой культуры как регулятора общественных отношений, появлению морально-правовых норм. При этом морально-правовая культура может быть рассмотрена как определяемая ступенью исторического развития морали и права зрелость общества, в которой находит адекватное воплощение свобода и ответственность личности. Понятие моральности как способности личности к саморегулированию собственных поступков должно быть усилено элементами из сферы правовых явлений. Установленная еще Полибием (200 - 120 до н.э.) закономерность, согласно которой беззаконие приводит «к порче нравов», проявляется в постепенно нарастающем снижении уровня требовательности личности к самой себе, постепенно формирующейся атмосфере вседозволенности, всеобщей безответственности, произвола, всепрощения взаимных недостатков. И таким образом, сфера морали, моральное сознание, нравственное воспитание должны быть как бы подкреплены, усилены сферой действия права, новым уровнем правового сознания. В основу современной теории воспитания должна быть положена идея гражданского воспитания, воплощающая концепцию морально-правовой культуры общества.
Взаимодействие морали и права ведет к возникновению новой совокупности свойств морально-правового характера, возникновению качественно новых систем, связей, явлений и процессов, в которых формируются новые закономерности и свойства. Такими качественно новыми образованиями морально-правового характера выступают гражданственность, ответственность, справедливость, правила общежития и др. Указанные явления имеют как бы двойственную природу, с одной стороны, это явления нравственного порядка, имеющие нравственное содержание, и в то же время они имеют отношение к праву, имеют правовое обеспечение (то есть за их нарушение следуют правовые санкции общества). Гражданское воспитание при этом должно быть понято не в вульгарно-догматизированном, узко политизированном плане формирования сознания личности, приспособленного лишь для обслуживания потребностей административной системы. Гражданское воспитание должно быть понято как широкая программа формирования личности, воплощающей в наибольшей степени гуманистический творческий потенциал ее духовности, личности, обладающей всеми правами гражданина и ответственностью за свои поступки.
Так, к примеру, содержание гражданственности составляет осознание гражданином себя как субъекта прав, ощущение своей причастности к жизни социальной общности. Гражданственность – это структурно сложное морально-правовое понятие, которое наполняется новым смыслом в наше время. В структуре гражданственности важным моментом является достоинство личности – ощущение своей важности и самоценности в обществе, сознание своей индивидуальной неповторимости, порядочность и самоуважение, уважение к другим. В структуре гражданственности присутствует и правосознание как совокупность знаний и представлений о правах, свободах и обязанностях гражданина. Конституция России 1993 г. расширила сферу так называемых субъективных прав личности, но, разумеется, правовая культура отстает от требований дня. Большой проблемой является также сосредоточение человека на правах и свободах и нежелание выполнять свои обязанности. Как элемент в структуре гражданственности выделяется моральность - свойство личности регулировать, определять свое поведение, исходя из конкретных ситуаций, способность к нравственной жизни на основе саморегуляции. В структуру гражданственности входит ответственность личности за дела общества, чувство причастности к жизни страны, потребность активно и заинтересованно участвовать в её жизни.