Этика служебных взаимоотношений

Нравственные основы служебной субординации.Женщина-руководитель.Молодой руководитель. Мораль делового партнерства.Конфликты и способы их разрешения. Деловой конфликт.

Нравственные основы служебной субординации.

На предприятие учредители назначили нового директора. Предшественник, прощаясь, сказал ему: «В столе находятся три пакета на критический период. Как только станет трудно, обратитесь к ним».

После первых неудач директор открыл первый ящик стола, в котором был совет: «Во всем обвиняй предыдущего начальника». Совет помог, но ненадолго.

После аварии в цехе, появления бракованной продукции и рекламаций покупателей он открыл второй пакет: «Начинай реорганизацию, меняй структуру и подчиненных». Совет помог, но на полгода.

После угрозы краха предприятия, конфликтной ситуации в коллективе и забастовки рабочих он открыл третий пакет. Там обнаружил совет: «Подай заявление по собственному желанию - с работой ты не справился».

Служебные взаимоотношения - совокупность нравственных принципов, характеризующих должностное поведение сотрудников организации.

Служебные взаимоотношения в организации во многом определяются этикой руководителя и подчиненного. От нее зависит не только психологический климат в коллективе, но и эффективность работы сотрудников, определяющая результаты труда.

Должность руководителя требует знаний об определенном стиле поведения, особенных правил и рекомендаций этики служебных взаимоотношений с работающими у вас людьми. Приведем наиболее важные из них:

¾ Приходя на работу руководителю необходимо приветствовать своих коллег. Дайте им понять, что вы рады начать с ними новый рабочий день, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.

¾ Обращайтесь к подчиненным на «вы». Это необходимый инструмент поддержания нормальных служебных отношений и трудовой дисциплины.

¾ У себя в кабинете руководитель не встает, если к его столу подходит сотрудник-женщина для решения текущего вопроса. В случае длительного разговора начальник предлагает сотруднице сесть.

¾ Проявляйте максимум доброжелательности к участникам совещаний. Люди приходят на них для того, чтобы выработать управленческие решения, в которых в первую очередь заинтересован руководитель.

¾ Научитесь терпеливо слушать других. Не допускайте в их адрес реплик, не отвергайте высказанные предложения только потому, что вы с ними не согласны, дайте высказаться другим, поощряйте активность участников совещаний.

¾ В любых ситуациях сохраняйте самообладание.

¾ Будьте вежливы, отдавая поручения подчиненным. Помните, что подчиненные лучше воспринимают поручения в форме просьбы, чем приказа.

¾ Будьте внимательны к своим подчиненным, замечайте каждый их успех в работе и поощряйте за это. Простое «спасибо», высказанное вовремя, может оказаться не менее эффективным, чем денежная премия.

¾ Руководителю, беседующему с сотрудником или посетителем, не рекомендуется: просматривать бумаги, не относящиеся к делу; без конца говорить по телефону; барабанить пальцами по столу.

¾ Во время приемов граждан по личным вопросам не отвлекаться на другие виды работ, быть тактичным и справедливым в отношениях с посетителями.

¾ Если беседа нежелательным образом затягивается, руководитель может сигнализировать ее окончание, поднявшись со стула.

¾ Если возникла необходимость наказать кого-то за служебные упущения, будьте справедливы и тактичны. При выборе форм выражения и меры наказания очень важно учитывать возраст, пол и темперамент работника.

Женщина руководитель. За последнее время в мировом бизнесе четко обнаруживает себя тенденция восхождения на лидирующие, руководящие посты женщин. При безусловном приоритете соблюдения равных прав и у мужчин, и у женщин, необходимо осознавать этические особенности, обусловленные тендерными различиями.

Специалисты рекомендуют женщинам, достигшим статуса руководителя, не позволять себе диктаторских наклонностей, будь то дома или на работе. Мужчины за время своего восхождения наверх испытывают различные трудности, но не в такой степени, как женщины, в силу особенностей женского пола. Поэтому, когда женщина добивается своего, она может впасть в раздражающую других важность. Когда такая женщина отдает распоряжение, то, как правило, добивается немедленного исполнения и никогда не принимает во внимание человеческий фактор. Бывает, что, получив деловое и профессиональное признание, женщина теряет душевность, женственность и доброту. В действительности же все эти качества теперь нужны ей больше, чем когда бы то ни было, если она рассчитывает на дальнейшее продвижение по службе и на сохранение супружеского счастья или семейных отношений.

Женщина с положением является заманчивой мишенью для завистливого коллеги по службе мужского пола. Она раздражает его, угрожает его положению, не принимает во внимание деловые предложения, и, часто, попирает его достоинство. Она забывает о женском такте и пытается разговаривать с ним как мужчина с мужчиной. Это ведет к неминуемому поражению. Если бы женщины в сфере бизнеса не забывали о том, что они женщины, то встречали бы намного меньше сопротивления со стороны мужчин. Никакой объем профессиональных знаний никогда не заменит простой факт отсутствия женственности.

Время от времени в деловой жизни женщине-руководителю приходится платить за клиентов-мужчин или брать на себя их долю во время деловых завтраков. Во всех этих случаях (ради мужчины) женщина стремится избегать публичной демонстрации своих финансовых обязательств. Наблюдатели со стороны не могут знать обстоятельств, а мужчин легко раздражает узурпация работающей женщиной их традиционной роли. Если даже она завтракает с младшим по рангу руководителем, лучше предоставить ему честь, хотя бы внешне, заплатить по счету.

Деловая женщина заслуживает уважения нисколько не меньше, нежели мужчина. И здесь ни о какой половой дискриминации не может идти речи. Однако процесс женской эмансипации в XX и начале XXI века имеет не только прогрессивные стороны, но и, к сожалению, некоторые изъяны. Одним из самых существенных является полное погружение женщины в исключительно деловые проблемы. Но при этом важно помнить, что любой человек, отдающий все свое время работе, во многом ограничивает собственное ощущение полноты жизни. Б.Шоу иронично заметил, что «Человек, для которого работа все, - инвалид».

Молодой руководитель. Еще одной важной чертой современного бизнеса является значительное количество молодых руководителей (от 25 до 35 лет), что характерно и для России. Примечательно, что зарубежные инвесторы дают особенно высокие оценки именно молодому поколению россиян: «В России сотни невероятно талантливых молодых людей. Те, кому сорок пять, и кто начал работать в советские времена, естественно, имеют психологические барьеры, потому что весь их профессиональный опыт построен на совершенно иной системе. Но что касается российской молодежи, это одни из умнейших и талантливейших предпринимателей, которых я встречал». Очень важно поддерживать этот имидж не только со стороны зарубежных партнеров, но и у себя внутри организации. Это будет залогом дальнейшего успешного управления. Среди наиболее важных рекомендаций молодым руководителям можно выделить.

Что нужно делать?

1. Начинайте с изучения положительного опыта работы с персоналом предыдущего директора, ознакомьтесь с информацией от «ключевых членов коллектива».

2. Не меняйте сразу существующие взаимоотношения в коллективе, чтобы не вызвать в первые же дни «огонь на себя».

3. Внимательно изучите возможности своих подчиненных, оцените трудовой вклад и способности к творчеству каждого.

4. Отнеситесь ровно ко всему коллективу, не заводите любимчиков, интересуйтесь трудностями членов коллектива, особенно женщин.

5. Правильно пользуйтесь всеми методами управления (административными, экономическими, социально-психологическими), чтобы возникло сотрудничество на основе взаимодополняемости.

6. Старайтесь меньше критиковать, лучше еще раз объяснить, чего именно вы добиваетесь от подчиненного. Критика - могучее средство воздействия на людей, которым надо пользоваться умело и осторожно. Не злоупотребляйте им, не унижайте достоинства людей грубыми критическими придирками, не допускайте перерастания критики в элементарную ссору; не преследуйте за конструктивную критику снизу. Она избавит вас от ошибок и упущений в работе, укрепит связи с коллективом.

7. Молодой руководитель первым приветствует старших по возрасту сотрудников и женщин. Хотя воспитанные люди приветствуют друг друга одновременно. Входя в подразделение, руководитель здоровается первым. Из этого правила нет исключений. Сотрудники отвечают.

8. У себя в кабинете руководитель не встает, если к его столу подходит сотрудник-женщина для решения текущего вопроса. В случае длительного разговора начальник предлагает сотруднице сесть.

9. Посетитель, входящий в комнату, не должен стучать в дверь - это отвлекает и нервирует занятых делом людей.

10.В дверь кабинета руководителя, в случае отсутствия секретаря, тоже можно не стучать. Однако если руководитель выразил пожелание, чтобы сотрудники не входили к нему без стука, следует соблюдать это правило.

Существует семь «железных правил НЕТ», которые следует соблюдать молодому руководителю.

Что делать не стоит?

1. Не создавать управленческую команду из друзей. Это приведет к нарушению формальной субординации и превращению друзей в «скрытых врагов».

2. Не привлекать к частному бизнесу близких родственников в качестве соучредителей. «Дележка доходов» начнется сразу и приведет к краху организации.

3. Не заводить интимных связей с сотрудниками. Это всегда заканчивается «хлопаньем дверей», «личными разборками», «копанием в старом белье».

4. Не выпивать в рабочее время в организации, т.к. «рыба гниет с головы» и потом трудно контролировать сотрудников не только в праздники и дни рождения.

5. Не залезать «в кассу организации», путая свою заработную плату с денежными средствами организации. Постепенно начнут «тащить» наиболее слабые сотрудники, особенно при работе с «черной кассой».

6. «Не задирать носа» и не создавать искусственные барьеры в отношениях с подчиненными. «Власть разлагает, а абсолютная власть разлагает всех».

7. Не злоупотреблять служебным положением и не приписывать все успехи коллектива лично себе. Помните, что по данным социологических опросов 30-40 % сотрудников абсолютно в этом уверены.

Мораль делового партнерства. Мораль делового партнерства - это система норм взаимоотношений между членами коллектива, занимающими приблизительно одинаковое служебное положение, находящимися на одном уровне служебной иерархии в организации.

Этика партнерства основывается на конструктивном взаимодействии участников общения, которое предусматривает несколько важных правил, имеющих, прежде всего, ограничительный характер:

¾ стремление к адекватной самооценке. Публичное выражение собственного превосходства вряд ли будут способствовать хорошим деловым контактам с другими людьми. Подчеркивание собственных достоинств, надменность всегда раздражают. Служебная этика подразумевает лишь профессиональное превосходство, которое доказывается деловой практикой;

¾ воздерживаться от поучений и желания давать советы. Поверхностный и неглубокий характер советов создает несерьезную атмосферу делового общения;

¾ соблюдать право выбора партнером собственной стратегии ведения дела. Ваш партнер имеет право на самостоятельность суждений и поступков. Уважение его мнения - непременное условие удачного совместного сотрудничества;

¾ при общении недопустимо перебивать и делать выводы за партнера. Необходимо помнить о равной ответственности за процесс и результаты общего труда;

¾ избегать демонстрации собственной отрицательной позиции и реакции. Важнее разобраться в объективных обстоятельствах, которые привели к негативной, по-вашему мнению, ситуации;

¾ дурной тон, если вместо предложений по конкретному поводу или ошибке партнера, вы даете общую оценку его личности.

Одной из важнейших проблем этики делового партнерства являются взаимные претензии партнеров друг к другу. Подобная проблема порождается духом соперничества, конкуренции, однако часто принимает довольно болезненный характер. Правила служебной этики и этикета как раз и направлены на то, чтобы максимально сдержать внешние проявления негативных последствий - интриги и сплетни. Поэтому сообщение непрошеного «доброжелателя» о том, что кто-то дурно о вас говорил, лучше всего прервать в самом начале: «Мне это неинтересно». Встретив подобный отпор, обычно интерес к начатому предприятию теряется. Также не обсуждаются проблемы чужих семейных неурядиц, источников дохода, внешнего вида или беспорядка в квартире, отмеченного во время случайного визита.

Мораль делового партнерства обусловливает дистанцию между участниками делового общения. Прежде всего, на службе рекомендуется следовать одному из общих правил этикета, требующих обращаться к другому взрослому человеку на «Вы». Только в исключительном случае (например, если с партнером связывают долгие годы дружеских отношений) и когда нет посторонних лиц, можно обратиться к коллеге по работе, назвав его по имени и на «ты».

Во время проведения совещаний или собраний недопустимо обнаруживать свое безразличие к обсуждаемым вопросам, даже если вам покажется, что они непосредственного отношения к вам не имеют. Мужчины снимают пиджаки только тогда, когда это сделал председательствующий. Можно обменяться несколькими словами с сидящим рядом товарищем, но не вести при этом продолжительных дискуссий.

Этика делового партнерства не предусматривает возможности высказывания собственного мнения по разным поводам, не имеющим прямого отношения к служебной деятельности. Реплика вроде: «Ты безвкусно подобрал себе галстук» меньше всего говорит о доброжелательности или стремлении помочь, скорее всего, в ней сквозит откровенная мысль: «У тебя нет вкуса, а у меня он есть, и я хочу тебе об этом сказать».

Конфликты и способы их разрешения. Деловой конфликт - это проблемная ситуация, возникающая на производстве в процессе деловых отношений.

Исследователи используют удачное сравнение конфликта с айсбергом: его поверхностная часть имеет глубинные мотивы, которые обусловлены внутренними причинами. Наиболее типичные причины возникновения делового конфликта:

- амбиции менеджера;

- соавторство в инновационном проекте;

- личное соперничество;

- зависть успехам коллег;

- отсутствие сотрудничества;

- взяточничество в коллективе;

- авторитарное управление;

- конкурентная борьба за свободное место;

- противоречия между смежными подразделениями.

Разрешение конфликта связано с изменением конфликтной ситуации, а способы разрешения - со способами изменения конфликтной ситуации. Важно помнить, что:

¾ во-первых, неразрешенный конфликт порождает новые конфликтные ситуации с новыми оппонентами;

¾ во-вторых, между оппонентами возникает и укрепляется чувство неприязни, они превращаются в противников.

Ученые выделяют два основных типа методов решения конфликтов: прямые (открытые) и косвенные (скрытые).

Рассмотрим каждый из них.

Прямые, или открытые, пути разрешения конфликтов:

1. Директивный - настойчивое утверждение своей точки зрения. Этот метод не самый эффективный, но зато именно к нему и прибегает большинство людей. Между тем его использование выгодно далеко не во всех ситуациях.

Он используется лишь когда:

-Вы обладаете несомненной властью и авторитетом, а предлагаемое решение - наилучшее;

-Вы чувствуете, что нет выбора и вам нечего терять;

-у Вас достаточно полномочий, чтобы принять необходимое, но непопулярное решение;

-если взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

2. Сотрудничество - находится наиболее приемлемое для конфликтующих сторон решение, а оппоненты превращаются в партнеров. Это один из самых сложных путей, но самых эффективных. Его используют когда:

-существуют длительные и прочные отношения с конфликтной стороной;

-основная цель - приобретение совместного опыта работы и стороны способны слушать друг друга;

- необходима общая точка зрения на конфликт и вовлечение всех в решение проблемы.

3. Игнорирование конфликта. Такой путь вовсе не означает Вашего поражения. Вы просто сглаживаете атмосферу, не пытаясь отстаивать свои интересы, выжидаете более благоприятного момента, чтобы решить свою проблему. Этот метод лучше всего использовать, когда:

- источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с более важными задачами;

-слишком велика напряженность, и необходимо время, чтобы восстановить спокойствие;

-нужно изучить конфликтную ситуацию, а не принять немедленно решение;

- нет возможности или желания решить конфликт в свою пользу;

-открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию;

-подчиненные сами урегулируют конфликт.

4. Компромисс - перестройка собственного поведения и уступки с учетом точки зрения подчиненных. Очень важно разграничить с сотрудничеством. Этот метод близок, но предполагает более поверхностный уровень. Вы идете на взаимные уступки, но для вас они не имеют принципиального значения, а для противоположной стороны - это важно. Подобный метод разрешения конфликта лучше использовать, когда:

-возможно временное решение, которое впоследствии может быть отменено;

-удовлетворение желания партнера имеет не слишком большое значение для вас;

-обе конфликтующих стороны имеют одинаково убедительные аргументы.

Однако помимо прямых, открытых методов разрешения конфликтов существуют, может быть, менее заметные, но не менее эффективные скрытые, косвенные методы. Они носят характер опосредованных скрытых воздействий.

Как наиболее эффективные специалисты выделяют:

1. Принцип выхода чувств. Если человеку дать возможность беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, то постепенно они сменяются положительными и снимают напряжение в коллективе. Смех, шутка вызывают тот же эффект. Смех пробуждает чувство собственного достоинства, снимает агрессию и заменяет ее интеллектуальным превосходством.

2. Принцип эмоционального возмещения. Человек, который к вам обращается с жалобами, должен рассматриваться как страдающее лицо. Даже если вам совершенно ясно, что пострадавшим является не он, а именно его недруг. Однако внутреннее ощущение ситуации у вашего собеседника именно его выставляет страдальцем. И чем больше он не прав, тем активнее выгораживает себя перед собственной совестью и выставляет в качестве мученика и жертвы. То, что вы считаетесь с его оскорбленными чувствами, вы тем самым эмоционально подбадриваете своего собеседника.

Поощрение - это очень важный ключ к совести партнера. Необходимо только знать, какие хорошие качества ему присущи. И тогда обращение к пострадавшему прозвучит примерно так: «Вы ведь человек тонкий, чувствующий людей, внимательно относящийся к окружению, чувствующий природу, музыку, поэзию. Как же это вас угораздило быть таким грубым и жестким в конфликте с ...?». Или «Ну вы же знаете, что из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее. А вас, кстати, все считают умным человеком». Или: «Из двух спорящих умнее тот, кто замолчит первым».

Следует подчеркнуть, что нельзя перегибать палку и опускаться до откровенной лести. Надо сказать о человеке то хорошее, что действительно в нем есть. Этого бывает достаточно, чтобы вызвать целую лавину раскаяния и искреннюю готовность помириться.

3. Принцип обнаженной агрессии. Посредник намеренно предоставляет конфликтным сторонам возможность выразить свою неприязнь друг к другу. Прямая форма обнажения агрессии реализуется следующим образом: в кабинете посредник побуждает партнеров конфликта ссориться в его присутствии. При третьем лице, как правило, ссора не достигает таких крайностей, чтобы пришлось в буквальном смысле разнимать враждующих. Дав им выговориться, посредник не отпускает их, а продолжает работу. Он предлагает каждому из них, прежде чем ответить оппоненту, повторить его последнюю реплику. Это дает ему право высказаться. Обычно при этом обнаруживается, что ссорящиеся не в состоянии правильно воспроизвести реплики друг друга, поскольку каждый слышит в основном себя, а обидчику приписывает слова, которые в действительности не были произнесены. Фиксируя внимание на этом факте, посредник принуждает их к добросовестному слушанию друг друга. Непривычность такой ситуации уменьшает накал страстей и способствует росту самокритичности.

Российская компания «Интеррос» определяет «один из ключевых принципов этики бизнеса как стремление к минимизации бизнес-конфликтов. И вовсе не потому, что мы их боимся. Опыт прошлых лет, когда крупные структуры активно воевали друг с другом, показал, что эта борьба пожирает огромное количество ресурсов, которые эффективнее использовать для развития бизнеса. Конфликтов невозможно избежать совсем: когда ты строишь заново организацию, приобретаешь активы - всегда найдутся недовольные. Важно, чтобы конфликты разрешались быстро и не превращались в бизнес-войны».

Таким образом, этика служебных взаимоотношений становится важнейшим средством управления предприятием. А знание нравственных основ служебной субординации позволяет не только гибко и эффективно разрешать многие производственные проблемы, но часто не допускать и возможность их возникновения.

Философия организации

Философия организации как форма внутрифирменной морали. Английский, американский и российский опыт создания философии организации. Примерный образец философии организации.

Этика деловых отношений предполагает изучение соответствия моральных норм людей нормам деятельности и целям организаций. И как общество не может существовать без нравственности и законов, так и организация не сможет эффективно функционировать без собственной морали и внутренних законов (уставов, положений, правил, инструкций и др.).

Разработка философии организации является новым и достаточно сложным делом для российских менеджеров и бизнесменов.

Философия организации - это совокупность внутрифирменных принципов и правил взаимоотношений рабочих и служащих, своеобразная система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом организации. Можно сказать проще - это «моральный кодекс поведения в организации». Соблюдение философии гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и, в итоге, эффективное развитие организации. Несоблюдение философии организации ведет к развитию конфликтов между администрацией и сотрудниками, между поставщиками и потребителями, к снижению имиджа организации, а в дальнейшем может привести к краху и разорению организации, так как люди - главное богатство.

Нужна ли отдельная философия организации, ведь на предприятии и так множество нормативных документов? Приведем аргументы «за»:

- нет одинаковых людей, но отношения между персоналом должны строго регламентироваться общими для всех принципами;

- в организации существует текучесть кадров, и новые сотрудники должны быстро изучить систему моральных ценностей и требования администрации;

- разнообразие вероисповеданий влияет на отношение людей к работе, пище, поведению, семье, привычкам, поэтому нужно иметь универсальные правила;

- следует четко определить взгляды на выборность, самоуправление, единоначалие, роль трудового коллектива, централизацию управления;

- собственник (владелец, хозяин) организации хочет проводить свою политику в отношении персонала, иногда отличную от общепринятой и государственной;

- руководители организации и менеджеры меняются, но это не должно сильно «раскачивать корабль» предприятия, работники должны жить по общим правилам.

Приведем аргументы «против» разработки философии организации:

- неформальные группы сами разрабатывают нормы поведения, не стоит их административно регулировать;

- на современном этапе развития в России сложилась двойная мораль и часть людей полагает, что лучше не фиксировать систему взаимоотношений в коллективе («в мутной воде рыбка лучше ловится»);

- разработка философии организации и ее корректировка отнимают много времени и сил, поэтому не стоит тратить время и средства на разработку еще одного нормативного документа;

- людям в коллективе свойственно разрабатывать свои правила поведения и быстро к ним адаптироваться. Разработать можно лишь «микрофилософию» для небольшого коллектива.

Исходными документами организации для разработки философии являются:

Конституция (Основной Закон); Гражданский кодекс; Трудовой кодекс РФ; Декларация прав человека; коллективный договор; религиозные писания (Библия, Коран); программа правящей партии; устав; опыт лучших предприятий и организаций.

При разработке философии необходимо учитывать особенности функционирования организации: национальный состав сотрудников; региональную специфику (область, город); тип производства; отрасль народного хозяйства; количественный состав; уровень жизни работников; культурный уровень персонала; взгляды и позицию собственника (хозяина); личные убеждения директора.

Обратимся к примерам создания философии организации наиболее успешными и известными зарубежными организациями.

Английский опыт

Великобритания - центр мировой финансовой системы и международной торговли. Лондонская биржа, банки, финансовые организации, крупнейшие в Европе супермаркеты и обилие фирменных магазинов, морские порты с инфраструктурой, современные транспортные и информационные системы. Опыт крупнейшей в Великобритании торговой фирмы «Marks & Spencer» в области работы с персоналом и организации торговли является показательным.

Изложим кратко философские принципы фирмы «Marks & Spencer»:

1. Предлагать покупателям избранный ассортимент высококачественных и привлекательных товаров по различным ценам под фирменной маркой.

2. Поощрять изготовителей товаров к применению самых современных и эффективных технологий.

3. Совместно с организациями-изготовителями обеспечивать самые высокие стандарты в области контроля качества товаров (100% товаров качественные).

4. Обеспечивать покупателям комфортные условия в торговых залах магазинов, дружелюбное отношение персонала и высокий уровень обслуживания, в том числе свободный обмен товара и возврат денег.

5. Повышать эффективность ведения дела путем упрощения всех операций и четкой организации работы персонала.

6. Стимулировать и устанавливать добрые человеческие отношения с потребителями, поставщиками, торговым персоналом, а также с населением городов, где располагаются магазины.

Американский опыт

В США зародилась и сложилась своеобразная система подготовки менеджеров и бизнесменов в университетах и школах бизнеса, целый ряд оригинальных теорий управления. Фамилии крупных менеджеров и бизнесменов, внесших большой вклад в теорию и практику бизнеса, широко известны в мире: Г. Форд I - президент «Ford Motors Company»; А. Слоун-младший - президент «General Motors», Ли Якокка - президент «Chrysler».

В своей книге «Моя жизнь. Мои достижения» Г. Форд I, один из основоположников социальной философии менеджмента, сформулировал цель и принципы организации: «Цель моя состояла в том, чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью, причем в отношении суммарной прибыли я полагался на размеры сбыта. Равным образом, цель моя в процессе такого производства - уделять максимум заработной платы, иначе говоря, сообщать максимальную покупательную способность.

Основные принципы нашего производства гласят:

1. Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно.

2. Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делами.

3. Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. Но доходность должна получиться в результате полезной работы, а не лежать в ее основании.

4. Производить - не значит дешево покупать и дорого продавать. Это, скорее, значит покупать сырье, материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт» .

Многие философские положения Г. Форда получили дальнейшее развитие у его последователей. Ли Якокка - один из крупнейших менеджеров современного автомобилестроения, проработавший 32 года в «Ford Motors Company», в том числе и президентом. Широко известен он как президент и председатель совета директоров компании «Крайслер», которую он спас от краха в начале 1980-х гг. Ли Якокка определил реальные цели бизнеса:

1. Поставь себе цель. Получи такое образование, какое только можешь, но затем, ради Бога, делай что-нибудь! Это нелегко, но если ты станешь работать не покладая рук, то поразишься тому, как в свободном обществе можно достичь всего, к чему стремишься. И конечно же, будь благодарен Господу Богу за все ниспосланные тебе блага.

2.Цементирующим элементом всей нашей демократии служит рабочий, зарабатывающий 15 долл. в час. Это именно тот человек, который покупает дом, автомобиль и холодильник.

3.Пока человек зарабатывает достаточно денег, чтобы погашать платежи по закладным, вполне хорошо питаться, иметь свой автомобиль, обеспечить своему ребенку возможность учиться в колледже, раз в неделю отправиться с женой в ресторан и посмотреть шоу, он доволен жизнью. А если средний класс удовлетворен своей жизнью, у нас никогда не возникнет гражданской войны или революции.

Российский опыт

В России существует несколько миллионов предприятий, из которых несколько тысяч - крупные с численностью более 5000 чел. Однако система работы с персоналом ОАО «Заволжский моторный завод» (ЗМЗ) по-своему уникальна и может служить образцом современного передового опыта.

Строительство завода было начато в 1956 г. в г. Заволжье (60 км от Нижнего Новгорода) на правом берегу Волги сначала как филиала ГАЗ. В 1959 г. было освоено производство 4-цилиндровых двигателей для автомобиля ГАЗ-21 «Волга» мощностью 75 л.с. В 1963 г. пущено в эксплуатацию новое производство 8-цилиндровых двигателей для грузовых автомобилей марки ГАЗ. С начала 1970-х гг. завод переходит па выпуск 4-цилиндровых двигателей для нового легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга» мощностью 90 л.с, а с 1982 г. - на производство 8-цилиндровых двигателей для грузовых автомобилей ГАЗ-3307, ГАЗ-66 и автобуса ПАЗ-672 мощностью 125 л.с.

Третья волна модернизации производства на ЗМЗ началась в 1990-х гг. и связана с разработкой принципиально нового 16-клапанного 4-цилиндрового двигателя ЗМЗ-406 мощностью 150 л. с. Этот двигатель уже соответствует международным стандартам, оснащен электрооборудованием фирмы «Bosch» и предназначен для установки на автомобили и микроавтобусы среднего класса, а также легкие самолеты и аэросани. В настоящее время устанавливается на автомобили «Волга» ГАЗ-3102 и ГАЗ-3110, полуторатонные автобусы и грузовики ГАЗ-3 302 «ГАЗель».

Какие элементы философии ЗМЗ можно отметить?

1. Приоритет в подборе персонала и продвижении кадров отдается жителям города Заволжья, хотя завод привлекает трудовые ресурсы трех административных районов.

2. Формируются семейные династии, когда несколько поколений работают на заводе. При расстановке персонала делается акцент на семейные династии.

3. Поддерживается высокий имидж завода в средствах массовой информации, администрации области и на российском рынке.

4. На заводе высокая трудовая и исполнительская дисциплина, доля прогулов в общем фонде отработанного времени составляет всего 0,2%, что весьма немного для России.

5. Начаты переход на международные стандарты качества и ориентация на повышение качества продукции, работ и услуг (ежегодные конференции, ежемесячно - дни качества). Потери от брака составляют 1,2% себестоимости, а число рекламаций - 2,8% к общему выпуску двигателей.

6. Идет непрерывное повышение квалификации и рост профессионального мастерства работников, в то время как многие крупные заводы прекратили массовое обучение.

7. Формирование требований к таким деловым и нравственным качествам работников завода, как дисциплинированность, организованность, исполнительность, хозяйственность, трудолюбие, доброжелательность, преданность, честность, скромность, отраженных в нормативных документах. Стремление коллектива воспитывать эти качества в каждом.

8. Поддержание работоспособности и здорового образа жизни за счет ежегодного профилактического медицинского обследования, наличие собственной спортивной базы (стадион, турбаза, бассейн, сауны, клуб, теннисные корты).

9. Гибкая политика в оплате труда, обеспечивающая материальное благосостояние работника. Удельный вес зарплаты в себестоимости товарной продукции составляет 16%, а уровень средней заработной платы - выше прожиточного минимума в регионе. Для служащих применяется повременно-премиальная система оплаты труда, а для рабочих - сдельно-премиальная система.

10. Предоставление социальных благ для работников завода: материальная помощь к отпуску, компенсация расходов на питание, бесплатное пользование спортивно-оздоровительными учреждениями, подарки ко дням рождения и юбилеям, оплата детских учреждений, строительство и предоставление бесплатного жилья.

11.Социальные гарантии выполняются строго в соответствии с законодательством России: оплата отпусков, больничных листов, дополнительные пенсии, оплата расходов в случае смерти сотрудника и др.

12.Поддержание культурных и производственных традиций завода. На заводе функционируют Дом культуры, музей, совет ветеранов, женсовет, профком.

Ниже предлагается примерный образец философии организации, на основании которого можно разработать собственную философию Вашей организации.

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель организации.

«__»_____________200_г.

(И.О. Фамилия)

Философия организации

(Внутрифирменные правила и принципы

взаимоотношений рабочих и служащих)

Цель и задачи организации

1.1. Цель организации - обеспечение полного материального благосостояния и всестороннего развития рабочих и служащих на основе выпуска и реализации качественной продукции (работ и услуг).

1.2. Задачи:

- определение правильной стратегии развития маркетинга организации в соответствующей отрасли народного хозяйства. Научно-техническая и конструкторская подготовка конкретного типа производства, способствующая выпуску качественной продукции;

- создание эффективной системы управления организацией и ее подразделениями (структура, персонал, информация). Выпуск качественной продукции, соответствующей мировым (национальным, отраслевым) стандартам;

- обеспечение гуманной социальной политики в области оплаты, охраны труда и уровня жизни работников.

1.3. Критериями достижения цели являются:

1. Максимизация прибыли от всех видов деятельности.

2. Снижение затрат (себестоимости) работ и услуг.

3. Рост объемов (выручки) от всех видов деятельности.

4. Повышение качества продукции и услуг.

5. Снижение текучести кадров.

6. Максимизация доходов и уровня жизни сотрудников.

7. Минимизация числа рабочих мест и служащих.

Наши рекомендации