Микросреда и акцентуированные характеры

На формирование характера личности большое влияние ока­зывает также микросреда – непосредственное окружение. Преж­де всего, это родители, родственники, сверстники, коллек­тив.

Микросреда воздействует на человека двояко – через сложив­шиеся стереотипы традиции, правила, нормы и типичные условия повседневной жизни, а также через специфические особенности ближайшего окружения.

Каковы типические особенности современной семьи, оказыва­ющие влияние на формирование характеров у детей? Среди них, прежде всего, следует назвать малодетность и нуклеарность (ядерность). В отличие от многодетной и многопоколенной, современная семья создает особую социально-психологическую экологию для формирования характера ребенка. Здесь преобладают короткие цепи межличностных отношений, ограничены вариации взаимодействия членов семьи, их реакции друг на друга, менее разнообразны формы и примеры для подражания. Следствие – более навязанный и однообразный тип контактов в семье, что повышает вероятность жесткого усвоения детьми образцов поведения родителей. Избирательное поведение ограничено, заимствование черт от отца и матери более вероятно, а, следовательно, более вероятно повторение их особенностей как социально-типических, отражающих как факторы макросреды, так и индивидуальных.

Обобщая различные научные данные, можно утверждать, что особенностью современной семьи является ограничение гуманистическою опыта для подрастающего человека. Так, ограничены контакты с младенцами, нет достаточной тренировки для таких качеств, как коммуникативная толерантность (переносимость) к младенцам, старикам, вообще к другим личностям; свернуто взаимодействие, обмен информацией минимален и восполняется контактами со средствами массовой информации; недостаточно развито чувство «мы», чувство родства, принадлежности к семье, семейному роду.

Отмечается также высокая степень персонификации – стремление детей утрированно проявлять «я» в рамках семьи. Оно выражается в желании подчеркнуто самоутверждаться, противопоставлять себя родителям, идти им напере­кор, отрицать их ценности, снижать полезность даваемых ими сове­тов. Это формы отчуждения, свойственные некоторым акцентуациям.

Отчужденность, сформированная в семье, способна нейтрализоваться в иных сферах общения молодых людей. Некоторые из них тянутся к различным кружкам, студиям, благие намерения у них сочетаются с наличием соответствующих акцентуаций, например, дистимных черт. Социологами было проведено обследование различных неформальных молодежных групп, так называемых «дворовых тусовок». Абсолютное большинство участников несовершеннолетние. Среди наиболее важных причин, побуждавших подростков «уйти в неформалы», – потреб­ность в друзьях, в чем-то необычном и интересном, а также кон­фликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против формализма и вранья. Многие из них приходят в группу потому, что «не знают, как жить дальше».

Как показали исследования, типичная психологическая обстановка в семье предрасполагает детей к акцен­туациям, в которых отмечаются следующие признаки:

– пониженная толерантность (терпимость) к индивидуальности другого, манере поведения, ошибкам, физическому и психоло­гическому дискомфорту;

– категоричность мнений, суждений, оценок других;

– стремление демонстрировать стереотипы агрессивного, эгоис­тичного поведения, усвоенные в семье;

– повышенная реактивность на замечания, требования, ограничивающие проявление индивидуальности ребенка;

– элементы жестокости в отношениях к сверстникам;

– подчеркнутое нежелание участвовать в совместной, коллек­тивной деятельности, разделять общую ответственность;

– высокая степень персонификации, самомнения и болезненная защита «я»;

– отрицание опыта некомпетентности старших.

Помимо типичных социально-психологических особенностей семьи, на формирование акцентуированных характеров у детей влияют специфические факторы конкретной семьи. Приведем на­иболее важные из них.

1. Взаимовлияние – одно из средств социализации человека. Оно может проявляться как цель, как результат, как условие или как побочный эффект общения.

Вероятны два варианта взаимовлияния: индукция и трансформация.

Первый вариант – индукция, когда один человек, перенимая от другого какую-либо характеристику, либо утрирует, либо усиливает, либо смягчает, либо преодолевает ее в себе, и, тем самым, воздействует на другого. Например, под влиянием грубого отца ребенок стал грубить в ответ, что сделало отца еще более грубым по отношению к сыну.

Второй вариант – трансформация, когда один человек под влиянием другого демонстрирует в ответ не ту характеристику, которой на него повлиял партнер по общению, а иную, но обусловленную одним из принципов – дополнительности, контраста, смежности, психологической защиты, что, в свою очередь, влияет на носителя исходного свойства. Так, например, под воздействием очень педантичных родителей у ребенка по принципу психологической защиты закрепились противоположные черты: он стал неаккуратным, необязательным, безответственным. Такой результат не удовлетворяет родителей, и они либо смягчают свои требования, осознав свою ошибку, либо усиливают требования, считая их недостаточными, применяют наказания.

Существуют несколько негативных вариантов обмена образцами отношений в процессе взаимовлияния родителей и детей.

Циркуляция утрированных образцов отношений. Излишне подчеркнутые, слишком категоричные требования родителей обусловливают появление у ребенка нежелательных и дефектных свойств личности, негативных форм поведения. В свою очередь, это приводит к появлению новых утрированных образцов отношений к нему родителей.

Циркуляция агрессивных образцов отношений. Недоброжелательность, грубость, резкость родителей побуждает ребенка проявлять ответную агрессию, что становится причиной появления новой агрессии со стороны родителей. В некоторых случаях агрессия не затухает на протяжении длительного времени, а ее амплитуда увеличивается в процессе отношений.

Циркуляция соглашательских образцов отношений. Родители демонстрируют подчиняющий стиль отношений, добиваются у ребенка беспрекословного повиновения, выполнения любых требований. Нередко ребенок во всем покорно соглашается с родителями, делая это искренне или в угоду им. Тем самым у отца и матери укрепляется потребность в подобострастии, угодничестве со стороны ребенка.

Циркуляция образцов отношений, обусловленных комплек­сами личности. Это случай, когда комплексы родителей пробуж­дают к жизни комплексы у детей, что становится причиной углуб­ления имеющихся у родителей комплексов или появления новых. Например, обвиняющий стиль отношений характеризуется тем, что родители постоянно недовольны ребенком, критикуют, ругают его. Осознание отличий от сверстников, чувство недостаточности вызы­вает у детей защитные реакции: они обычно держатся в стороне, не умеют постоять за себя, дать сдачи, найти сразу нужный ответ при внезапном обращении к ним, легко теряются. Такое поведение ребенка провоцирует некоторых окружающих, включая родителей, проявлять стремление к доминированию, ставить человека в зависимое положение.

Циркуляция непоследовательных отношений. Позиция роди­телей отличается небрежностью, попустительством и непродуктив­ностью. Требования к ребенку то неоправданно суровы, то мягки, за проступок могут наказать или тот же проступок оставить без внимания. При подобных отношениях у ребенка не возникают четкие представления об обязанностях и нормах поведения, он не знает, чего следует ожидать от родителей в том или ином случае.

2. Дисгармония в супружеских отношениях. Проявляется в фор­мах соперничества,

псевдосотрудничества, изоляции.

При соперничестве структура отношений носит противоречивый, друже­любно-враждебный характер. Оба партнера характеризуются не­зрелостью, несформированностью семейной роли, безответствен­ностью, конфликтностью.

Псевдосотрудничество имеет место, когда с внешней стороны отношения выглядят ровными и согласованными, но часты конфликты в связи с внесемейными проблемами.

В случае изоляции супруги эмоционально обособлены, не заинтересованы друг в друге как в муже и жене.

3. Недостатки семейного воспитания. Выделяются следующие черты воспитания, которые приводят к неблагоприятным характе­рологическим проявлениям личности: низкая сплочен­ность и разногласие членов семьи по вопросам воспитания, противо­речивость, непоследовательность, неадекватность мер воздействия; большая степень опеки и ограничений в жизнедеятельности детей; повышенная стимуляция возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.

3. Неправильное отношение родителей к ребенку. Выделяется три основных типа

неправильного отношения к детям в семье – отвергающее (неприятие), гиперсоциализирующее и эгоцентри­ческое.

Суть отвергающего заключается либо в чрезмерной требо­вательности, жесткой регламентации и контроле, либо в недостат­ке контроля, в попустительстве.

Гиперсоциализирующее отношение возникает на почве тревож­ной мнительности родителей в отношении здоровья ребенка, его социального статуса среди сверстников и особенно его успехов в учебе, равно как и в отношении к социальному статусу других членов семьи.

Эгоцентрическое отношение наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление «Я большой» в качестве самодовлеющей ценности для окружающих.

4. Издержки семейного контроля. Некоторые формы семейного контроля имеют непосредственное отношение к возникновению акцентуаций личности. К таким формам отно­сятся аутократический, авторитарный, демократический, эгалитар­ный, вседозволяюший, изнеживающий и амбивалентный контроль.

1. Аутократический контроль. Родители не интересуются вну­тренним миром ребенка, его проблемами, не знают и не желают считаться с его желаниями, принуждая действовать в соответст­вии с собственными представлениями о том, что нужно делать в той или иной ситуации.

2. Авторитарный контроль. Родители знают о намерениях ре­бенка, но подавляют их, заставляя действовать в конечном счете по своему усмотрению.

3. Демократический контроль. Родители знают и уважают мне­ние детей, обсуждают их проблемы, избегают осуждения, морали­зирования и принуждения. Ограничения в условиях такой свободы носят разумный характер.

4. Эгалитарный контроль. Дети ведут себя в семье на равных со взрослыми, имеют право не принимать точки зрения родителей и действовать без должных ограничений со стороны взрослых.

5. Вседозволяющий контроль. Дети предоставлены сами себе, контроль со стороны родителей практически отсутствует.

6. Изнеживающий контроль. Ребенок (обычно единственный или последний) воспитывается в атмосфере любования, восхвале­ния, безотказного удовлетворения всех его прихотей, то есть в роли «принца». Тем самым культивируется нарциссизм, само­обожание, эгоцентризм.

7. Амбивалентный контроль. Родители исповедуют прямо про­тивоположные воспитательные доктрины и потому предъявляют противоречивые требования, дают взаимоисключающие оценки поступкам ребенка, постоянно спорят между собой, причем неред­ко в присутствии детей.

Практически любая форма семейного контроля может прово­цировать или укреплять акцентуированные черты характера, если она не соответствует доминирующим природным матрицам раз­вития ребенка, в соответствии с которыми он реализует себя; его физическим, интеллектуальным, эмоциональным и нравственным свойствам. Когда же форма семейного контроля отвечает особен­ностям ребенка, она содействует его воспитанию и нормаль­ному развитию. Неправильно выбранная форма контроля прово­цирует внутренние коллизии, столкновения доминирующих или конкуренцию матриц развития, появляются конфликты с окружа­ющими. Все это приводит к акцентуациям, психопатиям [1].

Заключение

Данное учебное пособие может быть полезным тем, кто стремится к осознанию ресурсов собственной личности и тех, кто живет и работает рядом, кому не безразлично, как у него складываются взаимоотношения с окружающими. Обратившись к пособию, вы сможете понять, какой тип акцентуации вероятнее всего присущ вам или интересующему вас человеку, какие обстоятельства усугубляют акцентуации его характера, каковы положительные и отталкивающие черты данной акцентуации, какие приемы взаимодействия с ним лучше использовать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Е.А., Выбойщик И.В., Паршукова Л.П. Акцентуация характера: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 46 с.

2.Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления.- Харьков ООО»Фортуна – пресс», 1998. – 464 с.

3.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.

4.Еникеева Д.Д. Популярная психиатрия. – М.: Изд-во «АСТ – Пресс»,

1998 – 528 с.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. – 54

6.Психологические портреты персонала: психология и диагностика / Под редакцией Ю.П. Платонова. Учебное пособие – СПб, Речь, 2003. – 416 с.

7. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб.; Энергоатомиздат, Санкт-Петербургское отд-ние, 1997. – 567 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица

Наши рекомендации