Социальная психология личности
Социально-психологические теории личности
1. Гуманистическая концепция человека Э.Фромма.
Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений в период с конца Средневековья (конец XV в.) до нашего времени. По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. В то же время он был уверен, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости.
С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностьюстала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Согласно Фромму интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят от экономических и политических систем общества.
2. Деятельность, общение, самосознание - как основные сферы развития личности.
Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением “каталога” деятельностей (Леонтьев, 1975. С. 188), т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности. Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Задача экспериментальных исследований заключается в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и, во-вторых, что получает личность от этого процесса. Наконец, третья сфера социализации – это развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я (Кон, 1978. С. 9). В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп, вообще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития)? Как сказывается на поведении человека и на его деятельности (в том числе в группах) уровень развития его самосознания – вот вопросы, которые должны получить ответ при исследовании процесса социализации.
3. Диспозиционная концепция личности В. А. Ядова.
В концепции Ядова, основная идея заключается в том, что человек обладает сложной системой диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически, есть более низкий и более высокие их уровни. Определение уровней диспозиционной регуляции социального поведения личности осуществляется на основании схемы Узнадзе. Ядов предположил что на других уровнях потребностей, и в том числе социальных, ситуациях действуют иные диспозиционные образования, притом они возникают всякий раз при “встрече” определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. Для того чтобы теперь нарисовать общую схему всех этих диспозиций, необходимо хотя бы условно описать как иерархию потребностей, так и иерархию ситуаций, в которых может действовать человек Так же он определил иерархию потребностей, ситуаций, и диспозиционные образования, с помощью которых можно регулировать социальное поведение личности.
Что касается иерархии потребностей (П), то хорошо известны многочисленные попытки построения их классификации. Ни одна из этих попыток сегодня не удовлетворяет всем требованиям классификации. Поэтому для нужд данной схемы целесообразно не апеллировать к каким-либо известным (и уязвимым) классификациям, а дать специфическое описание возможной иерархии потребностей. В данном случае потребности классифицируются по одному единственному основанию – с точки зрения включения личности в различные сферы социальной деятельности, соответствующие расширению потребностей личности. Первой сферой, где реализуются потребности человека, является ближайшее семейное окружение (1), следующей – контактная (малая) группа, в рамках которой непосредственно действует индивид (2), далее – более широкая сфера деятельности, связанная с определенными видами: сферой труда, досуга, быта (3), наконец, сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение культурных ценностей общества (4). Таким образом, выявляются четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение.
Далее выстраивается условная иерархия ситуаций (С), в которых может действовать индивид и которые “встречаются” с определенными потребностями. Эти ситуации структурированы по длительности времени, “в течение которого сохраняется основное качество данных условий”. Низшим уровнем ситуаций являются предметные, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные (1'). Следующий уровень – ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы (2'). Более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сферах труда, досуга, быта, задают третий уровень ситуаций (3'). Наконец, самые долговременные, устойчивые условия деятельности свойственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности – в рамках определенного типа общества, широкой экономической и политической структуры его функционирования (4'). Таким образом, структура ситуаций, в которых действует личность, может быть изображена также при помощи характеристики четырех ее ступеней.
Если рассмотреть с позиций этой схемы иерархию уровней различных диспозиционных образований (Д), то логично обозначить соответствующую диспозицию на пересечении каждого уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. Тогда выделяются соответственно четыре уровня диспозиций: а) первый уровень составляют элементарные фиксированные установки. б) второй уровень – более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, соответственно – социальные фиксированные установки, или аттитюды, которые по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеют сложную трехкомпонентную структуру (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты); в) третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки (формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретные “работа”, область досуга и пр.). Так же, как и аттитюды, базовые социальные установки имеют трехкомпонентную структуру, но это не столько выражение отношения к отдельному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям; г) четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, регулирующих поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни личности, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических и политических принципов.
4. Подходы к определению социально-психологической структуры личности в современной отечественной социальной психологии.
В психологии существуют различные подходы к описанию и пониманию личности. При этом личность рассматривается как:1) некоторое психофизиологическое единство, включающее физическое и социальное окружение;2) множество (или система) черт, т.е. относительно устойчивых особенностей, проявляющихся во внутреннем диалоге субъекта с самим собой, а также в поведении, высказываниях, отношении к нему со стороны других людей;3) определенный тип (или их сочетание) с характерными особенностями поведения;4) система конструктов. Конструкт – это своеобразная оценочная ось (например, плохой–хороший). Он представляет собой элементарную единицу нашего восприятия, отношения и т.п., в которой соединены объективные сведения и субъективная интерпретация их;5) система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. При этом подходе ориентируются на содержание потребностно-мотивационной сферы;6) деятельное Я субъекта, система планов, отношений, направленности, смысловых образований, корректирующих его поведение;7) субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать значимые изменения в физическом и социальном окружении и т.п. Множество подходов и определений указывает на разнообразие и сложность описания личности. В практическом плане следует принять это как наличный факт и, задавшись определенной целью (например, коррекцией эмоциональных нарушений личности ребенка), упростить описанное многообразие до уровня некоторых феноменологических моделей. Подобное упрощение (редукция) является естественной особенностью нашей психической жизни и, следовательно, профессиональной деятельности.
5. Представления А. Адлера о социальной психологии личности.
Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» - т. е. означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом.
Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более, чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.
Рассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодинамического принципа. Адлер вывел его из самой жизни, а именно из того обстоятельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое.
Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед - они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.
6. Представления Б.Д. Парыгина о социальной психологии личности.
В работах Б.Д. Парыгина модель личности, которая должна занять место в системе социальной психологии, предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического. Хотя сама эта идея не вызывает возражений, описание каждого из синтезируемых подходов представляется спорным. Так, социологический подход характеризуется тем, что в нем личность рассматривается преимущественно как объект социальных отношений, а общепсихологический – тем, что здесь акцент сделан лишь “на всеобщих механизмах психической деятельности индивида”. Задача же социальной психологии – “раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений...” (Парыгин, 1971. С. 109). Вряд ли социологи и психологи согласятся с таким членением задач. В большинстве концепций как социологии, так и общей психологии принимают тезис о том, что человек – одновременно и объект, и субъект исторического процесса, и эта идея не может быть воплощена только в социально-психологическом подходе к личности. По отношению же к социологии и психологии, принимающим идею социальной детерминации личности, это утверждение абсолютно не приложимо.
В частности, вызывает возражение анализ той модели личности, которая предписана общей психологии, когда отмечается, что общепсихологический подход “ограничивается обычно интеграцией лишь биосоматических и психофизиологических параметров структуры личности”. Социально-психологический подход “характеризуется наложением друг на друга биосоматической и социальной программы” (Парыгин, 1971. С. 115). Как уже отмечалось, традиция культурно-исторической обусловленности человеческой психики, заложенная Л.С. Выготским, направлена прямо против этого утверждения: не только личность, но и отдельные психические процессы рассматриваются как детерминированные общественными факторами. Тем более нельзя утверждать, что при моделировании личности здесь принимаются в расчет только биосоматические и психофизиологические параметры. Личность, как она представлена в этой системе взглядов, не может быть понята вне ее социальных характеристик. Поэтому общепсихологическая постановка проблемы личности никак не может отличаться от социально-психологического подхода по предложенному основанию.
7. Проблема прогнозирования социального поведения
При исследовании формирования личности в детском возрасте ею было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Хотя эти позиции могут быть различными по отношению к многообразным ситуациям и объектам, в них возможно зафиксировать некоторую общую тенденцию, которая доминирует, что и представляет возможность определенным образом прогнозировать поведение в неизвестных ранее ситуациях по отношению к неизвестным ранее объектам.
Предложенная иерархия диспозиционных образований, взятая в целом, выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Более или менее точно можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности: первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию (“поведенческий акт”) (1"), второй уровень регулирует поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях (2"), третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков или то, что можно назвать поведением (3"), наконец, четвертый уровень регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности (4"). “Целеполагание на этом высшем уровне представляет собой некий “жизненный план”, важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека – в области труда, познания, семейной и общественной жизни”. (Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности, 1979).
8. Психологическая теория В.Н. Мясищева об отношениях личности.
Отношение, понимается «как система временных связей человека как личности- субъекта со своей действительностью или с ее отдельными сторонами» обьясняет как раз направленности будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытие себя в реальных аспектах деятельности. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально- психологической точки зрения ситуации. Сфера деятельности личности на основе отношений практически безграничны.
9. Теория личности К.Хорни.
Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни. Во-первых, она отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это явилось отправной точкой в ее расхождениях с ортодоксальной фрейдовской позицией. Во-вторых, во время пребывания в Чикаго и Нью-Йорке она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк Салливен. Благодаря им окрепла ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, которых она вела в Европе и Соединенных Штатах, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений. Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого. Несмотря на общность основных позиций, оба ученых расходились во мнениях по вопросу о специфике формирования личности. Хорни не приняла утверждений Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.
Согласно Хорни для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей для обеспечения физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив - быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также явное предпочтение его братьям и сестрам. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой - подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.
К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдаетсябазальная тревога, ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Базальная тревога - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности - является одной из основополагающих концепций Хорни.
0 Социализации личности: сущность, основные институты и этапы.
1. Исследования авторитарной личности (Т.Адорно).
Исследование “авторитарной личности” Т. Адорно. Он заимствовал у Фрейда идею о том, что характер ранней социализации человека прямо и автоматически определяет его отношение к представителям других (прежде всего этнических) групп. По мнению автора, типичная “авторитарная личность” является результатом чересчур строгого семейного воспитания, в процессе которого подавляются все чувства обиды и агрессии по отношению к родителям. Идеализация родителей, с одной стороны, и подавленная враждебность по отношению к ним, с другой стороны, формирует особый тип личности, бессознательно переносящий “усвоенные” в детстве отношения и чувства на других людей. Авторитарный тип личности характеризуется внешней почтительностью к любому представителю власти при сохранении постоянно сдерживаемой по отношению к нему агрессии и враждебности. Эта сдерживаемая агрессия по механизму замещения направляется на другие социальные группы
2. Механизмы и институты социализации, их зависимость от характера общественных отношений.
Механизмы социализации: социально- психологические, это- идентификация, подражание, внушение, фасилитации, конформность; психические – это имитация, стыд, чувство вины.
Институты социализации: семья- уникальный институт, т. к. невозможно заменить никакой др. гр.; дошкольное учреждение; школа – распространенное. с точки зрения социализации человека; профессиональная группа или трудовой коллектив. В обществе существуют определенные стереотипы и законы, к ним же относятся выше указанные механизмы и институты, т. к. каждый рожденный (человек) должен пройти эти ступени.
3. Непосредственные и опосредованные взаимосвязи личности и общества.
Опрос представляет собой метод сбора социально-психологической информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) психологического общения психолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные психологом, вытекающие из целей и задач исследования.
4. Основные этапы социализации индивида.
1. Адаптация - совпадает с периодам детства, человек выступает как объект обществ. отношения на которого направлено громадное кол-во усилий родителей и др. людей окружающих ребенка и находится в той или иной степени близости к нему. На этом этапе происходит вхождение в мир людей, овладение знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, соц. ролями, обучается быть личностью.
2.Индивидуализация – обособление индивида, вызванное потребностью персонализации, личность- субъект, осваивает определенные культурные нормы общества, способность проявить себя как уникальную индивидуальность, создавая нечто новое. Сейчас важно воспроизводство в индивидуальной и неповторимой форме. Во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальных реализаций своих индивидуальных способностей развития своего – Я.
3.Интеграция - представляет достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект – объективных отношений личности с социумом человек находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся характеризуется многочисленными противоречивыми тенденциями в своей реализации.
5. Понятие социализации.
В самом широком смысле социализация трактуется как процесс и результат соц. Развития человечества. Признаки социализации представляют собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную.. систему норм и ценностей позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Такой процесс может быть как стихийный, так и целенаправленный. Целенаправленность определяется усилиями семьи, школы, различных общественных организаций, а стихийность -многочисленными аспектами жизни, свидетелем которых является человек. Социализация относится к тем явлениям посредствам которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Социализация непосредственно связана с соц. контролем и включает в себя усвоение норм, ценностей, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.
6. Сущность и содержание понятий "адаптация", "адаптированность", "уровни «адаптированности».
Адаптация – активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами общения и деятельности. Адаптация–процесс эффективного взаимодействия организма со средой.
0 Регуляция социального поведения личности. Социальная установка.
1. Диспозиции и их роль в регуляции социального поведения личности (В. А. Ядов).
Если рассмотреть с позиций этой схемы иерархию уровней различных диспозиционных образований (Д), то логично обозначить соответствующую диспозицию на пересечении каждого уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. Тогда выделяются соответственно четыре уровня диспозиций: а) первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, как их понимал Д.Н. Узнадзе: они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окружения, и в самых низших “предметных ситуациях” (чему в западных исследованиях и соответствует термин “set”); б) второй уровень – более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, соответственно – социальные фиксированные установки, или аттитюды, которые по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеют сложную трехкомпонентную структуру (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты); в) третий уровень фиксирует общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки (формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретные “работа”, область досуга и пр.). Так же, как и аттитюды, базовые социальные установки имеют трехкомпонентную структуру, но это не столько выражение отношения к отдельному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям; г) четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, регулирующих поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни личности, детерминированным общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических и политических принципов.
Предложенная иерархия диспозиционных образований, взятая в целом, выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Более или менее точно можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности: первый уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию (“поведенческий акт”) (1"), второй уровень регулирует поступок личности, осуществляемый в привычных ситуациях (2"), третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков или то, что можно назвать поведением (3"), наконец, четвертый уровень регулирует целостность поведения, или собственно деятельность личности (4"). “Целеполагание на этом высшем уровне представляет собой некий “жизненный план”, важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека – в области труда, познания, семейной и общественной жизни”. (Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности, 1979).
2. Значение исследований установки в психологической школе Д.Н. Узнадзе для изучения социальных установок.
В психологии термин «установка» имеет свое собственное значение, свою собственную традицию исследования и необходимо соотнести понятие «соц. установка» с этой традицией. Узнадзе же понимал соц. установку как, целостное динамическое состояние субъекта, состояние готовности к определенной активности, состоянием, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепиться в случае повторной ситуации, тогда возникает фиксированная установка. Установка в контексте концепции Узнадзе более всего касается вопроса о реализации простейших физиологических потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности. Это ни в коей мере не принижает значения разработки проблем на общепсихологическом уровне, так же как и возможности развития этих идей применительно к соц. психологии.
Таким образом Узнадзе дает свое определение соц. установки, определяет фиксированную установку и ситуативную, этим самым вносит вклад в изучение соц. установок
3. Исследование социальной установки (аттитюда) Томасом, Знанецким, Смитом.
Томас и Знанецкий изучая адаптацию польских крестьян, установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: зависимость индивида от соц. организации и зависимость соц. орг. от индивида. Эти зависимости были лишь модификацией старой постановки проблемы о взаимодействии личности и общества. Они предположили характеризовать две стороны описанного отношения при помощи понятия «соц. ценность» и «соц. установка», «аттитюд». Таким образом впервые в социально- психологическую терминологию было внесено понятие аттитюда, которое было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние осознания индивида относительно некоторой соц. ценности».
М. Смит определил трехкомпонентную структуру аттитюда. 1. когнитивный компонент (осознание объекта соц. установки); 2. аффектный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему); 3 поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту последовательное поведение по отношению к объекту). Теперь соц. установка определяется как осознание, оценка, готовность действовать.
4. Понимание социального предрассудка.
Это установка, заведомое осуждение, они внушают предубеждение против человека и исключительно на основании его идентификации с некой группой. Негативная неоправданна установка по отношению к группе и отдельных ее членов. Сочетание установок: аффект, поведения тенденция (склонность действовать определённым образом) и знание (убеждение). Человеку находящемуся под влиянием предрассудка не нравится те, кто на него не похож, он допускает в своем поведении дискриминацию в отношении этих людей, убежден в том что они невежественны и опасны. Предрассудки бывают расовые, этнические, профессиональные и предрассудки в половозрастных отношениях
5. Понятие социальной установки.
Благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мыслях, чувствах, целенаправленного поведения. Аттитюд - является социальной фиксированной установкой, это предрасположенность к определенному поведению личности в ситуациях общения с другими людьми. Существуют эмоциональные, когнитивные и когнитивные компоненты социальной установки.
6. Проблема изменения социальных установок, ее теоретические и практические аспекты.
Для того чтобы изучить изменения социальных установок нужно знать как меняются диспозиции, а они меняются. Степень изменчивости и подвижности социальных установок зависит от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определённая диспозиция, тем более устойчивой она является. Если принять аттитюд за относительно низкий уровень диспозиции, то становится ясно, что проблема их изменения особенно актуальна. Если даже социальная психология научится распознавать, в каком случае личность будет демонстрировать расхождения аттитюда и реального поведения, а в каком – нет, прогноз этого реального поведения будет зависеть еще и от того, изменится или нет в течении интересующего нас отрезка времени аттитюд на то или иной объект. Если аттитюд изменятся, поведение спрогнозировано быть не может до тех пор, пока не известно направление, в котором произойдет смена аттитюда. Основные модели объяснения процесса изменения соц. уст- к: бихевиористская и когнитивная модель. В первой в качестве объяснительного принципа используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной соц. установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер соц. установки, менять ее. Однако, если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то изменение возможно также лишь при усвоении «включения» соц. факторов.
Вторая модель. изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие. При принятии такой объяснительной модели все соц. детерминанты изменения соц. установок элиминируются, поэтому ключевые вопросы вновь остаются нерешенными. Чтобы найти адекватный подход к проблеме изменения соц. установок, необходимо очень четко представить себе специфическое социально- психологическое содержание этого понятия, которое заключается в том, что данный феномен обуславливает «как фактом его функционирования в социальной системе, так и св- м регуляции поведение человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей произв деятельности, включенного в сложное переплетение связей с другими «людьми» Поэтому в отличие от социального описания изменения соц. установок недостаточно выявить только совокупность социальных изменений, предшествующий изменению аттитюдов и объясняющих их.
7. Психологическая теория отношений личности в работах В.Н. Мясищева.
Отношение, понимается «как система временных связей человека как личности- субъекта со своей действительностью или с ее отдельными сторонами» обьясняет как раз направленности будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытие себя в реальных аспектах деятельности. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально- психологической точки зрения ситуации. Сфера деятельности личности на основе отношений практически безграничны.
8. Социальные стереотипы и предрассудки личности
Социальные стереотипы – устойчивый образ или представлений о каких- либо явлениях или людях, свойственное представлениям той или иной социальные группы. Они формируются путем сигнальной наследственности, т. е. через подражание взрослым в раннем детстве, такие стереотипы очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости. Для человека , усвоившего стереотипы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки », позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы, (напр. «все бухгалтера- педанты», «профессора- дураки» и т. д.)
Предрассудки личности- в первую очередь это установка, заведомое осуждение, они внушают предубеждение против человека и исключительно на основании его идентификации с некой группой. Негативная неоправданна установка по отношению к группе и отдельных ее членов. Сочетание установок: аффект, поведения тенденция (склонность действовать определённым образом) и знание (убеждение). Человеку находящемуся под влиянием предрассудка не нравится те, кто на него не похож, он допускает в своем поведении дискриминацию в отношении этих людей, убежден в том что они невежественны и опасны. Предрассудки бывают расовые, этнические, профессиональные и предрассудки в половозрастных отношениях
9. Сравнительный анализ стереотипов и установок.
Установки - благоприятная или неблагоприятная оценочная реакция на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мыслях, чувствах, целенаправленного поведения. Существуют установки:
когнитивная, когда объект осознает социальные установки; аффектная, эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему; и поведенческая (конативная), последовательное поведение по отношению к объекту. А стереотип, это устойчивый образ или представлений о каких- либо явлениях или людях, свойственное представлениям той или иной социальной группы, и формируются путем сигнальной наследственности, т. е. через подражание взрослым в раннем детстве, такие стереотипы очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости. Отличие установки от стереотипа в том, что человек сам в течении своей жизни может ее менять в зависимости от ситуации (например, «мне надо найти работу», или «сегодня у меня хорошее настроение» )
10. Структура социальной установки.
Социальная установка как аттитюд, ее структура:
1.когнитивный компонент (осознание объекта соц. установки);
2.аффектный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);
3 поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту
11. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности.
Социальные установки служат для: регуляции непосредственных реакций субъекта на актуальную предложенную ситуацию, регулирование поступков личности , осуществляемые в первичной ситуации, регулируемой уже некоторых систем поступков или то что можно назвать поведением, регулируемая целостность поведения, или собственно деятельности личности
12. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты социальных установок.
Эти установки определил как компоненты аттитюда М. Смит, и дал им определение. Эмоциональный компонент ( аффектный)-представляет собой как оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему; Когнитивный компонент- это осознание объекта соц. установки; Когнитивный (конативный) компонент – это последовательное поведение по отношению к объекту.