Заполните таблицу: Гормональные эффекты гипоталамуса и основных эндокринных желез
Отделы вегетативной нервной системы.
Признаки для сравнения | Симпатический отдел | Парасимпатический отдел | Метасимпатический отдел |
Тела первых нейронов находятся | |||
Тела вторых нейронов находятся | |||
Медиатор первого нейрона | |||
Медиатор второго нейрона | |||
Длина первого волокна | |||
Длина второго волокна |
Эффекты отделов вегетативной нервной системы.
Органы и признаки для сравнения | Симпатический отдел | Парасимпатический отдел | Метасимпатический отдел |
Зрачки | |||
Сердце | |||
Легкие | |||
Кишечник | |||
Артериолы кишечника и кожи | |||
Артериолы мозга и скелетных мышц | |||
Мочевой пузырь | |||
Надпочечники | |||
Скорость распространения нервного импульса | |||
Почки | |||
Потоотделение |
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕГЕТАТИВНОГО ТОНУСА.
Оценка вегетативного тонуса человека по индексу Кердо
Индекс Кердо позволяет оценить состояние вегетативного тонуса по параметрам, характеризующим состояние сердечно-сосудистой системы — артериальному давлению (АД) и частоте сердечных сокращений (ЧСС).
О с н а щ е н и е: тонометр с фонендоскопом, секундомер. Исследование проводят на человеке.
С о д е р ж а н и е р а б о т ы. У испытуемого в положении сидя или лежа после 5 мин покоя измерьте артериальное давление (АД, мм рт.ст.) и частоту пульса (ЧСС, уд/мин).
Оформление протокола.
1. Используя эти показатели, рассчитайте вегетативный индекс Кердо (ВИК) по формуле:
ВИК = (1 – АДд/ ЧСС ) × 100 (%)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. По величине ВИК оцените ваш собственный исходный вегетативный тонус следующим образом: нормотония: ВИК от - 10 до+10 %, симпатикотония: ВИК более +10 %, ваготония: ВИК менее -10 %.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оценка вегетативного тонуса человека методом анкетирования
О с н а щ е н и е: таблица-опросник. Исследование проводят на человеке.
С о д е р ж а н и е р а б о т ы. Следуя пунктам таблицы 2,при каждом положительном ответе ставьте знак "+", что будет соответствовать одному баллу. После заполнения таблицы - опросника подсчитайте суммы баллов по соответствующим графам и сформулируйте одно из трех заключений по преобладанию суммы баллов в одной из трех колонок:
· эйтония или нормотония (относительное вегетативное равновесие);
· ваготония (преобладание парасимпатических влияний);
· симпатикотония (превалирование симпатических влияний).
Таблица 2. Опросник для ориентировочной оценки исходного вегетативного тонуса.
Симптомы и клини-ческие показатели | Симпатикотония | Нормотония | Ваготония |
Цвет кожи | Бледный | Нормальный | Склонность к покраснению |
Дермографизм | Розовый, белый | Красный | Красный. возвышающийся |
Температура тела | Склонность к повышению | Нормальная | Склонность к пониженной |
Масса тела | Склонность к похуданию | Нормальная | Склонность к избыточной |
Аппетит | Повышен | Нормальный | Снижен |
ЧСС | Склонность к тахикардии | Нормокардия | Склонность к брадикардии |
АД | Склонность к повышению | Нормальное | Склонность к гипотензии |
Ощущение сердцебиений в покое | Характерно | Не характерно | Не характерно |
Боли в области сердца | Возможны | Не характерны | Часты |
Частота дыхания | Повышена | Нормальная | Снижена |
Объем дыхания | Повышен | Нормальный | Снижен |
Физическая работос-пособность, активность | Повышена | Снижена | |
Сон | Беспокойный | Спокойный | Глубокий |
Психоэмоциональные особенности | Повышенная возбуди-мость, рассеянность | Уравновешенность | Аппатия |
Общее кол-во баллов |
Оформление протокола.
1. Сделайте заключение о вашем исходном вегетативном тонусе
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ТЕМА ФИЗИОЛОГИЯ ЭНДОКРИННЫХ ЖЕЛЕЗ
Задание 1. Дайте определение следующим понятиям:
Гуморальная регуляция –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Железы –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Железа внутренней секреции –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Гормон –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Нейрогормон –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Нейромедиатор –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Аутокринное влияние–
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Паракринное влияние–
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Эндокринное влияние –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вторичный мессенжер–
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Заполните таблицу: Гормональные эффекты гипоталамуса и основных эндокринных желез.
Железа | Гормоны | Эффекты при гипо- и гиперфункциях | |
1. Гипоталамус | Рилизинг-гормоны: | ||
либерины, статины | |||
2. Гипофиз: | |||
аденогипофиз | Тропные гормоны: | ||
1) тиреотропный | |||
2) адренокортикотропный (АКТГ) | |||
3) соматотропный (СТГ) | |||
5) лютеинизирующий (ЛГ) | |||
средняя доля | Меланоцитостимулирующий (МСГ) | ||
нейрогипофиз | АДГ (вазопрессин) | ||
Окситоцин | |||
Эффекторные гормоны: | |||
3. Эпифиз | мелатонин | ||
4.Щитовидная железа | трийодтиронин | ||
тироксин | |||
тиреокальцитонин | |||
5.Паращитовидные железы | паратгормон | ||
6. Вилочковая железа (тимус) | тимозин | ||
тимопоэтин | |||
7. Панкреатическая железа | инсулин | ||
глюкагон | |||
соматостатин | |||
8. Надпочечники: | |||
А) корковое в-во | глюкокортикоиды | ||
минералокортикоиды | |||
половые гормоны | |||
Б) мозговое в-во | адреналин | ||
норадреналин | |||
9.Половые железы | эстроген | ||
прогестерон | |||
тестостерон | |||
ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Задание 1. Дайте определение следующим понятиям:
Врожденное поведение –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Доминанта –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Условный раздражитель –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Временная связь –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тип высшей нервной деятельности –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Динамический стереотип –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дифференцировочное торможение –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Память –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сознание –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вторая сигнальная система –
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------