Процесс группового давления.
Участники группы должны в той или иной степени разделять существующие групповые нормы.
Особенно остра эта проблема для нового члена группы, который должен принять или отвергнуть эти нормы.
Возможны:
- сознательное, свободное принятие норм
- вынужденное под угрозой санкций;
- демонстрация антагонизма по отношению к группе (Я не такой, как вы все);
- осознанное, свободное отвержение норм с учетом всех возможных последствий.
Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения получил название конформизма.
Различают
- внешний конформизм, когда мнение группы принимается лишь внешне, без изменений собственных убеждений,
- и внутренний конформизм, когда человек действительно усваивает мнение большинства.
Психологи считают, что конформизм и уступчивость тесно связаны с самооценкой:
- люди с высокой самооценкой менее склонны уступать групповым требованиям
- и наоборот.
Также конформизм связан с размером группы:
- вероятность конформистского поведения возрастает при увеличении числа членов группы.
Наличие еще одного несогласного повышает субъективную приемлемость и
вероятность нонконформизма.
Обнаружено, что если человек обязан публично заявить о своем мнении, вероятность конформизма возрастает, при возможности отвечать письменно человек освобождается от опасений показаться странным или смешным перед членами группы.
Уровень конформизма также зависит от пола и возраста.
Женщины в целом более конформны, чем мужчины, а дети - более, чем взрослые.
Подростки склонны демонстрировать конформизм в обшении со сверстниками и негативизм в обшении со взрослыми. Конформизм зависит такжe от значимости для человека того или иного мнения и людей, его высказывающих.
Процесс развития группы
Процесс развития группы всегда проходит несколько стадий.
В группе среднего учебного заведения:
1. на l-й стадии идет процесс знакомства.
Формируются представления студентов друг о друге. Общение проходит в основном в диадах (парах). Основной авторитет - преподаватель;
2. 2-я стадия - период формирования групповых норм.
В процессе обшения люди приноравливаются друг к другу. Группа ориентирована на решение проблем эмоциональных взаимоотношений;
3. 3-я стадия - стадия конфликта.
Возникают столкновения между отдельными индивидами в силу переоценки ими своих возможностей, в первую очередь лидерских, и стремления решать все проблемы группы самостоятельно, не консультируясь с преподавателями;
4. 4-я стадия сбалансированности завершает переход от конфликтности к сбалансированности. Общение внутри группы становится более открытым и конструктивным, могут появляться первые проявления групповой солидарности и сплоченности;
5. 5-я стадия - сложившейся группывозникновение сложившейся группы с ярко выраженным чувством «Мы»; появляются общегрупповые цели, ориентированные на учебу;
6. 6-я стадия эмоциональных отношений доминирующую роль начинает играть эмоциональная сфера; огромную ценность приобретают эмоциональные взаимоотношения, происходит переоценка групповых норм (группа напоминает счастливую семью);
7. 7-я стадия - высшая стадия групповой зрелости:
группа сплочена и одинаково активна и в учебной деятельности, и в эмоциональной сфере, открыта для проявления и разрешения конфликтов. Расхождения в мнениях допускаются, пока не будет выработана общая точка зрения на проблему.
Конечно, далеко не каждой группе удается достичь такого уровня развития.
Процесс сплочения группы.
На процесс сплочения могут влиять:
- эмоциональная привлекательность членов группы;
- возрастное, социальное, этническое, ценностное и другое сходство членов группы между собой;
- предпочитаемые группой мотивы взаимодействия: кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство;
- особенности групповых целей. Цели должны быть конкретны, ясны и всем понятны, не слишком отодвинуты во времени;
- удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе;
- стиль руководства.
Психологическая совместимость в группе
В процессе совместной деятельности членам малой группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих действий. От уровня такой координации всецело зависит продуктивность группы, каким бы видом деятельности в ней ни занимались. В свою очередь, этот уровень зависит от той или иной степени психологической совместимости членов группы.
Психологическая совместимость – способность членов группы к совместному бесконфликтному и согласованному взаимодействию в условиях совместной деятельности.
Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.
Психологическая совместимость в группе важна во всех без исключения сферах совместной деятельности людей. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда.
Критерии оценки совместимости:
1. результаты совместной деятельности;
2. эмоционально-энергетические затраты ее участников;
3. удовлетворенность участников этой деятельностью.
Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую.
- Психофизиологическая – определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности.
- Социально-психологическая – эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций.
Уровни совместимости:
- социально-психологический – общность целевых установок у членов группы, мотивов деятельности, общность их ценностных ориентации, единство в понимании задач, отношения к деятельности и товарищам и т. д.;
- психологический – общительность, трудолюбие, добросовестность, ответственность и т. д. Психологическая совместимость позитивно влияет на производительность и качество труда;
- психофизиологический– совместимость по уровню физического и психомоторного развития, одинаковое проявление основных психических процессов и сенсомоторных функций, единую степень тренированности группы в тех или иных профессиональных навыках и умениях, согласованность в динамике временных и силовых показателей высшей нервной деятельности и других функциональных систем организма, совместимость по темпераменту и т. д
Совпадение по всем уровням говорит о полной психологической совместимости.
Полное несовпадение приводит к возникновению психологического барьера, когда люди не воспринимают друг друга, не желают и не могут общаться.
Психологическая несовместимость для любой малой группы – это различие ценностных установок, отсутствие дружеских связей, неуважение или неприязнь людей друг к другу, неспособность в критических ситуациях понять друг друга.
Все это отрицательно влияет на сработанность группы и препятствуют совместной деятельности.
На совместимость людей в группе большое влияние оказывают типы коммуникативного поведения:
1. индивиды, стремящиеся к лидерству, способные решать задачи, только подчиняя себе других членов группы;
2. индивидуалисты, пытающиеся решать задачу в одиночку;
3. приспосабливающиеся к группе (конформисты), легко подчиняющиеся приказам других ее членов;
4. коллективисты, стремящиеся решать задачи совместными усилиями, поэтому они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.
Например,
Ø Если человек, стремящийся к лидерству, не может заставить остальных следовать его приказам, он может отказаться от участия в работе, или остаться и вести себя пассивно.
Ø Если же группа состоит в основном из индивидуалистов, то каждый из них стремится действовать обособленно от других, сам по себе.
Ø Оптимально, когда члены групп активны и обмениваются информацией между собой, действуя коллегиально.
Характеристики сплочённой группы:
- четкость, слаженность, организованность при выполнении совместных заданий;
- стремление к оказанию взаимопомощи, взаимовыручка в процессе выполнения деловых задач;
- творческое отношение членов к выполняемой деятельности, активность и инициативность, проявленные при этом, сотрудничество.
Итак,
1. Психологическая совместимость в группах формируется за счет действия разнообразных факторов.
2. Степень такой совместимости членов одной и той же группы может быть различной на разных этапах ее жизнедеятельности в силу динамики межличностных отношений.
3. Учет и оптимальное сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой совместимости и эффективности.
4. Психологическая совместимость в группе способствует повышению уровня её продуктивности и оптимизации социально-психологического климата.
ВЫВОДЫ
1. Группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда, потому сама группа выступает субъектом определенного вида деятельности и через него включена в систему общественных отношений.
2. Основные характеристики группы:
- состав,
- структура,
- групповые процессы,
- статусы и роли членов,
- система групповых ожиданий,
- групповые нормы,
- система санкций.
3. Выделяют
- условные и реальные группы,
- лабораторные и естественные,
- большие и малые,
- большие стихийные и большие устойчивые,
- малые развитые и малые становящиеся.
4. Малая группа - группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. Социометрические статусы в малой группе:
- «звезды»,
- высокостатусные, среднестатусные, низкостатусные члены,
- изолированные,
- пренебрегаемые, отверженные.
5. Люди по-разному воспринимают и оценивают свой статус.
6. Власть в группе реализуется через руководство и лидерство.
Выделяют стили руководства
- авторитарный,
- демократический
- и попустительский.
7. Можно выделить следующие групповые процессы:
- процесс группового давления,
- процесс развития группы,
- процесс сплочения группы,
- процесс принятия группового решения.
8. Каждый человек хотя бы раз в жизни должен принять или отвергнуть групповые нормы. Феномен вынужденного принятия человеком норм группы и соответствующего поведения называется конформизмом. Он бывает внешним и внутренним. Конформизм зависит от
- пола, возраста,
- самооценки,
- от размера группы,
- от необходимости публично заявлять свое мнение, наличия хотя бы ешё одного несогласного, значимости для человека высказываемого мнения и людей, его высказывающих.
9. Процесс развития группы может включать в себя стадии
1. знакомствa;
2. формирования групловых норм;
3. конфликта;
4. сбалансированности;
5. сложившейся группы;
6. эмоциональных отношений;
7. групповой зрелости.
10. Сплоченность группы зависит от
- эмоциональной привлекательности членов группы;
- степени их сходства;
- мотивов взаимодействия;
- групповых целей;
- удовлетворенности членов группы групповой деятельностью и своим статусом в группе;
- стиля руководства.