Когнитивные стратегии реагирования на противоречивый опыт

Понятия когнитивной ассимиляции и когнитивной аккомодации ши­роко используются в психологии развития, что в основном является за­слугой Пиаже. В процессе ассимиляции происходит включение новой информации или опыта в ранее существовавшие когнитивные структу­ры; в процессе аккомодации происходит изменение существующих или формирование новых когнитивных структур, способных включить в себя новую информацию или опыт, расходящиеся с прежними представлени­ями. Хотя Пиаже (Piaget, 1970) считал, что адаптация к новому опыту всегда требует одновременной ассимиляции и аккомодации, которые яв­ляются как бы двумя сторонами одной монеты, в этой статье при исполь­зовании данных концепций применяется несколько другой подход, и эти две когнитивные стратегии отделяются друг от друга. Конечно, все ин­дивиды используют оба способа обработки опытных результатов, кото­рые быстро сменяют друг друга и действуют при различных обстоятель­ствах в течение разного времени. Тем не менее полезно выяснить, какой

способ обработки информации — ассимиляция или аккомодация — предпочтителен или доминантен для данного человека...

Можно рассматривать ассимиляцию и аккомодацию как адаптацион­ные функции эволюции. Ассимиляция консервирует существующие структуры, для чего иногда используются креативные способы, обеспе­чивает преемственность прошлого и настоящего, и увековечивает куль­турные и семейные традиции и исторические ценности. Аккомодация приводит к созданию новых способов адаптации, иногда ненужных, та­ким образом способствуя социальным нововведениям и культурным из­менениям. Если индивиду доступны оба способа обработки результатов опыта и если к ним можно прибегать с учетом контекста, то эффектив­ность решения проблем увеличивается. Если при обработке противоречи­вой информации полагаться только на одну из этих стратегий, не учиты­вая требований реального мира, то это приведет к когнитивной дисфун­кции. Использование жестких и неизменных методов для «подгонки» новых представлений под ранее существовавшие структуры может при­вести к проективному, искаженному, чрезмерно упрощенному, ригидно­му подходу к миру. В то же время преждевременный отказ от установив­шихся структур и переопределение посылок (путем активного поиска или пассивного принятия новых посылок) может привести к антиисто­ричному, фрагментарному, чрезмерно ситуативному, не опирающемуся на критерии, импульсивному подходу к миру.

Приведенные выше литературные данные говорят о том, что женщи­ны по сравнению с мужчинами растут в более структурированном и ди­рективном мире. Сочетание родительского контроля, ограничений ис­следовательской деятельности, распределения домашних обязанностей, требования нахождения вблизи от родителей и более частой — а иног­да и ненужной — помощи, предоставляемой девочкам в ситуациях, свя­занных с решением проблем, создает для девочек более канализирован­ную и прогнозируемую среду по сравнению со средой, в которой растут мальчики. Столкновения девочек с миром вне дома менее экстенсивны и более подконтрольны, чем столкновения мальчиков. Свой вклад в со­здание для девочек более структурированного мира вносит и то, что предпочитаемая ими игровая деятельность имеет более четкую структу­ру и в большей степени, чем игры мальчиков, связана с подражанием примерам, инструкцией и подчинением правилам. Игры, предпочитае­мые девочками старшего возраста, также более структурированы и в меньшей степени требуют импровизации, чем игры мальчиков, в кото­рых часто вознаграждается умение справиться с непредусмотренной

Глава 5

туацией и быстро воспользоваться преимуществами сложившегося ложения. Было обнаружено, что по сравнению с менее структуриро­ванными средами относительно структурированные среды слабее спо­собствуют развитию креативности, предрасполагают детей к большей уступчивости, связаны с менее активным вовлечением в решение задач и с нетерпимостью к неопределенности. Можно ожидать, что упомяну­тые различия в обстановке, в которой обучак^я мальчики и девочки, оказывают общее сильное влияние на когнитивные стратегии, к которым люди прибегают в тех случаях, когда их ожидания не подтверждаются. Сравнение способов социализации мальчиков и девочек показало, что при социализации девочек в большей степени поощряется использо­вание ассимиляционных стратегий обработки новой информации, в то время как при социализации мальчиков в большей степени поощряется использование аккомодационных стратегий обработки входной инфор­мации, расходящейся с прежними представлениями. Более того, предпо­лагается, что, по сравнению с мальчиками, девочки медленнее соверша­ют переход от когнитивной ассимиляции к когнитивной аккомодации. При социализации в относительно структурированной внешней среде, которую чаще создают для воспитания девочек, акцентируется адаптив­ное вознаграждение усилий, направленных на ассимиляцию и на подав­ление новаторской аккомодации, вызывающей чувство тревоги. Мальчи­ки, сталкивающиеся с более непредсказуемым миром, где часто возни­кает необходимости в стратегиях ad hoc (лат. — «на данный случай»), вынуждены чаще пересматривать свои когнитивные структуры и даже отказываться от тех из них, которые оказались неэффективными. Мож­но ожидать, что. успехи мальчиков при принятии изобретательных реше­ний ad hoc со временем повысят их уверенность в себе, и им легче будет идти на риск, связанный с перестройкой структур.

••Здесь уместно вспомнить о результатах исследований, которые по­казывают, что в ситуациях решения проблем женщины демонстрируют большую консервативность в выборе способа решения. Ряд результатов, касающихся поведения людей при классификации понятий, показывает, что женщины устанавливают более узкие границы классов, чем мужчи­ны. Обобщая результаты нескольких работ по исследованию процессов классификации, Силверман отмечает: «По сравнению с мужчинами жен­щины более предрасположены к тому, чтобы принять основную струк­туру конфигурации стимулов [курсив мой. — Д. Ј.], внося в нее лишь

Тендерные роли 179

минимальные изменения» (Silverman, 1970, р. 84). Данные исследова­ний с полной очевидностью говорят о том, что женщины демонстриру­ют более низкие результаты при решении когнитивных проблем, требу­ющих реорганизации или изменения установки. Оценки поведения в си­туациях, связанных с когнитивным риском, показывают, что женщины консервативнее в своих суждениях, чем мужчины. Дак (Duck, 1975) про­вел исследование с целью выявления факторов, связанных с моделями дружеских отношений, и продемонстрировал, что основой дружбы у де­вочек является сходство психологического склада, а у мальчиков это не так. Доказательства значимости для женщин знакомых и испытанных путей можно усмотреть также в работе Хартера (Harter, 1975), который обнаружил, что девочки, научившись определенным навыкам, продол­жали над ними работать дольше, чем мальчики, особенно при наличии социального подкрепления. С другой стороны, мальчики тратили боль­ше времени на неразрешимые проблемы, пытаясь найти ключ к их реше­нию. Предполагается, что описанные выше результаты (которые демон­стрируют, что при классификации женщины устанавливают более узкие границы категорий; что при решении задач, требующих изменения уста^ новок, они испытывают меньшую склонность к реорганизации структур; проявляют больший консерватизм в суждениях, касающихся рискован­ных действий; предпочитают друзей со сходными психологическими ха­рактеристиками и предпочитают решать знакомые задачи) свидетель­ствуют в пользу ассимиляционного способа обработки нового опыта. В таком случае эти результаты могут служить подтверждением предпо­ложения о том, что женщины в большей, чем мужчины, степени полага­ются на ассимиляционные стратегии, в то время как мужчины в ситуа­циях решения проблем склонны чаще пользоваться аккомодационными стратегиями.

Повторим вкратце основное содержание данной статьи. Было выдви­нуто предположение о том, что сложившаяся практика дифференциро­ванной по половому признаку социализации оказывает многостороннее влияние на когнитивное развитие мужчин и женщин. Каждый аспект этого влияния и их совокупное воздействие приводят к тому, что маль­чикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей для само­стоятельного решения проблем в разнообразных контекстах. Различие в предоставляемых мальчикам и девочкам возможностях активно взаи­модействовать с большим миром вне знакомой и защищенной домашней



Глава 5



среды рассматривается как фактор, способствующий созданию разных представлений о мире, развитию неодинаковой компетентности и под­креплению использования различных когнитивных эвристик при обра­ботке нового опыта.

ЛИТЕРАТУРА

Chodorow N. Family structure and feminine personality/ Eds. M. Z. Rozaldo & L. Lampere, Women's culture and society. — Stanford, Cal.: Stanford University Press, 1974, 43-46.

Дунсбэри

Рисунки Гарри Трюдо

Наши рекомендации